СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ результатов диагностической работы по химии в 10 классах

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ результатов диагностической работы по химии в 10 классах»

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ХИМИИ В 10 КЛАССАХ МБОУ ШКОЛЫ № 48 г.о. САМАРА В 2020 ГОДУ

Общая статистика результатов проведения диагностической работы по химии в 2020 году

С 10.09.2020 по 01.10.2020 на территории г.о. Самара проводились диагностические работы в 10-х классах (далее–ДР-10) общеобразовательных организаций по двум обязательным предметам (русский язык и математика) и по двум предметам по выбору учащегося, из числа изучаемых им на углубленном уровне и предварительно выбранных для сдачи в форме ЕГЭ. Диагностические работы проводились по освоенной учащимися программе основного общего образования.

ДР-10 по химии 23.09.2020 выполнили 8 обучающихся из 11, выбравших данный предмет для изучения на углубленном уровне, что составляет 19,5% от общего количества десятиклассников МБОУ Школы № 48 г.о. Самара.

По результатам ДР-10 по химии были получены следующие данные:


Количество участников, чел.

8

Максимальный установленный балл

40

Средний балл

23,63

Средний балл по пятибалльной шкале (отметка)

3,75

Доля учащихся, не преодолели минимальную границу, %

0,0


Распределение результатов участников по полученным отметкам:

класс

кол-во участников

Количество/доля (%) обучающихся, получивших отметку

коэффициент обученности

%

коэффициент качества обученности

%

средний балл (отметка)

«5»

«4»

«3»

«2»

10А

8

1чел.

12,5%

4 чел. 50,0%

3 чел.

37,5,0%

0 чел.

0,0%

100,0

62,5

3,75


класс

кол-во участников

повысили результат относительно предыдущего

года

подтвердили

результат относительно предыдущего года

понизили

результат относительно предыдущего года

10А

8

1 чел. – 12,5%;

4 чел. - 50,0 %

3 чел. – 37,5 %

Оценки за ДР-10 по физике распределились между тремя группами отметок – «5» (12,5%), «4» (50,0%) и «3» (37,5%); доля участников, не преодолевших минимальный порог равна 0%.



Характеристика и структура КИМ ДР-10 по химии

Основной государственный экзамен (ОГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513.

Содержание КИМ ОГЭ определяется на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).

В КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Разработка КИМ осуществлялась с учётом следующих общих положений.

КИМ ориентированы на проверку сформированности умений, видов деятельности, которые необходимы при усвоении системы знаний, рассматриваемой в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы. Требования к результатам обучения определяются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

КИМ призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки подготовки выпускников. В этих целях проверка освоения основных умений и элементов содержания курса химии осуществляется на трёх уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.

Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы. При этом особое внимание уделяется тем элементам содержания, которые получают своё развитие в курсе химии средней школы.

Содержание заданий разработано по основным темам курса химии, объединённым в шесть содержательных блоков: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ», «Экспериментальная химия». Работа состоит из двух частей.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, подразумевающих самостоятельное формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности цифр.

Часть 2 содержит 5 заданий: 3 задания этой части подразумевают запись развёрнутого ответа, 2 задания этой части предполагают выполнение реального химического эксперимента и оформление его результатов.

КИМ ДР-10 включал в себя 24 заданий, из которых:

14 заданий – базового уровня,

5 задания – повышенного уровня,

5 задания – высокого уровня.

На выполнение ДР-10 отводилось 2 часа 30 минут.

ДР-10 по химии на уровне воспроизведения знаний проверялся такой фундаментальный теоретический материал, как:

  • Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений);

  • Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

  • Строение вещества;

  • Многообразие химических реакций;

  • Многообразие веществ;

  • Экспериментальная химия»;

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом: Верное выполнение каждого из заданий 1–3, 5–8, 11, 13–16, 18 и 19 оценивается 1 баллом.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 4, 9, 10, 12 и 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибки или ответа нет, то выставляется 0 баллов.

Проверка выполнения заданий 20–23 части 2 осуществляется предметной комиссией в соответствии с критериями оценивания выполнения. При оценивании выполнения каждого из заданий эксперт на основе предоставленных критериев оценивания выявляет в ответе экзаменуемого оцениваемые элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Максимальная оценка за выполнение каждого из заданий 20 и 22 – 3 балла; за выполнение каждого из заданий 21 и 23 – 4 балла.

Оценивание выполнения задания 24 осуществляется непосредственно при выполнении участником ДР-10 задания в аудитории двумя членами предметной комиссии (экспертами), оценивающими выполнение лабораторных работ, независимо друг от друга. Максимальный балл за выполнение задания 24 – 2 балла. Результаты оценивания выполнения задания 24 вносятся в отдельную ведомость и не доводятся до сведения участника ДР-10 в день экзамена.

Максимальное количество первичных баллов за выполнение всех заданий КИМ работы – 40. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается суммарный первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале.

Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий ДР-10 по химии






Проверяемое содержание – раздел курса



Не справились с заданием

чел.

%



8

1

Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества

7

87,5

2

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева

1

12,5

3

Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе химических элементов

2

25

4

Валентность. Степень окисления химических элементов

4

50

5


Химическая связь. Виды химической связи

2

25

6

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов в связи с положением в Периодической системе химических элементов

1

12,5

7

Основные классы неорганических веществ

0

0

8

Химические свойства простых веществ

1

12,5

9

Химические свойства оксидов

3

37,5

10

Химические свойства простых и сложных неорганических веществ

0

0

11

Химические свойства сложных неорганических веществ

1

12,5

12

Химическая реакция. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при
химических реакциях

2

25

13

Условия и признаки протекания химических реакций.

4

50

14

Электролитическая диссоциация.

0

0

15

Реакции ионного обмена и условия их осуществления

2

25

16

Окислитель и восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции

5

62,5

17

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

4

50

18

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)

2

25

19

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе

2

25

20

Окислитель. Восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции

1

12,5

21

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена и условия их осуществления

0

0

22

Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции. Вычисления массовой доли растворённого вещества в растворе

6

75

23

Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII групп и их
соединений»; «Металлы и их соединения». Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-; ион аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра, кальция, меди и железа)

1

12,5

24

Правила безопасной работы

в школьной лаборатории.

Лабораторная посуда

и оборудование. Разделение

смесей и очистка веществ.

Приготовление растворов

0

0



Наибольшие затруднения у обучающихся, вызвали задания базового уровня сложности - №1,4,13,17; задания повышенного уровня сложности - №16 и задания высокого уровня сложности №22.


Графический анализ ошибок по химии



Выводы и рекомендации по итогам проведения ДР-10 по химии в 2020 году

Формат проведения ДР-10 в целом соответствовал формату КИМ ОГЭ и не содержал заданий, выходящих за рамки традиционного содержания подготовки девятиклассников по предмету «ХИМИИ».

Анализ результатов выполнения отдельных заданий ДР-10 в 2020 году подтверждает тенденцию, выявленную при проведении ОГЭ в 9 классах в предыдущие годы, и свидетельствует о наличии у обучающихся затруднений применять полученные теоретические знания для решения учебно-практических задач.

В связи с этим необходимо усилить практическую направленность обучения, уделить дополнительное внимание организации и проведению на уроках практических работ; использовать межпредметные связи для отработки умений работать с таблицами, схемами, уравнениями реакций.

В целях повышения качества преподавания химии на уровне основного общего образования и подготовки, обучающихся к участию в ЕГЭ в 2022 году рекомендовано учителю химии МБОУ Школы № 48 г.о. Самара:

- рассмотреть на заседании ШМО результаты проведения ДР-10 по химии в 2020 году, провести обзор методических аспектов формирования у обучающихся навыков выполнения заданий, вызвавших затруднения у десятиклассников;

- проанализировать причины затруднений учащихся при выполнении заданий ДР-10 по химии;

- включить вопросы, вызвавшие затруднения десятиклассников при выполнении ДР-10, в перечень тем на повторение в 10 и 11 классах при реализации программы по химии;

- рассмотреть с обучающимися критерии правильного выполнения заданий указанного типа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!