8
Анализ работы
методического объединения учителей начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3
2023-2024 учебный год
Анализ работы МО проводится с целью оценки деятельности учителей начальных классов, разработки целей на 2024—2025 учебный год, для определения путей совершенствования работы МО учителей начальной школы. Методическая работа - это основной вид образовательной деятельности, который представляет собой совокупность мероприятий, проводимых учителями в целях овладения методами и приёмами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса. В современной школе методическая работа направлена на совершенствование педагогического мастерства учительских кадров, включение в педагогический поиск, применение ИКТ в образовательном процессе.
В течение 2023-2024 учебного года учителя работали над методической темой: «Создание условий, обеспечивающих качественный уровень интегрированно-дифференцированного подхода к обучению и развитию учащихся начальных классов», а также над решением следующих задач:
Цель: создать условия для получения качественного образования учащихся с различными образовательными потребностями и обеспечить освоение и использование наиболее эффективных приемов, методов обучения и воспитания младших школьников на основе личностно – ориентированного обучения и интегрированно-дифференцированного подхода к обучению через освоение и внедрение современных педагогических технологий Задачи:
Продолжить теоретическую и практическую деятельность по освоению педагогами ФГОС НОО второго поколения; Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению системно-деятельностным подходом в условиях реализации ФГОС второго поколения через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя, путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий; Продолжать реализацию преемственности учебно-педагогических действий при переходе учащихся из начальной школы в основную школу
Представить методические материалы по данной теме на заседаниях МО, конкурсах и открытых мероприятиях;
Представить формы работы с одаренными учащимися и детьми с ОВЗ;
Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся;
Направления работы МО учителей начальных классов на 2023 – 2024 учебный год:
Информационная деятельность:
Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
Пополнение тематической папки «Методическое объединение учителей начальных классов».
Организационная и учебно - воспитательная деятельность:
Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования
Отбор содержания и составление учебных программ.
Утверждение индивидуальных программ по предметам
Взаимопосещение уроков учителями с последующим самоанализом достигнутых результатов.
Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету.
Организация открытых уроков по определенной теме с целью обмена опытом
Организация и проведение предметных недель в школе.
Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, смотров.
Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.
Развивать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
Оказывать социально – педагогическую поддержку детям группы «особого внимания», активизировать работу по профилактике безнадзорности и беспризорности, преступлений и правонарушений среди обучающихся.
Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и педагогов, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Аналитическая деятельность:
Анализ методической деятельности за 2023 - 2024 учебный год и планирование на 2024 - 2025 учебный год.
Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
Методическая деятельность:
Методическое сопровождение преподавания по новым образовательным стандартам второго поколения в начальной школе.
Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.
Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя. Внедрение в практику работы всех учителей МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы
Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в различных формах;
Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;
Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов; ознакомление с методическими разработками различных авторов.
Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
Консультативная деятельность:
Консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования.
Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
Ожидаемые результаты работы:
Рост качества знаний обучающихся.
Овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС.
Создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентности
Заседания методического объединения
Вся работа методического объединения учителей начальных классов направлена на решение задачи повышения качества учебно-воспитательного процесса и совершенствование образовательного пространства.
В своей деятельности МО учителей начальных классов руководствуется федеральными государственными образовательными стандартами, нормативными документами, рекомендациями, конкретными целями и задачами, стоящими перед коллективом начальной школы. Поставленные цель и задачи достигнуты благодаря активной работе членов МО.
В течение учебного года было проведено 5 заседаний МО в различных формах : презентаций педагогического опыта, методических диалогов , тренингов, семинаров – практикумов, учебы педагогических кадров. На заседаниях рассматривались учебные программы и программно-методическое обеспечение в соответствии с учебным планом и стандартом начального образования, обсуждались темы и планы по самообразованию, были утверждены календарно-тематические планирования к программам по предметам. На методических объединениях шло обсуждение вопросов:
1.Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества образования
Отчёт о работе методического объединения за 2023-2024 учебный год. Планирование и организация методической работы на новый 2024-2025 учебный год.(Корректировка планирования)
Рассмотрение и утверждение рабочих учебных программ и программно-методического обеспечения в соответствии с учебным планом и стандартом начального образования. Утверждение рабочих программ по внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Педагогическая компетентность:
Выработка единых требований в обучении:
а) соблюдение и выполнение единого орфографического режима;
б) соблюдение норм оценок;
в) дозировка классной и домашней работы, дифференцированный подход к домашнему заданию.
г) инструктаж по ведению школьной документации и электронного журнала
Планирование открытых уроков, выступлений и докладов. Организация работы с одарёнными детьми. Рассмотрение графика взаимопосещения уроков и проведения входных контрольных работ по предметам.
Корректировка и утверждение тем и планов по самообразованию
Планирование занятий с будущими первоклассниками .
Рабочие программы учебных предметов начальной школы как составная часть ООП НОО. Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников.
3. Приёмы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках
Приёмы работы по формированию функциональной грамотности на уроках математики»
Приёмы работы по формированию функциональной грамотности на уроках литературного чтения
Приёмы работы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка
Приёмы работы по формированию функциональной грамотности на уроках физической культуры в 1-4 классах» .
4. Цифровая образовательная среда в начальной школе
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках начальной школы.
Использование цифровой образовательной среды школы на уроках начальной школы.
Информационная безопасность младшего школьника (обмен опытом, материалы с сайта школы).
Популярные образовательные ресурсы учителей начальной школы (обмен оытом)
5. Результаты деятельности МО по совершенствованию образовательного процесса в начальной школе в рамках ФГОС НОО перспективы и основные направления деятельности на 2024 – 2025 учебный год
Все заседания проведены своевременно, на них рассматривались не только теоретические вопросы, но и проводились практические семинары, во время которых учителя обменивались своим опытом, что позволило заинтересовать учителей проводимой работой, способствовало проявлению инициативы, творчества Все члены МО равнозначно участвовали в запланированных мероприятиях.
Вывод: вопросы, рассматриваемые на заседаниях МО, находят отражение в педагогической деятельности педагогов, что даёт возможность расширять свою профессиональную компетентность по различным аспектам преподавания.
Педагоги начальных классов продолжают активно внедрять в учебный процесс разные формы и виды использования ИКТ с целью активизации учебной деятельности по развитию навыков самообразования школьников, соблюдая принципы компетентностного подхода в обучении. Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникативных технологий. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность всех педагогов является неизбежным во всех начальных классах в наше время. Все учителя это прекрасно понимают и активно применяют ИКТ в своей работе: презентации, электронные образовательные ресурсы, интернет ресурсы. Это делает уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке, развивает специальные навыки у детей с различными познавательными способностями. Учителя начальных классов успешно работают на интерактивных образовательных онлайн-платформах «Яндекс Учебник», «Учи.ru», «Инфоурок» и др. Принимали участие в вебинарах, онлайн – уроках по финансовой грамотности. Активно работали по обобщению и распространению личного педагогического опыта на заседаниях МО и педсоветах.
В 2023-2024 учебном году методическая работа учителей начальных классов была направлена на освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся, повышение уровня общедидактической, методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмен опытом между членами педагогического коллектива. Коллектив учителей нашей школы очень опытный и энергичный, все учителя профессионалы высокого уровня подготовленности, принимая активное участие в освоении новых педагогических технологий и совершенствовании своего педагогического мастерства, развивают навыки педагогического анализа, творческих и экспериментальных исследований. Всеми учителями соблюдается здоровьесберегающий режим: на уроках проводятся физминутки с достаточной двигательной активностью обучающихся, используются различные варианты проведения коррекционных упражнений, направленных на снятие напряжения для глаз, учителя постоянно следят за правильной осанкой школьников. В содержание учебного материала включаются сведения, формирующие у детей навыки здорового образа жизни. На всех уроках уделяется достаточное внимание учителей начальных классов формированию универсальных учебных действий обучающихся. Особое внимание при самоанализе и анализе уроков уделялось выполнению требований к организации и проведению уроков в рамках системнодеятельностного подхода с использованием ИКТ.
Характерной чертой системы работы школы являются различные формы интеграции учебной и внеучебной деятельности, которая ярко представлена при проведении тематических недель. Они позволяют углубить и расширить знания учащихся во внеурочной деятельности, применить нестандартные формы работы с детьми, повысить мотивацию, сплотить классные коллективы, развить толерантность, дать возможность каждому ребенку проявить свой талант.
Особое значение при проведении предметной недели приобретают формы учебно-воспитательной работы предметной направленности, когда материал, изучаемый на уроках, находит свое логическое завершение во внеурочной деятельности. Это формы работы, которые соединяют в себе обучение и воспитание в единый процесс:
нетрадиционные занятия;
дидактические сказки - путешествия в предмет;
организация выставок учеников,
олимпиады по предмету,
интеллектуальные марафоны,
тематические конкурсы.
Результаты проведения предметных недель:
-учащиеся показали хорошие знания по предметам (по результатам олимпиад, конкурсов, интеллектуальных игр), умения применять знания в различных ситуациях, неординарные решения трудных вопросов;
-интересные разнообразные нетрадиционные формы проведения предметных недель вызывают большой интерес учащихся ;
-учителя в ходе предметных недель проявили хорошие организаторские способности, что способствует развитию творчества и профессионального роста самого учителя.
В соответствии с планом работы МО была проведена предметная неделя начальных классов, в рамках которой учителя дали открытые уроки. Посещённые уроки показали высокий методический уровень и профессионализм. На всех уроках царила атмосфера сотрудничества, логика построения урока соответствовала цели и задачам .
На уроках и во время проведения мероприятий были использованы современные технические средства и информационно- коммуникационные технологии, которые были подчинены одной цели- обучению и воспитанию обучающихся.
Вся работа учителей имеет практическую направленность и ориентирована на повышение качества знаний учащихся.
Учителя начальных классов продолжили работу над повышением своего педагоги-ческого мастерства и уровнем преподавания. Они приняли участие в семинарах –практикумах учителей начальных классов школ города.
На протяжении учебного года проводились открытые уроки и взаимопосещение уроков, непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, применение педагогического опыты, творческие отчеты учителей; изучение нормативной и методической документации по вопросам образования. Такой комплексный подход позволил каждому учителю найти свое место с учетом индивидуальных возможностей.
Приоритетным направлением работы методического объединения начальной школы является внедрение в практику современных педагогических технологий, способствующих повышению качества образования:
Технология проектного обучения.
Технология развития критического обучения.
Информационно-коммуникационные технологии.
Технология совершенствования общеучебных умений.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Технология проблемно-диалогического обучения.
Гуманно-личностная технология.
Технология игрового обучения.
Все кабинеты начальной школы располагают материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение основных видов деятельности учащихся. Во всех классах есть ПК, мультимедийные проекторы, обеспечивается доступ педагогов и учащихся к информационной среде учреждения и к глобальной информационной среде. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, а также техническим и финансовыми нормативам, установленным для их обслуживания. Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию.
Учителя начальных классов успешно работали с родителями, привлекали их к участию как в школьных, так и в городских конкурсах и соревнованиях. Проводились психолого-педагогические исследования среди родителей, анкетирование и тестирование, как среди обучающихся, так и среди родителей. Результаты сообщались и обсуждались на классных собраниях.
Согласно школьного плана были проведены следующие мероприятия: разработан инструментарий для определения мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий, системы оценки достижений планируемых результатов; учителями составлены индивидуальные образовательные маршруты в освоении и реализации ФГОС НОО; проведены открытые уроки и мастер-классы по использованию технологии личностно – ориентированного, проектного обучения и системно-деятельностного подхода в обучении как основы реализации ФГОС НОО,
Формирование системы работы с одаренными детьми.
Это направление является традиционным в работе учителей начальных классов. В последнее время формами такой работы стали:
- факультативы, конкурсы, олимпиады (интеллектуальная одаренность);
- кружковая работа, выставки, конкурсы (творческая одаренность);
- соревнования, ЗОЖ- конкурсы (спортивная одаренность);
- концерты, конкурсы (музыкальная одаренность).
Комфортная образовательная среда предполагает хорошо развитую кабинетную систему, отвечающую современным требованиям. В этом учебном году кабинеты начальной школы пополнились творческими работами учащихся, дидактическим материалом, оборудованием и мультимедийными средствами. Материалы МО постоянно пополняют копилку школьного сайта. Создана копилка медиа-уроков и мероприятий учителей начальных классов .
В течение всего учебного года проводилась активная работа по привлечению родителей к созданию единой образовательной среды. Это регулярные родительские собрание и индивидуальные консультации, привлечение родителей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий. Для родителей наших учеников у нас всегда открыты двери класса, и если возникает потребность, то родители могут всегда посетить любой урок.
Анализ деятельности МО в 2023-2024 учебном году позволяет сделать следующий выводы:
1.Педагоги старались оказывать методическую помощь друг другу.
2. Овладели навыками самоанализа учебной деятельности, изучению новых технологий обучения и контроля.
3 Повышали свою квалификацию.
4.Обменивались и распространяли опыт.
5.Велась работа по накоплению методической копилки.
6. Организованна была работа со слабоуспевающими и одарёнными детьми
Задачи, поставленные перед МО, реализованы. Методическая работа позволила выявить затруднения учителей, положительные и отрицательные моменты. Анализируя работу МО, необходимо отметить, что все учителя вели работу на профессиональном уровне.
Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определенные недостатки:
- Необходимо активнее внедрять формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности с целью повышения качества образования.
- Преемственность между ступенями образования.
- Усилить работу как с мотивированными детьми, так и со слабоуспевающими.. Планировать взаимопосещение уроков с учетом плана ШМО и индивидуальных потребностей учителей;
- Учителям МО следует смелее принимать участие в профессиональных конкурсах, печатать сценарии праздников, конспекты уроков, презентации в различных изданиях, активнее использовать для этого возможности Интернета. -Совершенствовать процедуры мониторинга качества образования в ОУ.
Выводы: Итоги работы в 2022 – 2023 учебном году позволяют признать деятельность методического объединения учителей начальных классов «удовлетворительной».
Исходя из вышесказанного МО учителей начальных классов на 2024 – 2025 учебный год ставит следующие задачи:
- продолжить работу по обеспечению качества обучения.
- совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и слабоуспевающими детьми.
- активно использовать информационные компьютерные технологии в образовательном процессе.
- продолжать изучение нормативных документов и образовательной программы третьего поколения ФГОС.
- составить план работы методического объединения на новый учебный год.
- продолжить просветительскую работу с родителями по вопросам обучения и воспитания, систематически знакомить их с результатами обучения и достижениями учащихся, разработать тематику классных собраний на основе родительского запроса.
- продолжить работу по реализации принципа индивидуального подхода, опираясь на результаты психолого-педагогических исследований.