СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ поэтического текста в 10 классе на уроке литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ поэтического текста в 10 классе на уроке литературы.

Просмотр содержимого документа
«Анализ поэтического текста в 10 классе на уроке литературы»

Анализ поэтического текста в 10 классе на уроке литературы

Анализ поэтического текста в 10 классе на уроке литературы

План анализа 1. История создания стихотворения. 2. Ритм, метр, рисунок текста. 3. Анализ композиции (строфы, стих, микротемы , ключевые слова, время, пространство, композиционные приёмы). 4. Художественные образы. 5. Анализ языковых уровней (аллитерация, ассонанс, лексика, морфологический уровень, синтаксический уровень). 6.Тропы, фигуры. 7. Тема, идея. 8. Вывод.

План анализа

  • 1. История создания стихотворения.
  • 2. Ритм, метр, рисунок текста.
  • 3. Анализ композиции (строфы, стих, микротемы , ключевые слова, время, пространство, композиционные приёмы).
  • 4. Художественные образы.
  • 5. Анализ языковых уровней (аллитерация, ассонанс, лексика, морфологический уровень, синтаксический уровень).
  • 6.Тропы, фигуры.
  • 7. Тема, идея.
  • 8. Вывод.
« Давно - отвергнутый тобою…»  Н.А.Некрасов Давно – отвергнутый тобою, Я шёл по этим берегам И, полон думой роковою,  Мгновенно кинулся к волнам. Они приветливо яснели. На край обрыва я ступил- Вдруг волны грозно потемнели, И страх меня остановил!  Поздней – любви и счастья полны, Ходили часто мы сюда, И ты благословляла волны, Меня отвергшие тогда.

« Давно - отвергнутый тобою…» Н.А.Некрасов

  • Давно – отвергнутый тобою,
  • Я шёл по этим берегам
  • И, полон думой роковою,
  • Мгновенно кинулся к волнам.
  • Они приветливо яснели.
  • На край обрыва я ступил-
  • Вдруг волны грозно потемнели,
  • И страх меня остановил!
  • Поздней – любви и счастья полны,
  • Ходили часто мы сюда,
  • И ты благословляла волны,
  • Меня отвергшие тогда.
Дата написания: 1855 год, 24-25 апреля. Теперь – один, забыт тобою, Чрез много роковых годов, Брожу с убитою душою Опять у этих берегов. И та же мысль приходит снова – И на обрыве я стою, Но волны не грозят сурово, А манят в глубину свою…

Дата написания: 1855 год, 24-25 апреля.

  • Теперь – один, забыт тобою,
  • Чрез много роковых годов,
  • Брожу с убитою душою
  • Опять у этих берегов.
  • И та же мысль приходит снова –
  • И на обрыве я стою,
  • Но волны не грозят сурово,
  • А манят в глубину свою…
Из истории создания стихотворения Имя Некрасова привыкли соотносить с фразами: «Сейте разумное, доброе, вечное…», « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» и т.д. Всё так и есть: Некрасов для нас в первую очередь – поэт гражданский, пафос которого всегда призывал идти «… в огонь, за честь отчизны, за убежденье, за любовь…» Любовь в данном случае и во многих его произведениях звучит в гражданском, социальном смысле.  Но сегодня мы обратимся к интимной лирике поэта.

Из истории создания стихотворения

  • Имя Некрасова привыкли соотносить с фразами: «Сейте разумное, доброе, вечное…», « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» и т.д.
  • Всё так и есть: Некрасов для нас в первую очередь – поэт гражданский, пафос которого всегда призывал идти
  • «… в огонь, за честь отчизны, за убежденье, за любовь…» Любовь в данном случае и во многих его произведениях звучит в гражданском, социальном смысле.
  • Но сегодня мы обратимся к интимной лирике поэта.
Адресат стихотворения « Давно -  отвергнутый тобою…» Нетрудно догадаться, что стихотворение посвящено Авдотье Яковлевне Панаевой, гражданской жене поэта, с которой его связывало 15 лет жизни. Некрасов любил эту женщину ревнивой, изнурительно-трудной любовью…Совместная жизнь их была адом, на какое-то время они расставались, потом возвращались друг к другу…

Адресат стихотворения « Давно - отвергнутый тобою…»

  • Нетрудно догадаться, что стихотворение посвящено Авдотье Яковлевне Панаевой, гражданской жене поэта, с которой его связывало 15 лет жизни. Некрасов любил эту женщину ревнивой, изнурительно-трудной любовью…Совместная жизнь их была адом, на какое-то время они расставались, потом возвращались друг к другу…
Ямб – двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.  / / / ДАВ – НО - ОТ- ВЕРГ- НУ – ТЫЙ – ТО –  / БОЮ   Метрический рисунок определяется четырёхстопным ямбом, что придаёт грустную мелодичность стихотворению.

Ямб – двусложный размер стиха с ударением на втором слоге.

  • / / /
  • ДАВ – НО - ОТ- ВЕРГ- НУ – ТЫЙ – ТО –
  • /
  • БОЮ
  • Метрический рисунок определяется четырёхстопным ямбом, что придаёт грустную мелодичность стихотворению.
Рифмуются 1 и 3 строки, 2 и 4, рифма ПЕРЕКРЁСТНАЯ Давно – отвергнутый тобою, Я шёл по этим берегам И, полон думой роковою, Мгновенно кинулся к волнам.  В каждом стихе наблюдается КОНСТАНТА - последнее сильное место в строке (ударный слог).

Рифмуются 1 и 3 строки, 2 и 4, рифма ПЕРЕКРЁСТНАЯ

  • Давно – отвергнутый тобою,
  • Я шёл по этим берегам
  • И, полон думой роковою,
  • Мгновенно кинулся к волнам.
  • В каждом стихе наблюдается КОНСТАНТА - последнее сильное место в строке (ударный слог).
Микротемы Стихотворение оформлено одной строфой из 20 строк. В нём можно выделить три микротемы: Давно… Поздней… Теперь… Лирический герой доведён потерей любимой до отчаяния. Он перебирает в памяти историю взаимоотношений с НЕЙ на протяжении многих лет.  Можно выделить ключевые слова: отвергнутый, забыт, грозно, убитою душою, роковые годы, думой роковою. Аллитерация звука [ Р ] передаёт ощущение тревоги, отчаяния. Ассонанс звуков: [ о ] , [ у ] , [ ю ] -передаёт боль.

Микротемы

  • Стихотворение оформлено одной строфой из 20 строк.
  • В нём можно выделить три микротемы:
  • Давно…
  • Поздней…
  • Теперь…
  • Лирический герой доведён потерей любимой до отчаяния. Он перебирает в памяти историю взаимоотношений с НЕЙ на протяжении многих лет.
  • Можно выделить ключевые слова: отвергнутый, забыт, грозно, убитою душою, роковые годы, думой роковою.
  • Аллитерация звука [ Р ] передаёт ощущение тревоги, отчаяния. Ассонанс звуков: [ о ] , [ у ] , [ ю ] -передаёт боль.
Композиционное построение В стихотворении использован приём антитезы: ДАВНО, когда лирический герой, «полон думой роковою», хотя и «кинулся к волнам», но страх остановил его. Так бывает , когда ещё не всё потеряно и остаётся надежда. Подтверждение этому – возврат отношений «ПОЗДНЕЙ».Это счастье взаимной любви, признаний, а главное - это ЕЁ «благословение», благодарность волнам, вовремя остановившим ЕГО.

Композиционное построение

  • В стихотворении использован приём антитезы:
  • ДАВНО, когда лирический герой, «полон думой роковою», хотя и «кинулся к волнам», но страх остановил его. Так бывает , когда ещё не всё потеряно и остаётся надежда. Подтверждение этому – возврат отношений «ПОЗДНЕЙ».Это счастье взаимной любви, признаний, а главное
  • - это ЕЁ «благословение», благодарность волнам, вовремя остановившим ЕГО.
АНТИТЕЗА Этому «ДАВНО» противопоставлено «ТЕПЕРЬ». «Теперь» одиночество и безнадежность на возврат « любви и счастья» с НЕЙ толкают лирического героя в глубину волн, которые уже не «грозят сурово», а « манят».

АНТИТЕЗА

  • Этому «ДАВНО» противопоставлено «ТЕПЕРЬ». «Теперь» одиночество и безнадежность на возврат « любви и счастья» с НЕЙ толкают лирического героя в глубину волн, которые уже не «грозят сурово», а « манят».
Тема и идея стихотворения Это стихотворение о ЛЮБВИ. Идея – невозможность жить без любимой, вплоть до крайней степени самоотвержения.

Тема и идея стихотворения

  • Это стихотворение о ЛЮБВИ.
  • Идея – невозможность жить без любимой, вплоть до крайней степени самоотвержения.
Тропы и фигуры Природа в стихотворении как бы принимает участие в судьбе лирического героя: волны « приветливо яснели», но когда герой ступил на край обрыва, «грозно потемнели».Теперь они не грозят, а «манят» - здесь поэт использует ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Этим автор достигает художественного эффекта: читатель глубоко воспринимает драму лирического героя. Метафора « убитая душа» помогает осмыслить трагическую развязку в отношениях героев.

Тропы и фигуры

  • Природа в стихотворении как бы принимает участие в судьбе лирического героя: волны « приветливо яснели», но когда герой ступил на край обрыва, «грозно потемнели».Теперь они не грозят, а «манят» - здесь поэт использует ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Этим автор достигает художественного эффекта: читатель глубоко воспринимает драму лирического героя.
  • Метафора « убитая душа» помогает осмыслить трагическую развязку в отношениях героев.
ИНВЕРСИЯ, ЭПИТЕТЫ В стихотворении использован приём ИНВЕРСИИ: « на край обрыва я ступил», «ходили часто мы сюда», « и на обрыве я стою». Этот приём помогает глубже передать внутреннее состояние лирического героя, акцентировать внимание читателя. Этому же способствуют и ЭПИТЕТЫ: «роковые», «грозно», « убитая душа», « сурово грозят», хотя последний используется с отрицанием НЕ. Используется общеупотребительная книжная лексика.

ИНВЕРСИЯ, ЭПИТЕТЫ

  • В стихотворении использован приём ИНВЕРСИИ:
  • « на край обрыва я ступил», «ходили часто мы сюда», « и на обрыве я стою».
  • Этот приём помогает глубже передать внутреннее состояние лирического героя,
  • акцентировать внимание читателя.
  • Этому же способствуют и ЭПИТЕТЫ:
  • «роковые», «грозно», « убитая душа», « сурово грозят», хотя последний используется с отрицанием НЕ.
  • Используется общеупотребительная книжная лексика.
Синтаксический и морфологический уровни В стихотворении использованы сложные предложения и простые, осложнённые причастными оборотами. В тексте присутствуют такие части речи, как личные местоимения (я, тобою, мы), называющие центральные образы ; существительные, обозначающие место( берег, край обрыва, волны); наречия, определяющие временные рамки( давно, поздней, тогда, теперь); глаголы движения(шёл, кинулся, брожу, стою); прилагательные, причастия и наречия описательного характера(мгновенно, приветливо, часто, сурово, отвергнутый, отвергшие, роковые и т.д.)

Синтаксический и морфологический уровни

  • В стихотворении использованы сложные предложения и простые, осложнённые причастными оборотами.
  • В тексте присутствуют такие части речи, как личные местоимения (я, тобою, мы), называющие центральные образы ;
  • существительные, обозначающие место( берег, край обрыва, волны); наречия, определяющие временные рамки( давно, поздней, тогда, теперь); глаголы движения(шёл, кинулся, брожу, стою); прилагательные, причастия и наречия описательного характера(мгновенно, приветливо, часто, сурово, отвергнутый, отвергшие, роковые и т.д.)
ЭЛЕГИЯ Это стихотворение написано в жанре ЭЛЕГИИ, передаёт рефлексию лирического героя. ЭЛЕГИЯ – (от греч. жалобный напев флейты) лирическое произведение с печальным настроением, жалобное, скорбное.

ЭЛЕГИЯ

  • Это стихотворение написано в жанре ЭЛЕГИИ, передаёт рефлексию лирического героя.
  • ЭЛЕГИЯ – (от греч. жалобный напев флейты) лирическое произведение с печальным настроением, жалобное, скорбное.
« Панаевский цикл» Н.А.Некрасова Мы познакомились с одним из стихотворений Некрасова, посвящённых Авдотье Яковлевне Панаевой. Стихи характеризует жгучая исповедальность, в них запечатлены многие эпизоды из жизни Панаевой и Некрасова. Дороги поэта и его будущей МУЗЫ пересеклись в один из дней 1845 года. Этот день Некрасов называл самым счастливым в своей жизни.

« Панаевский цикл» Н.А.Некрасова

  • Мы познакомились с одним из стихотворений Некрасова, посвящённых Авдотье Яковлевне Панаевой.
  • Стихи характеризует жгучая исповедальность, в них запечатлены многие эпизоды из жизни Панаевой и Некрасова. Дороги поэта и его будущей МУЗЫ пересеклись в один из дней 1845 года. Этот день Некрасов называл самым счастливым в своей жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!