МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Академия психологии и педагогики Кафедра дошкольного образования
Анализ раздела развития речи детей в современных образовательных программах
Выполнили: Заболоцкая В.Ю
г. Ростов-на-Дону
2018 г.
Программа «Детство»
Руководители авторского коллектива и научные редакторы программы: кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор А. Г. Гогоберидзе, кандидат педагогических наук, доцент О. В. Солнцева.
Авторы: О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова.
Программа «Детство»
Первый год жизни. 1-я группа раннего возраста
Задачи образовательной деятельности
С 2-х месяцев
- Побуждать к речевому подражанию — одному из главных способов освоения родного языка.
- Развивать слуховое сосредоточение и эмоциональную дифференцировку интонационных оттенков речи взрослого, обращенной к ребенку.
- Активизировать интонационную выразительность речевых реакций и вокализаций, используя интонационную яркость малых фольклорных жанров (пестушки, потешки, песенки и пр.).
- Побуждать вступать со взрослым в общение, эмоционально вызывая ребенка повторять фонемы, так же повторяя за ребенком фонемы, произносимые им.
- Вводить в восприятие ребенка слова, связывая их со смысловым содержанием; в обращенную к ребенку речь вопрос «Где?», чтобы малыш соотносил называемый объект с тем, как звучит его название.
Программа «Детство»
Задачи образовательной деятельности
С 9 месяцев
- Вводить в восприятие ребенка названия окружающих предметов быта, мебели, игрушек, одежды; продолжать развивать понимание речи.
- Учить реагировать ребенка на предложение взрослым сделать что-либо (дать, подать, помахать, пожалеть, погладить).
- Поощрять выполнение простых игровых действий по словесному указанию взрослого.
- Учить узнавать и называть (при помощи лепетных слов, звукоподражаний) изображение знакомого предмета на картинках.
- Пополнять активный словарь словами, как правило состоящими из двух одинаковых слогов.
С 6 месяцев
- Развивать понимание речи, обогащая ребенка новыми впечатлениями.
- Продолжать учить находить взглядом, а затем и указательным жестом названную взрослым знакомую игрушку, предмет.
- Учить выполнять по просьбе взрослого «разученные» игровые действия («ладушки», «дай ручку», «пока-пока») вначале по показу и слову, а затем — только по слову взрослого.
- Вводить в речевое общение имена собственные: постоянно обращаться к ребенку, а также к окружающим взрослым и детям по имени.
Программа «Детство»
Второй год жизни. 2-я группа раннего возраста
Задачи образовательной деятельности
Развитие умений понимать речь взрослого
- Учить пониманию функций предметов и действий с ними; соотносить действия со словом, выполнять несложные просьбы.
- Побуждать отыскивать предметы, игрушки, задавая вопросы «Где?», «Куда?»
- Учить наблюдать за разыгрыванием небольших игровых действий со знакомыми игрушками, сопровождаемых словом.
- Учить понимать, что одно и то же действие можно совершать с разными игрушками, с одной и той же игрушкой — разные действия.
Развитие активной речи
- Побуждать ребенка включаться в диалог с помощью доступных средств (вокализаций, движений, мимики, жестов, слов).
- Учить отвечать на вопросы «Кто?», «Что?», «Что делает?»
- Побуждать выполнять несложные поручения (дай, принеси, покажи, возьми).
- Стимулировать подражание речи взрослого человека.
- Активизировать речевые реакции путем разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами, показа картин, отражающих понятные детям ситуации.
Программа «Детство»
Третий год жизни. 1-я младшая группа
Задачи образовательной деятельности
- Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.
- Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения.
- Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
- Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).
Программа «Детство»
Четвертый год жизни. 2-я младшая группа
Задачи образовательной деятельности
- Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
- Развивать умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
- Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3-х простых фраз.
- Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
- Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях.
- Развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием.
- Развивать умение слышать в речи взрослого специально интонируемый звук.
Программа «Детство»
Пятый год жизни. Средняя группа
Задачи образовательной деятельности
- Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.
- Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
- Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.
- Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.
- Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.
- Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения.
- Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.
- Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.
Программа «Детство»
Шестой год жизни. Старшая группа
Задачи образовательной деятельности
- Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
- Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
- Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
- Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
- Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников.
- Воспитывать интерес к письменным формам речи.
- Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
- Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).
- Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.
Программа «Детство»
Седьмой год жизни. Подготовительная группа
Задачи образовательной деятельности
- Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
- Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
- Поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
- Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
- Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
- Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
- Развивать умения анализировать содержание и форму произведения, развивать литературную речь.
- Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.
Программа «Детство»
Речь развивается в таких видах деятельности как:
Самостоятельная инициативная
Игровая
Речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
Игры с элементами театрализации по мотивам литературных произведений;
Показ инсценировок народных сказок, встречи детей с героями знакомых книг;
Режиссерские игры;
Игры-драматизации;
Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами;
Сюжетно-ролевые игры
— самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
— развивающие и логические игры;
— музыкальные игры и импровизации;
— речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
— самостоятельная деятельность в книжном уголке;
Организованная образовательная
Образовательные, игровые и проблемные ситуации
Программа «Детство»
Средства для развития речи детей:
- Игровые персонажи (например, медвежонок Топтыжка, веселая обезьянка Чита);
- Атрибуты для различных игр;
- Литература (детская, художественная, справочная);
- Общение;
- Дидактические игры;
- Сказки, загадки, пословицы;
- Технические средства — проектор, фильмоскоп, диктофон, магнитофон;
- Тематические праздники («Наши любимые книжки», «Матрешкина сказка», «Наш Пушкин» и т.д.).
Программа «Развитие»
Авторы: Андреева Е. В.; Бардина Р. И., канд. психол. наук; Брофман В. В., канд. психол. наук; Булычева А. И., канд. психол. наук; Бурлакова И. А., канд. психол. наук; Варенцова Н. С., канд. пед. наук; Веракса Н. Е., д-р психол. наук; Денисенкова Н. С., канд. психол. наук; Дьяченко О. М., д-р психол. наук; Егоров Б. Б., канд. пед. наук; Кларина Л. М., канд. пед. наук; Короткова Н. А., канд. психол. наук; Лаврентьева Т. В., канд. психол. наук; Маврина И. В., канд. пед. наук; Медведева М. Ю.; Михайленко Н. Я., д-р пед. Наук.
Руководители авторского коллектива: Венгер Л. А., д-р психол. наук; Дьяченко О. М., д-р психол. наук; Булычева А. И., канд. психол. наук
Научные редакторы: Венгер Л. А., д-р психол. наук; Дьяченко О. М., д-р психол. наук; Булычева А. И., канд. психол. наук
Программа «Развитие»
- Основная задача речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста – развитие звуковой культуры речи, обогащение словаря, развитие грамматического строя и, наконец, становление связной речи, которая объединяет все достижения ребенка в овладении родным языком.
- На 5-ом году жизни совершенствуется речевой слух, формируется грамматический строй речи, развивается связная речь, ребенок в состоянии уже передать содержание небольших сказок и рассказов, составить рассказ по картинке, сначала с помощью педагога, а впоследствии самостоятельно.
Программа «Развитие»
- У ребенка шестого года жизни речь становится более четкой, происходит совершенствование слухового восприятия, развивается фонематический слух, формируется интонационная выразительность речи, происходит развитие смысловой стороны речи, что выражается в широком использовании синонимов и антонимов. Дошкольник может описать игрушку и развернуть сюжет, который будет повествовать о действиях одной или нескольких игрушек одновременно.
- На седьмом году жизни важный показатель развития ребенка – речевое общение. К семи годам у детей хорошо развита диалогическая речь: они четко отвечают и сами задают вопросы, способны построить краткие высказывания. Дети хорошо владеют монологической речью, могут содержательно, грамматически правильно, связно строить свою речь при пересказах и рассказывании, могут передавать свои впечатления, свой опыт в связном повествовании.
Программа «Развитие»
Разделы, образовательная работа по которым активно использует речевые средства и, следовательно, решает задачи речевого развития:
- во всех разделах области «Развитие познания» происходит развитие речи в ее обобщающей функции (как одной из сторон умственного развития ребенка),
- в разделе «Ознакомление с логическими отношениями» происходит накопление и обогащение словаря ребенка на основе знаний и представлений об окружающей жизни;
- в разделе «Ознакомление с пространственными отношениями» происходит знакомство с наречиями и предлогами, овладение их использованием для ориентировки в пространстве;
- в разделе «Сенсорное воспитание» - знакомство и адекватное использование антонимов (широкий - узкий, длинный - короткий, высокий - низкий, длинный - короткий, светлый – темный).
Программа «Развитие»
Речь развивается:
- в продуктивной деятельности: в процессе детского конструирования речь используется для обозначения задачи, предмета, его частей и строительных деталей, описания плана последовательности действий при анализе образцов продукта деятельности и способов его построения. В символических постройках дети передают свое понимание действительности и эмоциональное отношение к предметам, характерам героев литературных произведений, игровым персонажам, отдельным событиям;
- в познавательной деятельности: ознакомление с художественной литературой и развитие речи сопровождается приобретением детьми сведений об окружающем мире. Прочитывание сказки взрослым и последующий пересказ детьми сопровождается отбором заместителей для обозначения персонажей сказки. В последующем по разыгранным с помощью заместителей эпизодам дети узнают ситуации сказки, используют пространственные модели при пересказе, самостоятельно строят их для пересказа.
- в игровой деятельности - организация сюжетно связанных образовательных ситуаций, когда несколько ситуаций объединяются одной сказочной ситуацией, проведение игр-драматизаций, игровых упражнений и т.д.
Программа «Развитие»
Главная цель речевого развития ребенка в ДОУ - освоение им норм и правил родного языка, их гибкое применение в различных ситуациях, в том числе как средства познания, общения (коммуникации), регуляции поведения и деятельности.
Специальная образовательная работа по развитию речи предлагается в программе в виде заданий по двум разделам: «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» (развитие речи включено в контекст ознакомления детей с литературными произведениями (сказками, рассказами, стихами) и удерживается задачами образовательной работы по обучению детей пересказу и собственному сочинению литературных произведений) и «Подготовка к освоению грамоты».
Программа «Развитие»
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Развитие речи детей в ситуациях ознакомления с художественной литературой происходит в результате их ознакомления с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух различных текстов детской литературы различных жанров, проигрыванию детьми сюжетов сказок, пересказу сказок с опорой на их предметные и графические модели, сочинению детьми своих сказочных историй. Введение ребенка в мир художественной литературы начинается с его ознакомления с произведениями разных литературных жанров. Такое ознакомление происходит через целостное познавательно-эмоциональное переживание ребенка, происходящее в процессе слушания литературных произведений. От личностного переживания и проникновения детей в художественное произведение ребенок движется по пути более точного понимания событий произведения, воссоздания его основной структуры путем двигательного, пространственного или графического моделирования его сюжета, освоения средств художественной литературы. Таким образом, ребенок переходит с позиции слушателя на позицию рассказчика, владеющего средствами собственной передачи литературного текста.
Программа «Развитие»
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
К концу дошкольного возраста дети могут самостоятельно пересказать небольшие произведения, выделяя в них основные события и смысл. Занимая позицию рассказчика, ребенок постепенно и сам проявляет себя в литературно- художественном творчестве, входит в авторскую позицию. Старшие дошкольники могут уже сами создавать собственные произведения, передавая в литературной форме свое отношение к действительности. Основным материалом, на котором происходит направленное развитие авторской позиции рассказчика, является сказка. В ней наиболее явно представлены как смысловые характеристики героев, так и ее структура (наличие определенной последовательности основных событий). Таким образом, в процессе проведения занятий происходит развитие не только эмоционального, но и аналитического компонентов литературно-художественного творчества.
Программа «Развитие»
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Образовательная работа по ознакомлению детей с детской художественной литературой, овладению детьми (пересказом), развитию речи детей во всех возрастных группах осуществляется по трем основным направлениям:
- Ознакомление детей с детской художественной литературой. Дети знакомятся с различными жанрами художественной литературы (сказки, рассказы, стихи, загадки и т. п.), авторскими и народными, в соответствии со своими возрастными возможностями.
- Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности. Сюда включается ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, связной выразительной речи, ее грамматического строя
- Развитие умственных способностей детей на материале художественной литературы. В это направление включаются задания, нацеленные на развитие мышления и воображения ребенка.
Программа «Развитие»
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГРАМОТЫ И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ РУК
Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста:
- развитие звуковой стороны речи,
- ознакомление со знаковой системой языка,
- подготовка руки к письму.
Программа «Развитие»
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГРАМОТЫ И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ РУК
Овладение действиями ориентировки в звуковой стороне речи и ознакомление с основами грамоты, связанное с замещением звуков речи различными знаковыми средствами, приводит к развитию умственных способностей детей. Дети учатся моделировать как отдельные речевые познавательные единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). Они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д. Развитие познавательных способностей ведет к осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.
Программа «Развитие»
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГРАМОТЫ И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ РУК
В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчика, бабочку и др.); затем, при ознакомлении с элементами письменной речи, графическими умениями. Дети учатся координировать речь и «прочитывать ее код», то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.
Программа «Развитие»
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГРАМОТЫ И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ РУК
Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.
В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи с целью подготовки детей к овладению звуковым анализом слов и формированию движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.
Программа «Развитие»
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГРАМОТЫ И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ РУК
В старшей группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи и овладению элементарными графическими умениями.
В старшей группе дети овладевают технической стороной письма и элементарными графическими умениями. К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов (домики, шалашики, солнышко, цветочки и т. д.) из элементов букв по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу.
В подготовительной группе продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты. Дети шести лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой в фонетической стороне речи; они обладают определенной сензитивностью к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. Программа для подготовительной группы включает три направления: развитие фонетической стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка, подготовка руки ребенка к письму.
Программа «Развитие»
К концу дошкольного возраста дети в результате обучения достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи. Они овладевают действием звукового анализа слов, состоящих из 3–5 звуков, могут характеризовать звуки, дифференцируя их на гласные и согласные (твердые и мягкие). Дети умеют сравнивать слова различных звуковых структур, используя действие моделирования, подбирать слова по заданной модели. Дошкольники могут также проанализировать речевой поток, вычленяя в нем предложения и графически записывая их. Кроме того, дети овладевают механизмом позиционного чтения, плавным послоговым и слитным способами чтения. Дошкольники осваивают произвольные движения кистей и пальцев рук, графические умения пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом) в привычной для них прикладной деятельности на основе конструирования. Таким образом, у детей к концу подготовительной группы складывается весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.
Программа «Развитие»
Средства для развития речи детей:
- Игры-упражнения (упражнения по использованию синонимов и антонимов);
- Игры-драматизации;
- Игровые и образовательные ситуации;
- Упражнения для развития движений рук;
- Графические упражнения;
- Игровые персонажи - игрушки;
- Литература для чтения включает в себя сказки, рассказы, стихи, потешки, загадки, считалки;
- Диа- и видеофильмы;
- Творческие задания;
- Наглядные модели, схематические планы;
Программа «Радуга»
Авторы: авторский коллектив лаборатории Института общего образования МО РФ под руководством профессора Т.Н. Дороновой. Татьяна Николаевна Доронова - профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета, зав. лабораторией дошкольного воспитания в институте общего образования МО РФ.
Программа «Радуга»
«Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.
Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.
Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.
Программа «Радуга»
Основные цели программы:
- обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
- обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
- всестороннее и своевременное психическое развитие;
- формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
- приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).
Программа «Радуга»
Содержание программы
Авторы программы назвали ее «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, поскольку она включает семь важнейших видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие личности ребенка: физическая культура, игра, изобразительная деятельность и ручной труд, конструирование, занятия музыкальным и пластическим искусством, занятия по развитию речи, ознакомление с окружающим миром и математикой. Каждому из разделов соответствует определенный цвет радуги, подчеркивающий своеобразие его использования в работе с дошкольниками.
Программа «Радуга»
синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;
Программа «Радуга»
2-3 года
Целенаправленно обогащать словарь;
Называть реальные предметы, окружающие ребенка, явления, их изображения на иллюстрациях (П, XT);
обозначать словами некоторые при-знаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий) (П);
обозначать словами свои и чужие действия; характеризовать состояние и настроение реальных людей и литературных персонажей (болеет, плачет, смеется); отмечать особенности действий и взаимоотношений окружающих взрослых и сверстников, литературных героев (помогает, жалеет, отнимает); различать целое и отдельные части; поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова (П, С, Ч).
способствовать развитию грамматического строя речи;
Упражнять в понимании и правильном употреблении пространственных предлогов (на, под) и наречий (вперед, назад, рядом) (П).
Помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять попытки строить предложения (фразы), состоящие из двух-трех слов.
развивать произноси-тельную сторону речи;
Способствовать развитию речевого слуха.
Побуждать проговаривать вслед за воспитателем, а затем самостоятельно звукоподражания животным (ко-ко, му-му, мяу-мяу) и предметам (поезд:
у-у-у) (П).
Развивать фонематический слух. Различать на слух два-три слова и находить соответствующие картинки (предметы).
Дифференцировать близкие по зву-чанию звукоподражания (ку-ку —ко-ко; му-му — мур-мур; ха-ха — ах-
Программа «Радуга»
3-4 года
Использовать артикуляционную гимнастику, дидактические игры и упражнения.
Вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса посредством игр-драматизаций, игровых сюжетов, чтения и воспроизведения простейших попевок, потешек, отрывков авторских произведений (С, Ч).
Упражнять в согласовании слов в роде, числе, лице, падеже; упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (у, в, под, с, из, к, за, на) (П).
Упражнять в употреблении имен существительных в единственном и множественном числе.
Закреплять умение называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе (волк — волчонок — волчата) (П).
Учить распространять предложения за счет однородных членов предложения.
Продолжать развивать диалогическую речь как средство коммуникации (жесты, мимика, слова, фразы).
Создавать условия для инициативного общения ребенка со сверстниками и взрослыми (С).
Закреплять простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, знакомство) (С).
Упражнять в воспроизведении простых коротких текстов повествовательного типа с помощью воспитателя, с использованием различных театров (настольный плоскостной, пальчиковый, бибабо) (Ч, С).
Упражнять в дополнении высказываний (описательного типа) перечислительным рядом (определений, существительных, глаголов) с опорой на наглядность: На полке стоит машина... (кукла, зайчик, книга и пр.); В лесу на полянке зайчик сидел... (прыгал, бегал, слушал и пр.).
Рассказывать народные и авторские сказки.
Программа «Радуга»
4-5 лет
Продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов, обобщающими понятиями (П).
Учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам, объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними.
Вводить в словарь детей и поощрять самостоятельное использование в речи наречий {холодно, горячо, тепло, весело, красиво и т. п.).
Привлекать внимание детей к новым словам. Начать работу над лексическим значением слов (на примере хорошо знакомых слов).
Обращать внимание на слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Упражнять в образовании форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (чего нет?); в употреблении имен существительных во множественном числе. Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (в, на, над, под, за, из-за, из-под, около, между и т. п.). Формировать умение образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени (тонкий, тоньше, более тонкий, самый тонкий). Учить согласовывать существительные с прилагательными (красный шар, красная кофта, красное солнце, красные цветы); пользоваться глаголами в повелительном наклонении (иди, идите; играй, играйте).
Упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов (включая названия животных и их детенышей); глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных (яблоко — яблочный).
Упражнять в составлении и распространении простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых.
Способствовать появлению в речи предложений сложных конструкций.
Программа «Радуга»
5-6 лет
Расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях (П).
Продолжать формировать видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, овощи, игрушки, транспорт, растения, животные и пр.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота, смелость и пр.) с их последующей дифференциацией (обувь — летняя, зимняя, демисезонная; транспорт — наземный, воздушный, водный, подземный).
Развивать смысловую сторону речи через ознакомление детей:
со значением слова (например, через его определение: ельник — еловый лес; стол — предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на ножках и пр.); с антонимами (выраженными разными частями речи: добро — зло, день — ночь, старый — молодой, подниматься — спускаться, весело — грустно, далеко — близко, холодно — жарко и пр.); с синонимами (выраженными всеми частями речи: смелость — отвага, храбрость; вежливая — любезная, предупредительная; веселиться — радоваться, смеяться);
с многозначностью слов (выраженной существительными и глаголами: гребень (для расчесывания волос, верх волны, на голове петуха); кисть (руки, художника, рябины, украшение для штор); ножка (гриба, стула, жеребенка, малыша); хвост (лисы, самолета, поезда, редиски); гореть (дрова горят в камине, ребенок горит от жара, щеки горят на морозе); бить совершенствовать и уточнять грамматический строй
речи; совершенствовать произносительную сторону речи.
(в ладоши, по мячу, в барабан, дождь бьет в стекло); идти (ребенок идет по дороге, лед идет по реке, дождь идет из тучи, дым идет из трубы); играть (ребенок играет в кубики, дети игра¬ют в мяч, девочка играет на скрипке, улыбка играет на лице).
Список литературы
- http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Raduga.pdf
- http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Razvitie.pdf
- http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Child.pdf
Благодарим за внимание!