СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ работы за учебный год

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ работы за учебный год составлен на основе годового плана, утвержденного директором школы

Просмотр содержимого документа
«Анализ работы за учебный год»

АНАЛИЗ РАБОТЫ

школьной библиотеки ГБОУ "Краснокутская ООШ I-IIIст." Луганской Народной Республики

за 2016-2017 учебный год

Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека.

            Главная цель работы библиотеки - научить детей рациональным приёмам работы с  книгой, поиску и анализу материала, привить учения и навыки информационного обеспечения учебной деятельности, научиться быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. Если не будет библиотек, то не будет культуры.

            Школьная библиотека должна не только осуществлять библиотечное обслуживание своих читателей, но и решать стоящие перед образованием стратегические задачи:

- возвращение детей к чтению, остающемуся единственным надёжным средством сохранения института культуры;

- организация информационной поддержки всего образовательного процесса;

- использование библиотечных технологий в реализации инновационных целей образования.

Согласно «Положению о школьной библиотеке» библиотека в своей работе руководствуется действующим законодательством Луганской Народной Республики, Уставом школы. Деятельность библиотеки осуществлялась на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

1. Краткая справка о библиотеке:

- Общая площадь библиотеки – 30 кв.м.

- Читальный зал на 10 мест совмещен с абонементом. Книгохранилища отдельно для учебников и художественной литературы

- Техническое обеспечение –компьютер с подключением к сети Интернет.

- Общий фонд библиотеки на конец 2016-2017 учебного года составил -9982 шт.

- Зав.библиотекой –Чумак Светлана Владимировна, образование – среднее специальное, стаж библиотечной работы – 8 лет, категория - специалист, 1 ставка, прохождения последних курсов повышения квалификации- 2016год ГУ ЛНР «НМЦРО» по теме «Роль библиотеки как информационного центра в обеспечении учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения».

- Режим работы библиотеки- понедельник – пятница с 8-00 до 16-00.


Проблемой, над которой работает школьная библиотека - ВНЕДРЕНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С ЧИТАТЕЛЯМИ ПО ПОПУЛЯРИЗАЦИИ КНИГИ И ЧТЕНИЯ

Цель работы –научить учащихся рациональным приемам работы с книгой (учебной и художественной), поиску, анализу и синтезу информации, привить умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности

Для решения этой проблемы в 2016-2017 учебном году перед библиотекой стояли такие задачи как:

1. Обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся, педагогическим работникам – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы. Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов через сеть Интернет.

2. Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов. Создание и поиск мультимедийных и электронных материалов как сопровождение.

3. Формирование комфортной библиотечной среды.

4. Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм библиотеки.

5. Просвещение родителей (законных представителей), развитие связей семьи и школьной библиотеки.

Пользователями школьной библиотеки являются обучающиеся, педагоги, работники школы и родители учащихся.



По возрастному составу обучающиеся распределились:






В течение года школьная библиотека работала по следующим направлениям:

1. Формирование фонда школьной библиотеки.

2. Работа с фондом художественной литературы.

3. Работа с учащимися

4. Поддержка общешкольных мероприятий

5. Работа с учителями и родителями.

6. Создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг.

7. Массовая работа.

8. Работа с книжными выставками.

9. Справочно-библиографическая работа.

11. Профессиональное развитие.

12. Работа с библиотечным активом.


Деятельность по формированию фонда школьной библиотеки сводилась к следующей работе:

Работа с фондом учебной литературы:

- диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями в новом учебном году;

- информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников.

- ознакомление педагогического коллектива, родителей с Перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательном процессе;

– составление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление;

– согласование и утверждение заказа на учебники с администрацией школы, его передача специалисту управления образования;

– контроль за выполнением сделанного заказа;

– прием и техническая обработка поступивших учебников (оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание);

– оформление отчетных документов (диагностика уровня обеспеченности учащихся и др.);

– прием и выдача учебников;

– периодическое списание ветхих и устаревших учебников

– проведение работы по сохранности учебного фонда

Утверждение заказа на следующий учебный год.

Прием и обработка поступивших учебников.

Прием и выдача учебников.

Фонд школьной библиотеки.

Фонд школьной библиотеки формируется в соответствии с образовательными программами образовательного учреждения. В 2016-2017 учебном году получено 426 учебников на сумму 98487 руб. На  конец 2016-2017 учебного года в библиотеке:

           учебников РФ -  2366 экземпляров на сумму – 746 916 руб;

           художественной литературы – 5056 экземпляр на сумму – 145 792руб.

           

            Во время учебного года  проводилась работа по списанию ветхих, устаревших и неиспользуемых документов учебного фонда. Было списано 4392 экземпляра учебников на сумму 43966 руб и 330 экземпляров художественной литературы на сумму 1294 руб. Всего списано ветхой и устаревшей литературы 4722 экземпляра на сумму 45260руб

В школьной библиотеке имеется: абонемент, совмещенный с читальным залом,

2 раздельных книгохранилища для хранения учебников и художественной литературы.



Работа с фондом художественной литературы:

1. Обеспечение свободного доступа к художественному фонду библиотеки для всех учащихся и сотрудников.

2. Выдача книгоизданий читателям.

3. Контроль над своевременным возвратом в фонд выданных изданий.

4. Расстановка фонда в библиотеке.

5. Работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической литературы и учебников.

6. Создание комфортных условий для работы читателей.

Работа с читателями библиотеки ведется по направлениям:

- обслуживание читателей библиотеки,

- просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников;

- доведение результатов до читателей (конкурс на самого активного читателя, на самый читающий класс);

- проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в библиотеке, о культуре чтения книг, о правилах пользования учебниками.

- индивидуальные беседы о прочитанном и консультации о соответствующей возрасту литературе;

- помощь в написании рефератов;

- проведение индивидуальной работы с читателем, как основы формирования информационной культуры личности школьников;

- знакомство с основными информационными понятиями.
- обучение самостоятельному поиску и выбору информации в библиотеках и других центрах информации, умению пользоваться информационными источниками, включая базы данных, компьютеры, Интернет и другие современные технологии;
- развитие умений оценивать, организовывать и эффективно использовать найденную информацию. 


Для учащихся 5-11 классов были проведены библиотечные уроки: «Как работать с учебником», «Как правильно написать реферат».

Со старшеклассниками проводился круглый стол «Лайфхаки в школе и школьной жизни» на основе книги Игоря Манна «Лайфхаки на каждый день».

Повышение информационной библиотечной культуры – важная задача библиотеки. Проведены: 

-           «Твой друг – книга», «Праздник Букваря» - 1 класс,

-         «Путешествие в Книжную страну» - 2 класс,

-           «Откуда пришла книга» - 3 класс,

-           «Книга и её создатели» - 4 класс,

-           «Словари, справочники и энциклопедии - твои друзья» – 5 класс,

-           «История создания книги» - 6 класс,

-           «Какой я читатель» -7 класс,

-          «Методы самостоятельной работы со справочной литературой» - 8 класс,

- «Работа с источниками информации» - 9 класс

- «Методы самостоятельной работы с учебником» - 10 класс,

- «Научно-популярная и научно-документальная литература. Как работать с ней» - 11 класс.

- «Как написать реферат» -7-11классы,

- «Справочная литература как инструмент познания мира» - 7-11 классы.


На протяжении учебного года в помощь учителям предметникам в библиотеке проводились уроки литературы с просмотров буктрейлеров : «Творчество Александра Грина», «Леся Украинка», «Михайло Стельмах», «Тарас Шевченко – писатель, художник, поэт», « Жизнь как подвиг Алексея Стаханова», «Сокровища 21 века», «Петр I» и «Петр Великий» и др.

В библиотеке проводились конкурсы на лучшего чтеца стихотворений Леси Украинки, Н.А.Некрасова.

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, ведется подбор литературы к какому-либо мероприятию.

В библиотеке систематически ведется дневник работы, в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей по группам, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации.

Также в библиотеке проводится отдельная работа по приобщению к художественной и популярной литературе обучающихся, беседы, на которых выясняются интересы, увлечения, предлагается та или иная книга, часы совместного чтения, после которых предлагаются викторины, конкурсы, обмен мнениями.

Массовая работа в библиотеке

Цели массовой работы – показать ребятам прелесть чтения, научить их любить книгу, сделав чтение первейшей потребностью. Массовые мероприятия, проводимые в различных формах, помогают учащимся эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание как литературных произведений, так явлений и событий. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, но и иллюстрированный материал, музыку, видеоматериалы. В течение учебного года проведены следующие мероприятия:


- Викторина для 1-4-х классов в осенние каникулы «Осень золотая»

- Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой» для начальной школы


Конкурс рисунков к Пасхе



Интеллектуальная игры, кроссворды, ребусы «Кто больше знает о космосе?»


В рамках Недели детской и юношеской книги была подготовлена и проведена беседа и викторина в начальной школе на тему «Сказки дедушки Корнея». 1 место в викторине завоевал 3 класс.

В течение недели сказки учащимся начальной школы читали литературные герои

Емеля, Царевна-Несмеяна, мушкетер Арамис.

С учащимися 2-11 классов были проведены беседы о правилах пользования Интернетом - «Безопасный Интернет».

В течение учебного года в школьной библиотеке работает «Книжкина больница», где ребята учатся реставрировать потрепанные и ветхие книжки.

Для первоклассников были изготовлены закладки для книг, которые вручались во время «Посвящения в читатели»

На протяжении  нескольких лет приоритетным для библиотеки является гражданско-патриотическое направление работы. В рамках подготовки к Дню защитника Отечества подготовлена выставка-викторина «Есть такая профессия – Родину защищать», помощь в подготовке к празднованию Дня Победы, материалы о параде победы 1945 года, к 75-ой годовщине Молодой гвардии – видеоэкскурсия в музей г.Краснодон и презентация «Забыть невозможно»



Проводился подбор материала ко всем общешкольным мероприятиям- конкурсам стихов, к празднованию дня Победы в Великой Отечественной войне, к месячнику военно-патриотического воспитания и др.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие выставки

Оформлялись тематические выставки :

- Международный день учителя,

- Новый год,

- Международный женский день,

- 75-я годовщина Молодой гвардии,

- День космонавтики,

- День Республики,

- циклы книжных выставок «Праздничная карусель» (посвященные праздникам)

Оформлялись выставки постоянного характера:

«Твоя жизнь в твоих руках»,

«Наркомании – нет!»,

«Страницы истории»,

«Великая Отечественная война»,

«Знаем. Помним. Гордимся»,

«Твои права – твои обязанности»,

«Экология для всех»,

«Донбасс – это мы»,

«Классики русской литературы – детям»,

«О великий и могучий…».

«В мире сказок и приключений»

- Книжные выставки к юбилейным датам ( писатели – юбиляры, книги – юбиляры): Александр Грин «Алые паруса», Михаил Салтыков – Щедрин «Сатиры щедрый властелин», Корней Чуковский «Мы от дедушки Корнея».


В течение учебного года в школе были проведены акции «Живи, учебник», «Подари книгу школьной библиотеке». Победителями акции «Подари книгу школьной библиотеке» стали учащиеся 1 класса (классный руководитель Задорожняя В.А.).


Наиболее бережное отношении к учебникам было отмечено в 9 классе (классный руководитель Скидан О.В.).


Справочно-библиографическая работа в библиотеке была выражена в выполнении тематических и информационных справок.

Для выполнения мероприятий этого направления были проведены библиотечные уроки по правилам пользования библиотекой «Бережное отношение к книге», знакомство с расстановкой фонда «Волшебное путешествие», ознакомление со структурой и оформлением книги «Ты и твоя книга», овладение навыками работы со справочными изданиями «Энциклопедии. Словари. Справочники» и т.д. для учащихся 1-11 классов.

Профессиональное развитие:

1. Участие в районных совещаниях школьных библиотекарей.

2. Участие в семинарах школьных библиотекарей.

3. Курсы повышения квалификации для школьных библиотекарей в ГУ ЛНР «НМЦРО».

4. Обмен опытом с сотрудниками других библиотек и применение опыта на практике.

5. Выступление на семинаре.

6. Самообразование и изучение специальной литературы.

7. Для повышения профессиональных навыков используются опыт работы других библиотекарей интернет ресурсы: http://rusla.ru/rsba/technology/infores/ -Информационный портал школьных библиотек России, и другие сайты школьных библиотек


Работа с библиотечным активом

Библиотечный актив– это одна из перспективных форм работы с читателями, установление доверительного контакта с обучающимися.

Актив библиотеки состоит из 7 человек обучающихся 5-11 классов. По составленному плану велась следующая работа: знакомство с фондом, расстановка книг по разделам. При поступлении новых изданий художественной литературы активисты проставляли библиотечный штамп; для выдачи учебной литературы на следующий год оформили «Журнал выдачи учебников» по классам; один из самых любимых этапов работы — обслуживание читателей на абонементе. Дети учились записывать книги в формуляры, помогали в выборе книг учащимся начальных классов и принимали активное участие во многих мероприятиях по линии школьной библиотеки — в подготовке и проведении праздника «Посвящение первоклассников в читатели», в проведении Новогодних утренников, в проведении недели детской книги осуществляли поиск и подбор ко всем общешкольным мероприятиям.

Оказывая помощь библиотекарю, они помогают себе, так после многократной расстановки фонда они лучше ориентируются при выборе необходимой книги для себя. Проводя мелкий ремонт, испорченной литературы, они начинают понимать всю силу выражения «бережное отношение». Актив помогает и в работе с должниками, напоминая им о необходимости возврата взятых книг. В классах постоянно проводится рейд «Учебник», где члены библиотечного актива проверяют санитарное состояние учебников и напоминают правила пользования ними.


Работа с родителями:

- предоставлялась учебная и художественная литература способствующая самообразованию;

- проводилось индивидуальное информирование родителей об обеспеченности учебной литературой;

- проводились беседы при выдаче учебников по их сохранности и бережному отношению; об ответственности за утерянную учебную или художественную литературу.

- проводились рекомендательные беседы по выбору художественной литературы в соответствии с возрастной категорией;

- индивидуальное информирование родителей о посещаемости библиотеки;

- на родительских собраниях – классных и общешкольных- для родителей были подготовлены выступления и презентации «Книга постоянный друг и спутник детей в их умственном развитии», «Информационная безопасность детей», «Безопасный Интернет».

Одним из основных направлений работы библиотеки -это привлечение детей к чтению, показать значимость книги в жизни каждого. Об этом шел разговор на родительских собраниях, где родителям были даны рекомендации по привлечению детей к чтению.


Работа с педагогическим коллективом:

- взаимное сотрудничество с как классными руководителями, с педагогами – предметниками по проведению библиотечных уроков и иных мероприятий;

- информирование педагогов о новых поступлениях учебной литературы.

- совместная работа по формированию заказа на учебную литературу

- подбор литературы в помощь проведению предметных недель и общешкольных мероприятий;

- подбор литературы в помощь педагогам для проведения родительских собраний, педсоветов.

- оформление книжных выставок к проведению предметных недель.

- на педагогических совещаниях, при директоре школы, выступления по обеспеченности учебной и методической литературой на начало учебного года, и с годовым отчетом работы библиотеки.


Подводя итоги работы за 2016-2017 учебный год хочется отметить, что школьная библиотека выполнила большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала. Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и обучающимися.

Вся работа школьной библиотеки была направлена на стимулирование у детей интереса к чтению и приобщения учащихся к чтению.    

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения. После проведения таких мероприятий в библиотеке увеличивалось посещение и книговыдача литературы.

Изучение состояния читательского спроса, необходимость максимального удовлетворения запросов читателей позволило сделать  выводы о недостатках работы школьной библиотеки: отсутствие новых поступлений  художественной литературы современных писателей, методической литературы. Библиотечный фонд недостаточно обновляется. Кроме того, библиотека испытывает нехватку современных справочных материалов.  Много проблем из-за отсутствия копировально-множительной и печатной техники.

Библиотечный фонд не располагает достаточным количеством программных произведений, поэтому необходимо продолжать сотрудничество с  сельской библиотекой пгт Красный Кут в целях обеспечения удовлетворения всех потребностей читателей, проведения совместных мероприятий и праздников.

Необходимо продолжить работу над повышением качества и доступности информатизации для большего круга читателей

Необходимо продолжить работу по списанию морально устаревшей, ветхой и невостребованной литературы в следующем учебном году.

Компьютерные технологии, которые все больше входят в нашу жизнь и быт, бесспорно, расширяют возможности познания для подрастающего поколения, увеличивая доступ к информации. Однако эта тенденция приводит к снижению чтения. Внедряя все более активно в нашу жизнь новые информационные и коммуникационные технологии, мы вынуждены все больше говорить о проблемах детского и юношеского чтения - снижение интереса к чтению для удовольствия, бесспорный приоритет «необходимого» чтения, преобладание массовой литературы в круге чтения.

В связи с этим, перед библиотекой стоят следующие основные задачи на следующий учебный год:

- обеспечение участникам образовательного про­цесса — обучающимся, педагогическим работникам — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресур­сов школы;

- знакомство обучающихся с основами библиотечно-библиографических знаний;

- формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации;

- развитие навыков грамотно формулировать вопрос и умений правильно применять найденную информацию;

- развитие проектной деятельности обучающихся с применением ПО с целью создания мультимедийных материалов (презентаций, видеофильмов, буктрейлеров);

- формирование и сохранение духовной культуры у современных школьников;

- воспитание культурного и гражданского самосознания;

- стимулирование у детей интереса к чтению, приобщение ребенка к книге.












Приложение

Показатели работы библиотеки

Учебный год

2016/2017

20__/20__

20__/20__

20__/20__


Количество учащихся в школе

155





Количество преподавателей

20





Количество читателей (всего)

193





Количество читателей (учащихся)

155





Количество посещений

3207





Средняя посещаемость

18,9





Книговыдача

5402





Обращаемость

0,54





Средняя читаемость

28





Книгообеспеченность

51,52





Книжный фонд (без учебного фонда)

5056





Справочная и научно-популярная литература

352





Методическая

21





Художественная

4683





CD / аудио / видео

12





Подписка УНО / ОУ

--





Учебный фонд

4793





Учебники РФ

2366





Учебные пособия






Получено из обменного фонда учебников

-





Выдано по обменному фонду

218





Выдача учебников по школе

2233





Невостребованные учебники

2560





Учебники, подлежащие списанию






Общая обеспеченность учебниками (%)

99%





Обесп. учебниками из фонда библиотеки (%)

99%





Обеспеченность учебниками детей из м/об. семей (%)

100%





Обеспеченность учебниками детей из д/д (%)

100%





Количество учебников на одного уч-ся

14,4





Пополнение книжного фонда (всего)

за отчетный период

13





УНО

13





Школьные средства






Спонсорско-родительская помощь






Списание

330





Пополнение фонда учебников (всего)

за отчетный период

426





УНО

426





Школьные средства






Спонсорско-родительская помощь






Списание

4392





Массовые мероприятия

12





Уроки информационной грамотности

63









Дата сдачи отчета _____________

Директор школы: _________ О.С.Дацько

Библиотекарь: _________ С.В.Чумак