Программа по ИЗО для начальной школы Б.М.Неменского
Выполнила: Студентка 4 курса
Богомолова Е.А
Несколько слов об авторе…
- Неменский Борис Михайлович –
(род. 24 декабря 1922, Москва) — советский и российский живописец, педагог, профессор.
Академик АПН СССР (1991; член-корреспондент 1982).
Академик РАХ.
Народный художник РСФСР (1986). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951) Государственной премии РФ (1996).
О программе…
- направленность программы:
развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности.
воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; овладение элементарной художественной грамотой;
развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира;
воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
Цели:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Задачи курса:
Основные виды учебной деятельности:
Практическая художественно-творческая деятельность
деятельность по восприятию искусства
Тематическая цельность и последовательность
Восприятие произведений искусства
Развитие художественно-образного мышления
наблюдение и эстетического переживания реальности
Место предмета в учебном плане:
- В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 138 часов.
- Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год,
- во 2-4 классах – 35 ч в год.
Принцип целостности, или…
- конструктивная художественная деятельность
- декоративная художественная деятельность
Основные принципы программы:
- изобразительная художественная деятельность;
триада художественной деятельности как системообразующая основа программы:
Основные принципы программы:
- Принцип «от жизни через искусство к жизни» .
- Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме.
Основные принципы программы:
- Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
- Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
Основные принципы программы:
- Принцип единства восприятия и созидания .
- Творческий характер имеет практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусств.
Основные принципы программы:
- Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства.
- Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости.
Основные принципы программы:
- Развитие художественно-образного мышления , художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения задания по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
- Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:
- наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;
- фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Содержание курса:
«Каждый народ –
художник»
«Искусство
Вокруг
нас»
«Искусство и Ты»
«Ты изображаешь,
Украшаешь,
строишь»
Об учебнике…
Рекомендован МинОбр и науки
Российской Федерации.
Издание 2, 2012 года. Комплект
включает в себя рабочую тетрадь.
1 класс – «Ты изображаешь, украшаешь, строишь».
Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств.
Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки.
Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
2 класс – «Искусство и ты»
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью.
Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей.
Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
3 класс – «Искусство вокруг нас».
Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира. Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты , удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы.
Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи.
Художнику не обойтись без Братьев-Мастеров: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чем состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья-Мастера — помощники учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. 3накомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, декоративно-прикладного искусства, с видами и жанрами станкового искусства.
Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.
4 класс – «Каждый народ - художник»
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.
Разнообразие культур - богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры - важнейший элемент содержания учебного года.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества.
Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Результаты изучения учебного предмета:
сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости,
Личностные результаты :
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Метапредметные результаты:
овладение умением творческого видения с позиций художника
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение умением вести диалог
использование средств информационных технологий для решения учебно-творческих задач
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Предметные результаты:
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
Первый этап:
Основы художественных представлений .
Он сложен из четырех ступеней и является пьедесталом всего «храма».
Связывают этапы между собой три вида художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Такое деление позволяет установить связь жизни и деятельности ребенка с художественной деятельностью, с искусством. Различие ступеней — в объекте изучения.
1-й класс. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» — учимся изображать видимое. Задачей обучения в 1-м классе является связь ребенка с окружающей жизнью через формирование художественного интереса к ней: способность видеть жизнь и с интересом в нее всматриваться.
2-й класс. «Ты и искусство» — учимся видеть и понимать изображенное, украшенное и построенное. Здесь закладывается осознанное отношение к искусству, выстраиваются личные эмоциональные связи с искусством. Очень важна третья четверть второго класса — «О чем говорит искусство?». Это стержень всей программы, то, ради чего строится вся деятельность ребенка и в восприятии, и в созидании. Четвертая четверть второго класса заложит понимание в дальнейшем языка искусства. Она так и называется «Язык искусства».
3-й класс. «Искусство вокруг тебя» — объектом изучения становятся бытовые, повседневные связи человека с искусством. Это уже не природа, а именно конкретные предметы искусства, окружающие нас, с которыми ребенок встречается дома, на улице. В этот период изучать нужно не только высшие явления искусства, а самые малые его ростки, соприкасающиеся с ребенком. Его чашку, тарелку можно и не посчитать проявлением искусства, а можно и посчитать, поставив в ряд с прекрасными, высокохудожественными образцами подобных изделий.
4-й класс. «Каждый народ — художник». Основная тема 4-го класса — понимание красоты у разных народов (начиная со своего народа). Представление и об огромном разнообразии, и об общности их отношения к основным проблемам жизни человека. Пробуждение интереса к искусству и первое сознательное с ним соприкосновение, формирование понимания роли искусства в жизни, создание фундамента культуры общения с ним — вот основные задачи начальной школы и первого этапа программы. С какого бы класса учитель ни начал работать с детьми — нужно начинать с этого этапа, с этой ступени. Пропустить заложенные здесь основы — все равно что пропустить знакомство с существованием чисел, с возможностью складывать и вычитать.
Второй этап:
- Основы художественного мышления .
- Этот этап строится на изучении видов и жанров искусства, их различий и взаимосвязи в
жизни.
- 5-й класс. Изучаются связи декоративной группы искусств с жизнью. Декоративное искусство — мир со своими традициями, своим образным языком, своими смыслами. Задача — осознать специфику этого языка, социальное бытование всех форм декоративно-прикладного искусства — народных, крестьянских и профессиональных.
- 6–7-й классы. Связи изобразительной группы искусств с жизнью. Формируются основы художественной грамотности (рисунок и живопись), изучается язык изобразительного искусства (объем, пространство, линия, цвет). Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Роль изобразительного искусства в жизни общества можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
- 8-й класс. Изучение связи конструктивных групп искусств с жизнью — на примере дизайна и архитектуры. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный в предыдущем периоде уровень художественной культуры учащихся.
- 9-й класс. Развитие и принципиальное расширение темы визуально-пространственных искусств. Синтетические экранные искусства — кино, телевидение — ведут свое начало непосредственно от изобразительных и являются сегодня господствующими. Экранные искусства нахлынули на нас (порой в самых диких своих проявлениях) через телевизор и видео. Сформировать серьезные критерии восприятия этих искусств системно можно лишь в школе, знакомя не с подделками, а с шедеврами, доступными и малым детям, и подросткам.
Третий этап:
Третий этап (существует как идея)
10–11-й классы — основы художественного сознания.
Призван завершить, закрепить все полученные представления и знания в личных убеждениях, связав вечные проблемы искусства с их сегодняшним бытованием. Нет возраста, более оптимального для формирования ценностных критериев личности средствами искусств!
Здесь звучит тема 1-го класса «Ты и искусство», но на совсем другом уровне. На этом этапе предлагается разделить теоретические и практические занятия. Теоретический курс для всех — «Исторические связи искусств» и практические курсы по выбору. Тематически прозрачный, ясный принцип структуры программы легко осознается педагогом — у каждого года своя тема обучения. Она по элементам, по ступенькам раскрывает содержание того этапа обучения, в который входит. Каждая четверть также по элементам, по возрастанию сложности содержания раскрывает тему года, рассматривая ее с разных сторон и образуя целостность. Каждая четверть строится из уроков-кирпичиков, которые имеют тему (содержание) и задание — практическую интерпретацию задач урока. При всей автономности тем каждого года обучения легко проследить тематическую связь уроков и, как следствие, использовать накопленный ребенком творческий опыт в решении более сложных художественных задач.
И в заключении…
- Программа Б.М. Неменского требует совсем другого подхода к обучению.
- Техника рисунка, живописи, грамотная композиция — это не цель, а средства создания художественного образа. Задача учителя — создать на уроках изобразительного искусства атмосферу увлеченности, выявить связи искусства с жизнью ребенка, и в результате может произойти «присвоение» эмоционального опыта. Для активизации продуктивного творческого воображения важно включить в процесс восприятия все органы чувств, задействовать мышечную память.
- Для этого надо не просто посмотреть видеофрагмент, например, испанского танца или балетного спектакля, но и самим подвигаться как испанским танцорам или встать в балетные позиции;
- примерить испанскую юбку или греческую тунику,
- поиграть кастаньетами,
- повторить музыкальные фразы или рассмотреть в театре теней «испанскую» тень или тень классической танцовщицы. Возможны самые разные варианты.
- Все это не просто игра, а попытка проживания, вживания в художественный образ доступными детям способами. Очень многое зависит от уже имеющегося эмоционального опыта самих детей, от их фантазии.