СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ текста 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлено описание рабочей программы элективного курса "Анализ текста" в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Анализ текста 9 класс»

Пояснительная записка

к рабочей программе элективного курса «Анализ текста» в 9 классе.


Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Цели обучения :

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций.

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в процессе подготовки к ГИА, совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

  • развитие умения адекватно понимать информацию прочитанного текста, умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

В процессе обучения реализуются следующие задачи:

- формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, овладевать нормами русского литературного языка;

- обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;

- обучать школьников связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- развивать все виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.



Перечень нормативных правовых документов, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа к элективному курсу «Анализ текста» для 9 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку для основной школы и Программы по русскому языку к учебнику для 9 класса общеобразовательной школы авторов В.В.Бабайцевой и др. – М., 2012. и учебника : Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2012.


Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Данная рабочая программа к элективному курсу « Анализ текста» в 9 классе составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5-9 классы, М., 2012г. авторы В.В.Бабайцева и др.



Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы.

В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками сжатия текста и его комплексного анализа.
Теоретическую основу курса обучения составляют три группы понятий:
1) признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация, способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);
2) стили речи: разговорный, научный, деловой,публицистический, художественный;
З) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности — описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т. д.
Уточнены и приведены в систему умения связной речи, выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания.

Информация о внесённых изменениях в программу.

Изменений в программе нет.

Определение места и роли учебного курса.

Элективный курс «Анализ текста» в 9 классе обеспечивает языковое развитие учащихся, помогает им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, учит их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса.

Элективный курс также предполагает углубленное изучение теоретического материала по темам «Текст. Типы речи. Стили речи. Языковой анализ текста» с целью подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку, а также формирование практических навыков комплексного анализа текста и создание лингвистических текстов, обучение приемам сжатия текста.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.

В соответствии с учебным планом на элективный курс «Анализ текста» в 9 классе отведено 17 часов. Из них обязательные итоговые работы:

- 1 сжатое изложение;

- 1 сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;

- 1 сочинение-рассуждение по содержанию текста;

- 1 контрольная работа.


Формы организации образовательного процесса. Технологии обучения.

Учебные занятия в 9 классе организуются в форме классно-урочной системы, т.е. проведение традиционных уроков, уроков-семинаров как одной из форм обобщающе-повторительных занятий, уроков-зачётов, уроков корректировки знаний учащихся. В целях систематического контроля за уровнем знаний, умений и навыков учащихся, кроме традиционных форм – изложений, срезовых контрольных работ, предлагаются тесты, которые позволяют осуществить прямую и обратную связь в системе обучения и откорректировать знания и умения учащихся.

Учебный процесс строится на основе массовой (традиционной) школьной технологии, рассчитанной на усреднённого ученика, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технологии компенсирующего обучения, технология развития критического мышления и т.д.





Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической( языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Языковая (языковедческая) компетенция (т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения,

- вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании),

- развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах; развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности ( говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);

- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.



Виды и формы контроля.

Для проверки знаний , умений и навыков учащихся предусмотрены следующие виды и формы контроля:

- предварительный контроль в начале года;

-текущий – в форме устного, фронтального опроса, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов;

- итоговый вид – итоговая контрольная работа;

- тематический – повторение и обобщение; изложения, сочинения, презентации, тесты.


Планируемый уровень подготовки учащихся 9 класса на конец учебного года.

В результате изучения элективного курса «Анализ текста» ученик должен ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ/УМЕТЬ:

по орфоэпии: произношение употребительных слов с учетом вариантов произношения;
по лексике: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов.

по словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог-, поли-, фон- и т. п.); пользоваться этимологическим словарем;. опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
по морфологии: распознавать изученные в5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными орфограммами, слова общественно- политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами
по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений тексте анализировать строение текста, языковые и речевые средства.
Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Сжимать тексты, используя разные способы компрессии).
Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.

Информация об используемом учебнике.

Преподавание элективного курса «Анализ текста» 9 классе ведётся по учебнику Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2012.











Рабочая программа к курсу «Анализ текста» (17 часов)


Введение(1ч)

Слово как основная единица языка. Понятие «Комплексный анализ текста».

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме:

Девятиклассники должны знать и уметь:

- план комплексного анализа текста.


Тема и основная мысль(1ч)

Повторение изученного о теме и основной мысли. Учиться определять главную мысль текста и находить ее в самом тексте; выделять узкие и широкие темы; подбирать рабочие материалы по данной теме.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме:

Девятиклассники должны знать и уметь:

- определять тему и основную мысль;

- выделять узкие и широкие темы.

Микротемы , план текста(1ч)

Расширение представления о микротемах и абзаце; составление плана текста путем определения микротем; составление сложного плана готового текста и своего высказывания;

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме:

Девятиклассники должны знать и уметь:

- составлять простой и сложный план текста.


Способы и средства связи предложений в тексте.(1ч)

Повторение способов и средств связи предложений; нормативный повтор и повтор-недочет; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений; решать вопрос о способах и средствах связи предложений при написании сочинения и сжатого изложения.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме:

Девятиклассники должны знать и уметь:

- способы и средства связи предложений в тексте;

-избегать неоправданных повторов.


Типы речи. Практическая работа.(1ч)

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме:

Девятиклассники должны знать и уметь:

- различать типы речи;

- уметь строить тексты разных типов речи.

Систематизация сведений о типах речи; расширение представления о строении различных видов рассуждений: доказательств, размышлений, объяснений; в тексте художественного произведения находить различные типы речи и строить типологический план текста.



Стили речи. Практическая работа.(1ч)

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме:

Девятиклассники должны знать и уметь:

- определять стили речи по характерным признакам;

- создавать собственные высказывания.

Стили речи: (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства). Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для разных стилей речи. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических и художественных высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства).




Средства выразительности. Практическая работа.(1ч)

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме:

Девятиклассники должны знать и уметь:

- тропы и фигуры речи;

-находить и определять роль средств выразительности в текстах.

Расширение понятий о тропах и фигурах речи. Умение находить их и определять роль средств выразительности в художественном и публицистическом текстах. Повышать выразительность речи, добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи.


Приемы сжатия изложения(1ч)

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме:

Девятиклассники должны знать и уметь:

- приёмы сжатия текста;

-уметь сжимать текст.

Знакомство с содержательными приёмами компрессии текста (разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) и основными языковыми приёмами компрессии исходного текста(замены однородных членов обобщающим наименованием; предложения или его части указательным местоимением; предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; сложноподчинённого предложения простым; исключения повторов, фрагмента предложения, одного или нескольких из синонимов; слияния нескольких предложений в одно).Формирование навыка сжатия текста.


Сжатое изложение. (1ч.)

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме:

Девятиклассники должны знать и уметь:

-используя основные приёмы компрессии текста писать сжатые изложения.


Фонетический, орфоэпический и словообразовательный анализ текста(1ч)

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме:

Девятиклассники должны знать и уметь:

-произносить слова с учётом вариантов произношения.

-
Фонетический разбор и транскрипция. Трудные случаи орфоэпического анализа слов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, суффиксально-приставочный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательная цепочка однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имен существительных, прилагательных и глаголов.



Морфемный и морфологический анализ текста(1ч)

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме:

Девятиклассники должны знать и уметь:

-производить орфографический анализ текста.

Выделение морфем в изменяемых и неизменяемых словах. Правописание трудных орфограмм в разных частях слова. Самостоятельные и служебные части речи: грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Лексический анализ текста.(1ч)

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме:

Девятиклассники должны знать и уметь:

- определять лексический и грамматический строй текста.

Определение лексического и грамматического значений слова, прямое и переносное значение, синонимы , антонимы, омонимы, паронимы. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

Синтаксический анализ текста(1ч)

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме:

Девятиклассники должны знать и уметь:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- интонационно выразительно произносить предложения изученных видов.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения.
Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Стилистические особенности сложносочиненного предложения и простых предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложения. Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи

Сочинение на лингвистическую тему. Практическая работа(1ч).

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме:

Девятиклассники должны знать и уметь:

- писать сочинение на лингвистическую тему;

-подтверждать собственное суждение аргументами из текста.

Раскрытие темы в широком общекультурном плане.


Сочинение- рассуждение по содержанию текста.(1ч)

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме:

Девятиклассники должны знать и уметь:

- создавать собственное рассуждение по прочитанному тексту;

- приводить аргументы из текста и из жизни.

Построение собственного высказывания в соответствии с типом речи рассуждение. Аргументация положений творческой работы. Самостоятельная интерпретация одного из ключевых фрагментов текста.


Контрольная работа «Комплексный анализ текста»(2ч)

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме:

Девятиклассники должны знать и уметь:

- анализировать текст по плану;

- исправлять речевые недочёты и грамматические ошибки.








Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.


К концу IХ класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

По орфоэпии: произношение употребительных слов с учетом вариантов произношения;
по лексике: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов.

по словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог-, поли-, фон- и т. п.); пользоваться этимологическим словарем;. опираться на словообразовательный анализ при определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
по морфологии: распознавать изученные в5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными орфограммами, слова общественно- политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами
по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений тексте анализировать строение текста, языковые и речевые средства.
Строить устные и письменные высказывания типа рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства. Писать сочинение в публицистическом и художественном стиле с использованием разных типов речи. Сжимать тексты, используя разные способы компрессии).
Совершенствование написанного. Исправлять речевые недочеты и грамматические ошибки, нарушения логики высказывания; повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых средств.



Утверджён

Приказом №

Директор школы / А.М.Круглов



Календарно-тематический план

урока

Раздел, тема

Кол-во

часов

Виды,

формы

контроля

Коррекционный блок

План.

дата


Факт.

дата

Форма

деятель-ности

Образова-тельный

ресурс

1

Введение. Задачи курса. Понятие «Комплексный анализ текста».

1

Предварительный.

конспект

Работа с доп. матер.

Карточка с текстом.



2

Тема и основная мысль текста. Практическая работа.

1

Текущий

ан.тек.

тест

Работа с доп. матер.

Карточка с текстом.



3

Микротемы и составление плана текста. Практическая работа.

1

Текущий

ан.тек.

тест

Работа с доп. матер.

Карточка с текстом.



4

Способы и средства связи предложений в тексте.

1

Текущий

ан.тек.

тест

Работа с доп. матер.

Карточка с текстом.



5

Типы речи. Практическая работа.

1

Текущий

ан.тек.

тест

Работа с доп. матер.

Карточка с текстом.



6

Стили речи. Практическая работа.

1

Текущий

ан.тек.

тест

Работа с доп. матер.

Карточка с текстом.



7

Средства выразительности. Практическая работа.

1

Текущий

ан.тек.

тест

Работа с доп. матер.

Карточка с текстом.



8

Приёмы сжатия текста.

1

Текущий ан.тек.

тест

Работа с доп. матер.

Карточка с текстом.



9

Сжатое изложение.

1

Тематический

излож.

Работа с доп. матер.

Карточка с планом



10

Фонетический, орфоэпический и словообразовательный анализ текста.

1

Текущий ан.тек.

тест

Работа с доп. матер.

Карточка с текстом.



11

Морфемный и морфологический анализ текста.

1

Текущий ан.тек.

тест

Работа с доп. матер.

Карточка с текстом.



12

Лексический анализ текста.

1

Текущи ан.тек.

тест

Работа с доп. матер.

Карточка с текстом.



13

Синтаксический анализ текста.

1

Текущий ан.тек.

тест

Работа с доп. матер.

Карточка с текстом.



14

Сочинение на лингвистическую тему.

1

Тематический

сочин.

сочинение

Карточка с планом.



15

Сочинение-рассуждение по содержанию текста.

1

Тематический

сочин.

сочинение

Карточка с планом.



16-17

Контрольная работа «Комплексный анализ текста».

2

Итоговый

контр. раб.

контр. раб.

Карточка с текстом.



Литература.

1. Никитина Е. И. Русская речь: Развитие речи 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2012.

2. М.П.Книгина, Л.В.Коротченкова. Русский язык.9 класс. Тренировочные варианты к экзамену в новой форме. Саратов. «Лицей»,2014г.

3.Поурочные разработки по русскому языку.9 класс. М. «Вако», 2013г.

4.О.Мазнева.Экзаменационные вопросы и ответы. Русский язык.9 и 11 классы. Учебное пособие. М. «АСТ-ПРЕСС»2013г.

5.Т.А.Кудинова.Трудности ЕГЭ по русскому языку. Ростов-на- Дону,«Феникс», 2004г.

6.Г.А.Богданова.Уроки русского языка в 9 классе. М. «Просвещение», 2013г.

7.ГИА-2009.Экзамен в новой форме. Русский язык. 9 класс .Автор- составитель И.П.Цибулько, Л.С. Степанова.М. «Астрель»,2014г.

8.М.Р. Львов. Школьный словарь антонимов русского языка. Пособие для учащихся. Москва. «Просвещение», 1987

9 С.И. Ожегов Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1987

10. З.А. Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка. – 2-е издание – М., 1998

11. Печатные пособия. Таблицы по русскому языку, 2009

12. Российская академия наук. Институт русского языка. Орфографический словарь русского языка. 30-е издание. М: «Русский язык», 1993

13. Российская академия наук. Институт русского языка. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. 5-е издание. М: «Русский язык», 1989

14. Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич. Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. Книга для учителя. Москва. «Просвещение», 2008

15.А.Н. Тихонов. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. Москва.»»Просвещение», 1978

16.Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Москва «Просвещение», 1975

































Учебно-тематический план элективного курса «Анализ текста».





Тема

Кол-во часов




на изучение темы

на

сочинение

и изложение

на

контроль


1

Введение. Задачи курса. Понятие «Комплексный анализ текста».

1




2

Тема и основная мысль текста. Практическая работа.

1




3

Микротемы и составление плана текста. Практическая работа.

1




4

Способы и средства связи предложений в тексте.

1




5

Типы речи. Практическая работа.

1




6

Стили речи. Практическая работа.

1




7

Средства выразительности. Практическая работа.

1




8

Приёмы сжатия текста.

1




9

Сжатое изложение.


1



10

Фонетический, орфоэпический и словообразовательный анализ текста.

1




11

Морфемный и морфологический анализ текста.

1




12

Лексический анализ текста.

1




13

Синтаксический анализ текста.

1




14

Сочинение на лингвистическую тему.

1

1



15

Сочинение-рассуждение по содержанию текста.

1

1



16-17

Контрольная работа «Комплексный анализ текста».

2


2