Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
Анализ работы психолого - педагогической службы школы
за 2017-2018 учебный год
Основная цель службы в школе - психолого-педагогическое сопровождение учащихся на протяжении всего периода обучения; становление индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах школьного обучения; развитие способностей и склонностей детей, изучение их психического развития, определение причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений.
В соответствии с этим можно выделить основные задачи психолого-педагогической службы:
- психолого – педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса;
- содействие всестороннему развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей с учетом их физиологического развития;
- профилактика и преодоление отклонений в личностном развитие каждого ребенка;
- содействие в создании условий для полноценного труда и сохранение психологического здоровья педагогического коллектива, администрации школы;
- оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
- консультирование родителей и лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.
Направления работы педагога-психолога:
- диагностическая;
- коррекционно-развивающая;
- консультативно-просветительская;
- экспертная;
- организационно-методическая.
Диагностическая работа
При реализации диагностического направления были выполнены следующие мероприятия:
Диагностика учащихся 1 класса для определения уровня школьной готовности и сформированности моторных и сенсорных процессов. При анализе результатов диагностики прослеживается положительная динамика у большей части учащихся 1 класса.
Диагностика учащихся 1 класса для определения уровня адаптации, в результате которой выявлено, что большинство детей в классе положительно относятся к школе, в основном преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность. Педагогам даны рекомендации.
Диагностика учащихся 5 класса для определения уровня адаптации, в результате которой выявлено, что у большинства учащихся школьная мотивация сформирована на среднем уровне, отношение к школе и учению эмоционально благополучное, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.
Диагностика учащихся 5-8 классов для определения уровня агрессии. В результате диагностических исследований было выявлено, что у половины учащихся повышенный уровень физической агрессии, у четверти учащихся – косвенная агрессия и раздражительность. Педагогам даны рекомендации, проведена профилактическая работа.
Диагностика учащихся 5-8 классов для определения уровня школьной мотивации. В результате диагностических мероприятий выявлено, что у большинства учащихся школьная мотивация сформирована. Классным руководителям и воспитателям учащихся, у которых выявлен низкий уровень школьной мотивации, даны рекомендации по формированию позитивной школьной мотивации.
Диагностика учащихся 8-9 классов для определения уровня знаний о половых отношениях. Знания детей о последствиях ранних половых связей очень бедны, и они не могут дать внятных ответов. Большинство подростков узнали о половых отношениях из разговоров со сверстниками, что говорит о том, что их знания во многом искажены и не достоверны.
Также проводилась диагностическая работа по индивидуальным запросам со стороны администрации, педагогов, родителей и самих обучающихся. Причины обращения: проблемы связанные с обучением, поведением, определение актуального уровня развития и выявление личностных особенностей.
Психолого-педагогическая диагностика проводилась как в группах, так и индивидуально. В целом за первое полугодие проведено 19 индивидуальных диагностик, групповых – 6 (145).
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа осуществлялась в рамках индивидуальных и групповых занятий.
Проводилась коррекционная работа с учащимися, состоящими на профилактических учетах; вновь прибывшими учащимися; работа по запросам участников образовательного процесса.
По итогам коррекционно – развивающей работы с учащимися даны рекомендации и проведены консультации с педагогами, родителями.
Основная тематика индивидуальных коррекционных занятий:
- развитие познавательной сферы;
- коррекция эмоционального состояния;
- работа со стрессовыми состояниями;
- работа с агрессией;
- развитие коммуникативных навыков;
- снижение уровня агрессии.
Реализованы программы по профилактике суицидального поведения среди учащихся, коррекция агрессивных проявлений в поведении учащихся, план по гендерному воспитанию учащихся.
III. Консультативно-просветительская работа
В ходе консультативного сопровождения рассматривались следующие вопросы:
- проблемы преодоления трудностей в обучении;
- межличностные отношения;
- особенности детско-родительских отношений;
- проблемы адаптационного периода первоклассников, пятиклассников, вновь прибывших учащихся;
- особенности воспитания и развития детей в семье;
- поведенческие проблемы;
- агрессия;
- личностные проблемы.
При реализации консультативного направления проводились индивидуальные консультации по запросу родителей, учителей, администрации. За отчетный период было проведено 33 консультации с учащимися школы, 7 консультаций с педагогами школы и 9 консультационных бесед проведено с родителями учащихся (в том числе выездные консультации для родителей, состоящих на учете в различных категориях).
В течение учебного года проводились консультации с обучающимися 5 класса для снятия тревожности и напряжения. Также с этой целью велись беседы с обучающимися 1 - 4 классов (с вновь прибывшими).
IV. Экспертная работа
Участие в совете профилактики школы, заседания которого проводились ежемесячно. Участие в плановых заседаниях психолого – медико – педагогического консилиума школы. Посещение 1, 5 классов с целью изучения адаптации обучающихся.
V. Организационно-методическая работа
Организационно-методическое направление является неотъемлемой частью деятельности каждого педагога-психолога. В рамках этого направления педагогом – психологом осуществлялось:
- планирование и анализ своей деятельности (составление годового,
ежемесячного плана работы, статистической справки);
- ведение текущей документации (заполнение рабочего журнала,
составление графика работы);
- подготовка материалов к консультированию, просвещению, коррекции (изучение специализированной литературы, подбор диагностического инструментария, подготовка материалов для консультации педагогов и родителей);
- разработаны и распространены рекомендации для родителей «Детская агрессия: её причины и последствия», «Ответственное родительство или как не допустить ошибок в воспитании», рекомендации родителям первоклассников в адаптационный период, «Профилактика суицидальных рисков», «Психологические особенности подросткового и юношеского возраста»; для учащихся и их родителей размещена стендовая информация «Телефоны доверия в РБ», «Мы любим свою страну», «Мы тоже права имеем», «Родитель и друг в одном лице - миф или реальность?», «Искусство общения», памятки для педагогов «Профилактика профессионального выгорания», ««Взаимодействие с агрессивными детьми»», «Подростковая агрессия. Что? К чему? Почему?»; «Как контролировать агрессию?».
- для групп младшего и среднего звена осуществлена подборка развивающих игр, подвижных игр для агрессивных детей, игр на сплочение детского коллектива.
Тема самообразования «Психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС в образовательных учреждения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цели:
- повышение теоретического, научно-методического уровней и профессионального мастерства путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
- обеспечение программирования своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.
Задачи:
- изучение общепедагогических и психологические знаний с целью расширения и совершенствования психологических методов воспитания и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- овладение достижениями психолого-педагогической науки;
- повышение общекультурного уровня;
- применение разнообразных форм работы в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников учебно-воспитательного процесса;
- обобщение и распространение психолого-педагогического опыта.
Для повышения уровня квалификации, обновления теоретических и практических знаний при освоении современных методов решения профессиональных задач принимала участие:
- в деятельности экспертного совета Всероссийского СМИ «Высшая школа делового администрирования» на сайте https://s-ba.ru/.
- в семинаре «Медиация как альтернативный способ урегулирования споров», который проводился ассоциацией «Байкальская лига медиаторов» г. Иркутск;
- в видеотренинге «Самообследование как компетенция ОО» на сайте https://id2.action-media.ru/
Персональный сайт https://multiurok.ru/EAA220983/album в социальной сети работников образования «Мультиурок».
Педагог-психолог Евдокимова А. А.