УЧИМСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ ТЕМА, ТИП, ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА
Что такое текст?
Текст — это группа предложений, которые связаны между собой грамматически и синтаксически, а также объединены общим смыслом и темой.
Основные признаки:
- последовательность;
- завершенность;
- логичность;
- цельность;
- тематическое и стилистическое единство.
Как правило, в структуре текста выделяют
следующие части:
- Вступление.
- Основная часть.
- Заключение
ТИПЫ РЕЧИ (ТЕКСТА)
Выделяются три функционально-смысловых типа речи:
ОПИСАНИЕ,
ПОВЕСТВОВАНИЕ,
РАССУЖДЕНИЕ.
1 . ОПИСАНИЕ
В тексте-описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц и т. п., что оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. Отличительными чертами данного типа являются статичность и одновременность перечисляемых явлений. Основными разновидностями описания считаются следующие: пейзаж, описание обстановки, описание портрета и характеристика.
Например: День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. Было необыкновенно тихо.
(А.Н. Толстой)
ПОДСКАЗКА
Задаем вопрос к тексту и применяем прием «иллюстрирования»:
К тексту-описанию можно задать вопрос:
«Какой (-ая, -ое, -ие?)»
Можно проиллюстрировать содержание
одним рисунком или фотографией.
2. ПОВЕСТВОВАНИЕ
В повествовании микротема раскрывается через развитие действия, состояний, событий и т. п. Текст-повествование отличается динамичностью, последовательностью сообщаемого. В повествовании много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий: однажды, сначала, затем, потом, после этого, немного погодя, позже, через некоторое время, тогда, тут, вдруг, неожиданно, вот и, наконец
и т. п.
Например: В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие утята.
Вскоре после этого мать повела их к озеру по коровьей тропе. Я заметил их издали, спрятался за дерево, и утята подошли к самым моим ногам.
Трех из них я взял себе на воспитание, остальные шестнадцать пошли себе дальше по коровьей тропе.
(По М.М. Пришвину)
ПОДСКАЗКА
Задаем вопрос к тексту и применяем прием «иллюстрирования»:
К тексту-повествованию можно задать вопрос: «Что и как произошло?»
Можно проиллюстрировать содержание несколькими рисунками или фотографиями.
3. РАССУЖДЕНИЕ
основывается в логическом плане на умозаключении и представляет собой развитие темы из трех частей: а) тезис (то, что надо доказать или объяснить),
б) доказательство (объяснения, аргументация)
и в) вывод (заключение, обобщение и т. д.).
Но надо заметить, что в рассуждении не всегда присутствуют все три части. Цель рассуждения – объяснить или доказать что-то. В рассуждении часто используются слова, указывающие на ход развития мысли и причинно-следственные связи: почему, потому что, так как, ведь, во-первых, во-вторых, в-третьих, поэтому, вот почему.
Например: Наше отечество, наша родина – матушка Россия.
Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и родина.
ПОДСКАЗКА
Задаем вопрос к тексту и применяем прием «иллюстрирования»:
К тексту-рассуждению можно задать вопрос: «Что и как произошло?»
Нельзя проиллюстрировать содержание несколькими рисунками или фотографиями.
СТИЛИ РЕЧИ (ТЕКСТА)
Стиль текста — это система средств выразительности языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной среде. Его применение зависит от: ситуации, в которой используется текст, аудитории читателей, целей.
В русском языке 5 стилей речи:
1. разговорный (относится к устной речи)
2. научный;
3. официально-деловой;
4. публицистический;
5. Художественный (стиль художественной литературы).
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
Используется в сфере научной деятельности, научного общения .
Цель научного стиля – сообщение, объяснение тех или иных явлений и закономерностей.
Формы выражения этого стиля – письменный (реже – устный) монолог.
Свойства текстов научного стиля: информативность, логичность, аргументированность, объективность, точность, однозначность, обобщенность, предварительный отбор языковых средств.
В научном стиле часто используются:
- термины (нейтрон, морфема, тромб);
- слова с абстрактным значением (процесс, явление, свойство);
- прямой порядок слов в предложении;
- сложноподчиненные и сложносочиненные предложения;
- безличные предложения;
- цитаты, ссылки, сноски.
Слова в тексте научного стиля употребляются преимущественно в прямом значении. Эмоционально-окрашенные слова используются довольно редко.
Жанры научного стиля: учебник, диссертация, монография, научная статья, отзыв, рецензия, дипломная работа, курсовая работа, реферат, научный доклад, лекция, аннотация, словарные и энциклопедические статьи.
Например: Активная среда газовых лазеров находится в газовой фазе. В подавляющем большинстве случаев создание инверсной заселенности уровней в лазерах того же типа осуществляется в результате протекания электрического тока через среду, т. е. с помощью газового разряда. Газовый лазер состоит из кюветы, заполненной газом и введенными в нее электродами – катодом и анодом.
(Н.Г. Басов, Ю.В. Афанасьев)
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
Этот стиль употребляется в официально-деловой сфере – управление, делопроизводство, право, дипломатическое общение.
Цель официально-делового стиля – информация.
Свойства текстов официально-делового стиля: точность, однозначность формулировок, лаконичность, информативность, стандартность, неличный характер изложения, компактность структуры, предварительный отбор языковых средств.
В официально-деловом стиле часто используются:
- стандартные слова и выражения (надлежащий, вышеуказанный, принимая во внимание, предъявление иска, вступить в силу);
- термины (правоспособность, юрисдикция);
- сложносокращенные слова и аббревиатуры (Мосэнерго, ООН, НАТО);
- составные предлоги и союзы (ввиду того что, в силу того что);
- указание реквизитов документа
- развернутые предложения
Слова в тексте официально-делового стиля употребляются в прямом значении. Использование эмоционально окрашенных слов обычно не допускается.
Жанры официально-делового стиля: устав, закон, кодекс, указ, постановление, приказ, расписка, доверенность, объявление, протокол, акт, инструкция, докладная, договор, Конституция, повестка, жалоба, соглашение.
Например: Установление трудового стажа. Порядок подтверждения трудового стажа изложен в Правилах подсчета и подтверждения трудового стажа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.02.
Основным документом, подтверждающим периоды работы до введения в действие нового законодательства, является трудовая книжка. Сохраняется возможность установления трудового стажа на основании свидетельских показаний.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Данный стиль употребляется для освещения событий экономической, политической, культурной, бытовой, криминальной, спортивной жизни. Цель публицистического стиля – воздействие на слушателей или читателей.
Свойства текстов публицистического стиля: акцент на актуальные проблемы дня, эмоциональность, оценочность, широкая тематика, ориентированность на массового читателя (слушателя), доступность, информативность, наличие субъективного, авторского мнения, предварительный отбор языковых средств.
В публицистическом стиле часто используются:
- слова различной стилистической и эмоциональной окраски
- различные лексические средства выразительности
- обращения (дорогие читатели, соотечественники, россияне);
- вводные конструкции (по сообщению, по словам, к сожалению,
к несчастью, к величайшей радости):
- преимущественно простые предложения;
- номинативные предложения (особенно в заголовках);
- риторические вопросы (как жить? где искать защиту?);
- вопросительные и восклицательные предложения;
- неполные предложения;
Жанры публицистического стиля: публицистическая статья, очерк, выступление, репортаж, интервью, заметка, эссе, памфлет, фельетон, прокламация, манифест.
Например: Проект новой Концепции государственной миграционной политики ФМС готовила скоростным методом в соответствии с решениями мартовского заседания Совбеза РФ. 17 ноября с. г. проект должен был рассматриваться в Белом Доме. Но до правительства проект не дошел. По пути его перехватила дума, точнее сказать – думский Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. На заседании Комитета была выявлена беспомощность документа, призванного провозгласить новую миграционную политику, привлекательную для мигрантов …
(Информационное Агентство «Миграция» (ИАМ), 2005 г.)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
Данный стиль употребляется в сфере словесно-художественного творчества.
Цель художественного стиля – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей или слушателей.
Формы реализации этого стиля – письменный монолог и диалог.
Свойства текстов художественного стиля: образность, выразительность, эмоциональность, наличие авторской позиции, наличие элементов других стилей, предварительный отбор языковых средств.
В художественном стиле используются изобразительно-выразительные языковые средства (метафоры, сравнения, эпитеты и т. п.).
Жанры художественного стиля : трагедия, комедия, трагикомедия, рассказ, роман, новелла, повесть, стихотворение, поэма, басня, баллада, роман в стихах и др.
Например: Пешеходов надо любить.
Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы, осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить сто четырнадцать вкусных питательных блюд.
И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты.
(И.А. Ильф, Е.Н.Петров. «Золотой телёнок»)
Что такое тема текста?
Что такое основная (главная) мысль текста?
Как определить главную мысль текста?
Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Каждый текст создается на определенную тему. Все предложения текста объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста.
Общая тема делится на ряд микротем ,
которые подчинены ей, раскрывают ее.
Тема текста может быть выражена
в его заголовке.
ПОДСКАЗКА
(На что нужно обратить внимание при определении темы)
- Заглавие. Довольно часто именно в нем отражается тема и содержание всего произведения. Особенно это актуально для научных статей, текстов информационного и публицистического характера. Заглавия художественных произведений часто имеют образный характер. Они не всегда могут напрямую подсказать название темы. В случае художественных текстов нужно не спешить, а вдумчиво прочитать произведение и поразмыслить над связью между названием и темой.
- Подзаголовки . Часто тексты разбиты на отдельные фрагменты, снабженные подзаголовками. Они связаны между собой и помогают определить тему произведения.
- Ключевые слова . Главные или опорные слова помогают лучше разобраться с тематикой текста. Особенно легко это сделать, если они носят специальный характер. Например, это могут быть слова из строительной или медицинской сферы. Но и в художественных произведениях также можно выделять главные слова и словосочетания. Анализ ключевых слов играет важную роль во всех видах текстов.
Основная мысль (или идея) текста – это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Основная мысль (как и тема) может быть выражена в заголовке.
ПОДСКАЗКИ, по которым можно определить основную мысль. Поразмышлять над заголовком. Часто он связан с главной мыслью.
Попробовать кратко ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор своим произведением?». Лучше всего, чтобы ответ укладывался в одно-два предложения.
Из краткого пересказа текста убрать всё лишнее, сократив его до нескольких предложений.
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМЫ И ГЛАВНОЙ МЫСЛИ ТЕКСТА
Для того, чтобы определить тему и основную мысль текста, нужно проделать следующие действия:
- Вдумчиво и внимательно прочитать текст.
- При наличии незнакомых слов выяснить их значение и снова перечитать содержание, пока смысл не станет ясен полностью.
- Затем следует приступить к выделению ключевых слов. Это главные слова, которые описывают основной посыл произведения. Чаще всего они бывают в заголовке, начале и конце
текста. Автор иногда преднамеренно повторяет их, чтобы обратить на них
внимание читателя.
- Выделить микротемы. Их может быть несколько в зависимости от
сложности произведения. В простых текстах они часто совпадают с абзацами.
- Кратко пересказать прочитанное, стараясь уложиться в несколько предложений.
Упражнения для тренировки
Упражнение 1
1. Запишите текст, вставьте пропущенные гласные в корне. Объясните свой выбор:
(1) Какие сильные, живые, бл..годарные впеч..тления вызывает один Кремль. (2) Над его св..щенными стенами, над его высокими башнями прол..тело несколько в..ков. (3) Я не могу истолковать себе тех чувств, которые по..вляются во мне при взгляде на Кремль!.. (4) Одна ст..рона Кремля открылась перед нами. (5)Шумные крики, говор народа, треск экипажей и частый лес мачт с разв..вающимися разноцветными флагами, белокаменные стены Кремля, его высокие башни – всё это вместе поражало меня, вызывало в душе удивление и чувство удовольствия. (6)Я почувствовал, что нах..жусь в первопрестольном граде в сердце царства русского…
2. Определите тему текста.
3. Определите основную мысль текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
Упражнение 2
1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы в окончания глагола и указывая спряжение:
(1) Я вижу, как по ступенькам террасы взбира..тся наверх маленький лягушонок. (2)Ступеньки высоки, и ему приход..тся затрачивать огромные усилия, чтобы взобраться. (3)Он делает прыжок, цепля..тся за кромку ступеньки передними лапками, повиса..т и подтягива..т тельце. (4)Взобравшись на очередную ступеньку, он отдыха..т, потом снова дела..т прыжок. (5)Наконец он на террасе. (6)Здесь он долго отдыха..т. (7)Ему нужно проникнуть в комнаты. (8)Он пробира..тся к порогу, перепрыгива..т, оказыва..тся на застеклённой веранде, отдыха..т, осматрива..тся; потом он перетягива..т тело через порог в комнату.
2. Определите тему текста.
3 Определите основную мысль текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
Упражнение 3
1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:
Живой барометр
(1)Кто (не)зна..т сер..ю в..рону? (2)Но что эта птица мож..т предсказ..вать погоду, наверное, не всем извес(?)но.
(3)К ненастью голос у неё звучит глухо, а к ясн..й погоде, наоборот, приобретает звонкий, металлический тембр. (4)Да и сама птица станов..тся очень п..движной и проворн..й. (5)К ненастью же сидит она, нахохлившись, застыв, словно чучело. (6)В предсказании погоды ворона никогда (не)ошибается и может, несомненно, служить надёжным барометром во время дальн..й л..сной прогулк.. .
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!