СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Анализ языковых единиц и явлений»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Пояснительная записка

1. 1. Программа факультативного курса «Анализ языковых единиц и явлений» для 11 класса составлена на основе следующих документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897) (далее – ФГОС ООО).

2. Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005г. №03-1263 “О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана”

Просмотр содержимого документа
««Анализ языковых единиц и явлений»»

«Анализ языковых единиц и явлений»


Пояснительная записка

1. 1. Программа факультативного курса «Анализ языковых единиц и явлений» для 11 класса составлена на основе следующих документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897) (далее – ФГОС ООО).

2. Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005г. №03-1263 “О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана”

3. Программы «Русский язык» под редакцией А. И Власенкова, Л. М. Рыбченковой – М: Просвещение, 2009, утвержденной Министерством образования и науки РФ. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка.

4. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (далее – ФК ГОС), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает факультативные занятия   в  11 классе 1  час в неделю,  что составляет  35  часов в год.



2.Цель факультативного курса

  • Подготовить обучающихся  к успешной сдаче ЕГЭ

  • Обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития

Задачи курса:

1) обобщить и повторить полученные знания по основным разделам русского языка за курс  5-10 классов;

2) закрепить орфографические и пунктуационные навыки;

3) сформировать умения правильно работать с тестами;

4) активизировать внимание обучающихся к собственной письменной речи;

5) формировать навыки работы над сочинением

6) учить писать сочинения по тексту;

7) практически и психологически подготовить обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации.


3.Общая характеристика  факультативного курса

Учебный предмет «русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е он дает учащимся знания о родном языке и  формирует у них языковые и речевые умения.

Факультативный курс  как средство познания действительности  обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Данный факультативный курс  позволяет восполнить пропущенный или забытый материал. Причём все темы занятий носят относительно самостоятельный характер, что позволяет учащимся включаться в работу с любой темы (остальные восполнять на индивидуальных консультациях). Факультативный  курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку выпускников к сдаче ЕГЭ. На факультативных занятиях  предполагается уделять большое внимание развитию речи учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного анализа предложенного текста.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Этому будут способствовать занятия факультативного курса.



4. Описание места факультативного курса

Факультативный курс русского языка рассчитан на 34 часов. В 11- м  классе на изучение курса отводится 1  час в неделю,  34 учебных недель. Из них на проведение

  • контрольных работ – 4 часа


5. Ценностные ориентиры содержания факультативного курса

Факультативный курс рассчитан на учащихся 11-го класса общеобразовательной школы. Он дополняет программу русского языка 5-10 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ЕГЭ. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры.

Программа курса рассчитана на 34 часов, из них на развитие речи отводится 8 часов, на систематизацию языковых знаний – 26 часов.

Темы факультативного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

        На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Учащиеся 11 классов недостаточно владеют как теоретическими знаниями, так и практическими навыками, поэтому на занятиях предусмотрено повторение орфографии и пунктуации, кроме этого несколько часов отведено на разбор различных видов ошибок: грамматических, речевых и фактических. Особое внимание уделяется подготовке к ЕГЭ учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование тестирования, изложения (подробного и сжатого)  и сочинения.



 6. Результаты изучения факультативного курса

        Программа обеспечивает достижение выпускниками основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  3. Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности,  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  4. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные  результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели  и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  2. Использование знаково-символических средств представления информации.

  3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.

  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  5. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  6. Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета   «Русский язык».

Предметные результаты

  • применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;

  • понимать и интерпретировать текст;

  • создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

  • аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Факультативный курс «Анализ языковых единиц и явлений» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.

Цели и задачи курса:

  • обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ;

  • подготовить учеников к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ:  (частьI );

  • формировать умение создавать собственный текст о тексте (сочинение уровня С).


7.Содержание тем учебного курса

Основное содержание курса представлено следующими   разделами:

Введение – 1ч

Задание 1-й части 23 ч.

Подготовка к сочинению – 8ч

Комплексная подготовка к ЕГЭ -2ч


8.Календарно -тематическое планирование

Раздел

программы

Тема




35 часов

Дата

план

Дата

факт

1. Введение

Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с демоверсией, кодификатором и спецификацией   ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.

1



2. Задания первой части

Задание 1. Главная информация  текста

1



Задания 2. Средства связи предложений в тексте

1



Задания 3. Лексическое значение слова

1



Задания 4. Ударение в слове. Контрольная работа.

1



Задания 5. Паронимы

1



 Задания 5. Паронимы

1



Задания 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования.

 Нормы управления

1



Задания 8. Правописание корней

1



Задания 9. Правописание приставок

1



Задания 10. Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-)

1



Задания 11. Правописание личных окончаний глаголов

и суффиксов причастий

1



Задания 12. Правописание НЕ и НИ. Контрольная работа.

1



Задания 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов

1



Задание 14. Правописание Н, НН в разных частях речи

1



Задания 15. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

и в предложении с однородными членами

1



 Задания 16. Пунктуация в предложениях с обособленными

членами

1



Задания 17.  Пунктуация при словах и конструкциях,

не связанных с членами предложения

1




Задания 18. Пунктуация  в сложноподчиненном предложении

1




Задания 19. Пунктуация в сложных предложениях      

с разными видами связи. Контрольная работа.

1




Задание 20. Смысловая и композиционная целостность текста

1




 Задания 21. Типы речи

1




Задания 22. Лексическое значение слова

Задания 23. Средства связи предложений в тексте

1




Задание 24. Средства выразительности..

1



3. Подготовка к сочинению

 Постановка проблемы.

1



 Виды комментария к проблеме

1



Выявление и формулировка авторской позиции.

1



Способы аргументации собственного мнения.

1



Композиция сочинения.

1



Практикум по написанию сочинения.

3



4.Комплексная подготовка к ЕГЭ

 Тренинг в формате ЕГЭ. Коррекция. Контрольная работа.

2



        

        9. Планируемые результаты изучения факультативного курса

в 11 классе

Ученики должны иметь представление

о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;


знать

  • сведения о языке, соответствующие государственным программам и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по предмету;

  • содержание заданий ЕГЭ;

уметь

  • применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;

  • оценивать высказывания с точки зрения соблюдения языковых норм;

  • понимать и интерпретировать текст;

  • создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;

  • аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.


10.Учебно-мтодическое и материально-техническое обеспечение


8.Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Программа по русскому языку для 10-11 классов Общеобразовательных учреждений под редакцией А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченковой, 2013

В программе определены цели и задачи курса «Русский язык», основное содержание курса, рассмотрены подходы к структурированию материала.

Учебники

  • Русский язык 10-11класс, под.редА.И.Власенков,,Л.М.Рыбченкова.-М.: Просвещение, 2012 г.

  • Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку: рабочая тетрадь, 10-11 классы / авт.-сост. М.М. Казбек-Казиева. – 2-е изд., переработ.- М.: ВАКО, 2019.

В учебнике представлен материал, соответствующий программе  и позволяющий сформировать систему знаний, необходимых для продолжения изучения математики ( или другого предмета, указать), представлена система учебных задач (заданий) на отработку УУД, на развитие логического мышления, и т. п.

Рабочие тетради

  • Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ

Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/

Рабочие тетради сориентированы на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебника.  В них содержатся задания, которые обучающиеся должны выполнить в течение учебного года.

Проверочные работы

  • Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л.    Русский язык. Государственная итоговая аттестация (в новой форме) Практикум 11 класс    

 в комплекте:  15шт (один на парту).

*  ЕГЭ-2019 . Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова  – М.: Эксмо, 2019.

Пособия содержат тесты для самостоятельных и проверочных работ с учетом уровня сложности. Тесты обеспечивают итоговую самопроверку знаний по всем изученным темам.

Методические пособия

  • Н.А.Сенина Русский язык подготовка к ЕГЭ-2019 Ростов –на- Дону: Легион, 2019

В методических пособиях представлены поурочные разработки по курсу «Русский язык».  В пособии даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, примерные вопросы для проведения бесед.  Определен объем домашней работы с указанием заданий.

Поурочные разработки

  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 11 класс,- М.: ВАКО,2019

В пособии представлены разработки уроков и методические рекомендации к ним. Раскрываются методические приемы, обеспечивающие развитие  умений принимать учебные цели, следовать им, действовать по плану, контролировать процесс и оценивать результаты своей деятельности.

Демонстрационные материалы

  • Памятки (папки) по русскому языку 15 шт

  • Памятки (папки) «Подготовка к ЕГЭ »- 15 шт

  • Орфографический словарь, под.ред. Баранова – 15 шт.

  • Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. — М., 1988.

  •  Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр.. — М.: Оникс, Мир и Образование, 2007.

Таблицы построены в контексте методической системы учебника. Имеют следующие назначения:

- информационно-обобщающие;

- проблемно-аналитические;

- информационно-справочные и другие.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  • Презентации к урокам

Электронные приложения  дополняют и обогащают материал учебника мультимедийными объектами, видеоматериалами,  справочной информацией, проверочными тестами разных уровней сложности.

Технические средства обучения

  • Компьютер

  • проектор