Анализ результатов итогового собеседования по русскому языку
в МБОУ ПГО «СОШ № 20»
12 февраля учащиеся 9 классов школы № 20 приняли участие в итоговом собеседовании по русскому языку, все участники справились с предложенными заданиями и получили «зачёт».
Задания, предлагаемые для выполнения, не вызвали особых затруднений.
Тексты для чтения и пересказа были посвящены выдающимся людям России: ???
На мой взгляд, тексты были очень сложными: большое количество дат, сокращений, имён собственных, слов с проставленным ударением.
Темы для монологического высказывания учащиеся выбирали разные, но в большей степени – описание фотографии.
Типичные затруднения и ошибки в заданиях
Задание 1. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля
Можно отметить, что наиболее устойчивые умения выпускников сформированы в таком виде речевой деятельности, как чтение. Экзаменуемые сумели передать замысел автора и своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. Интонация передаёт пунктуацию текста. Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
Типичные ошибки учеников при выполнении этого задания:
- неумение пользоваться дополнительными графическими обозначениями – орфоэпические ошибки допускаются в словах, в которых стоит знак ударения (в том числе слово «СтАврополье»»);
- искажения в чтении имён собственных, терминов, научной и публицистической лексики (большинство в сокращениях ГЭС, ЮАР)
- наличие грамматических ошибок при склонении имён числительных («сотня» вместо «ста»).
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Анализ результатов апробаций показал, что пересказ с включением дополнительной информации как вид работы оказался сложным для учащихся. Пересказ текста характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки.
К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении этого задания можно отнести:
- искажения в произношении имён собственных и терминов (сложные фамилии, сокращения);
- фактические ошибки при пересказе (т.к. содержание последнего абзаца варианта 093 весьма размыто);
- малая часть участников собеседования забыли о цитате.
Задание 4. Участие в диалоге.
Судя по результатам экзамена, наибольшую трудность для учащихся представляет задание 4. Достаточно большая часть ребят испытывала трудности в выборе ответов.
Взаимодействие с экспертом-собеседником было достигнуто: экзаменуемые проявили умение участвовать в беседе, но некоторые учащиеся давали неточные или неполные ответы на вопросы (видимо, сказывалось волнение). Высказывание некоторых экзаменуемых отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций, речевыми повторами.
Выводы о качестве подготовки учащихся к выполнению заданий
В целом хочется отметить хорошую подготовленность учащихся, опрятный внешний вид, доброжелательный настрой. Все учащиеся прекрасно читали. Хорошо справились с пересказом, несмотря на сложность текста. Некоторые учащиеся даже самостоятельно считали количество произнесённых ими фраз. Порадовала устная речь (некоторых) разнообразием синтаксических конструкций.
Очень помогла ребятам защита проектов и умением держаться, и умением строить устное высказывание. Некоторые при выполнении 3 задания рассказывали о своей работе над проектом.
Меры по повышению результатов устного собеседования по русскому
языку (на последующие годы)
Так как устное собеседование — это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении. Позже у большинства людей эти умения трансформируются в коммуникативную компетентность, важную составляющую зрелой личности. Устное собеседование можно назвать метапредметным явлением. Нужная компетенция развивается на любых занятиях, где используется речь. Пересказ, ответ на вопрос, постановка вопроса, беседа с учителем, выступление с готовой или неподготовленной речью, учебная беседа в парах или в группах, дискуссия, участие в дебатах, деловые и ролевые игры, построение доказательств и опровержений, защита проекта — все это косвенная подготовка к устному собеседованию. На уроках непосредственно русского языка важен комплексный подход.
Это заставляет еще раз обратить внимание преподавателей на совершенствование навыков устной (монологической и диалогической) речи, в частности чтения.
Учитель русского языка и литературы | Овчинникова М.И. |