Анализ современного урока
Урок современного типа
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Содержательная основа урока в режиме ФГОС – деятельностная:
- деятельность ученика является преобладающей на уроке
(формирование, становление, развитие самостоятельной
деятельности) ,
- деятельность учителя - управление самостоятельной
познавательной деятельностью ученика,
- поддержка индивидуального маршрута в продвижении к освоению компетентностей
Поэтому необходим иной подход в анализе урока, построенного на деятельностной основе.
Иной подход выражается в умении увидеть (оценить, скорректировать, поощрить…) деятельность учителя, обеспечившего самостоятельную познавательную деятельность ученика на протяжении всего урока .
Обеспечить самостоятельную познавательную деятельность ученика на протяжении всего урока – означает:
- Незримо управлять самостоятельной деятельностью ученика по освоению того, чему следует научиться
- поддержка индивидуального маршрута каждого ребенка в собственном продвижении к тем целям, которые он принял в качестве своих целей (или цели) и которые следует исполнить в процессе урока неукоснительно
- включение ученика в коллективную деятельность, содействующую выработке навыков работы в команде
Требования к уроку
Объявление темы урока
Традиционный урок
Учитель сообщает учащимся
Сообщение целей и задач
Урок современного типа
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование
Формулируют сами учащиеся
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Практическая деятельность учащихся
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Осуществление контроля
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Осуществление коррекции
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Оценивание учащихся
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Итог урока
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Домашнее задание
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Схема анализа урока по результатам
Учитель:____________. Класс:___. Предмет:__________. Тема:______________________ Фрагменты урока: виды деятельности учащихся, задания и т.д.
Использование технологий деятельностного типа:
Проблемный диалог (проблемная ситуация, поиск решения, применение нового и др.).
Продуктивное чтение (работа с текстом до чтения, во время чтения, после чтения).
Оценивание учебных успехов (самооценка по алгоритму и др.).
Какие результаты продемонстрированы в виде универсальных учебных действий (указать группу и конкретные виды действий):
Регулятивные: определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат.
Познавательные: извлекать информацию, перерабатывать её (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах.
Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде - подтекст, концепт), сотрудничать.
Личностные: оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей.
Анализ урока
Показатели
Критерии
№
Компетентность педагога в области постановки цели и задач урока
1.Цель урока направлена на ожидаемый прогнозируемый результат обучения.
2.Цель урока соответствует способностям и потребностям учащихся данного возраста.
3. Реальность выполнение поставленной цели в течение урока. (Прослеживается реализация поставленной цели урока).
4. Сформулированы задачи урока , как система действий по достижению цели урока.
1
Показатели
Критерии
№
1. Способствует актуализации учащимися личностного опыта и пониманию ограниченности имеющихся умений для решения поставленной задачи или учебной проблемы.
2. Создает условия для постановки цели самими учащимися (созревает внутренняя проблема--- интерес---мотивация).
3. Вовлекает учащихся в деятельность, при изучении нового материала используя методические приемы.
4. Использует различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.
5. Поддерживае т интерес к познанию через самооценивание учеником степени достижения цели учения.
2
Компетентность педагога в области мотивирования обучения
Показатели
Критерии
№
3
Компетентность педагога в предмете преподавания (уровень владения учебным материалом по предмету).
1. Демонстрирует знания основ преподаваемого предмета.
2. Ориентируется в различных источниках информации (учебники, учебные и методические пособия, ЭОР и др.).
3. Раскрывает связь новой темы с предыдущей и будущими темами по преподаваемому предмету.
Показатели
Критерии
№
4
Компетентность педагога в методах преподавания (уровень методической грамотности)
1.Учитель использует ИКТ - технологии (обмениваются информацией, совместное решение проблемы, моделируют ситуацию, оценивают другого и себя)
2.Владеет методиками интерактивного обучения (не только владение техническими устройствами, но и способ познания (диалоговое общение) между участниками в совместной деятельности).
3.Методы обучения соответствуют цели и задачам, а также содержанию изучаемого материала.
Показатели
Критерии
№
1.Ставит задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на всех этапах урока (вводном, основном, обобщающем и заключительном).
2.Владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленных на результат.
3.Используетметоды, побуждающие учащегося рассуждать.
4.Сочетает методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки учащихся.
Компетентность в области организации учебной деятельности
5
«Мозговой штурм».
Что для нас современный урок?