Анализ
методической работы школы
за 2015-2016 учебный год
ГБОУ
«Медвежанская ООШ»
Цель: определение уровня результативности методической работы, объективная оценка итогов, определение целей и задач на 2016-2017 учебный год.
Задачи:
1. Проанализировать состояние методической работы в школе.
2. Выявить проблемы, снижающие уровень продуктивности методической работы.
3. Определить возможные пути и средства решения обозначенных проблем
4. Сформулировать цели и задачи на 2016-2017 учебный год.
В 2015-2016 учебном году педагогический коллектив школы продолжил работу над методической проблемой «Внедрение компетентностно-ориентированных образовательных стандартов», выбор которой определился интересами, проблемами и возможностями педагогического коллектива, актуальностью в условиях внедрения ВГОС
В 2016-2015 учебном году коллектив школы работал над методической темой «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на временный государственный образовательный стандарт в начальной, средней и старшей школе». Помимо этого каждое методическое объединение школы работало над своей темой, связанной с общей темой школы.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа.
Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать современные технологии, новые методики, формы и приемы обучения и воспитания, а также профессиональные ценности и убеждения педагога. При планировании методической работы школы отбирались те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой.
Целью методической работы являлось комплексное развитие имеющихся ресурсов (кадровых, материально-технических, научно-методических, организационно-управленческих) и формирование на их основе целостной внутришкольной системы, позволяющей на уровне современных требований решать задачи воспитания и обучения граждан, формирования у обучающихся ключевых компетенций, необходимых им для дальнейшего самоопределения и самореализации.
В 2015-2016 учебном году были определены следующие задачи методической работы:
1.Совершенствовать внутришкольную систему повышения квалификации учителей
2. Внедрять новые формы непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов
3. Создать условия для самореализации всех участников образовательного процесса через раскрытие их творческого потенциала и участие в инновационной деятельности
4. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов
5.привести в систему работу учителей предметников по темам самообразования, активизировать работу по выполнению, обобщению и распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов
6. Реализация ВГОС в соответствии с нормативными документами
7. Методическое и информационное сопровождение реализации ВГОС в течении года
8. Реализация мероприятий в рамках методической темы
Содержание методической работы было направлено на реализацию основной образовательной программы начального общего,
основного общего и среднего (полного) образования и формировалось на основе нормативных документов, базисного учебного плана ОУ, учебно-методических пособий.
В течение года в школе использовались различные формы методической работы: .
- методические объединения учителей.
- работа учителей над темами самообразования.
- открытые уроки.
- творческие отчеты.
- предметные недели.
-консультации по организации и проведению современного урока.
- разработка методических рекомендаций в помощь учителю по ведению школьной документации, по организации, проведению и анализу современного урока
.- организация и контроль курсовой системы повышения квалификации.
- аттестация.
В системе методической работы школы можно выделить следующие уровни
а) индивидуальная работа учителя по самообразованию;
б) методические объединения по предметам и областям
Состав методического совета школы
№ | Ф.И.О. | Должность | Обязанности |
1 | Сухорукова Л.Ю. | Зам.директора по УВР | Председатель методического совета школы; осуществляет мониторинг работы МО школы, самообразования учителей, член ШМС |
2 | Доломанова Н.В. | Учитель начальных классов | Руководитель МО начальных классов Член ШМС |
3 | Братищенко А.В | Учитель русского языка и литературы | Руководитель МО классных руководителей, Член ШМС |
4 | Жаркова И.А. | Учитель филологии | Руководитель МО филолого-исторических дисциплин Член ШМС |
5 | Чесалина Н.В. | Руководитель МО естественно-научного цикла | Член ШМС |
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Учитель должен знать не только свой предмет, владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, уметь ориентироваться в современной политике, экономике и др.
Цель методической работы:
Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для реализации ВГОС
Задачи методической службы школы на 2015-2016 учебный год:
1.Совершенствовать внутришкольную систему повышения квалификации учителей
2. Внедрять новые формы непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов
3. Создать условия для самореализации всех участников образовательного процесса через раскрытие их творческого потенциала и участие в инновационной деятельности
4. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов
5.привести в систему работу учителей предметников по темам самообразования, активизировать работу по выполнению, обобщению и распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов
6. Реализация ВГОС в соответствии с нормативными документами
7. Методическое и информационное сопровождение реализации ВГОС в течении года
8. Реализация мероприятий в рамках методической темы.
В соответствии с целями и задачами методическая работа школы осуществлялась в следующих формах:
Педагогические советы
Методический совет и школьные методические объединения
Самообразовательная работа педагогов
Открытые уроки и их анализ
Взаимопосещение уроков
Предметные недели
Индивидуальные беседы по организации и проведению урока, организация и контроль курсовой подготовки педагогов и их аттестация
Основу методической службы школы в 2015-2016 учебном году составлял методический совет, задачами которого являлись:
- создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей педагогических и руководящих работников школы;
- содействие обновлению структуры и содержания образования, развитию
образовательного учреждения, повышению педагогического мастерства работников образования;
- создание информационно-методического пространства, способствующего развитию системы образования, реализации программ модернизации образования,
Работа методического совета основывалась на анализе образовательного процесса, работы методических объединений, результатов внутришкольного контроля.
Приоритетные вопросы, решаемые на заседаниях МС:
- анализ и организация методической работы
- повышение профессионального мастерства учителя в рамках перехода на ВГОС
- уровень качества знаний
Консультационная работа проводилась членами методического совета по запросам. Педагогические работники консультировались по вопросам составления рабочих программ и календарно-тематического планирования, по проведению открытых уроков, организации контроля и оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Тематика педагогических советов соответствовала плану работ школы.
Все педагогические советы начинались с отчета о выполнении
решений предыдущего. Принимаемые решения имели как общий, так и конкретный характер с указанием исполнителей.
Деятельность методических объединений
Педагог работает в условиях, когда научное знание устаревает и обновляется быстрее, чем успевает усвоиться учениками в рамках организованного процесса обучения. Отсюда следует, что школа призвана подготовить ребенка к жизни в таком мире, который характеризуется многовекторностью и неоднозначностью развития. Эти условия придают особую актуальность работе методических объединений, направленной на повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителя, на развитие его творческого потенциала, на совершенствование образовательного процесса и достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников. Этот процесс протекает эффективнее при активном участии педагогов в профессиональных объединениях.
В 2015-2016 учебном году коллектив школы работал над методической темой «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты в средней и старшей школе». Помимо этого каждое методическое объединение школы работало над своей темой, связанной с общей темой школы.
Вся работа методических объединений учителей имела практическую направленность и была ориентирована на повышение уровня профессионализма педагогов.
В начале учебного года перед учителями была поставлена цель: обеспечение роста уровня профессиональной компетенции учителей в едином социокультурном пространстве школы, обеспечение подготовки педагогических кадров к реализации инновационных образовательных программ и педагогических технологий в условиях перехода к ВГОС ООП.
Членами методического объединения были определены следующие цели:
- создание условий, способствующих внедрению ВГОС
- повышению качества образования;
-формирование устойчивого интереса обучающихся к учебной деятельности;
Важным направлением работы методических объединений является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации и аттестацию на более высокую квалификационную категорию.
В 2015-2016 учебном году прошли курсовую подготовку 4 человека.
1. | Сухорукова Л.Ю. | Учителей математики, информатики, физики | |
2. | Ергакова Н.В. | Управление школой в условиях введения ВГОС | |
3. | Тищенко Е.Г. | ВГОС начального общего образования: содержание, особенности и условия перехода | |
4. | Орлянская Л.Ф. | Использование инновационных педагогических технологий в преподавании школьных дисциплин | |
Подтвердили квалификационную категорию 3 человека (Скуридина Т.А., Шилова Л.В., Шилов А.А.). Повысили квалификационную категорию 1 человек (Сухорукова Л.Ю.) (вторая квалификационная категория)
По состоянию на 31 мая 2016 года педагогический коллектив состоит из 17 человек.
Из общего числа педагогов (17 чел):
Мужчин- 1 человек (6%)
Женщин- 16 человек (94%)
В декретном отпуске-2 человека. Совместителей нет.
Распределение педагогических работников по образовательно-квалификационному уровню:
-1 категория – 8 человек (44%)
- 2 категория – 4 человека (22%)
- 9 разряд – 5 человек (28%)
- 8 разряд – 1 человек (6%).
Стаж педагогов | Количество педаг.работников | % от общего количества. |
до 3 лет | 2 | 12% |
до 5 лет | 2 | 12% |
от 5 до 10 лет | 3 | 18% |
от 10 до 20 лет | 5 | 29% |
более 20 лет | 5 | 29% |
Квалификационный уровень педагогов | Кол-во | % |
Первая категория | 8 | 50% |
Вторая категория | 4 | 25% |
9 разряд | 4 | 25% |
Старший учитель | 2 | 12% |
Учителя в течение учебного года участвовали в Образовательных пракиках-2016, делились опытом своей работы с коллегами.
Традиционными видами работ методических объединений являются предметные недели. В 2015-2016 учебном году были подготовлены и проведены предметные недели всеми методическими объединениями школы.
При проведении использовались разнообразные формы работы с учащимися и педагогами: конкурсы, КВН, викторины, познавательные игры.
Учителя математики в рамках предметной недели провели следующие мероприятия:
- конкурс анекдотов, шуточных стихов о математике или математиках
- викторина 1-4 классы
- конкурс загадок по предметам : физика, математика, информатика
- математическое кафе 5-7 классы
- внеклассное мероприятие «путешествие в страну информатики» 6-8 классы
- конкурс рисунков «Мир информатики», «Мир математики», «Мир физики»
- «КВН» 10-11 классы
- конкурс презентаций «Открытие века»
- интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? Почему?» 8-9 классы
Учителя русского языка в рамках предметной недели провели:
- конкурс рисунков «Оживи букву» 1-4 классы и «Иллюстрация любимого героя» 5-7 классы
- конкурс чтецов 7-9 классы
- игра «Грамотеи» 7-8, 10-11 классы
- выставка «Путешествие в мире сказок»
Учитель английского языка на предметной неделе провел:
- КВН «Хнатоки английского языка» 3-4 классы
- Викторина «Crosses and Zeros» 7-8 классы
- конкурс «Эрудит» 2-4 классы
- конкурс переводчиков3-5, 6-7, 8-9 классы
- лингвистическая игра «Enjoy the Stations» для учащихся 5-6 классов
- конкурс рисунков «Праздники Британии» 2-5 классы
- выпуск стенгазет
Учитель истории на предметной неделе провел:
- викторина «Знаешь ли ты историю Древнего мира» 5-6 классы
- Исторический марафон-ассорти – 9 класс
- интеллектуальная игра «Своя игра» 11 класс
- игра «Счастливый случай» 8 класс
- разгадывание ребусов, кроссвордов 5-11 классы
На неделе экологии были проведены:
- экологический брейн-ринг 10-11 классы
- интеллектуальная игра «Слабое звено» 8-9 классы
- интеллектуальная игра «Экологическое ассорти»
- озеленение классов, территории школьного двора
- высаживание деревьев и многолетних культур
- очистка участка речки Медвежья
В 2015 – 2016 учебном году учителями школы были проведены открытые уроки для родителей и коллег
№ п/п | ФИО учителя | класс | Тема урока |
1 | Жаркова И.А | 5 | Двойная роль букв е, ё, ю, я |
2 | Скуридина Т.А. | 6 | Означення, додаток, обставина як другорядні члени речення. |
3 | Ергакова Н.В. | 7 | Культура католического мира |
6 | Природа и население Древней Греции |
4 | Братищенко А.В. | 6 | Сложное предложение |
5 | Сердюкова О.В. | 2 | Теремок (англ.яз) |
6 | Шилова Л.В. | 7 | Сила тяжести. Явление тяготения |
7 | Шилов А.А. | 5 | Ручные инструменты и приспособления для обработки металлов |
6 | Верхняя подача мяча и прием снизу. Волейбол |
8 | Сухорукова Л.Ю. | 7 | Первый признак равенства треугольников |
7 | Определение степени с натуральным показателем |
9 | Чесалина Н.В. | 8 | Химическая реакция. Уравнение как модель химического процесса |
7 | Тип членистоногие. |
10 | Доломанова Н.В. | 1 | Вода. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит |
1 | Произведение А.С.Пушкина |
11 | Тищенко Е.Г. | 2 | Что мы узнали? Чему научились? (математика) |
2 | Если хочешь быть здоров |
12 | Ергакова Г.В. | 3 | Что мы узнали? Чему научились? (математика) |
3 | Род имени существительного |
13 | Кондрюкова О.П. | 4 | Звездное небо – великая книга Природы |
4 | Стрижонок Скрип. Астафьев В.П. |
Работа с одаренными детьми занимает в деятельности каждого учителя важное место. Наличие обучающихся - участников предметных олимпиад, призеров конкурсов, спортивных мероприятий говорит о целенаправленной работе учителей по развитию познавательного интереса учащихся к своему предмету.
Анализ методической работы показал, что методическая тема школы соответствует основным задачам, стоящим перед образовательным учреждением. Тематика заседаний методического совета, школьных МО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. В основном поставленные задачи методической работы на 2015-2016 учебный год выполнены. Каждый учитель ведет документацию, которую заполняет по итогам семестра и года. Подведение итогов работы помогает учителю не только анализировать, но и корректировать свою педагогическую деятельность. Кроме того, при прохождении аттестации можно проследить рост профессионализма педагога, объективно оценить результаты работы за несколько лет
К нерешенным проблемам можно отнести следующие:
- недостаточная аналитическая деятельность методических объединений,
- отсутствие качественных изменений в содержании работы МО, преобладание традиционных форм работы, недостаточно конкретное и продуманное планирование работы МО,
- недостаточно результативное участие педагогов школы в профессиональных конкурсах.
В 2016-2017 учебном году коллектив школы продолжит работу над методической темой «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на временный государственный образовательный стандарт в начальной, средней и старшей школе»..
Успешному решению задач методической работы в 2016-2017 учебном году будут способствовать:
1. Построение методической работы на основе аналитической деятельности.
2. Изучение и творческая реализация нормативных программно-методических документов.
3. Совершенствование видов и форм диагностики и контроля результатов образовательного процесса.
4. Формирование положительной мотивации школьников в процессе учебной и внеклассной деятельности.
5. Совершенствование формы работы с одаренными детьми.
6. Использование в образовательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий.
7 Выявление и предупреждение недостатков, затруднений в работе педагогов.
8. Усиление практической направленности работы над темой самообразования
10