СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы школьного логопункта

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы школьного логопункта»

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ№2»

О.А.Ильина ____________

«_____» ________ 2022г.







Анализ работы


логопедического пункта МАОУ «СОШ №2»

за 2021 -2022 учебный год


















Исходя из цели работы школы были определены следующие задачи работы логопедического пункта на 2021-2022 учебный год:

1. Организация и ведение логопедического мониторинга с включением моментов: диагностики речевого развития учащихся; отслеживания результатов коррекционной работы; контроля за сохранностью достигнутых результатов учащихся, выпущенных из логопедического пункта.

2. Использование новых информационных технологий в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

3. Усиление совместной деятельности учителя-логопеда и учителей начальных классов с целью поиска наиболее эффективных путей преодоления трудностей в овладении детьми грамотой на начальных этапах обучения, определения системы оценки предметных результатов по русскому языку у детей с нарушениями речи.

Для реализации поставленных задач были выбраны следующие основные направления работы логопедического пункта:

  • Обследование состояния устной и письменной речи обучающихся начального звена

Цель: выявление обучающихся, нуждающихся в логопедической коррекции.

  • Коррекция устной и письменной речи.

Цель: коррекция дефектов устной и письменной речи детей первичного характера и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку (с использованием на логопедических занятиях компьютерных технологий)

  • Работа с педагогическим коллективом.

Цель: распространение логопедических знаний среди учителей.

  • Работа с родителями

Цель: пропаганда логопедических знаний среди родителей, направленная на сохранение здоровья обучающихся.

  • Повышение профессионального мастерства, взаимодействие с логопедами образовательных учреждений.

Цель: повышение качества и результативности профессиональной деятельности педагога, обмен опытом с педагогами других образовательных учреждений.


Обследование состояния устной и письменной речи обучающихся начального звена.

В целях выявления обучающихся, нуждающихся в логопедической коррекции, прослеживание динамики и результативности коррекционной работы, проводилась диагностика уровня речевого развития детей:

Первичная диагностика - сентябрь 2021 года (выявление наличия речевых дефектов);

промежуточная диагностика – январь 2022 года (прослеживание динамики коррекционной работы)

итоговая диагностика – май 2022 года (выявление уровня устранения недостатков).

С целью создания условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за речевым развитием школьников и коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации. используем диагностические методики и методические рекомендации таких авторов: Фотекова Т.А., Ахутина Т.В («Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»), Т.Фотекова, Т.Ахутина («Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей. Исследование особенностей письменной речи». Т.А.Фотекова («Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи младших школьников»), Ю.Е.Розова, Т.В.Коробченко («Мониторинг речевого развития учащихся начальных классов»), Е.В.Мазанова («Обследование устной и письменной речи обучающихся в школьном логопункте»), В.М.Акименко («Логопедическое обследование детей»). Комплексная оценка определяет уровень достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для составления индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуализации образовательного процесса.

Информационная справка о результатах первичной диагностики. Таблица 1.


Всего обучающихся в начальной школе

Всего обследовано учащихся

Выявлено детей с различными речевыми нарушениями

Зачислено учащихся для занятий в логопедическом пункте

359

276 (7%)

Из них:

102 человека — 1-ые классы (устная речь)

88 человек —2-ые классы (письменная речь)

86 человек -3-и классы (письменная речь)

ОВЗ – 11 чел. (устная и письменная речь)

118 (43%)

Из них:

1 класс –55 чел.

2 класс – 35 чел.

3 класс – 20 чел.

ОВЗ – 8 чел.


50 (42%)

Из них:


1 класс - 31 чел.

2 класс - 12 чел.


ОВЗ – 7 чел.

2 класс – 1 чел.

3 класс - 1 чел.

4 класс – 2 чел.

5 класс – 1 чел.

7 класс – 1 чел.

8 класс – 1 чел.



На основании проведённой в начале года диагностики уровня речевого развития и в целях коррекции выявленных дефектов устной и

письменной речи школьников созданы логопедические группы с учётом тяжести нарушения речевого развития:

Все обучающиеся, зачисленные на логопедический пункт, были скомплектованы в логопедические группы с учетом речевого дефекта.

1 класс – группы 1(8 чел.) и 2 (7 чел.) – общее недоразвитие речи 3 уровня;

группы 3 (8 чел.) и 4 (8 чел.)– нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

2 класс – группа 5 (7 чел.) – нарушения письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи

группа 6 (6 чел.) - нарушения письма и чтения, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи

ОВЗ (3 - 4 класс) - подгруппа 1 (4 чел.) – смешанная дисграфия и дислексия, дизорфография.

ОВЗ (5 класс и 9 класс) – (2 чел.) - индивидуальные занятия.

Обучающимся с нарушениями речи, оказывалась консультативная помощь. Им были даны рекомендации по устранению дефекта, проведены консультации с родителями, подготовлен речевой материал по автоматизации звуков, коррекции письма.


Коррекция устной и письменной речи.

Групповые занятия проводились 2- 3 раза в неделю по 40 минут (в зависимости от тяжести нарушения)

Подгрупповые – два раз в неделю по 30 минут

Индивидуальные – 2 раза в неделю по 20 минут

Содержание занятий:

  • Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, коррекция дефектов произношения.

  • Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

  • Развитие навыков построения связного высказывания: программирование смысла и смысловой культуры высказывания. Установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств


Для оптимизации процесса коррекции речи для детей с ОВЗ составлена коррекционная часть АООП, проведена корректировка перспективных планов с учётом глубины дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка.

Для повышения учебной мотивации обучающихся и эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков в процессе коррекционной работы, наряду с традиционными методами и приёмами, использовались информационно-коммуникационные технологии: специализированные компьютерные программы, демонстрационные тематические презентации, игровые задания с применением мультимедийных технологий.

С целью дидактического обеспечения процесса на логопедических занятиях использовался компьютерный логопедический тренажёр «Дэльфа-142». который представляет собой комплексную многостороннюю программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией. Тренажёр носит развивающий характер, позволяет работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребёнка, стимулирует его к более высоким достижениям.

Для глубокой и объективной диагностики используется программное обеспечение «Логопедическое обследование детей» В. Акименко, в основу которого положены общие принципы и методы обследования.

Для активизации личности обучающегося с речевыми нарушениями, для мотивации к устранению нарушений устной и письменной речи, для развития интереса к изучаемым предметам на школьном логопункте используются игры сайта «Мерсибо», разработанные с учетом ФГОС нового поколения. Их хорошо использовать при изучении н о в о й темы, з а к р е п л е н и я пройденного материала, а также для снятия напряжения и усталости.


Для оптимизации коррекционной работы использовались:

  • электронные книги для коррекции дисграфии (Е.В. Мазанова) и дизорфографии (А.Китикова)

  • программа для профилактики и коррекции дислексии «Слоджи».

  • экспресс - диагностика Т.А.Фотековой для итогового логопедического обследования;

Т а к и м о б р а з о м, в с я д е я т е л ь н о с т ь у ч и т е л я - л о г о п е д а н а п р а в л е н а на раскрытие способностей и познавательных

интересов детей, на развитие творческой в поисковой активности обучающихся, на учёт индивидуальных особенностей ребёнка, что позволяет сделать вывод о том, задача учителя-логопеда по осуществлению дифференцированного подхода к детям со сложной речевой патологией выполняется и необходимо продолжать эту работу.

Созданные условия позволили получить положительную динамику н добиться хороших результатов.

С 11 по 18.02. 2022 года проводилось логопедическое обследование обучающихся с нарушениями речи, проходивших коррекцию в логопедическом пункте МАОУ «СОШ№2» с целью выявления динамики речевого развития обучающихся за 1-ое полугодие 2021-2022 учебного года. Промежуточная диагностика показала наличие положительной динамики в развитии речи у 90% детей. Незначительная положительная динамика наблюдалась у 10% обучающихся

Информационная справка о результатах промежуточной диагностики. Таблица 2.


Зачислено учащихся для занятий в логопедическом пункте

Выпущены с хорошей речью

Наблюдается значительная положительная динамика

Наблюдается незначительная положительная динамика

50

5 (10%)

40 (80%)

5 (10%)


В конце учебного года с целью отслеживания результатов коррекционной работы, проведена итоговая диагностика устной и письменной речи обучающихся на логопедическом пункте. Полученные результаты свидетельствуют о наличии положительной динамики речевого развития обучающихся:


Информационная справка о результатах итоговой диагностики. Таблица 3.

Зачислено учащихся для занятий в логопедическом пункте

Выпущены с хорошей речью

Оставлены для продолжения обучения


Из них обучающиеся с ОВЗ

50

28 (10%)

22 (44%)

9 (18%)


  • из 50 обучающихся, зачисленных в логопедический пункт 28 человек выпущено с хорошей речью. Таким образом, сочетание традиционных методов и информационно-коммуникационных технологий повысило эффективность и качество логопедических занятий, способствовало формированию и развитию языковых средств, коммуникативных навыков,

  • 23 обучающихся имеют достаточно сложные речевые дефекты, в связи с этим они оставлены на логопункте для продолжения коррекционной работы (из них 7 человек с ОВЗ). Дети с ОВЗ представляют собой отдельную сложную категорию обучающихся. Речевые нарушения (общее недоразвитие речи) у данных детей носят вторичный характер. Это обусловлено тем, что группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: ТНР, ЗПР. Поэтому необходимо более дифференцированно подходить к обучению детей данной категории, обязательно учитывать структуру и степень тяжести дефекта, а также индивидуальные особенности и возможности обучающихся.

В результате коррекционной логопедической работы у детей с ОВЗ наблюдается расширение и уточнение словарного запаса, активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов, уменьшилось количество ошибок в письменных работах, повысился уровень развития познавательной деятельности. У учащихся отмечены положительная динамика в развитии познавательной активности, повышение общей осведомлённости,


Работа с педагогическим коллективом.

  • В целях разъяснения логопедических знаний среди педагогов, оказания помощи детям, нуждающимся в логопедической коррекции, регулярно обновлялся стенд школьного логопедического пункта «Будем говорить правильно».

Были проведены: индивидуальные беседы-консультации с педагогами 1-4 классов по результатам диагностики и коррекции устной и письменной речи обучающихся -логопатов.

  • Методическое сопровождение посредством составления рекомендаций по оказанию помощи обучающимся, имеющим речевые недостатки.

  • Участие в рабочей группе по разработке АООП для обучающихся с ТНР, ЗПР.

  • Участие в работе шППК.

  • Подготовка логопедических представлений для детей с нарушениями речи к ТПМПК.

  • Обследование обучающихся и подготовка логопедических представлений по запросу социальных служб.


Данная работа способствовала формированию понимания педагогами необходимости оказания обучающимся логопедической помощи, более тесного сотрудничества педагогов и логопедов. Многие учителя обращаются за консультативной помощью. В течение всего учебного года педагоги получают рекомендации по оказанию помощи учащимся с речевыми нарушениями, особенно к категории детей с ОВЗ.

При проведении итоговых работ выявилась проблема в системе оценки обучающихся с ОВЗ, работы которых оценивались без учета особенностей, отмеченных в АООП. Поэтому необходимо совместно с педагогами корректировать систему оценивания предметных результатов, более дифференцированно подходить к обучению детей данной категории, обязательно учитывать структуру и степень тяжести дефекта, а также возможности и способности учеников.


Работа с родителями.

В целях разъяснения логопедических знаний среди родителей проводились:

  • индивидуальные беседы с родителями детей с речевыми нарушениями;

  • консультации по коррекции речевых нарушений у детей посредством проведения лекториев для родителей;

  • выступление с публичной презентацией на общешкольном родительском собрании будущих первоклассников «Речевая готовность к школе».

  • круглый стол с родителями детей с ОВЗ.  «Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» (выступление);

  • информирование родителей посредством материалов стенда «Будем говорить правильно».

Данная работа способствовала пониманию необходимости получения своевременной логопедической помощи.

Необходимо отметить, что в последнее время растёт количество детей с нарушениями речевого развития различной этиологии, поступающих в общеобразовательную школу. Данная группа учащихся нуждается в комплексном воздействии: в получении медикаментозного лечения, в реализации логопедического воздействия. Поэтому необходимо сотрудничать и продолжать просветительскую работу среди родителей в 2022 -2023 учебном году.


Повышение профессионального мастерства, взаимодействие с логопедами образовательных учреждений.

В целях обучения, способствующего повышению качества и результативности профессиональной деятельности педагога, обмена опытом с педагогами другие образовательных учреждений проводилось:

  • участие в заседаниях Нетворкинга учителей-логопедов («Работа по профилактике и коррекции дизорфографии у обучающихся начальных классов». Выступление на городском мероприятии «Нетворкинг» (площадка «Логопедическое сопровождение учащихся),

  • работа над темой самообразования: «Коррекция дизорфографии у обучающихся начальных классов»;

  • пополнение материалов собственного сайта - https://multiurok.ru/shlotta/

  • организация занятий кружка внеурочной деятельности «Юный риторик» (1-3 классы).

(Блокадный хлеб» - видеоролик- с участием членов кружка).

  • работа в Школе будущего первоклассника «Филипок».


Основные выводы.

А н а л и з и р у я р а б о т у л о г о п е д и ч е с к о г о п у н к т а , м о ж н о с д е л а т ь в ы в о д, ч т о в ц е л о м основные задачи решены:


  • 50 обучающихся прошли обучение на логопункте; 28 обучающихся, выпущены из логопункта с хорошей речью;

у 22 обучающихся – наблюдается положительная динамика.


  • совместная работа с педагогами начального звена способствовала осуществлению индивидуального подхода к каждому ребёнку;

  • проходило комплексное взаимодействие с педагогами и родителями по сопровождению детей со сложными речевыми нарушениями.


Задачи логопедического пункта на 2022-2023 учебный год:


Организация и ведение логопедического мониторинга с включением моментов:

  • диагностики речевого развития учащихся;

  • отслеживания результатов коррекционной работы;

  • использование специфических технологий в работе с детьми с ОВЗ.

  • усиление совместной деятельности учителя-логопеда и учителей начальных классов по корректировке системы оценивания предметных результатов.

более дифференцированного подхода к обучению детей с ОВЗ.

  • обязательный учёт структуры и степени тяжести дефекта, а также индивидуальных возможностей и особенностей учащихся.





Приложение к «Анализу работы логопункта на 2021-2022 уч.г.»


Список обучающихся, зачисленных в логопедический пункт  МАОУ «СОШ №2»

на 2021-2022 учебный год (по группам)


Группа 1. Общее недоразвитие речи 3 уровня (1класс)

  1. Атаева Танажар 1б

  2. Куртаметов Георгий 1б

  3. Солодов Кирилл 1б

  4. Джусупов Руслан 1а

  5. Койчакаев Муслим 1о

  6. Ваньшева Виктория 1а

  7. Бурдинский Арсений 1в

  8. Иксанова Диана 1а



Группа 2. Общее недоразвитие речи 3 уровня (1класс)

  1. Смоилова Тамирис 1в

  1. Ахмадиев Ильнур 1г

  1. Малышева Анна1г

  1. Мацковский Кирилл1г

  2. Нагиев Демьян 1в

  3. Картоев Мухаммад 1в

  4. Блошенко Никита 1в

  5. Матяскин Николай1в



Группа 3. Нерезко выраженное общее недоразвитие речи 3 уровня (1класс)


  1. Воротников Матвей 1б 

  1. Меликов Эмин 1б

  2. Хайрзаманов Айдар 1г

  3. Нуриева Айсун 1б

  4. Баранов Антон 1а

  5. Удьяров Максим 1а

  6. Гардалоева Рабия 1в




Группа 4. Нерезко выраженное общее недоразвитие речи 3 уровня (1класс)




  1. Гайбуллаев Фарухжон 1а


  1. Киявов Тимур 1а

  2. Корчагин Алексей 1а


  1. Удьяров Максим 1а

  2. Миндубаева Яна 1а

  3. Полтанова Анастасия 1а

  4. Нестеренко Роман 1г

  5. Сластён Ефим 1г


Группа Группа 5. Нарушения письма и чтения, обусловленные общим недоразвитием речи 3уровня (2 класс)


  1. Османов Алим 2а

  1. Абкаев Хезир 2б

  1. Дмитриев Данила 2б

  1. Тухватуллин Амир2б

  1. Кривда Арсений 2в

  1. Шагеева Агата 2в

  2. Алероева Инара 2б



Группа Группа 6. Нарушения письма и чтения, обусловленные нерезко выраженным общим недоразвитием речи 3уровня (2 класс)


  1. Алачев Умар 2г

  1. Петренко Герман 2г

  1. Подлиповский Артем 2г

  1. ПодлиповскийДмитрий 2г

  1. Иманова Вера 2г

  1. Каланаков Дмитрий 2г



Подгруппа 1. Смешанная дисграфия и дислексия, дизорфография (ОВЗ, 3- 4 кл.)

  1. Гулякин Александр 3г

  2. Акулов Лев 4в

  3. Малыгина Софья 4в

  4. Рудакова Алмса 4г


Индивидуальные занятия:

  1. Баязитов Владислав 5б

  2. Мысник Сергей 8б



Итого: 50 чел.



Список обучающихся, выпущенных из логопедического пункта МАОУ «СОШ №2»  

в 2022-2023 учебном году



Ф.И. обучающегося

Класс

1

Мамишева Мадина

2

Меликов Эмин

3

Минов Анатолий

4

Солодов Кирилл

5

Османов Алим

6

Абкаев Хезир

7

Дмитриев Данила

8

Кривда Арсений

9

Шагеева Агата

10

Петренко Герман

11

Подлиповский Артем

12

ПодлиповскийДмитрий

13

Иманова Вера

14

Миндубаева Яна

15

Баранов Антон

16

Гайбуллаев Фарухжон

17

Киявов Тимур

18

Корчагин Алексей

19

Полтанова Анастасия

20

Удьяров Максим

21

Бурдинский Арсений

22

Ахмадиев Ильнур

23

Малышева Анна

24

Хайрзаманов Айдар

25

Нестеренко Роман

26

Смоилова Тамирис

27

Гардалоева Рабия

28

Иксанова Диана




Итого: 28 чел.





Список обучающихся, оставленных в логопедическом пункте МАОУ «СОШ №2»

для продолжения коррекционного обучения 

в 2022-2023 учебном году



Ф.И. обучающегося

Класс

1

Воротников Матвей

2

Атаева Танажар

3

Куртаметов Георгий

4

Нуриева Айсун

5

Алёшина Виктория

6

Абкаев Хезир

7

Тухватуллин Амир

8

Алачев Умар

9

Каланаков Дмитрий

3г (ОВЗ, инклюзия)

10

Малыгина Софья

5в (ОВЗ, инклюзия)

11

Акулов Лев

5в (ОВЗ, инклюзия)

12

Карелин Николай

8г (ОВЗ, инклюзия)

13

Гулякин Александр

4г (ОВЗ, инклюзия)

14

Рудакова Алиса

5г (ОВЗ, инклюзия)

15

Алероева И.

16

Ляхович Александра

17

Мацковский Кирилл

18

Нагиев Демьян

19

Картоев Мухаммад 1в

20

Блошенко Никита 1в

21

Матяскин Николай1в

22

Сластён Ефим



Итого -22 человека




Подготовила учитель- логопед Уразаева Р.Н





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!