СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ контрольных работ по обществознанию (в форме ОГЭ) 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по обществознанию в форме Основного государственного экзамена (ОГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«Анализ контрольных работ по обществознанию (в форме ОГЭ) 9 класс»

Анализ контрольных работ по обществознанию (в форме ОГЭ)

Учитель Бочегова В.А.

Дата 21.05 2021г.

Выполняли из 41 девятиклассника 34 (83%)

  1. Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) ОГЭ

Контрольная работа по обществознанию в форме Основного государственного экзамена (ОГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ , Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513. и Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования от 25.03ю2021 № 0417.

  1. Документы, определяющие содержание КИМ контрольной работы (ОГЭ)

Содержание КИМ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).

В КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004

№ 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).



  1. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ контрольной работы

Модель измерительных материалов по обществознанию отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

Объектами контроля выступают требования к результатам обучения, закреплённые во ФГОС, и дидактические единицы знаний. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Задания КИМ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как: распознавание, воспроизведение и извлечение информации; классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте); объяснение; аргументация; оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от заданий базового уровня, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов.



  1. Связь контрольной модели (ОГЭ) с КИМ ЕГЭ

Ряд заданий контрольной модели (ОГЭ) по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.

Вместе с тем при разработке КИМ учитывались познавательные возможности обучающихся основной школы, объём и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности контрольной модели .



  1. Характеристика структуры и содержания КИМ контрольной работы

Работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 15, 19 ответ даётся в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов, а в задании 20 – в виде слова (словосочетания). Ответы на задания 1, 5, 6, 12, 21–24 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развёрнутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

Распределение заданий КИМ по типам с учётом максимального первичного балла за выполнение каждого типа заданий даётся в таблице 1.

Таблица 1. Распределение заданий по частям КИМ







Тип заданий



Коли- чество заданий

Макси- мальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 37

1

С кратким ответом

16

17

45,9

2

С развёрнутым ответом

8

20

54,1


Итого

24

37

100



  1. Распределение заданий КИМ ОГЭ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности


Каждое задание проверяет определённое умение.

Задание 1 – умение знать/понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Задания 4, 9, 11, 14, 15, 18, 20 – умение объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства).

Задания 2, 3, 6, 8, 13, 17 – умение приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Задания 5 и 12 – умения осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из фотоизображения и диаграммы/таблицы и оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.

Задания 7, 10, 16 – умение описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций И/ИЛИ умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Задание 19 – умение сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции, выявлять их общие черты и различия.

Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного текста и направлены на проверку следующих умений: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных её источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.) (задания 21–23); составлять на их основе план (задание 21); приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явлений, процессов определённого типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разных типов социальных отношений и ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах (задание 23); анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, соотносить её с собственными знаниями (задание 24).



Таблица 2. Распределение заданий КИМ по видам проверяемых умений и способам действий




Код контроли- руемого

требования

Основные умения и способы действий

Количество заданий


Знать/понимать:



1.1

социальные свойства человека, его взаимодействие

с другими людьми

1


1.2

сущность общества как формы совместной деятельности

людей


1.3

характерные черты и признаки основных сфер жизни

общества


1.4

содержание и значение социальных норм, регулирующих

общественные отношения


Уметь:



2.1

описывать основные социальные объекты, выделяя их

существенные признаки, человека как социально- деятельное существо, основные социальные роли

2–4


2.2

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия

1


2.3

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина

и государства)

82


2.4

приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм,

деятельности людей в различных сферах

53

2.5

оценивать поведение людей с точки зрения социальных

норм, экономической рациональности

24

2.6

решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации

в различных сферах деятельности человека

4-75

2.7

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников,

включая статистические материалы)

66



Задания представляют следующие разделы курса: «Человек и общество» и «Сфера духовной культуры» (задания 2–4), «Экономика» (задания 6–9, при этом задание 6 проверяет знание основ финансовой грамотности), «Социальная сфера» (задания 10, 11), «Сфера политики и социального управления» (13, 14), «Право» (16–18). На одной и той же позиции (задания 1, 5, 12, 15, 19–24) в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий, что в совокупности они представляют все традиционные разделы курса.



  1. Распределение заданий КИМ ОГЭ по уровням сложности

В таблице 3 приведена информация о распределении заданий КИМ по уровням сложности.

Таблица 3. Распределение заданий КИМ по уровням сложности





Уровень сложности заданий



Коли- чество заданий



Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от

максимального первичного балла за всю работу, равного 37

Базовый

14

19

51,4

Повышенный

8

13

35,1

Высокий

2

5

13,5

Итого

24

37

100



  1. Продолжительность контрольной работы по обществознанию

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).



  1. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

  1. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Правильно выполненная работа оценивается 37 баллами.

Каждое правильно выполненное задание 2–4, 7–11, 13, 14, 16–20

оценивается 1 баллом.

Задание 15 оценивается по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущено две и более ошибки.

Задания 1, 5, 6, 12, 21–24 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

За полное и правильное выполнение заданий 1, 6, 21, 22 и 24 выставляется

2 балла, при неполном ответе – 1 балл.

За полное и правильное выполнение каждого из заданий 5 и 23 выставляется 3 балла. При неполном выполнении, в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа, – 2 или 1 балл.

За полное и правильное выполнение задания 12 выставляется 4 балла. При неполном выполнении, в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа, – 3, 2 или 1 балл.

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52953) Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования от 25.03ю2021 № 0417.


На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается общий балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.



  1. Изменения в КИМ 2021 года по сравнению с 2020 годом

Общее количество заданий КИМ осталось неизменным. Количество заданий с кратким ответом в виде одной цифры сокращено с 14 до 13.

Добавлено задание 5 с развёрнутым ответом на анализ визуальной информации.

Общий балл увеличен с 35 до 37.

Обобщённый план варианта КИМ контрольной работы 2021 года

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Уровни сложности заданий: Б базовый; П повышенный; В высокий.








Требования к уровню подготовки выпускников,

проверяемому на ОГЭ

Коды проверяемых требований к уровню подготовки (по кодификатору)7

Коды проверяемых элементов содержания (по кодификатору)



Уровень слож- ности задания



Макс. балл за выпол- нение задания

Пример- ное время выпол- нения задания

(мин.)

1

Знать/понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных

норм, регулирующих общественные отношения

1.1–1.4

Различное содержание в разных вариантах 1.1–6.17

П

2

5–10

2

Приводить примеры социальных

2.4/2.6

Человек

Б

1

2–3


объектов определённого типа,


и общество





социальных отношений, а также


1.1–1.8,





ситуаций, регулируемых


Сфера духовной





различными видами социальных


культуры





норм, деятельности людей

в различных сферах / решать в


2.1–2.5





рамках изученного материала







познавательные и практические







задачи, отражающие типичные







ситуации в различных сферах







деятельности человека






3

Приводить примеры социальных

2.3

Человек

П

1

2–3


объектов определённого типа,


и общество





социальных отношений, а также


1.1–1.8,





ситуаций, регулируемых


Сфера духовной





различными видами социальных


культуры





норм, деятельности людей

в различных сферах / решать в


2.1–2.5





рамках изученного материала







познавательные и практические







задачи, отражающие типичные







ситуации в различных сферах







деятельности человека






4

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)

2.3

Человек и общество

1.1–1.8,

Сфера духовной культуры 2.1–2.5

Б

1

2–3

5

Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из фотоизображения;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

2.7, 2.5

Различное содержание в разных вариантах 1.1–6.17

Б

3

5–10

6

Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

(финансовая грамотность)

2.4/2.6

Экономика

3.13–3.14

Б

2

5–10

7

Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социально- деятельное существо, основные

социальные роли

2.1

Экономика

3.1–3.12

Б

1

2–3

8

Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах / решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах

деятельности человека

2.4/2.6

Экономика

3.1–3.12

Б

1

2–3

9

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества,

сфер общественной жизни, гражданина и государства)

2.3

Экономика

3.1–3.12

П

1

2–3

10

Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социально- деятельное существо, основные социальные роли / решать в рамках изученного материала

познавательные и практические

2.1/2.6

Социальные отношения 4.1–4.6

Б

1

2–3


задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах

деятельности человека






11

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества,

сфер общественной жизни, гражданина и государства)

2.3

Социальные отношения 4.1–4.6

П

1

2–3

12

Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из диаграммы/таблицы;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,

экономической рациональности

2.7, 2.5

Различное содержание в разных вариантах 1.1–6.17

П

4

5–10

13

Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социально- деятельное существо, основные социальные роли / решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах

деятельности человека

2.1/2.6

Сфера политики и социального управления 5.1–5.10

Б

1

2–3

14

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества,

сфер общественной жизни, гражданина и государства)

2.3

Сфера политики и социального управления 5.1–5.10

П

1

2–3

15

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни,

гражданина и государства)

2.3

Различное содержание в разных вариантах 1.1–6.17

Б

2

3–5

16

Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социально- деятельное существо, основные

социальные роли

2.1

Право

6.1, 6.2, 6.5–6.12,

6.14

Б

1

2–3

17

Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах / решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах

деятельности человека

2.4/2.6

Право

6.3, 6.4, 6.13,

6.15–6.17

Б

1

2–3



18

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества,

сфер общественной жизни, гражданина и государства)

2.3

Право

6.1–6.17

П

1

2–3

19

Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия

2.2

Различное содержание в разных вариантах

1.1–6.17

Б

1

2–3

20

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества,

сфер общественной жизни, гражданина и государства)

2.3

Различное содержание в разных вариантах 1.1–6.17

Б

1

2–3

21

Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других

адаптированных источников)

2.7

Различное содержание в разных вариантах 1.1–6.17

П

2

10–15

22

Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других

адаптированных источников)

2.7

Б

2

5–10

23

Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей

в различных сферах

2.7, 2.4

В

3

5–10

24

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) / оценивать поведение людей с точки

зрения социальных норм, экономической рациональности

2.3/2.7

В

2

5–10

Всего заданий – 24; из них

по типу заданий: с кратким ответом – 16; с развёрнутым ответом – 8;

по уровню сложности: Б – 14; П – 8; В – 2.

Максимальный первичный балл – 37.

Общее время выполнения работы – 180 минут.










РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ



Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу и отметок по журналу








Показатели

Количество учащихся из 34

Понизили (Отметка ниже Отметки по журналу)

19 (56%)

Подтвердили (Отметка совпадает с отметкой в журнале)

15 (44%)

Повысили (Отметка выше Отметки по журналу)

0


Данные гистограммы показывают, что 56% обучающихся получили за выполнение отметку ниже, чем имели отметку за год в журнале. Это говорит о необходимости скорректировать требования, предъявленные к ответам обучающихся, проанализировать те виды заданий, которые подлежат оцениванию и отметки за которые выставляются в классные журналы; продумать выбор приемов и методов обучения, которые способствуют формированию и развитию тех или иных видов деятельности, выносимых на контрольную работу.


Выполнение заданий обучающимися.



Выполнение заданий с краткими ответами

Выполнение заданий с развернутыми ответами

Выполнение заданий по содержанию заданий (по сферам общества)

№ задания

Содержательная линия

Процент выполнения

1

Сферы общества(Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного

развития)

56%

2

Социальные отношения (Человек в малой группе. Межличностные отношения.Общение0

82%

3

Духовная сфера (Сфера духовной культуры и ее особенности.Наука в жизни современного общества .Образование и его значимость в условиях информационного общества..Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества..Свобода совести Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность)

59%

4

Духовная сфера (Сфера духовной культуры и ее особенности.Наука в жизни современного общества .Образование и его значимость в условиях информационного общества..Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества..Свобода совести Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность)

62%

5

Задание по иллюстрации (Освоение приемов работы с социально значимой информацией ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса)

38%

6

Финансовая грамотность

97%

7

Экономическая сфера (Экономика, ее роль в жизни общества Товары и услуги, ресурсы и потребности,

ограниченность ресурсов Экономические системы и собственность Производство,производительность труда.

Разделение труда и специализация Обмен, торговля Рынок и рыночный механизм Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство Деньги Заработная плата и стимулирование труда Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки Налоги, уплачиваемые гражданами Экономические цели и функции государстваБанковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания:банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения)

62%

8

Экономическая сфера (Экономика, ее роль в жизни общества Товары и услуги, ресурсы и потребности,

ограниченность ресурсов Экономические системы и собственность Производство,производительность труда.

Разделение труда и специализация Обмен, торговля Рынок и рыночный механизм Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство Деньги Заработная плата и стимулирование труда Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки Налоги, уплачиваемые гражданами Экономические цели и функции государстваБанковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания:банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения)

56%

9

Экономическая сфера (Экономика, ее роль в жизни общества Товары и услуги, ресурсы и потребности,

ограниченность ресурсов Экономические системы и собственность Производство,производительность труда.

Разделение труда и специализация Обмен, торговля Рынок и рыночный механизм Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство Деньги Заработная плата и стимулирование труда Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки Налоги, уплачиваемые гражданами Экономические цели и функции государстваБанковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания:банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения)

59%

10

Социальная сфера (Социальная структура общества Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте Социальные ценности и нормы Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни Социальный конфликт и пути его решения Межнациональные отношения)

68%

11

Социальная сфера (Социальная структура общества Семья как малая группа. Отношения между поколениями Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте Социальные ценности и нормы Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни Социальный конфликт и пути его решения Межнациональные отношения)

53%

12

Задание по диаграмме (Освоение приемов работы с социально значимой информацией ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса)

74%

13

Политическая сфера (Власть. Роль политики в жизни общества Понятие и признаки государства Разделение властей Формы государства Политический режим. Демократия Местное самоуправление Участие граждан в политической жизни Выборы, референдум Политические партии и движения, их роль

в общественной жизни Гражданское общество и правовое государство)

62%

14

Политическая сфера (Власть. Роль политики в жизни общества Понятие и признаки государства Разделение властей Формы государства Политический режим. Демократия Местное самоуправление Участие граждан в политической жизни Выборы, референдум Политические партии и движения, их роль

в общественной жизни Гражданское общество и правовое государство)

47%

15

Духовная сфера (Сфера духовной культуры и ее особенности.Наука в жизни современного общества .Образование и его значимость в условиях информационного общества..Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества..Свобода совести Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность)

74%

16

Право(Право, его роль в жизни общества и государства Норма права. Нормативный правовой акт Понятие правоотношений Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды

юридической ответственности Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Федеративное устройство Российской Федерации Органы государственной власти Российской Федерации Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти

и граждан Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей Право на труд и трудовые правоотношения.

Трудоустройство несовершеннолетних Административные правоотношения ,правонарушения и наказания Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних)

65%

17

Право(Право, его роль в жизни общества и государства Норма права. Нормативный правовой акт Понятие правоотношений Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды

юридической ответственности Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Федеративное устройство Российской Федерации Органы государственной власти Российской Федерации Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти

и граждан Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей Право на труд и трудовые правоотношения.

Трудоустройство несовершеннолетних Административные правоотношения ,правонарушения и наказания Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних)

65%

18

Право(Право, его роль в жизни общества и государства Норма права. Нормативный правовой акт Понятие правоотношений Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды

юридической ответственности Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Федеративное устройство Российской Федерации Органы государственной власти Российской Федерации Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти

и граждан Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей Право на труд и трудовые правоотношения.

Трудоустройство несовершеннолетних Административные правоотношения правонарушения и наказания Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних)

53%

19

Задания на сравнения (описывать основные социальные объекты выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли)

59%

20

Понятия(Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного

развития)

44%

21-24

Задания по тексту(Освоение приемов работы с социально значимой информацией ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса)

21-76%

22-76%

23-32%

24-18%



Приведенная выше таблица полностью подтверждает цифры и выводы, приведенные в диаграмме.

  1. Умения обучающихся, которые сформированы на достаточном уровне:

- умение применять основные принципы жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

- умение применять личностные представления об основах российской гражданской идентичности, патриотизма гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности приверженности ценностям закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- умение осознанно расширять социальный кругозор и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

2) Умения обучающихся , которые сформированы на низком уровне:

- умение работы с социально значимой информацией ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса (задание 5- 38%)

- умения и знания по теме Политическая сфера: Власть. Роль политики в жизни общества Понятие и признаки государства Разделение властей Формы государства Политический режим. Демократия Местное самоуправление Участие граждан в политической жизни Выборы, референдум Политические партии и движения, их роль в общественной жизни Гражданское общество и правовое государство (задание 14- 47%)

- умение определять понятия (задание 20- 44%)

- умение осознанно использовать текст, создавать и применять основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности (задание 23- 32% и задание 24- 18%).

Выводы и предложения

Анализ результатов контрольных работ текущего года должен стать отправной точкой при планировании работы по подготовке выпускников 2022 года к прохождению ГИА . Именно по этой причине необходимо организовать на постоянной основе работу обучающихся с сайтом ФИПИ и, в частности, с открытым банком заданий, демоверсией, кодификатором, спецификацией КИМ ОГЭ по обществознанию 2021 года



По итогам контрольных работ по обществознанию, с целью совершенствования преподавания обществознания в школе, педагогам рекомендовано применять более эффективные способы организации образовательной деятельности школьников, прежде всего, при изучении таких разделов курса как «Политика», «Социальная сфера», «Право»,

«Экономика» (особенно - финансовая грамотность) (проводить уроки- практикумы, дискуссии, разработку и защиту учебных и социальных проектов и т.п.) с целью повышения их практической направленности и мотивации школьников к освоению сложного учебного содержания данных блоков. Необходимо строить уроки по обществознанию с обязательным привлечением местного (регионального) материала, в том числе. СМИ.



Следует обратить особое внимание на преподавание ряда тем, по которым у выпускников как 9 класса обнаружены затруднения . Необходимо организовывать систематическую работу с фрагментами текстов, содержащих обществоведческую информацию, обращать внимание на отработку умений находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текста и т. п., т.е. формировать навыки смыслового чтения.

Следует также больше внимания уделить формированию умения привлекать контекстные знания обществоведческого курса, факты общественной жизни или личный социальный опыт выпускника для конкретизации положений текста, учить приводить примеры. Необходимо продолжить совершенствовать методику формирования умения формулировать и аргументировать суждение по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Задание, проверяющее это умение, непосредственно связано с содержанием текста, но оно побуждает выпускника рассматривать текст в ином ракурсе. Объектом оценивания данном случае являются приведенные учащимся аргументы – их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста. Формированию умения приводить такие аргументы следует уделять постоянное внимание на уроках и во внеурочной деятельности. Учителям следует включать разнообразные по форме и уровню сложности задания в текущую проверку знаний..

На уроках обществознания необходимо системно использовать алгоритмы выполнения заданий, аналогичных тем, которые используются в рамках итоговой аттестации, учить школьников составлять их самим.

Провести диагностику профессиональных затруднений и составить индивидуальную программу повышения профессиональных компетенций на ближайшие два года.

Через методические объединения организовать по направлениям организационно-методического сопровождения учителей (наставничество, взаимопосещение уроков, анализ рабочих программ и т.п.).

Из части Учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, выделять дополнительные часы на изучение элективных курсов обществоведческой направленности (основы права, финансовая грамотность и т.п.), курсов внеурочной деятельности.

В заключение хотелось бы ещё раз напомнить о том, что подготовка к ГИА должна начинаться с 6 класса. А, кроме того, успех гарантирован только тогда, когда учитель ставит целью не «натаскать» к ОГЭ, а развивать обучающихся. Что, в свою очередь, предполагает использование в практике преподавания современных образовательных технологий, реализующих идеи и принципы системно-деятельностного подхода в образовании.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!