Основная цель данного типа урока - дать учащимся знания по новому разделу предмета. Изложение материала начинается с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение инновационных технологий. Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.
1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (5-7 мин.).
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников (до 5 мин.).
3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения (10-20 мин. / Для младшего школьника / или 10-30 мин. / Для старшеклассника /).
4. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. (10-15 мин.).
5. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания (до 10 мин.).
Критерии урока | Оценка критерия от 0 до 2 баллов |
1. Анализ целей урока |
1.1.Постановка целей урока (цели не поставлены, поставлены учителем, определены вместе с учащимися). | |
1.2. Степень достижения целей урока (не достигнута, достигнута частично, достигнута в полном объеме). Мотивация деятельности учащихся | |
Максимальное количество баллов по разделу | 4 |
Анализ структуры и организации урока |
2.1. Целесообразность распределения времени урока по этапам урока. | |
2.2. Оборудование урока. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения | |
2.3. Повторение и проверка знаний (фронтальная, выборочная, самопроверка, взаимопроверка_____________________________________________________). Актуализация опорных знаний, подведение учащихся к восприятию новых знаний. | |
2.4. Этап первичного осознания нового материала. Выбор приемов обучения (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемный _________________________________________________________) | |
2.5. Этап первичного усвоения и применения знаний (стандартные задания, по образцу, по алгоритму, исследовательские, ___________________________) | |
2.6. Контроль результатов усвоения новых знаний. Рефлексия. | |
2.7. Итоги урока (не подведены, подведены учителем, подведены совместно с учащимися). Оценивание (без комментария, с комментарием) | |
Максимальное количество баллов по разделу | 14 |
3. Анализ содержания урока |
3.1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Научный уровень излагаемого материала. Логичность, последовательность, доступность, наглядность | |
3.2. Выделение главной идеи нового материала, связь с изученным. Формирование новых понятий. Практическая направленность урока | |
3.3. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем, для формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов учащихся | |
Максимальное количество баллов по разделу | 6 |
4. Анализ организации работы учащихся | |
4.1. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. | |
4.2. Сочетание различных форм работы (фронтальная, групповая, парная, самостоятельная, индивидуальная ______________________________________). Индивидуальная работа учителя с разными категориями учащихся. | |
4.3. Характер тренировочных упражнений, степень сложности, вариативность в ходе урока, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. | |
Максимальное количество баллов по разделу | 6 |
5. Анализ качества знаний, умений и навыков | |
5.1. Степень усвоения нового материала. Степень овладения практическими умениями и навыками. Связь нового с ранее изученным. | |
5.2. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять новые знания в стандартных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. | |
Максимальное количество баллов по разделу | 4 |
6. Анализ домашнего задания, полученного учащимися | |
6.1. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. | |
6.2.Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность | |
6.3 Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию. | |
Максимальное количество баллов по разделу | 6 |
Итого | 40 |
Дополнительные комментарии к уроку, выводы и рекомендации: __________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________