СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ результатов устного собеседования по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ результатов устного собеседования по русскому языку»

Анализ результатов итогового собеседования по русскому языку

в МБОУ ПГО «СОШ № 20»


12 февраля учащиеся 9 классов школы № 20 приняли участие в итоговом собеседовании по русскому языку, все участники справились с предложенными заданиями и получили «зачёт».

Задания, предлагаемые для выполнения, не вызвали особых затруднений.
Тексты для чтения и пересказа были посвящены выдающимся людям России: ???

На мой взгляд, тексты были очень сложными: большое количество дат, сокращений, имён собственных, слов с проставленным ударением.

Темы для монологического высказывания учащиеся выбирали разные, но в большей степени – описание фотографии.


Типичные затруднения и ошибки в заданиях


Задание 1. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля

Можно отметить, что наиболее устойчивые умения выпускников сформированы в таком виде речевой деятельности, как чтение. Экзаменуемые сумели передать замысел автора и своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. Интонация передаёт пунктуацию текста. Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.



Типичные ошибки учеников при выполнении этого задания:

- неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения (в том числе слово «СтАврополье»»);

- искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической лексики (большинство в сокращениях ГЭС, ЮАР)

- наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных («сотня» вместо «ста»).


Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Анализ результатов апробаций показал, что пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался сложным для учащихся. Пересказ текста характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки.

К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания можно отнести:

- искажения в произношении имён собственных и терминов (сложные фамилии, сокращения);

- фактические ошибки при пересказе (т.к. содержание последнего абзаца варианта 093 весьма размыто);

- малая часть участников собеседования забыли о цитате.





Задание 4. Участие в диалоге.

Судя по результатам экзамена, наибольшую трудность для учащихся представляет задание 4. Достаточно большая часть ребят испытывала трудности в выборе ответов.

Взаимодействие с экспертом-собеседником было достигнуто: экзаменуемые проявили умение участвовать в беседе, но некоторые учащиеся давали неточные или неполные ответы на вопросы (видимо, сказывалось волнение). Высказывание некоторых экзаменуемых отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций, речевыми повторами.


Выводы о качестве подготовки учащихся к выполнению заданий

В целом хочется отметить хорошую подготовленность учащихся, опрятный внешний вид, доброжелательный настрой. Все учащиеся прекрасно читали. Хорошо справились с пересказом, несмотря на сложность текста. Некоторые учащиеся даже самостоятельно считали количество произнесённых ими фраз. Порадовала устная речь (некоторых) разнообразием синтаксических конструкций.

Очень помогла ребятам защита проектов и умением держаться, и умением строить устное высказывание. Некоторые при выполнении 3 задания рассказывали о своей работе над проектом.


Меры по повышению результатов устного собеседования по русскому

языку (на последующие годы)

Так как устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении. Позже у большинства людей эти умения трансформируются в коммуникативную компетентность, важную составляющую зрелой личности. Устное собеседование можно назвать метапредметным явлением. Нужная компетенция развивается на любых занятиях, где используется речь. Пересказ, ответ на вопрос, постановка вопроса, беседа с учителем, выступление с готовой или неподготовленной речью, учебная беседа в парах или в группах, дискуссия, участие в дебатах, деловые и ролевые игры, построение доказательств и опровержений, защита проекта — все это косвенная подготовка к устному собеседованию. На уроках непосредственно русского языка важен комплексный подход.

Это заставляет еще раз обратить внимание преподавателей на  совершенствование навыков устной (монологической и диалогической) речи, в частности чтения.



Учитель русского языка и литературы

Овчинникова М.И.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!