СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ программы Неменского (ИЗО)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен анализ рабочей программы Неменского (ИЗО), отражены её лостоинства и недостатки.

Просмотр содержимого документа
«Анализ программы Неменского (ИЗО)»

Программа по ИЗО для начальной школы  Б.М.Неменского Выполнила: Студентка 4 курса  Богомолова Е.А

Программа по ИЗО для начальной школы Б.М.Неменского

Выполнила: Студентка 4 курса

Богомолова Е.А

Несколько слов об авторе… Неменский Борис Михайлович – (род. 24 декабря 1922, Москва) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Академик АПН СССР (1991; член-корреспондент 1982).  Академик РАХ.  Народный художник РСФСР (1986). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951) Государственной премии РФ (1996).

Несколько слов об авторе…

  • Неменский Борис Михайлович –

(род. 24 декабря 1922, Москва) — советский и российский живописец, педагог, профессор.

Академик АПН СССР (1991; член-корреспондент 1982). 

Академик РАХ. 

Народный художник РСФСР (1986). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951) Государственной премии РФ (1996).

О программе… направленность программы: развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности.

О программе…

  • направленность программы:

развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности.

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; овладение элементарной художественной грамотой; развитие воображения, желания  и  умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства  и окружающего мира; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре  народов многонациональной России и других стран; освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; Цели:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; овладение элементарной художественной грамотой;

развитие воображения, желания  и  умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства  и окружающего мира;

воспитание нравственных чувств, уважение к культуре  народов многонациональной России и других стран;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

Цели:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); формирование навыков работы с различными художественными материалами.  Задачи курса:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами. 

Задачи курса:

Основные виды учебной деятельности: Практическая художественно-творческая деятельность  деятельность по восприятию искусства  Тематическая цельность и последовательность  Восприятие произведений искусства  Развитие художественно-образного мышления  наблюдение и эстетического переживания реальности

Основные виды учебной деятельности:

Практическая художественно-творческая деятельность

деятельность по восприятию искусства

Тематическая цельность и последовательность

Восприятие произведений искусства

Развитие художественно-образного мышления

наблюдение и эстетического переживания реальности

Место предмета в учебном плане: В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в  каждом классе начальной школы  отводится по 1 часу в неделю, всего 138 часов. Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год, во 2-4 классах – 35 ч в год.

Место предмета в учебном плане:

  • В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в  каждом классе начальной школы  отводится по 1 часу в неделю, всего 138 часов.
  • Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год,
  • во 2-4 классах – 35 ч в год.
Принцип целостности, или… - конструктивная художественная деятельность - декоративная художественная деятельность Основные принципы программы: - изобразительная художественная деятельность; триада художественной деятельности как системообразующая основа программы:

Принцип целостности, или…

- конструктивная художественная деятельность

- декоративная художественная деятельность

Основные принципы программы:

- изобразительная художественная деятельность;

триада художественной деятельности как системообразующая основа программы:

Основные принципы программы: Принцип «от жизни  через искусство к жизни» . Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме.

Основные принципы программы:

  • Принцип «от жизни  через искусство к жизни» .
  • Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме.
Основные принципы программы: Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.   Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.

Основные принципы программы:

  • Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.  
  • Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
Основные принципы программы: Принцип единства восприятия и созидания . Творческий характер имеет практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусств.

Основные принципы программы:

  • Принцип единства восприятия и созидания .
  • Творческий характер имеет практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусств.
Основные принципы программы: Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта  – условие постижения искусства. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости.

Основные принципы программы:

  • Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта  – условие постижения искусства.
  • Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости.
Основные принципы программы: Развитие художественно-образного мышления , художественного переживания ведет к жесткому  отказу от выполнения задания по схемам, образцам, по заданному стереотипу. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:  наблюдательности, умения вглядываться в  явления жизни; фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Основные принципы программы:

  • Развитие художественно-образного мышления , художественного переживания ведет к жесткому  отказу от выполнения задания по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
  • Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:
  • наблюдательности, умения вглядываться в  явления жизни;
  • фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Содержание курса: «Каждый народ – художник» «Искусство Вокруг нас» «Искусство и Ты» «Ты изображаешь, Украшаешь, строишь»

Содержание курса:

«Каждый народ –

художник»

«Искусство

Вокруг

нас»

«Искусство и Ты»

«Ты изображаешь,

Украшаешь,

строишь»

Об учебнике… Учебник Л.А.Неменской, Рекомендован МинОбр и науки Российской Федерации. Издание 2, 2012 года. Комплект включает в себя рабочую тетрадь.

Об учебнике…

  • Учебник Л.А.Неменской,

Рекомендован МинОбр и науки

Российской Федерации.

Издание 2, 2012 года. Комплект

включает в себя рабочую тетрадь.

1 класс – «Ты изображаешь, украшаешь, строишь». Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

1 класс – «Ты изображаешь, украшаешь, строишь».

Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств.

Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки.

Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

2 класс – «Искусство и ты» Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью.  Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

2 класс – «Искусство и ты»

Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью.

Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей.

Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.

Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

3 класс – «Искусство вокруг нас».

Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира. Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты , удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы.

Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи.

Художнику не обойтись без Братьев-Мастеров: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чем состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья-Мастера — помощники учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. 3накомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, декоративно-прикладного искусства, с видами и жанрами станкового искусства.

Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.

4 класс – «Каждый народ - художник» Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур - богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры - важнейший элемент содержания учебного года. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

4 класс – «Каждый народ - художник»

Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.

Разнообразие культур - богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры - важнейший элемент содержания учебного года.

Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества.

Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.

Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

Результаты изучения учебного предмета: сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, Личностные результаты : овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом; чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

Результаты изучения учебного предмета:

сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости,

Личностные результаты :

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Метапредметные результаты: овладение умением творческого видения с позиций художника формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение умением вести диалог использование средств информационных технологий для решения учебно-творческих задач умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Метапредметные результаты:

овладение умением творческого видения с позиций художника

формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

овладение умением вести диалог

использование средств информационных технологий для решения учебно-творческих задач

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Предметные результаты: овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства); сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

Предметные результаты:

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

Первый этап:

Основы художественных представлений .

Он сложен из четырех ступеней и является пьедесталом всего «храма».

Связывают этапы между собой три вида художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Такое деление позволяет установить связь жизни и деятельности ребенка с художественной деятельностью, с искусством. Различие ступеней — в объекте изучения. 

1-й класс. «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» — учимся изображать видимое. Задачей обучения в 1-м классе является связь ребенка с окружающей жизнью через формирование художественного интереса к ней: способность видеть жизнь и с интересом в нее всматриваться.

2-й класс. «Ты и искусство» — учимся видеть и понимать изображенное, украшенное и построенное. Здесь закладывается осознанное отношение к искусству, выстраиваются личные эмоциональные связи с искусством. Очень важна третья четверть второго класса — «О чем говорит искусство?». Это стержень всей программы, то, ради чего строится вся деятельность ребенка и в восприятии, и в созидании. Четвертая четверть второго класса заложит понимание в дальнейшем языка искусства. Она так и называется «Язык искусства». 

3-й класс. «Искусство вокруг тебя» — объектом изучения становятся бытовые, повседневные связи человека с искусством. Это уже не природа, а именно конкретные предметы искусства, окружающие нас, с которыми ребенок встречается дома, на улице. В этот период изучать нужно не только высшие явления искусства, а самые малые его ростки, соприкасающиеся с ребенком. Его чашку, тарелку можно и не посчитать проявлением искусства, а можно и посчитать, поставив в ряд с прекрасными, высокохудожественными образцами подобных изделий. 

4-й класс. «Каждый народ — художник». Основная тема 4-го класса — понимание красоты у разных народов (начиная со своего народа). Представление и об огромном разнообразии, и об общности их отношения к основным проблемам жизни человека. Пробуждение интереса к искусству и первое сознательное с ним соприкосновение, формирование понимания роли искусства в жизни, создание фундамента культуры общения с ним — вот основные задачи начальной школы и первого этапа программы. С какого бы класса учитель ни начал работать с детьми — нужно начинать с этого этапа, с этой ступени. Пропустить заложенные здесь основы — все равно что пропустить знакомство с существованием чисел, с возможностью складывать и вычитать.

Второй этап:

  • Основы художественного мышления .
  • Этот этап строится на изучении видов и жанров искусства, их различий и взаимосвязи в

жизни. 

  • 5-й класс. Изучаются связи декоративной группы искусств с жизнью. Декоративное искусство — мир со своими традициями, своим образным языком, своими смыслами. Задача — осознать специфику этого языка, социальное бытование всех форм декоративно-прикладного искусства — народных, крестьянских и профессиональных.
  • 6–7-й классы. Связи изобразительной группы искусств с жизнью. Формируются основы художественной грамотности (рисунок и живопись), изучается язык изобразительного искусства (объем, пространство, линия, цвет). Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Роль изобразительного искусства в жизни общества можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
  • 8-й класс. Изучение связи конструктивных групп искусств с жизнью — на примере дизайна и архитектуры. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный в предыдущем периоде уровень художественной культуры учащихся. 
  • 9-й класс. Развитие и принципиальное расширение темы визуально-пространственных искусств. Синтетические экранные искусства — кино, телевидение — ведут свое начало непосредственно от изобразительных и являются сегодня господствующими. Экранные искусства нахлынули на нас (порой в самых диких своих проявлениях) через телевизор и видео. Сформировать серьезные критерии восприятия этих искусств системно можно лишь в школе, знакомя не с подделками, а с шедеврами, доступными и малым детям, и подросткам.

Третий этап:

Третий этап (существует как идея)

10–11-й классы — основы художественного сознания.

Призван завершить, закрепить все полученные представления и знания в личных убеждениях, связав вечные проблемы искусства с их сегодняшним бытованием. Нет возраста, более оптимального для формирования ценностных критериев личности средствами искусств! 

Здесь звучит тема 1-го класса «Ты и искусство», но на совсем другом уровне. На этом этапе предлагается разделить теоретические и практические занятия. Теоретический курс для всех — «Исторические связи искусств» и практические курсы по выбору. Тематически прозрачный, ясный принцип структуры программы легко осознается педагогом — у каждого года своя тема обучения. Она по элементам, по ступенькам раскрывает содержание того этапа обучения, в который входит. Каждая четверть также по элементам, по возрастанию сложности содержания раскрывает тему года, рассматривая ее с разных сторон и образуя целостность. Каждая четверть строится из уроков-кирпичиков, которые имеют тему (содержание) и задание — практическую интерпретацию задач урока.  При всей автономности тем каждого года обучения легко проследить тематическую связь уроков и, как следствие, использовать накопленный ребенком творческий опыт в решении более сложных художественных задач. 

И в заключении…

  • Программа Б.М. Неменского требует совсем другого подхода к обучению.
  • Техника рисунка, живописи, грамотная композиция — это не цель, а средства создания художественного образа. Задача учителя — создать на уроках изобразительного искусства атмосферу увлеченности, выявить связи искусства с жизнью ребенка, и в результате может произойти «присвоение» эмоционального опыта. Для активизации продуктивного творческого воображения важно включить в процесс восприятия все органы чувств, задействовать мышечную память.
  • Для этого надо не просто посмотреть видео­фрагмент, например, испанского танца или балетного спектакля, но и самим подвигаться как испанским танцорам или встать в балетные позиции;
  • примерить испанскую юбку или греческую тунику,
  • поиграть кастаньетами,
  • повторить музыкальные фразы или рассмотреть в театре теней «испанскую» тень или тень классической танцовщицы. Возможны самые разные варианты.
  • Все это не просто игра, а попытка проживания, вживания в художественный образ доступными детям способами. Очень многое зависит от уже имеющегося эмоционального опыта самих детей, от их фантазии. 
Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя