Анализ результатов ВПР по математике в 9- ом классе (за курс 8 класса) МБОУ Шушенской СОШ № 8
Дата проведения: 19.09.2022 г
Нормативно-правовая база Всероссийской проверочной работы по предмету «Математика»
Мониторинг качества подготовки обучающихся по математике в форме Всероссийской проверочной работы (ВПР) осуществлялся в соответствии с:
-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О проведении мониторинга качества образования»;
-приказом Управления образования Шарыповского муниципального округа «О проведении Всероссийских проверочных работ в общеобразовательных учреждениях».
Назначение Всероссийской проверочной работы по предмету «Математика»
Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга качества подготовки обучающихся. Назначение КИМ для проведения проверочной работы по математике – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения, для совершенствования методики преподавания математики в школе.
Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учеников 8 класса оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД: личностные, регулятивные, общеучебные универсальные, логические универсальные, коммуникативные.
Система оценивания выполнения работы
Работа состояла из 19 заданий по алгебре и геометрии: 12 – базового уровня сложности, 6 – повышенного, 1 – высокого уровня сложности. В заданиях 1-3,5,7,9-14 необходимо было решить примеры с дробями, уравнения или задачи. В заданиях 4, 8 требовалось отметить точки на числовой прямой. При выполнении задания 6 нужно было проанализировать диаграмму и ответить на вопросы, обосновав свой ответ. Задание 16 состояло из двух частей: в первой нужно было дать ответ на вопрос на основании графика, а во второй – построить график. Задания 15, 17-19 требовали не только ответа на вопрос, но и детального решения. Задание 19 считается заданием высокого уровня сложности и направлено на проверку логического мышления. Задание считалось выполненным, если ученик дал верный ответ: записал правильное число, правильную величину, изобразил правильный рисунок. Каждое верно выполненное задание 1-5, 7, 9-14, 17 оценивалось 1 баллом. Выполнение заданий 6,8,15,16,18,19 оценивалось от 0 до 2 баллов. Таким, образом, максимально возможный первичный балл за выполнение всей проверочной работы составлял 25 баллов. На выполнение работы по математике отводилось 90 минут.
В работу были включены группы заданий, проверяющие умения, являющиеся составной частью требований к уровню подготовки обучающихся 8-х классов.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-7 | 8-14 | 15-20 | 21-25 |
В МБОУ Шушенской СОШ № 8 на начало 2022-2023 учебного года в 9-ом классе обучалось 10 учащихся, работу выполняли все 10 обучающихся.
Анализ результатов ВПР по математике показал следующее: из 10 обучающихся школы отметку «5» получили 0%, «4» - 40%, «3» - 60%, «2» - 0%.
При успеваемости 100% качество знаний составило 40%. Все 10 обучающихся подтвердили имеющиеся текущие отметки по журналу, нет ни одного ученика повысившего или понизившего свой результат.
Результат ВПР по математике школы приближен к результату ВПР по математике Шарыповского района:
| Количество участников | 2% | 3% | 4% | 5% |
Шарыповский район | 125 | 4,8 | 63,2 | 32 | 0 |
МБОУ Шушенская СОШ № 8 | 10 | 0 | 60 | 40 | 0 |
Работа выполнялась в двух вариантах.
№ | Элементы содержания, проверяемые заданиями ВПР | Достижение планируемых результатов |
Макс.балл | Край | Район | Школа | РФ |
1 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Оперировать на базовом уровне понятиями «обыкновенная дробь», «смешанное число», «десятичная дробь» | 1 | 80,6 | 88 | 100 | 83,36 |
2 | Овладение приёмами решения уравнений, систем уравнений Оперировать на базовом уровне понятиями «уравнение», «корень уравнения»; решать линейные и квадратные уравнения / решать квадратные уравнения и уравнения, сводимые к ним с помощью тождественных преобразований | 1 | 66,41 | 82,4 | 100 | 71,96 |
3 | Развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для задач практического характера и задач из смежных дисциплин Составлять числовые выражения при решении практических задач | 1 | 70,95 | 81,6 | 80 | 75,48 |
4 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Знать свойства чисел и арифметических действий | 1 | 62,54 | 66,4 | 80 | 66,61 |
5 | Овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления. Строить график линейной функции | 1 | 51,67 | 68 | 60 | 58,26 |
6 | Развитие умения применять изученные понятия, результаты, методы для задач практического характера и задач из смежных дисциплин, умения извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках. Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика; использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств / извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую характеристики реальных процессов | 2 | 56,86 | 54,8 | 40 | 58,39 |
7 | Умения извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы данных с помощью подходящих статистических характеристик. Читать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, графика | 1 | 45,61 | 46,4 | 60 | 51,31 |
8 | Развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел. Оценивать значение квадратного корня из положительного числа / знать геометрическую интерпретацию целых, рациональных, действительных чисел | 2 | 69,93 | 82 | 80 | 70,63 |
9 | Овладение символьным языком алгебры. Выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений, использовать формулы сокращённого умножения | 1 | 38,11 | 52 | 50 | 45,06 |
10 | Формирование представлений о простейших вероятностных моделях Оценивать вероятность события в простейших случаях / оценивать вероятность реальных событий и явлений в различных ситуациях | 1 | 49,17 | 53,6 | 30 | 54,27 |
11 | Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин. Решать задачи на покупки; находить процент от числа, число по проценту от него, процентное отношение двух чисел, процентное снижение или процентное повышение величины | 1 | 46,87 | 71,2 | 80 | 52,19 |
12 | Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде, применять для решения задач геометрические факты | 1 | 44,61 | 64 | 50 | 48,92 |
13 | Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, применять для решения задач геометрические факты | 1 | 43,92 | 51,2 | 50 | 48,62 |
14 | Овладение геометрическим языком; формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур, приводить примеры и контрпримеры для подтверждения высказываний | 1 | 62,05 | 69,6 | 90 | 64,79 |
15 | Развитие умений моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенную модель с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры Использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического содержания | 2 | 15,14 | 7,2 | 10 | 16,67 |
16.1 | Развитие умения использовать функционально графические представления для описания реальных зависимостей. Представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков / иллюстрировать с помощью графика реальную зависимость или процесс по их характеристикам | 1 | 56,13 | 8 | 70 | 56 |
16.2 | 1 | 39,22 | 25,6 | 20 | 39,08 |
17 | Овладение геометрическим языком, формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, использование геометрических понятий и теорем. Оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур / применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов решения | 1 | 12,45 | 9,6 | 10 | 14,19 |
18 | Развитие умения применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера, умений моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры. Решать задачи разных типов (на производительность, движение) / решать простые и сложные задачи разных типов, выбирать соответствующие уравнения или системы уравнений для составления математической модели заданной реальной ситуации или прикладной задачи | 2 | 10,55 | 3,2 | 0 | 12,72 |
19 | Развитие умений точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности | 2 | 6,99 | 1,6 | 0 | 7,44 |
Процент выполнения заданий 1, 2, 4, 7, 11, 14,15, 16.1, 17 выше результатов ВПР по району. Обучающиеся не справились с заданиями 18 и 19.
Выводы:
Результаты ВПР по математике: из 10 обучающихся школы отметку «5» получили 0%, «4» - 40%, «3» - 60%, «2» - 0%.
При успеваемости 100% качество знаний составило 40%. Все 10 обучающихся подтвердили имеющиеся текущие отметки по журналу, нет ни одного ученика повысившего или понизившего свой результат.
Результат ВПР по математике школы приближен к результату ВПР по математике Шарыповского района: Обучающиеся показали средний уровень сформированности диагностируемых умений, универсальных учебных действий. Есть некоторое снижение показателей по сравнению с результатами ВПР прошлого года; это обусловлено тем, что учащиеся писали ВПР не в конце учебного года (весной), а по прошествии летних каникул.
Хорошие результаты учащиеся показали по следующим заданиям ВПР:
№1 – 100% обучающихся умеют оперировать на базовом уровне понятием «обыкновенная дробь», «смешанное число», « десятичная дробь».
№2 – 100% обучающихся умеют решать квадратные уравнения;
№ 4 – 80% обучающихся умеют использовать свойства чисел;
№7 – 60% обучающихся умеют читать информацию, представленную в разном виде;
№11 –80% обучающихся умеют оценивать значение квадратного корня;
№15–10% умеют решать простейшие задания на нахождение вероятности реальных событий;
№ 14- 90% обучающихся умеют работать с геометрическим материалом;
№16.1 –70% обучающихся умеют представлять информацию в виде таблиц, графиков и т.д.;
№17 – 10% умеют применять геометрические факты для решения задач.
Низкие результаты учащиеся показали при выполнении следующих заданий:
№ 18 – 0% обучающихся и № 19 – 0% обучающихся -это задания с на исследование методами алгебры.
Возможные причины невысоких результатов:
-проведение ВПР по курсу математики 8-го класса была проведена осенью, когда обучающиеся пришли в школу после продолжительных летних каникул;
-недостаточная работа с учащимися по формированию общеучебного универсального действия - смысловое чтение;
-недостаточная сформированность умения интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (сравнивать и обобщать данные, делать выводы)
Рекомендации:
Для повышения качества обученности:
-провести тщательный анализ количественных и качественных результатов ВПР, выявить проблемные зоны как класса в целом, так и отдельных учащихся;
-спланировать коррекционную работу во внеурочное время и содержания урочных занятий;
-скорректировать содержание текущего тестирования и контрольных работ с целью мониторинга результативности работы по устранению пробелов в знаниях и умениях;
-использовать различные виды деятельности на уроках математики, применять математические диктанты, мини-исследования;
-включить в содержание обучения математике вопросы смысла и происхождения понятий;
-отрабатывать умение решать типовые задачи, способы осуществлять действия, связанные с математическим моделированием описанных в текстовой задаче ситуацией;
-при выполнении заданий повышенной сложности рассматривать с обучающимися различные варианты решения, приучая к поиску решения;
-формировать у обучающихся способность применять полученные знания для решения разнообразных задач учебного и практического характера средствами учебного предмета;
-использовать в образовательном процессе задания из открытого банка ВПР;
-использовать задания, содержащие 5-6 предложений текста (подготовка к ГИА);
-усилить работу, направленную на формирование умений анализировать текстовые задачи, используя схемы и таблицы;
-усилить работу над формированием умений решать задачи, связанные с умением записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними;
-повысить качество работы над изучением математического языка и формированием математической речи обучающихся;
-во внеурочной деятельности использовать задачи на развитие логического мышления, сравнения величин, задачи на бытовые ситуации;
-на уроках алгебры использовать геометрический материал, работать с различными формулами (описывающими процессы и явления); работать с различными буквенными выражениями, использовать задания на интерпретацию результатов при разных значениях переменных в формулах;
-делить большее внимание решению задач разных типов, связывающих три величины;
-проводить работу по достижению планируемых результатов обучения с использованием современных образовательных технологий.
-использовать на уроках различные приемы работы с информацией, уделять больше внимания на формирование таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, классификация и т.д.
Анализ выполнен: учитель математики Конозакова В.А.