Анализ работы Кабинета здоровья КГКОУ ШИ 9 за 2021-2022 уч. год.
В 2021-2022 году педагоги продолжали профилактическую и развивающую деятельность учреждения через работу Кабинета здоровья.
Цель работы кабинета здоровья: создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды на основе мониторинга, сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Задачи, которые были поставлены на учебный год:
- координация деятельности всех участников образовательных отношений по осуществлению мониторинга, сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- анализ результатов мониторинга, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, разработка организационно – педагогических рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
- организационное, методическое и информационное сопровождение системы мониторинга, сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- сопровождение актуальных инновационных проектов в сфере охраны здоровья обучающихся;
- взаимодействие с региональным ресурсным центром мониторинга здоровья обучающихся.
Деятельность Кабинета здоровья осуществлялась по направлениям:
1.Комплексная диагностика.
В течении учебного года специалисты ШИ 9 осуществляли мониторинг здоровья обучающихся согласно плану в рамках деятельности Кабинета здоровья.
Специалистами осуществлялось:
- исследование психофизического состояния обучающихся с помощью компьютеризированных программ, выделение группы «риска».
В начале учебного года медицинской сестрой школы проведен мониторинг антропометрии обучающихся.
Педагоги – психологи провели скрининг психического и социального здоровья обучающихся (АПК «Валеометр»). Было обследовано 62 обучающихся 3-9 классов. По результатам тестирования был выявлен уровень тревожности обучающихся на начало и конец учебного года.
Диагностический критерий | Кол-во обучающихся на начало года | Кол-во обучающихся на конец года |
Высокий уровень тревожности | 14 | 10 |
- создание банка данных диагностики. Данные диагностического обследования заносятся в банк данных Кабинета здоровья.
- определение соответствия образовательной среды, социума возрастным, индивидуальным особенностям обучающихся, состоянию их здоровья и своевременное выявление факторов риска для их здоровья и развития. Полученные результаты мониторинга психофизического состояния обучающихся учитывались при определении нагрузки для обучающихся в образовательном процессе (ПМПК), а так же необходимая помощь обучающимся в процессе обучения и воспитания.
В диагностической работе специалисты Службы сопровождения использовали ресурсы Кабинета здоровья:
- мониторинг «Школьная адаптация» 1,5 классы (педагоги –психологи);
- оценка психологических факторов предрасположенности к аддиктивному поведению у подростков (педагоги –психологи);
-диагностика по Векслеру (педагоги –психологи);
- диагностика пространственного мышления и моделирующей деятельности детей (учителя – дефектологи);
- логопедическое обследование обучающихся (учителя –логопеды).
2. Оздоровительная работа, с использованием специализированного оборудования:
-система эффективных профилактических процедур, с использованием оборудования кабинета (использование АПК БОС и здоровьесберегающего оборудования школы);
- комплекс коррекционных мероприятий (через проведение занятий специалистов с применением приемов здоровьесбережения);
- организация двигательной активности (через проведение тренинговых и спортивно – оздоровительных мероприятий)
Организация оздоровительных занятий, сеансов, тренингов в кабинете здоровья. Обучение диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции.
Профилактические процедуры проходили с применением АПК программы «Комфорт», «Волна», которые способствуют выработке правильного типа диафрагмально-релаксационного дыхания и мышечной релаксации. Данную технологию в работе использовали педагоги –психологи и учителя – логопеды. Биологическая обратная связь позволяет путем обучения снабдить каждого из нас набором навыков для сохранения, укрепления или восстановления своего здоровья. Сегодня эта методика позволяет корректировать, восстанавливать и совершенствовать функции любых органов и систем – это и скелетные мышцы, и сердце, сосуды и бронхи, головной мозг, органы речи, пищеварение и мочеполовую систему. Овладение навыком правильного дыхания крайне важно. Это самый главный, но только первый шаг к здоровью, технология БОС им не исчерпывается. Овладев правильным дыханием, человек сможет успешно оздоравливать организм, научиться эффективно сохранять и укреплять собственное здоровье. Диафрагмально-релаксационное дыхание – надежная защита от стресса и его тяжелых последствий. Оно поможет обучающимся снять психоэмоциональное напряжение, а снятие стресса – это избавление от основной причины огромного числа заболеваний.
В 2021-2022 учебном году прошли тренировку с использованием метода БОС- 64 обучающихся школы.
По результатам оздоровления можно сделать следующие выводы:
-снизился уровень тревожности обучающихся,
-обучающиеся стали меньше болеть,
-улучшилось психоэмоциональное состояние обучающихся.
Отчет о проведении мониторинга здоровья обучающихся с ОВЗ КГКОУ ШИ 9, по краевым параметрам
на апрель 2022 г
Начало года Всего учащихся: 114 Обследовано: 64 В период обследования болело: 6 Не обследовано по состоянию здоровья: 44 Не обследовано по другой причине: 0 | Конец года Всего учащихся: 115 Обследовано: 62 В период обследования болело: 2 Не обследовано по состоянию здоровья: 51 Не обследовано по другой причине: 0 |
Навык | Диафрагмальное дыхание | Мышечная релаксация |
кол-во детей / % на сентябрь | кол-во детей / % на апрель | кол-во детей / % на сентябрь | кол-во детей / % на апрель |
Сформирован | 7/11 | 9/14 | 5/8 | 11/18 |
Не сформирован | 37/58 | 16/26 | 54/84 | 15/24 |
Сформирован но не устойчив (сформирован, но не автоматизирован) | 20/31 | 37/60 | 5/8 | 36/58 |
Таким образом, с большим числом обучающихся была проведена профилактическая работа в кабинете здоровья, используя метод БОС - коррекция дыхания и мышечной релаксации.
3. Валеологическое образование участников образовательного процесса, предполагало:
- обучение всех участников образовательного процесса методикам самокоррекции, самоконтроля и саморазвития резервных возможностей организма;
- формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности.
4. Консультативная деятельность, предполагающая оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по вопросам сохранения здоровья, применение средств и способов его укрепления.
Основные направления деятельности Кабинета здоровья реализуются в процессе проведения уроков здоровья, воспитательных мероприятий о ЗОЖ, через систему различных тренингов, практических занятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий, конкурсов, а так же через ведение аналитической и прогностической деятельности.
Кабинет создает условия для мотивации учащихся к формированию моделей здорового поведения, создавая соответствующие комфортные условия: проведение занятий с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, индивидуальные консультации и активное включение в соответствующие мероприятия - практики здоровьесберегающей и здоровьеформирующей направленности.
5. Инструктивно – методическая работа с педагогами.
Для повышения квалификации специалистов и с сентября по декабрь прошли обучающие занятия с узкими специалистами «Диагностика и коррекция психофизиологического состояния обучающихся». Обучение работе на программно –индикаторном устройстве «Волна», «Комфорт», АПК «Валеометр». Обучено 3 специалиста.
Подводя итоги работы Кабинета здоровья, на следующий год были поставлены следующие задачи:
- продолжать осуществлять координацию деятельности всех участников образовательных отношений по осуществлению мониторинга, сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- осуществлять организационное, методическое и информационное сопровождение системы мониторинга, сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
- продолжать сопровождение актуальных инновационных проектов в сфере охраны здоровья обучающихся;
- осуществлять взаимодействие с региональным ресурсным центром мониторинга здоровья обучающихся.