Просмотр содержимого документа
«Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения.»
Здоровьесберегающие технологии в школе
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения.
Гигиенические условия в классе (кабинете):
- температура и свежесть воздуха,
- рациональность освещения класса и доски,
- наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем:
- опрос учащихся,
- письмо,
- чтение,
- слушание,
- рассказ,
- рассматривание наглядных пособий,
- ответы на вопросы,
- решение примеров, задач,
- практические занятия и т. д .
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
- Ориентировочная норма: 7-10 минут.
Число использованных учителем видов преподавания:
- самостоятельная работа и др.
Норма - не менее трех за урок.
Чередование видов преподавания
- не позже чем через 10-15 минут.
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
- активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и
взаимооценки) и др.
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов
для инсценирования дискуссии,
обсуждения, привития интереса
к познавательным программам,
т.е. для взаимосвязанного
решения как учебных, так и
воспитательных задач.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
- Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
Физкультминутки и физкультпаузы
- Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность, а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
- Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:
- интерес к занятиям,
- стремление больше узнать,
- радость от активности,
- интерес к изучаемому материалу и т.п.
Благоприятный психологический климат на уроке.
служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Преобладающее выражение лица учителя.
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
- улыбок,
- уместных остроумных шуток,
- использования поговорок,
- афоризмов с комментариями,
- музыкальных минуток и т.д.
Темп и особенности окончания урока.
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:
- учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,
- учитель мог прокомментировать задание на дом,
- попрощаться со школьниками.
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
- Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока .
- Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Использовались материалы:
- Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Издательство «АРКТИ», 2006 г., с.319
- http://office.microsoft.com/ru-ru ,
- http://fantasyflash.ru