МКОУ « Средняя школа имени Героя Советского Союза В. А. Маркелова с. Старая Сахча муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
решением Педагогического совета Директор школы
Протокол №1 от 29.08.2016 г. _________ А. Ш. Шагвалиева
Приказ № 268 -2 -0 от 29.08.16г.
Положение
о мониторинге универсальных учебных действий, личностных и предметных результатов
в 5-9 классах
Общие положения
Положение устанавливает единые требования к проведению мониторинга универсальных учебных действий. Личностных и предметных результатов в 5-9 классах (далее - мониторинг), определяет функции и взаимодействие исполнителей.
Мониторинг в 5-9 классах - это системная диагностика и установление соответствий универсальных учебных действий, личностных и предметных результатов обучающихся стандартам ФГОС ООО, анализ результатов, полученных учащимися, определение причин неуспешности школьников, принятие управленческих решений и коррекция результативности принятых мер.
Основными направлениями мониторинга являются проведение диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательного процесса и образовательных результатов.
В оценке процесса определяется мера соответствия основных текущих значений базовых показателей учебно-воспитательного процесса их нормативным значениям. В оценке результата выявляется мера соответствия формируемых в образовании достижений обучающихся и предъявляемых к ним требований, зафиксированных в виде стандартов, а также ожиданий школьников и их родителей.
Цель и задачи мониторинга
Цель:
Оценивание реальных учебных возможностей обучающихся 5-9 классов; отслеживание сформированности УУД школьников, личностных и предметных результатов; своевременное выявление и классификация проблем в обучении каждого учащегося.
Задачи:
отслеживание динамики сформированности предметных и личностных результатов, метапредметных УУД;
отслеживание динамики качества обученности учащихся по русскому языку, математике и по двум предметам по выбору, принимается решением педагогического совета школы;
определение уровня готовности обучающихся к получению дальнейшего образования.
Организация и проведение мониторинга
Организацию и проведение мониторинга обеспечивает администрация школы.
Готовность учащихся 5 класса к образовательному процессу в ООО изучается на основе результатов психологической диагностики.
Уровень сформированности предметных результатов, универсальных учебных действий у обучающихся исследуется в 5-9 классах по учебным предметам: русскому языку, математике, географии, истории на основе предметных и комплексных диагностических работ.
3.4.Сформированность личностных результатов отслеживает классный руководитель, используя диагностический инструментарий.
3.5. В мониторинге принимают участие все обучающиеся 5-9 классов, обучающиеся по основной образовательной программе основного общего образования.
3.6. В течение года организуется мониторинговый контроль: стартовый, промежуточный, итоговый. Устанавливается продолжительность диагностической работы: в 5-9 классах - 45 минут. Проведения входной диагностики в 5 классе регулируется учителями-предметниками, классными руководителями результаты стартовой диагностики передаются заместителю директора по УВР не позднее 20 сентября.
Для проведения мониторинга используются контрольные измерительные материалы по предметам.
Содержание КИМов определяется в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования, обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.
Мониторинг проводит работающий в классе учитель в присутствии ассистента. Ассистентом может быть преподаватель ОУ, представитель администрации.
Учитель инструктирует учащихся о том, как работать с данным тестом и заполнять бланк ответов, но не комментирует тестовые задания и не оказывает помощь учащимся при выполнении работы.
По окончании проверки мониторинговые форматы таблиц в электронном виде сдаются заместителю директора по учебно-воспитательной работе работе.
Ответственность за качество проверки мониторинговых контрольных работ, заполнение форматов таблиц мониторинга несет учитель.
Результаты проведенного мониторинга анализируются на предметных ШМО, совещаниях при директоре.
Электронные таблицы хранятся у классных руководителей.
4. Деятельность отдельных исполнителей по организации и проведению мониторинга
Администрация школы:
создаёт условия и обеспечивает соблюдение процедуры проведения мониторинга;
обеспечивает тиражирование контрольных измерительных материалов;
создаёт условия и обеспечивает соблюдение процедуры проведения мониторинга;
назначает ответственных за проведение мониторинга;
организует своевременное ознакомление обучающихся школы и их родителей (законных представителей) с нормативными правовыми и распорядительными документами, регламентирующими проведение мониторинга, с информацией о сроках и месте его проведения;
принимает управленческое решение по результатам мониторинга.
Учителя, классные руководители и педагог-психолог:
проводят подготовку обучающихся к мониторингу;
содействуют созданию благоприятного микроклимата среди участников образовательного процесса в период подготовки и проведения мониторинга;
проводят мониторинг согласно инструктивным материалам;
проверяют бланки ответов обучающихся в день проведения исследования и вносят результаты в электронную базу данных;
4.2.5. анализируют результаты и предоставляют отчет заместителю директора по учебной работе.
Сроки проведения мониторинга
Условием мониторинга является поэтапность:
5.1.1. I этап (2-3 неделя сентября):
стартовые диагностические работы, целью которых является анализ сформированности метапредметных УУД и предметных результатов у учащихся 5-9 классов на начало учебного года;
изучение педагогом - психологом исходного уровня готовности учащихся 5-9 класса к обучению в основной школе, анализ сформированности метапредметных УУД и личностных результатов у учащихся на начало учебного года;
II этап (декабрь) - промежуточные диагностические работы, цель которых анализ сформированности метапредметных УУД и предметных результатов у учащихся 5-9 классов по итогам первого полугодия;
III этап (апрель): 5-9 классы - диагностика личностных результатов, проводимая педагогом психологом, итоговые диагностические работы, ставящие целью определение уровня сформированности предметных результатов, метапредметных УУД и готовности учащихся к обучению в следующем классе.
Диагностика готовности к обучению в основной школе
6.1. Диагностика в 5 классе проводит педагог-психолог(классный руководитель), используя диагностику, представленную в школьной программе психологического сопровождения пятиклассника в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. Данная диагностика основывается на результатах обследования общей готовности пятиклассника к обучению в основной школе и результатах оценки их готовности к освоению основной образовательной программы основного общего образования. Анализ этих показателей определяет условия адаптации учащихся 5 класса. Организовать коррекционную работу с детьми низким уровнем адаптации.
Диагностика проводится в начале учебного года, но не позднее 2-3 недели ноября. Ответственными за стартовую диагностику назначается педагог- психолог(классный руководитель) школы. Проводятся входная, промежуточная и итоговая интегрированные диагностические работы.
7.1. Диагностика в 5-9 классах включает диагностические предметные работы по математике, русскому языку, биологии и др. предметы, а также интегрированную диагностическую работу. Диагностические работы по оценке предметных результатов оцениваются в баллах.
Проведение интегрированной диагностической работы позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов УУД, на другие учебные ситуации и задачи. Работы по оценке метапредметных результатов оцениваются в баллах и переводятся в % (% рассчитывается от максимально возможного балла): 0-50%- низкий уровень; 51-90 % - средний уровень; 91 и выше - повышенный уровень. Работы не оцениваются.
7.2.Промежуточная диагностика в 1- 4-х классов включает диагностические предметные работы по математике, русскому языку и др. предметы. По решению администрации могут проводиться комплексные диагностические работы (русский язык, математика, биологии и др.).
7.3.Итоговая диагностика 5-9 классов по решению администрации школы может проводиться в виде диагностических предметных работ по математике, русскому языку и др. предметам, либо в виде комплексной диагностической работы, включающей по два предмета учебного плана (русский язык и литературное чтение, математика и др. предметы) и обязательно проводится диагностическая работа на метапредметной основе.
8. Диагностика мониторинга УУД.
8.1. Диагностика мониторинга УУД отслеживается в диагностических картах. Перед началом учебного года классный руководитель заводит следующие папки:
- папка индивидуальных диагностических карт (ИД) для портфолио ребенка. Каждая карта вкладывается в отдельный файл;
- папка индивидуальных диагностических карт для учителей-предметников. Каждая карта вкладывается в отдельный файл;
- портфолио ученика заводится в 5 классе.
8.2. Классный руководитель вносит списочный состав класса в сводную ведомость.
8.3. Перечень предметов, по которым в полугодии будет проводиться мониторинг УУД, определяется администрацией школы.
8.4. В основной школе учитель-предметник и классный руководитель заполняют по полугодиям форму, которая в конце учебного года вкладывается в портфолио ученика.
8.5. Личностные результаты во всех формах оценивает педагог-психолог(классный руководитель) школы.
8.6. В конце полугодия и учебного года классные руководители и педагог-психолог сдают анализы Мониторинга заместителю директора по УВР. Заместитель директора по УВР включает анализ мониторинга ФГОС ООО в отчёт школьной системы оценки качества образования.