«Анализ и самоанализ урока - средство повышения методического мастерства
учителя»
«Урок – загадка, учитель – загадчик. А человек, разбирающий урок, кто бы он ни был, должен быть разгадчиком»
Симон Соловейчик
Результаты анкетирования
1. Видите ли Вы необходимость в выполнении анализа и самоанализа уроков?
а) да
29
б) нет
71%
4
в) не знаю
8
10%
19%
2. Делаете ли Вы самоанализ проведенных уроков?
а) да, всегда
б) часто
10
24,4%
9
в) иногда
22%
г) редко
14
д) нет, не делаю
34,1%
6
14,6%
2
4,9%
Результаты анкетирования
3. Для Вас самоанализ урока это:
а) насущная необходимость
10
б) трата времени
24,4%
5
в) неприятная обязанность
2
12,2%
г) возможность повысить свой профессиональный уровень
4,9%
21
д) свой вариант (коррекция плана урока, корректировка методики)
3
51,2%
7,3%
4. Нуждаетесь ли Вы в помощи по осуществлению анализа и самоанализа урока?
а) да
б) нет
13
32%
22
в) не знаю
54%
6
14%
Результаты анкетирования
5. Что дает анализ и самоанализ урока учителю?
а) учит обобщать и делать научно-обоснованные выводы
12
б) формирует умение проводить наблюдения за педагогич. явлениями
29,1%
4
в) определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания
7
г) развивает интерес к обучающему процессу
3,8%
17%
3
д) формирует аналитические способности
5
7,3%
е) учит рефлексии, умению видеть свои сильные и слабые стороны
12%
11
ж) учит творческому подходу в проведении уроков
16
26,8%
39%
Результаты анкетирования
6. Что вызывает наибольшие затруднения?
Нехватка, отсутствие времени
Объективность
25
61%
4
Правильное оформление, формулирование
7
Нет единого плана анализа и самоанализа урока
9,8%
11
17%
26,8%
Анализ и самоанализ урока является психолого – педагогическим портретом культуры и уровня профессионализма
учителя
Педагогический анализ урока – это не только расчленение, разбор урока на составляющие, но и синтез – объединение, соединение, соотношение этих составляющих.
Основные компоненты урока
«Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда»
Марк Твен
«Для того, кто не знает, в какой гавани бросить якорь, любой ветер попутный»
Философ Сенека
2. Содержание учебного материала
это тот фактический материал и теоретические положения, которые учащимся следует усвоить.
Это материальная основа урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников
3. Методы обучения
это важнейший компонент урока, это ключ к достижению триединой цели урока.
практический,
наглядный,
словесный,
работа с книгой,
видеометод
4. Формы организации познавательной деятельности
это целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся.
Групповая форма организации познавательной деятельности
Фронтальная форма познавательной деятельности
Индивидуально-обособленная форма
Педагогический анализ опирается на определенный метод познания , который представляет собой систему правил и операций, необходимых для изучения процесса осуществления урока, а также причин, влияющих на его конечный результат.
- Необходимо определится с целью посещения урока.
- Уяснить цели наблюдения на уроке.
- Составить программу наблюдений на уроке.
- Наблюдая за ходом урока, фиксировать результаты наблюдения.
- Сравнить результаты наблюдения, систематизировать результаты наблюдения. Это формирует основу для последующего анализа урока, которая, отвечая на вопросы «Что?» и «Как?», в то же время является основой для ответа на вопрос «Почему?».
- Осуществить анализ урока.
- Сформулировать выводы и предложения учителю, вытекающие из анализа урока.
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход:
Аспекты
урока
Взаимосвязь
1. Активизация мыслительной деятельности, проблемные вопросы.
2.Использование практических навыков учащихся.
3.Дифференцированный подход к учащимся:
а) работа с сильными учениками;
б) работа со слабыми учениками.
4.Создание на уроке ситуации успеха.
5.Связь с предыдущими уроками.
6. Эффективность использованных методов и приёмов обучения.
7. Реализация воспитательных задач урока.
8. Степень оригинальности и новизны технологии
9. Мотивировка учащихся.
№ 1 Анализ содержания урока
№ 2 Анализ деятельности учителя на уроке
1.Сотрудничество с учащимися.
2.Гибкость учителя, способность корректировать свои действия на основе оперативной оценки результативности своих действий.
3.Дифференцированный подход к учащимся:
а) работа с сильными учениками;
б) работа со слабыми учениками.
4. Мотивировка учащихся.
5. Научность и доступность изложения новых знаний.
6. Связь обучения с жизнью.
7. Рациональное использование времени на уроке.
№ 3 Анализ деятельности учащихся на уроке
1. Уровень активности на уроке.
2. Наличие вопросов на уточнение понимания материала.
3. Организованность и активность на разных этапах урока.
4. Уровень оценки и самооценки.
5. Умение учащихся переключаться с одного вида работ на другие.
6.Интенсивность и качество самостоятельной работы.
7. Организованность, дисциплина.
8. Развитие навыков групповой, парной и коллективной
№ 4 Анализ психологического аспекта урока
1. Умение владеть классом.
3.Педагогический такт учителя.
4. Учитель способен мобилизовать внимание учащихся различными способами:
- через прямое требование;
- связывая изучаемый материал с жизнью школьников;
- с помощью использования занимательной информации и проблемных ситуаций.
5. Учитель умеет поддержать и развить внимание через четкую организацию урока, его темп, динамику, разнообразие видов работы, самостоятельную умственную деятельность учащихся и их поощрение.
6. Создание на уроке условий для успешного запоминания и предупреждение забывания учебного материала: изучение материала с различных точек зрения, его смысловая и логическая группировка.
7. Использование на уроке ситуаций, во время которых «включаются» различные виды памяти (моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная).
Задача организационного этапа:
Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке;
Психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
1. Взаимное приветствие – элементарный акт вежливости и одновременно начало общения учителя и учеников. Приветствие должно выражать взаимное уважение, симпатию, желание добра друг другу. Оно – первый шаг к сотрудничеству. Насколько эффективно прошла процедура приветствия в просмотренном видеосюжете?
2. Определение отсутствующих . Суть не в том, чтобы узнать, кого из учеников нет
на уроке. Смысл в отношении учителя к факту отсутствия того или иного ученика. Порицание, если ученик отсутствует без уважительной причины,
сочувствие и оказание помощи тем, кто болеет. Обязательно
нужно интересоваться здоровьем тех учеников, которые долго
болеют. Приветствовать ученика, который после долгого
отсутствия вновь появился в классе. Не забывать, что простая
проверка отсутствующих может служить важным
инструментом углубления сотрудничества,
воспитания гуманизма, учебной дисциплины.
Насколько эффективно прошла процедура
определения отсутствующих в просмотренном
видеосюжете?
3. Проверка готовности учащихся к уроку . Здесь учителя, прежде всего, должен интересовать внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние учебного места. В какой – то степени при соблюдении такта и чувства меры этот момент можно использовать для формирования вкуса, эталона внешности.
Насколько эффективно прошла процедура проверки готовности учащихся к уроку в просмотренном видеосюжете?
4. Организация внимания . Необходимо уметь устанавливать четкую грань, отделяющую перемену от урока, новую психологическую ситуацию быстрой настройки сосредоточения на предмете учебного занятия.
Насколько эффективно прошла процедура организации внимания учащихся
в просмотренном видеосюжете?
5. Насколько эффективно организована проверка домашнего
задания ?
Педагогический анализ уроков
- эффективный способ индивидуальной методической работы
- действенным средством развития у учителя способности рефлексировать свой труд
- сильнейший инструмент мотивации учителя
Методологические требования предъявляемые к наблюдению на уроке
- наблюдающий должен совершенно четко и ясно представлять стоящую перед ним цель;
- цель наблюдения должна быть преобразована в компактную программу наблюдения, т.е. носить планомерный характер;
- необходимо учитывать роль субъективного момента в наблюдении, нередко искажающего действительность;
- наблюдение за ходом урока всегда предполагает активное включение в этот процесс педагогических и психологических знаний наблюдающего;
- данные, полученные с помощью наблюдения, не могут быть использованы в чистом виде, они должны быть подвергнуты рациональной обработке и определенным образом зафиксированы в форме словесного описания, схем, таблиц.