Анализ предметных результатов обучающихся 3 класса
При оценке предметных результатов на каждом этапе мониторинга используется уровневый подход в достижении планируемых результатов и соответствующий для этого инструментарий в оценке достижений. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством обучающихся обязательный уровень образовательных достижений. Достижение этого уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (предметные стандартизированные письменные и устные, практические, творческие работы, проекты, наблюдение, самоанализ, самооценка и др.)
В 2023/2024 учебном году в мониторинге оценки качества предметных достижений участвовали обучающиеся 3 класса (8 человек) по русскому языку, математике и литературному чтению, окружающему миру. Полученные данные позволяют проанализировать умения образовательных достижений по перечисленным предметам, выявить недостатки и подготовить методические рекомендации для учителей.
Русский язык
Сравнительный анализ предметных умений по русскому языку был составлен на основе проведенных контрольных работ: входной контроль, диктанты за 1,2,3, четверти и итоговый контроль.. По результатам контрольных работ были выявлены такие показатели как «обученность», «качество знаний» и высчитан средний балл.
| «2» | «3» | «4» | «5» | Качество знаний | Средний балл | обученность |
Входной контроль | 0% | 50% | 40% | 12,5% | 50% | 3,25 | 100% |
Диктант за 1 четверть | 0% | 37,5% | 50% | 12,5% | 62,5% | 3,75 | 100% |
Диктант за 2 четверть | 37,5% | 50% | 0% | 12,5% | 12,5% | 2,9 | 62,5% |
Диктант за 3 четверть | 0% | 37,5% | 62,5% | 0% | 62,5% | 3,7 | 100% |
Итоговый контроль | 25% | 37,5% | 37,5% | 0% | 37,5% | 3,25 | 75% |
По данным таблицы и диаграммы можно сделать вывод, что с входным контролем ученики 3 класса справились неплохо. Все ученики написали работу на «положительную» отметку, что составило 100% от общего числа. Качества знаний на этом уровне было 50%.
В данной работе учащиеся допустили следующие ошибки :
- выделение главных членов предложения;
- применение правил правописания (в объеме содержания учебного предмета);
- письмо под диктовку текст объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверка собственного текста, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
После контрольной работы был проведен детальный анализ и составлен план работы по устранению данных пробелов.
По итогам диктанта за 1 четверть можно сделать вывод, что результаты улучшились, качество знаний увеличилось, видна положительная динамика.
Образовательные дефициты следующие: учащиеся допустили ошибки на изученные орфограммы ( разделительный мягкий знак, безударные в корне слова, проверяемые ударением),некоторые допустили ошибки при оформлении предложения (не поставили точку в конце предложения, написали следующее предложение с маленькой буквы),допущены ошибки при переносе слов, в выделении главных членов предложения и в нахождении однокоренных слов в тексте.
По итогам диктанта за 2 четверть можно сделать вывод, что результаты ухудшились, качество знаний уменьшилось, видна отрицательная динамика. Это говорит о том, что учащиеся плохо усвоили материал ,изученный во время второй четверти.
После диктанта был проведен детальный анализ и составлен план работы по устранению данных пробелов.
Обнаружены следующие образовательные дефициты: правописание предлогов со словами, правописание суффикса, непроверяемые гласные в корне слова, правописание чк- чн, разбор слова по составу и определение частей речи в предложении.
По итогам диктанта за 3 четверть можно сделать вывод, что результаты улучшились, качество знаний увеличилось, видна положительная динамика.
Обнаружены следующие образовательные дефициты: раздельное написание предлогов с другими словами, правописания ь на конце имен существительных после шипящих, проверяемые безударные гласные в корне слова, правописание гласных и согласных в приставках, проводить морфологический разбор имен прилагательных по алгоритму.
По итогам итоговой контрольной работы можно сделать вывод, что лишь 2 ученика (25%) не справились с заданиями,3ученика (37,5%) получили отметку «удовлетворительно» и 3 ученика (37,5%) –«хорошо».
Обнаружены следующие образовательные дефициты: безударная гласная в корне слова, правописание удвоенных согласных, правописание непроизносимых согласных, сочетания чу-щу, безударная гласная в приставке, морфологический разбор глагола.
Вывод: анализируя результаты всех работ по русскому языку можно сделать вывод, что учащиеся освоили образовательную программу по русскому языку за курс 3 класса.
В следующем учебном году необходимо продолжить совершенствовать умения «видеть» орфограмму на изученное правило и самостоятельно проверять слово, закрепить алгоритм морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного и глагола, а также правила оформления предложения.
Математика
Сравнительный анализ предметных умений по математике был составлен на основе проведенных контрольных работ: входной контроль, контрольные работы за 1,2,3,четверти и итоговый контроль. По результатам контрольных работ были выявлены такие показатели как «обученность», «качество знаний» и высчитан средний балл.
| «2» | «3» | «4» | «5» | Качество знаний | Средний балл | обученность |
Входной контроль | 0% | 0% | 66% | 44% | 100% | 4,33 | 100% |
Контрольная работа за 1 четверть | 0% | 28% | 14% | 58% | 72% | 4,28 | 100% |
Контрольная работа за 2 четверть | 0% | 37,5% | 50% | 12,5% | 62,5% | 3,25 | 100% |
Контрольная работа за 3 четверть | 12,5% | 12,5% | 50% | 25% | 75% | 3,87 | 87,5% |
Итоговый контроль | 0% | 37,5% | 37,5% | 25% | 57,5% | 3,87 | 100% |
По данным диаграммы и таблицы видно, что с входным контролем по математике справились все учащиеся , что составило 100% от общего числа. На «хорошо» написали 4 человека - это 66%.,на «отлично»-2 человека (44%). Можно сделать вывод, что качество составило 100%.
Затруднения вызвало решение арифметических задач и уравнений.
После проведения анализа входной контрольной работы был составлен и реализован план по устранению недостатков и повышению качества знаний по математике.
По результатам контрольной работы за 1 четверть можно сделать вывод, что обучающиеся справились с работой. Количество учеников справившихся с работой на «хорошо» увеличилось на 18%, но появились ученики ,которые справились на «удовлетворительно» -(2 ученика – 28%),это привело к снижению качества знаний .
Трудности в контрольной работе заключались в решение задач, в заданиях с геометрическими данными и при решении примеров.
По результатам контрольной работы за 2 четверть можно сделать вывод, что
учащиеся немного ухудшили результаты ,потому что увеличилось количество учеников, написавших работу на «удовлетворительно»(3 человека) и снизилось количество написавших на «отлично».А это снизило и процент качества знаний –на 10% по сравнению с 1 четвертью.
Учащиеся допустили ошибки при определении порядка действий в примерах с умножением, делением и сложением и вычитанием, при вычислении периметра и площади прямоугольника и при решении задачи.
По результатам контрольной работы за 3 четверть можно сделать вывод, что
хотя и один учащийся не справился с работой (12,5%),увеличилось количество написавших на «отлично» (25%).Такие результаты позволили увеличить процент качества знаний ,он составил 75%.Значит большая часть учеников усвоили изученные темы
Некоторые учащиеся затруднились в выполнении следующих заданий:
вычисление примеров на умножение и деление двузначного числа на однозначное, при решении задачи в 2 действия, при сравнении величин.
Итоговая контрольная работа была выполнена без низких показателей. 3 человека справилось на «хорошо», что составил 37,5%,такое же количество учащихся справились на «удовлетворительно», 2 ученика написали работу на «отлично» - 25%. Качество знаний составило 57,5%.
Трудными показались для выполнения задания на вычисление примеров на вычитание из трехзначного числа двузначного столбиком, на деление двузначного числа на однозначное ,а также некоторые допустили ошибки при решении арифметических и ли геометрических задач.
Выводы: анализируя выполнение контрольных работ можно сказать, что большинство детей усвоили образовательную программу по математике за курс 3 класса, но в следующем учебном году необходимо совершенствовать умения решать задачи в 2 действия, закрепить знания таблицы умножения, актуализировать алгоритмы решения примеров столбиком на разные арифметические действия.
Окружающий мир
Сравнительный анализ предметных умений по окружающему миру был составлен на основе проведенных контрольных работ: входной контроль и итоговый контроль. По результатам контрольных работ были выявлены такие показатели как «обученность», «качество знаний» и высчитан средний балл.
| «2» | «3» | «4» | «5» | Качество знаний | Средний балл | обученность |
Входной контроль | 0% | 16% | 52% | 32% | 84% | 4 | 100% |
Итоговый контроль | 0% | 0% | 50% | 50% | 100% | 4,5 | 100% |
По данным диаграммы и таблицы видно, что с входным контролем по окружающему миру справились все учащиеся , что составило 100% от общего числа. На «хорошо» написали 3 человека - это 52%,на «отлично»-2 человека (32%), на «удовлетворительно»-1 человек(16%).Качество знаний составило 84%.
Итоговая контрольная работа была выполнена без низких показателей. 4 человека справилось на «хорошо», что составил 50%, 4 ученика написали работу на «отлично» - 50%. Качество знаний составило 100%.
Учащиеся допустили ошибки при выполнении заданий по теме «Организм человека» и «Безопасное поведение на дороге» (допустили ошибки при определении названий дорожных знаков и их назначения).
Вывод: анализ контрольных работ показал, что учащиеся освоили образовательную программу по окружающему миру за курс 3 класса.
В следующем учебном году необходимо актуализировать знания по теме «Органы человека» и повторить названия и назначение дорожных знаков.
Литературное чтение
Анализируя достижения учащихся класса на конец учебного года можно сделать следующие выводы: только один учащийся не достиг базового уровня по технике чтения (читает 50 слов в минуту),остальные учащиеся достигли нормы по технике чтения, а 1 ученик –читает 128 слов в минуту, что говорит о достижении им повышенного уровня техники чтения.
При чтении текстов ученики допускают следующие ошибки: замена букв, неправильное ударение, неправильное чтение окончаний слов .Все учащиеся понимают о чем читают, то есть у всех учеников сформировано осознанное чтение. При работе с книгой некоторые ученики затрудняются составить план произведения, давать характеристику героям произведения, связно высказывать свое отношение к героям произведения. Учащиеся научились читать по ролям литературные произведения, сочинять истории на заданную тему или по рисунку.
Вывод: учащиеся освоили образовательную программу по литературному чтению за курс 3 класса.
В следующем учебном году необходимо продолжить совершенствовать технику чтения, продолжать учить детей составлять план для пересказа и давать характеристику героям произведений.
Выводы и рекомендации:
В целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников рекомендуется:
- Продолжать работу по формированию и развитию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий: привлекать к проектно-исследовательской деятельности, в групповых формах работы чаще предлагать роль эксперта и т. п.
- Формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий и т. д.
- Разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.
Для дальнейшего развития коммуникативных УУД у обучающихся рекомендуется:
- формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат со стороны взрослых.
- Проводить коррекционно - развивающую работу с обучающимися, которые имеют низкий уровень сформированности предпосылок УУД.
- Привлекать учащихся начальной школы к участию в проектно-исследовательской деятельности, к участию в конкурсах и олимпиадах, к составлению рефератов, докладов и т. п.
- Разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.
Для развития личностных УУД необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат. А для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера.