СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ ОГЭ по биологии 2023

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ ОГЭ по биологии 2023»

Анализ экзамена по биологии ОГЭ 9 класс 2023 год



Общие сведения об участниках


Писавшие работы в форме ОГЭ по биологии

Писавшие работы в форме ГВЭ по биологии

Класс

Количество человек

Количество человек

6


4


11


14


5


Всего:

40

0



Коэффициент знаний по предмету


Кол-во учащихся

5

4

3

2

Коэффициент знаний

Уровень обученности

40

2

12

22

4

35%

90%


Качество знаний по предмету на конец года


Класс

Оценки

5

4

3

0

4

2

0

3

1

0

8

3

1

13

0

2

2

1

Итого

3

30

7

Качество знаний: 83%


Кол-во учащихся

Подтвердили по году

Не подтвердили

Улучшили

Ухудшили

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«4»

«3»

«2»

40

2

11

6

1

18

1

0

0

1

16

4


Ухудшили с «5» на «4»: Трубачев Денис.

Ухудшили с «4» на «3»: Бордакова Кира, Дошина Дарья, Луговая Алена, Ким Егор, Лебедева Виктория, Ким Марат, Шестакова Анастасия, Антонюк Юлия, Борисова Ангелина, Должикова Анна, Писарева Алена, Сартакова Екатерина, Стародубцева Анастасия, Яковлева Виктория, Горбенко Иван, Косолапова Дарья.

Ухудшили с «4» на «2»: Ляпина Кира, Криворотова Ангелина, Сальникова Екатерина.

Ухудшили с «3» на «2»: Липин Алексей .


Экзаменационная работа направлена на проверку освоения выпускниками важнейших видов учебно-познавательной деятельности на базе предметных знаний, представленных в разделах курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общие закономерности жизни», предметных, метапредметных умений и видов познавательной деятельности. Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов. В экзаменационных материалах высока доля заданий по разделу «Человек и его здоровье», поскольку именно в нём рассматриваются актуальные для обучающихся вопросы сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека.

В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 48% от общего количества заданий экзаменационного теста; повышенного – 35%; высокого –17%.

Варианты контрольно-измерительных материалов состоят из двух частей; задания представлены в режиме сквозной нумерации от первого до тридцать второго.

Модель КИМ ОГЭ, как и КИМ ЕГЭ, состоит из двух частей, содержащих задания разных уровней сложности. В обеих моделях используются схожие типы заданий. Реализован единый подход к определению уровней сложности заданий и разработке системы оценивания.

Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя 26 заданий и состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом: 1 задание повышенного уровня сложности с ответом в виде одного слова или словосочетания; 1 задание на заполнение пропуска в тексте; 5 заданий базового уровня сложности с ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа; 6 заданий с выбором нескольких верных ответов базового и повышенного уровней сложности; 5 заданий повышенного уровня сложности на установление соответствия элементов двух информационных рядов (в том числе задание на соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму); 3 задания на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов базового уровня сложности. Часть 2 содержит 5 заданий с развёрнутым ответом: 1 задание повышенного уровня сложности на работу с тематическим текстом, предполагающее использование информации из текста контекстных знаний для ответа на поставленные вопросы; 4 задания высокого уровня сложности: 1 задание на анализ статистических данных, представленных в табличной форме, 1 задание на анализ биологического эксперимента, 2 задания на применение биологических знаний и умений для решения практических задач.


В целом по результатам экзамена по биологии набрали баллов:


Год/чел

0-12

13-25

26-36

37-46

2017-2018

5

18

16

3

2018-2019

2

34

9

0

2021-2022

0

21

4

1

2022-2023

4

22

12

2


Количество сдававших

Получили 5

4

3

2

42

3

7%

16

38%

18

43%

5

12%

45

0

0%

9

20%

34

76%

2

4%

26

1

4%

7

27%

18

69%

0

0%

40

2

5%

12

30%

22

55%

4

10%


Оценку «5» получили: Зимоглядова Антонина, Кашмина Анастасия.


Оценку «4» получили: Петрушенкова Светлана, Ведьгун Софья, Базина Татьяна, Динокова Доменика, Кальметов Павел, Ротанова Анна, Анферова Вероника, Бочкарева Станислава, Марченко Надежда, Николаенко Надежда, Трубачев Денис.


АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ИЛИ ГРУПП ЗАДАНИЙ

Для получения наиболее полного представления об уровне подготовки были проанализированы результаты выполнения заданий по каждой части проверочной работы, по содержательным блокам, процент выполнения заданий базового, повышенного и высокого уровней.

Экзаменационная работа состоит из 2-х частей, первая часть включает 21 задание с кратким ответом, из них 11 заданий базового уровня и 10 заданий повышенного уровня. Вторая часть содержит 5 задания с развёрнутым ответом. Это задания повышенного и высокого уровня сложности.


Распределение заданий по основным содержательным блокам курса биологии


Раздел курса биологии, включённый в экзаменационную работу

Количество заданий

Вся работа

Биология как наука. Методы биологии

3–6

Признаки живых организмов

4–7

Система, многообразие и эволюция живой природы

6–8

Организм человека и его здоровье

6–10

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

3–4

Итого

26



Проверяемые элементы содержания

Уровень сложности задания

Количество справившихся

Средний процент выполнения

Часть 1

1.

Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого

П

26

68%

2.

Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого

Б

24

63%

3.

Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого

Б

26

48%

4.

Обладать приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в графической форме

Б

37

68%

5.

Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов

Б

28

74%

6.

Приобретать опыт использования аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов

Б

33

87%

7.

Обладать приёмами работы по критическому анализу полученной информации и пользоваться простейшими способами оценки её достоверности. Умение проводить множественный выбор.

П

33

87%

8.

Использовать понятийный аппарат и символический язык биологии; грамотно применять научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов

Б

12

32%

9.

Умение проводить множественный выбор

П

26

68%

10.

Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных

П

12

32%

11.

Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого. Умение устанавливать соответствие

П

23

61%

12.

Обладать приёмами работы по критическому анализу полученной информации и пользоваться простейшими способами оценки её достоверности

Б

17

45%

13.

Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму

П

33

87%

14.

Распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого

Б

36

95%

15.

Раскрывать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

Б

20

53%

16

Раскрывать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

Б

32

84%

17

Раскрывать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

П

21

55%

18

Раскрывать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

П

26

68%

19

Экосистемная организация живой природы. Обладать приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, фотографий и др.)

П

28

74%

20

Экосистемная организация живой природы

Б

16

42%

21

Экосистемная организация живой природы. Выявлять причинноследственные связи между биологическими объектами, явлениями и процессами

П

29

76%

Часть 2

22

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого

В

11

29%

23

Объяснять опыт использования методов биологической науки в целях изучения биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических экспериментов

В

15

39%

24

Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать)

П

27

71%

25

Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме

В

19

50%

26

Решать учебные задачи биологического содержания: проводить качественные и количественные расчёты, делать выводы на основании полученных результатов. Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания

В

12

32%



Анализ результатов выполнения заданий 1 части

Качество выполнения заданий с кратким ответом № 1-21


Базовый уровень сложности.Задания № 2, 3, 4, 5, 6, 8, 12, 14, 15, 16, 20.

В приемлемом для базового уровня интервале выполнены задания № 2, 3, 5, 15.

Можно отметить темы и виды деятельности, которые лучше усвоены обучающимися в заданиях № 4, 6, 14, 16.

  • Обладать приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в графической форме

  • Приобретать опыт использования аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов

  • Распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого

  • Раскрывать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

Наиболее низкие показатели по заданиям базового уровня в заданиях № 8, 12, 20.

  • Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого

  • Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов

  • Использовать понятийный аппарат и символический язык биологии; грамотно применять научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов.

Задание 2 и 3 имеет одинаковые элементы содержания, однако выполнено лучше задание 2.

Задание 14 выполнено полностью или частично 95% учащихся, это наиболее хорошо выполненное задание на базовом уровне.


Качество выполнения заданий повышенного уровня сложности. Задания № 1, 7, 9, 10, 11, 13, 17, 18, 19, 21.

Процент выполнения всех заданий укладывается в заданный интервал для заданий повышенного уровня сложности (от 32% до 87%).

Среди заданий повышенного уровня сложности лучше всего справились с заданиями № 7, 13, 21, 26, 19.

Более низкие результаты (но в пределах, допустимых для заданий повышенного уровня) выявили задания № 12 и 26, это 32% от всех учащихся.


Анализ результатов выполнения заданий 2 части

Качество выполнения заданий с развернутым ответом № 22-26


задания

Уровень сложности

Не приступили или не справились

Справились (макс. балл)

Справились частично

Проверяемые элементы содержания


22

В

71%

21%

8%

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого

23

В

61%

18%

21%

Объяснять опыт использования методов биологической науки в целях изучения биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических экспериментов

24

П

29%

34%

37%

Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать)

25

В

61%

13%

3%

Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме

26

В

68%

3%

29%

Решать учебные задачи биологического содержания: проводить качественные и количественные расчёты, делать выводы на основании полученных результатов. Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания


Задание №22 – высокого уровня сложности. Данное задание оказалось наиболее сложным для учеников и не справились с заданием 71% обучающихся.

Задание №24 – лучше всего выполнено, не смотря на высокий уровень сложности, 34% выполнили на максимальный балл. Это больше всего среди заданий второй части. 37% выполнили частично.

Задание №23 – повышенного уровня сложности, полностью или частично справились 21% обучающихся.

Задание 25 и 26 на максимальный балл выполнили 13% и 3% учеников. С 25 заданием не справились 61%, больше половины, а 26 задание не выполнили 68%.



Заключение:


Анализ результатов выполнения заданий экзамена по биологии показал, что, в целом, на базовом уровне достаточно усвоены блоки заданий:

  • Признаки живых организмов

  • Человек и его здоровье

  • Взаимосвязи организмов и окружающей среды


Значительный объём заданий базового уровня выполнен обучающимися на знание признаков биологических объектов на разных уровнях организации живого, работа с графиками биологического содержания, анализу материала на достоверность, а так же на знание экосистемной организации живой природы.


Учащиеся неплохо выполнили такие типы заданий повышенного уровня сложности, как:

  • Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого. Умение устанавливать соответствие.

  • Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму.

  • Раскрывать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.


В то же время, требуется обратить внимание на задания блоков «Биология как наука» и «Человек и его здоровье», к которым относятся виды заданий, как:

  • Использовать понятийный аппарат и символический язык биологии; грамотно применять научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов

  • Раскрывать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения


Задания высокого уровня сложности выполнены в интервалах, достаточных для этого уровня. Необходимо проводить целенаправленную и систематическую работу с биологической терминологией, которые из-за сложности написания ученики допускают грамматические ошибки. Больше использовать изображений разной вариации, чтобы лучше отличать некоторые объекты на практике. Систематично отрабатывать решение задач на рациональное и здоровое питание, так как способы решения ученики забывают с продолжительностью времени, не смотря на простоту решений некоторых вариантов таких задач.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!