СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ и самоанализ урока - средство повышения методического мастерства учителя

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – загадка, учитель – загадчик.  А человек, разбирающий урок,  кто бы он ни был,  должен быть разгадчиком

Просмотр содержимого документа
«Анализ и самоанализ урока - средство повышения методического мастерства учителя»

«Анализ и самоанализ урока - средство повышения  методического мастерства учителя»

«Анализ и самоанализ урока - средство повышения методического мастерства

учителя»

«Урок – загадка, учитель – загадчик.  А человек, разбирающий урок,  кто бы он ни был,  должен быть  разгадчиком»   Симон Соловейчик

«Урок – загадка, учитель – загадчик. А человек, разбирающий урок, кто бы он ни был, должен быть разгадчиком»

Симон Соловейчик

Результаты анкетирования 1. Видите ли Вы необходимость в выполнении анализа и самоанализа уроков? а) да 29 б) нет 71% 4 в) не знаю 8 10% 19% 2. Делаете ли Вы самоанализ проведенных уроков? а) да, всегда б) часто 10 24,4% 9 в) иногда 22% г) редко 14 д) нет, не делаю 34,1% 6 14,6% 2 4,9%

Результаты анкетирования

1. Видите ли Вы необходимость в выполнении анализа и самоанализа уроков?

а) да

29

б) нет

71%

4

в) не знаю

8

10%

19%

2. Делаете ли Вы самоанализ проведенных уроков?

а) да, всегда

б) часто

10

24,4%

9

в) иногда

22%

г) редко

14

д) нет, не делаю

34,1%

6

14,6%

2

4,9%

Результаты анкетирования 3. Для Вас самоанализ урока это: а) насущная необходимость 10 б) трата времени 24,4% 5 в) неприятная обязанность 2 12,2% г) возможность повысить свой профессиональный уровень 4,9% 21 д) свой вариант (коррекция плана урока, корректировка методики) 3 51,2% 7,3% 4. Нуждаетесь ли Вы в помощи по осуществлению анализа и самоанализа урока? а) да б) нет 13 32% 22 в) не знаю 54% 6 14%

Результаты анкетирования

3. Для Вас самоанализ урока это:

а) насущная необходимость

10

б) трата времени

24,4%

5

в) неприятная обязанность

2

12,2%

г) возможность повысить свой профессиональный уровень

4,9%

21

д) свой вариант (коррекция плана урока, корректировка методики)

3

51,2%

7,3%

4. Нуждаетесь ли Вы в помощи по осуществлению анализа и самоанализа урока?

а) да

б) нет

13

32%

22

в) не знаю

54%

6

14%

Результаты анкетирования 5. Что дает анализ и самоанализ урока учителю? а) учит обобщать и делать научно-обоснованные выводы 12 б) формирует умение проводить наблюдения за педагогич. явлениями 29,1% 4 в) определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания 7 г) развивает интерес к обучающему процессу 3,8% 17% 3 д) формирует аналитические способности 5 7,3% е) учит рефлексии, умению видеть свои сильные и слабые стороны 12% 11 ж) учит творческому подходу в проведении уроков 16 26,8% 39%

Результаты анкетирования

5. Что дает анализ и самоанализ урока учителю?

а) учит обобщать и делать научно-обоснованные выводы

12

б) формирует умение проводить наблюдения за педагогич. явлениями

29,1%

4

в) определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания

7

г) развивает интерес к обучающему процессу

3,8%

17%

3

д) формирует аналитические способности

5

7,3%

е) учит рефлексии, умению видеть свои сильные и слабые стороны

12%

11

ж) учит творческому подходу в проведении уроков

16

26,8%

39%

Результаты анкетирования 6. Что вызывает наибольшие затруднения? Нехватка, отсутствие времени  Объективность 25  61% 4 Правильное оформление, формулирование   7 Нет единого плана анализа и самоанализа урока 9,8%   11 17%  26,8%

Результаты анкетирования

6. Что вызывает наибольшие затруднения?

Нехватка, отсутствие времени

Объективность

25

61%

4

Правильное оформление, формулирование

7

Нет единого плана анализа и самоанализа урока

9,8%

11

17%

26,8%

Анализ и самоанализ урока является психолого – педагогическим портретом культуры и уровня профессионализма учителя

Анализ и самоанализ урока является психолого – педагогическим портретом культуры и уровня профессионализма

учителя

Педагогический анализ урока – это не только расчленение, разбор урока на составляющие, но и синтез – объединение, соединение, соотношение этих составляющих.

Педагогический анализ урока – это не только расчленение, разбор урока на составляющие, но и синтез – объединение, соединение, соотношение этих составляющих.

Основные компоненты урока Триединая цель урока «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда» Марк Твен «Для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь, любой ветер попутный» Философ Сенека

Основные компоненты урока

  • Триединая цель урока

«Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда»

Марк Твен

«Для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь, любой ветер попутный»

Философ Сенека

2. Содержание учебного материала  это тот фактический материал и теоретические положения, которые учащимся следует усвоить. Это материальная основа урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников

2. Содержание учебного материала

это тот фактический материал и теоретические положения, которые учащимся следует усвоить.

Это материальная основа урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников

3. Методы обучения это важнейший компонент урока,  это ключ к достижению триединой цели урока. практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод

3. Методы обучения

это важнейший компонент урока, это ключ к достижению триединой цели урока.

практический,

наглядный,

словесный,

работа с книгой,

видеометод

4. Формы организации познавательной деятельности  это целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя  и учащихся. Групповая форма организации познавательной деятельности Фронтальная форма познавательной деятельности Индивидуально-обособленная форма

4. Формы организации познавательной деятельности

это целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся.

Групповая форма организации познавательной деятельности

Фронтальная форма познавательной деятельности

Индивидуально-обособленная форма

Педагогический анализ опирается на определенный метод познания , который представляет собой систему правил и операций, необходимых для изучения процесса осуществления урока, а также причин, влияющих на его конечный результат. Необходимо определится с целью посещения урока. Уяснить цели наблюдения на уроке. Составить программу наблюдений на уроке. Наблюдая за ходом урока, фиксировать результаты наблюдения. Сравнить результаты наблюдения, систематизировать результаты наблюдения. Это формирует основу для последующего анализа урока, которая, отвечая на вопросы «Что?» и «Как?», в то же время является основой для ответа на вопрос «Почему?». Осуществить анализ урока. Сформулировать выводы и предложения учителю, вытекающие из анализа урока.

Педагогический анализ опирается на определенный метод познания , который представляет собой систему правил и операций, необходимых для изучения процесса осуществления урока, а также причин, влияющих на его конечный результат.

  • Необходимо определится с целью посещения урока.
  • Уяснить цели наблюдения на уроке.
  • Составить программу наблюдений на уроке.
  • Наблюдая за ходом урока, фиксировать результаты наблюдения.
  • Сравнить результаты наблюдения, систематизировать результаты наблюдения. Это формирует основу для последующего анализа урока, которая, отвечая на вопросы «Что?» и «Как?», в то же время является основой для ответа на вопрос «Почему?».
  • Осуществить анализ урока.
  • Сформулировать выводы и предложения учителю, вытекающие из анализа урока.

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход: Аспекты урока Взаимосвязь

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход:

Аспекты

урока

Взаимосвязь

1. Активизация мыслительной деятельности, проблемные вопросы. 2.Использование практических навыков учащихся. 3.Дифференцированный подход к учащимся:  а) работа с сильными учениками;  б) работа со слабыми учениками.  4.Создание на уроке ситуации успеха.  5.Связь с предыдущими уроками.  6. Эффективность использованных методов и приёмов обучения. 7. Реализация воспитательных задач урока.  8. Степень оригинальности и новизны технологии 9. Мотивировка учащихся. № 1  Анализ содержания урока

1. Активизация мыслительной деятельности, проблемные вопросы.

2.Использование практических навыков учащихся.

3.Дифференцированный подход к учащимся:

а) работа с сильными учениками;

б) работа со слабыми учениками.

4.Создание на уроке ситуации успеха.

5.Связь с предыдущими уроками.

6. Эффективность использованных методов и приёмов обучения.

7. Реализация воспитательных задач урока.

8. Степень оригинальности и новизны технологии

9. Мотивировка учащихся.

№ 1 Анализ содержания урока

№ 2  Анализ деятельности учителя на уроке 1.Сотрудничество с учащимися. 2.Гибкость учителя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности своих действий. 3.Дифференцированный подход к учащимся: а) работа с сильными учениками; б) работа со слабыми учениками. 4. Мотивировка учащихся.  5. Научность и доступность изложения новых знаний.  6. Связь обучения с жизнью.  7. Рациональное использование времени на уроке.

№ 2 Анализ деятельности учителя на уроке

1.Сотрудничество с учащимися.

2.Гибкость учителя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности своих действий.

3.Дифференцированный подход к учащимся:

а) работа с сильными учениками;

б) работа со слабыми учениками.

4. Мотивировка учащихся.

5. Научность и доступность изложения новых знаний.

6. Связь обучения с жизнью.

7. Рациональное использование времени на уроке.

№ 3 Анализ деятельности учащихся на уроке 1. Уровень активности на уроке. 2. Наличие вопросов на уточнение понимания материала. 3. Организованность и активность на разных этапах урока.  4. Уровень оценки и самооценки.  5. Умение учащихся переключаться с одного вида работ на другие.  6.Интенсивность и качество самостоятельной работы.  7. Организованность, дисциплина.  8. Развитие навыков групповой, парной и коллективной

№ 3 Анализ деятельности учащихся на уроке

1. Уровень активности на уроке.

2. Наличие вопросов на уточнение понимания материала.

3. Организованность и активность на разных этапах урока.

4. Уровень оценки и самооценки.

5. Умение учащихся переключаться с одного вида работ на другие.

6.Интенсивность и качество самостоятельной работы.

7. Организованность, дисциплина.

8. Развитие навыков групповой, парной и коллективной

№ 4  Анализ психологического аспекта урока  1. Умение владеть классом.  3.Педагогический такт учителя.  4. Учитель способен мобилизовать внимание учащихся различными способами: - через прямое требование; - связывая изучаемый материал с жизнью школьников; - с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций. 5. Учитель умеет поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность учащихся и их поощрение. 6. Создание на уроке условий для успешного запоминания и предупреждение забывания учебного материала: изучение материала с различных точек зрения, его смысловая и логическая группировка. 7. Использование на уроке ситуаций, во время которых «включаются» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная).  

№ 4 Анализ психологического аспекта урока

1. Умение владеть классом.

3.Педагогический такт учителя.

4. Учитель способен мобилизовать внимание учащихся различными способами:

- через прямое требование;

- связывая изучаемый материал с жизнью школьников;

- с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.

5. Учитель умеет поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность учащихся и их поощрение.

6. Создание на уроке условий для успешного запоминания и предупреждение забывания учебного материала: изучение материала с различных точек зрения, его смысловая и логическая группировка.

7. Использование на уроке ситуаций, во время которых «включаются» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная).

 

Задача организационного этапа:

Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке;

Психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.

1. Взаимное приветствие – элементарный акт вежливости и одновременно начало общения учителя и учеников. Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. Оно – первый шаг к сотрудничеству. Насколько эффективно прошла процедура приветствия в просмотренном видеосюжете?

 

2. Определение отсутствующих . Суть не в том, чтобы узнать, кого из учеников нет

на уроке. Смысл в отношении учителя к факту отсутствия того или иного ученика. Порицание, если ученик отсутствует без уважительной причины,

сочувствие и оказание помощи тем, кто болеет. Обязательно

нужно интересоваться здоровьем тех учеников, которые долго

болеют. Приветствовать ученика, который после долгого

отсутствия вновь появился в классе. Не забывать, что простая

проверка отсутствующих может служить важным

инструментом углубления сотрудничества,

воспитания гуманизма, учебной дисциплины.

Насколько эффективно прошла процедура

определения отсутствующих в просмотренном

видеосюжете?

3. Проверка готовности учащихся к уроку . Здесь учителя, прежде всего, должен интересовать внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние учебного места. В какой – то степени при соблюдении такта и чувства меры этот момент можно использовать для формирования вкуса, эталона внешности. Насколько эффективно прошла процедура проверки готовности учащихся к уроку в просмотренном видеосюжете?   4. Организация внимания . Необходимо уметь устанавливать четкую грань, отделяющую перемену от урока, новую психологическую ситуацию быстрой настройки сосредоточения на предмете учебного занятия. Насколько эффективно прошла процедура организации внимания учащихся в просмотренном видеосюжете?   5. Насколько эффективно организована проверка домашнего задания ?

3. Проверка готовности учащихся к уроку . Здесь учителя, прежде всего, должен интересовать внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние учебного места. В какой – то степени при соблюдении такта и чувства меры этот момент можно использовать для формирования вкуса, эталона внешности.

Насколько эффективно прошла процедура проверки готовности учащихся к уроку в просмотренном видеосюжете?

 

4. Организация внимания . Необходимо уметь устанавливать четкую грань, отделяющую перемену от урока, новую психологическую ситуацию быстрой настройки сосредоточения на предмете учебного занятия.

Насколько эффективно прошла процедура организации внимания учащихся

в просмотренном видеосюжете?

 

5. Насколько эффективно организована проверка домашнего

задания ?

Педагогический анализ уроков эффективный способ индивидуальной методической работы действенным средством развития у учителя способности рефлексировать свой труд сильнейший инструмент мотивации учителя

Педагогический анализ уроков

  • эффективный способ индивидуальной методической работы
  • действенным средством развития у учителя способности рефлексировать свой труд
  • сильнейший инструмент мотивации учителя
Методологические требования предъявляемые к наблюдению на уроке наблюдающий должен совершенно четко и ясно представлять стоящую перед ним цель; цель наблюдения должна быть преобразована в компактную программу наблюдения, т.е. носить планомерный характер; необходимо учитывать роль субъективного момента в наблюдении, нередко искажающего действительность; наблюдение за ходом урока всегда предполагает активное включение в этот процесс педагогических и психологических знаний наблюдающего; данные, полученные с помощью наблюдения, не могут быть использованы в чистом виде, они должны быть подвергнуты рациональной обработке и определенным образом зафиксированы в форме словесного описания, схем, таблиц.

Методологические требования предъявляемые к наблюдению на уроке

  • наблюдающий должен совершенно четко и ясно представлять стоящую перед ним цель;
  • цель наблюдения должна быть преобразована в компактную программу наблюдения, т.е. носить планомерный характер;
  • необходимо учитывать роль субъективного момента в наблюдении, нередко искажающего действительность;
  • наблюдение за ходом урока всегда предполагает активное включение в этот процесс педагогических и психологических знаний наблюдающего;
  • данные, полученные с помощью наблюдения, не могут быть использованы в чистом виде, они должны быть подвергнуты рациональной обработке и определенным образом зафиксированы в форме словесного описания, схем, таблиц.