СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ соответствия структуры рабочей программы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ соответствия структуры рабочей программы»


Реализация ФГОС НОО осуществляется образовательными организациями. Деятельность образовательных организаций регламентирована законом «Об образовании» в РФ. В соответствии со ст. 12 содержание образования, заявленного ФГОС НОО определяется образовательной программой. Той же статьей закона «Об образовании» определено, что образовательные программы разрабатываются самостоятельно школой и ею же утверждаются. Школа должна разрабатывать образовательную программу ежегодно на каждый период обучения. Согласно той же статье образовательная программа разрабатывается с учётом примерных ООП.

Примерная основная образовательная программа представляет собой учебно-методический документ, который определяет рекомендуемый объём и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы и условия её реализации.

Согласно требованиям ФГОС НОО ООП НОО должна содержать в себе рабочие программы по предметам начальной школы, ВД и другие программы, предусмотренные программой ООП НОО. Любая рабочая программа должна разрабатываться на основе примерной программы.

Примерная рабочая программа по предмету представляет собой нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета, основывающийся на базовой части государственного образовательного стандарта (федеральном компоненте), разработка которой относится к компетенции органов государственной власти в сфере образования. Примерная программа по предмету является составной частью примерной ООП НОО.

РП является структурным элементом ООП НОО. Рабочие программы – это программы, разработанные на основе примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и др. Любая РП разрабатывается на основе примерной программы по предмету. Должна отличаться от федеральной примерной программы по предмету не более, чем на 20% (учитель распределяет материал по годам обучения, темам). Но в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (Статья 12.Образовательные программы) в пункте 6.4. говорится о том, что Организации, осуществляющие образовательную деятельность, указанные в частях 6 и 6.1 настоящей статьи, вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ федеральные основные общеобразовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) не указанных в части 6.3 настоящей статьи федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается. (часть 6.4 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ)


Рабочая программа учителя разрабатывается на основе:

- требований ФГОС НОО;

- основной образовательной программы школы;

- примерной программы по учебному предмету;

- с учетом планируемых к использованию УМК, включающих в себя авторскую программу по предмету.


п/п

Структурный компонент примерной программы по предмету (Русский язык)

Содержание компонента примерной программы по предмету

(Русский язык)

Применение в процессе разработки УМК

Требования ФГОС НОО

1

Пояснительная записка

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов и к структуре тематического планирования.

Данное содержание соответсвует всем требованиям ФГОС.

При разработке УМК пояснительная записка в примерной рабочей программе играет важную роль. В пояснительной записке прописываются цели и задачи, а при составлении УМК на них нужно обращать большое внимание.


2

Содержание обучения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий – познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Данное содержание компонента соответствует требованиям ФГОС.


В процессе разработки УМК, очень важно обратить внимание на содержание обучения, чтобы включить в данное УМК весь материал, который необходимо изучить за определённый период.


3

Планируемыерезультаты освоения программы учебного предмета «русский язык» на уровне начального общего образования

Личностные резульаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.

Данное содержание структурного компонента соответствует требованиям ФГОС.


При составлении УМК очень важно учесть критерий формирования УУД, чтобы к концу обучения в каждом классе реализовывались все УУД.


4

Тематическое плнирование

1 класс (165 часов)

2 класс (170 часов)

3 класс (170 часов)

4 класс (170 часов)

В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам, выделенным в содержании обучения каждого класса, раскрывается характеристика деятельности, методы и формы организации обучения, которые целесообразно использовать при изучении того или иного раздела. Также в тематическом планировании представлены способы организации дифференцированного обучения.

Содержание данного структурного компонента соответствует всем требованиям ФГОС.

В процессе разработки УМК также будет очень важно учесть данный структурный компонент. Темы, которые будут включены в УМК должны будут строго соответствовать тому, сколько часов выделено на изучение материала.





Вывод

Проанализировав примерную рабочую программу по русскому языку можно сделать вывод. Программа составлена в соответствии со всеми требованиями ФГОС, а значит, на основе данной программы школа может разрабатывть свою рабочую программу, если это будет необходимо.

Рекомендации

1. В самую первую очередь, для составления рабочей программы учитель должен изучить ФГОС, в данном случае, учителю начальных классов изучить ФГОС НОО.

2. Следует обратиться к ООП НОО. Учителю необходимо ознакомиться с содержанием образовательной программой, количеством часов, выделенным на изучение предмета в неделю, в том числе и во внеурочной деятельности, количеством дней в рабочей неделе, знать требования к материально-техническим ресурсам.

3. На основе примерной рабочей программы изучить структурные компоненты и отразить их в своей рабочей программе.

4. Не забывать про существование ПРП и при составлении своей РП всегда опираться на ПРП по предмету.

5. Молодой учитель должен учитывать цели и задачи образовательной школы.

6. Учителю следует не забывать, что РП должна отличаться от предыдущих программ своим инновационным содержанием в соответствии с ФГОС.


29. Программа начального общего образования включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.

30. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел должен включать: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования.

30.1. Пояснительная записка должна раскрывать: цели реализации программы начального общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися программы начального общего образования; принципы формирования и механизмы реализации программы начального общего образования, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов; общую характеристику программы начального общего образования.

30.2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования должны: 1) обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы начального общего образования;2) являться содержательной и критериальной основой для разработки: рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, являющихся методическими документами, определяющими организацию образовательного процесса в Организации по определенному учебному предмету, учебному курсу (в том числе внеурочной деятельности), учебному модулю; рабочей программы воспитания, являющейся методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в Организации; программы формирования универсальных учебных действий обучающихся - обобщенных учебных действий, позволяющих решать широкий круг задач в различных предметных областях и являющихся результатами освоения обучающимися программы начального общего образования; системы оценки качества освоения обучающимися программы начального общего образования; в целях выбора средств обучения и воспитания, а также учебно-методической литературы. Структура и содержание планируемых результатов освоения программы начального общего образования должны отражать требования ФГОС, передавать специфику образовательной деятельности (в частности, специфику целей изучения отдельных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей), соответствовать возрастным возможностям обучающихся. Планируемые результаты освоения обучающимися программы начального общего образования должны давать общее понимание формирования личностных результатов, уточнять и конкретизировать предметные и метапредметные результаты как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки этих результатов. 30.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования должна: отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности; ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей и формирование универсальных учебных действий у обучающихся; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения программы начального общего образования, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметныхрезультатов; предусматривать оценку динамики учебных достижений обучающихся; обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки обучающихся в интересах всех участников образовательных отношений.

31. Содержательный раздел программы начального общего образования включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; рабочую программу воспитания.

31.1. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования и разрабатываться на основе требований ФГОС к результатам освоения программы начального общего образования. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей должны включать: содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля; тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания. 31.2. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся должна содержать: описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего образования.

31.3. Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы начального общего образования. Рабочая программа воспитания может иметь модульную структуру и включать: анализ воспитательного процесса в Организации; цель и задачи воспитания обучающихся; виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей; систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся. Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой Организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания. Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

32. Организационный раздел программы начального общего образования должен определять общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы начального общего образования и включать: учебный план; план внеурочной деятельности; календарный учебный график; календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся Организацией или в которых Организация принимает участие в учебном году или периоде обучения; характеристику условий реализации программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

32.1. Учебный план программы начального общего образования (далее - учебный план) обеспечивает реализацию требований ФГОС, определяет учебную нагрузку в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями, перечень учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей. Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации, из числа государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка. В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули): Предметные области Учебные предметы (учебные модули) Русский язык и литературное чтение Русский язык, Литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации, Литературное чтение на родном языке Иностранный язык Иностранный язык Математика и информатика Математика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики: учебный модуль: "Основы православной культуры"; учебный модуль: "Основы иудейской культуры"; учебный модуль: "Основы буддийской культуры"; учебный модуль: "Основы исламской культуры"; учебный модуль: "Основы религиозных культур народов России"; учебный модуль: "Основы светской этики" Искусство Изобразительное искусство, Музыка Технология Технология Физическая культура Физическая культура Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. При изучении предметной области "Основы религиозных культур и светской этики" выбор одного из учебных модулей "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы религиозных культур народов России", "Основы светской этики" осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3190 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, включает учебные предметы, учебные курсы (в том числе внеурочной деятельности), учебные модули по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы.

32.2. План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей Организации.

32.3. Календарный учебный график определяет плановые перерывы при получении начального общего образования для отдыха и иных социальных целей (далее - каникулы): даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года; сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточной аттестации. Календарный учебный график разрабатывается Организацией в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.


Скачать

© 2023 2586 30

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!