Анализ воспитательной работы классного руководителя 9-го класса
за 2022-2023 учебный год
В 2022 -2023 учебном году были поставлены следующие воспитательные задачи:
Цели: Создание условий для развития личности, для профессионального самоопределения учащихся.
Задачи:
1. Выявление и коррекция профессиональных предпочтений учащихся
2. Формирование сплоченного классного коллектива
3. Работа над повышением учебной мотивации учащихся
4. Работа по сохранению здоровья детей
5. Привлечение родителей к делу воспитания и обучения детей
6. Формирование патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России
7. Формирование и повышение правовой культуры, гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции
8. Реализация познавательных интересов ребенка и его потребностей в самосовершенствовании, самореализации и саморазвитии;
9. Воспитание духовных и эстетических ценностей, убеждений и моделей поведения, развитие творческих способностей;
10. Формирование потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации;
11. Формирование и закрепление знаний детей о ПДД, ПБП, ППБ.
В соответствии с поставленными задачами был разработан перспективный план воспитательной работы на 2022-2023 учебный год, который включал в себя все содержательные линии программы воспитания класса, программы воспитания и социализации школы и корректировался в течение учебного года в связи с общими воспитательными задачами школы.
Основными формами воспитательной деятельности в классе стали классные часы, беседы, занятия – практикумы, круглые столы, дебаты и др.
Основными видами деятельности – познавательная, творческая, спортивная, коммуникативная, досуг.
Традиции, сформировавшиеся в классном коллективе:
- каждому – поручение;
- проверка дневников;
- классные часы;
-дежурство по классу и по школе;
- генеральная уборка раз в четверть;
За прошедший год было проведено 26 тематических классных часов по плану воспитательной работы. Классные часы носили различную тематику и большей частью были направлены на развитие личности ребенка в области профориентации.
Кроме того, по отдельно разработанным годовым планам в этом учебном году особенно активно проводились беседы по основам безопасности жизнедеятельности детей (правила дорожного движения, антитеррор, пожарная безопасность, электробезопасность, безопасность на ЖД и другие).
Наиболее запомнившимися и интересными для учащихся класса стали:
- деловая профориентационная игра «Хочу/могу/делаю», где ребята попытались разобраться в выборе будущей профессии, узнать востребованные на сегодня специальности в различных игровых формах.
Анализ развития учащихся класса
По итогам года, по результатам мониторинга по основным предметам, наблюдается положительная динамика.
В этом году изменилась мотивационно - потребностная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, проявилось желание участвовать не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.
Познавательная способность учащихся развита по-разному. Достаточной степенью познавательной активности и творческим потенциалом обладают 3 учащихся класса. Они способны к самостоятельной работе, принимают участие в различных конкурсах, занимали призовые места.. 3 учащихся слабо владеют способами запоминания учебного материала, замедленный темп мыслительной деятельности не позволяет им успевать за ходом учебного процесса. Это связано, прежде всего, со здоровьем и рассеянным типом внимания. У одного проблемы с учебой из –за дисциплины и несерьезного отношения к учебе (возможен слабый контроль со стороны родителей).
Следует отметить, что у учащихся класса уже формируется потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята пытаются анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны относятся более или менее адекватно в сравнение с прошлым годом, реагируя и принимая советы и замечания окружающих. Считаю необходимым на следующий учебный год продолжить работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: уровень воспитанности. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум. В итоге начинает развиваться культура жизненного самоопределения.
Учащиеся класса были вовлечены в подготовку и организацию общешкольных мероприятий, праздников, спортивных соревнований и приняли активное участие. В классе один учащийся состоит на внутришкольном учете.
В течение учебного года велась работа с ребенком, проводились беседы с учеником, родителями.
Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
В 9 классе обучалось 14 учащихся: 4 девочки и 10 мальчиков. В течение года прибыло 2 учащихся. 2 – по СИПР, 1 – обучение на дому
В основном все дети входят во вторую группу здоровья. По состоянию здоровья во внимательном к себе отношении нуждаются двое. В классе много детей с хроническими заболеваниями, однако они не обеспечены на уроках физкультуры щадящим режимом требований. Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.
Интересы учащихся в классе различны. Ведущий вид деятельности – творческий. В этом учебном году все учащиеся класса посещали занятия по интересам в учреждениях дополнительного образования.
Анализ развития коллектива класса.
Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года отмечались вспышки агрессии среди учащихся, непонимание, неприятие отдельных учеников класса, выделение аутсайдеров. Затем дети стали более терпимы друг к другу, начали помогать и общаться всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения практически среди всех учеников. Таким образом, на конец учебного года в классном коллективе не наблюдалось агрессии, неприязни и отторжения. Класс функционирует как единое целое. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. В начале учебного года мне приходилось возглавлять работу, раздавая задания и поручения. Постепенно дети стали сами координировать свои действия: дежурство по школе и столовой, репетиции мероприятий, уборка школьной территории и т.д. Дисциплина на уроках в основном удовлетворительная. Учащиеся старались соблюдать правила поведения в школе: на переменах, уроках, в столовой. Пропуски без уважительных причин за это учебный год отсутствуют. Учащиеся постепенно вступают в болезненную фазу подросткового периода со всеми вытекающими последствиями, поэтому болезненно относятся к необъективным замечаниям, обидам, быстро обижаются. С целью объяснения данных изменений в физиологии и психике подростков и с учащимися, и с родителями были проведены тематические индивидуальные беседы и консультации.
Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса.
За этот учебный год было проведено 4 классных родительских собрания по плану и 2 собрания общешкольных. Родительские собрания проходили один раз в четверть. Родители занимают активную позицию в жизни и обучении своих детей. Посещаемость родителей в этом году снизилась, но к концу учебного года достигла 99%. Основной причиной (по словам родителей) является полная занятость родителей в течение дня. На собраниях, помимо общепедагогических вопросов, обсуждались частные: режим дня, успеваемость и посещаемость школьниками учебных занятий, причины пропусков уроков, школьное питание и подвоз детей к месту обучения и обратно, безопасность жизнедеятельности детей, ПДД и др. Помимо родительских собраний было проведено 3 анкетирования родителей по различным вопросам воспитания с целью выявления трудностей в воспитании детей и планирования дальнейшей воспитательной работы.
Анализ организации работы с учителями – предметниками.
В течение учебного года проводились беседы с учителями – предметниками по вопросам успеваемости, воспитанности, активности учащихся на уроках, выполнении учащимися устных и письменных домашних заданий, подготовки к выпускному экзамену. С этой же целью посещались уроки, анализировались контрольные работы учащихся.
Выводы.
Таким образом, анализ воспитательной работы показал, что в целом выбрано правильное направление воспитательного процесса, ребята показывают хорошие результаты, как в учебной, так и во внеучебной деятельности, коллектив сложился.
Классный руководитель _________________/Т.И. Адёхина/