СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ текста. Ссылка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ текста. Ссылка.»

Комплексный анализ художественного текста   как ключ к пониманию функциональных возможностей языковых единиц

Комплексный анализ художественного текста

как ключ к пониманию функциональных возможностей языковых единиц

Текст – основная информативная единица компетентностно-деятельностной парадигмы образования Текст – одновременно результат деятельности (автора) и материал, стимул для деятельности (читателя-интерпретатора) Текст – цель, средство и результат обучения, прежде всего, языкам, а через них и всем другим дисциплинам школьного цикла Текстовая компетенция сводит воедино предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, объединяет и мотивирует изучение теоретического материала и развитие речи на каждом уроке

Текст – основная информативная единица компетентностно-деятельностной парадигмы образования

  • Текст – одновременно результат деятельности (автора) и материал, стимул для деятельности (читателя-интерпретатора)
  • Текст – цель, средство и результат обучения, прежде всего, языкам, а через них и всем другим дисциплинам школьного цикла
  • Текстовая компетенция сводит воедино предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, объединяет и мотивирует изучение теоретического материала и развитие речи на каждом уроке
Текст – основная информативная единица компетентностно-деятельностной парадигмы образования В школе текст изучается как языковая и как речевая единица (художественное произведение) На уроке русского языка текст используется как материал для изучения языковых компонентов, «живущих» в тексте. На уроке литературного чтения текст выступает как речевое произведение, включающее комплекс сложных синтаксических целых, которые выступают в нем в качестве смысловых частей. Текст предстает как результат, художественное произведение. На уроках русского языка и литературы идет постоянная перекличка от изучения текста как языковой единицы, включающей изучаемые языковые явления, к постижению текста как художественной формы, «сотканной» из языка.

Текст – основная информативная единица компетентностно-деятельностной парадигмы образования

В школе текст изучается как языковая и как речевая единица (художественное произведение)

На уроке русского языка текст используется как материал для изучения языковых компонентов, «живущих» в тексте.

На уроке литературного чтения текст выступает как речевое произведение, включающее комплекс сложных синтаксических целых, которые выступают в нем в качестве смысловых частей. Текст предстает как результат, художественное произведение.

На уроках русского языка и литературы идет постоянная перекличка от изучения текста как языковой единицы, включающей изучаемые языковые явления, к постижению текста как художественной формы, «сотканной» из языка.

Виды анализа текста в современной школе Предварительный Информативный Комплексный Лингвистический Стилистический Литературоведческий филологический Эти виды взаимно дополняют друг друга, но первые пять видов анализа текста формируют универсальные учебные действия на уроке русского языка

Виды анализа текста в современной школе

  • Предварительный
  • Информативный
  • Комплексный
  • Лингвистический
  • Стилистический
  • Литературоведческий
  • филологический

Эти виды взаимно дополняют друг друга, но первые пять видов анализа текста формируют универсальные учебные действия на уроке русского языка

Предварительный (системный) анализ текста Приложим к любой ступени анализа текста  Предшествует более конкретному анализу любого текста и на уроке литературы  Включает три составляющих:  тема, тип, стиль

Предварительный (системный) анализ текста

  • Приложим к любой ступени анализа текста

  • Предшествует более конкретному анализу любого текста и на уроке литературы

  • Включает три составляющих:

тема, тип, стиль

Информативный анализ текста Имеет целью выбор нужной информации для составления собственного высказывания в устной или письменной форме (пересказ, рассуждение, сочинение и др.) Этот вид анализа имеет метапредметный потенциал Это самый распространенный вид анализа текста при изучении содержания других предметов школьного цикла. Начинается с составления плана в начальной школе. Конечный этап – изложения разной формы и объема.

Информативный анализ текста

  • Имеет целью выбор нужной информации для составления собственного высказывания в устной или письменной форме (пересказ, рассуждение, сочинение и др.)
  • Этот вид анализа имеет метапредметный потенциал
  • Это самый распространенный вид анализа текста при изучении содержания других предметов школьного цикла. Начинается с составления плана в начальной школе. Конечный этап – изложения разной формы и объема.
Комплексный анализ текста Помогает развитию языковой компетенции Систематизирует и обобщает знания о единицах языка, об их взаимосвязях и взаимоотношениях, которые проявляются в тексте Применяется на разных этапах современного урока русского языка: На мотивационном этапе перед изучением новой темы, чтобы показать ее структуру и объем, место в изучаемой системе; В процессе первичного предъявления нового материала; На этапе повторения и обобщения; В процессе тренинга. Предваряет творческую работу, предъявляя образец с определенным языковым содержанием

Комплексный анализ текста

Помогает развитию языковой компетенции

Систематизирует и обобщает знания о единицах языка, об их взаимосвязях и взаимоотношениях, которые проявляются в тексте

Применяется на разных этапах современного урока русского языка:

  • На мотивационном этапе перед изучением новой темы, чтобы показать ее структуру и объем, место в изучаемой системе;
  • В процессе первичного предъявления нового материала;
  • На этапе повторения и обобщения;
  • В процессе тренинга.

Предваряет творческую работу, предъявляя образец с определенным языковым содержанием

Лингвистический, стилистический и литературоведческий анализ текста Лингвистический и стилистический анализ текста объединяет уроки русского языка и литературы. В центре – анализ функций художественно-изобразительных языковых средств, особенности употребления лексических, словообразовательных и синтаксических средств языка. Стилистический анализ текста усложняется по мере изучения грамматики. Литературоведческий анализ текста применим на уроках литературы

Лингвистический, стилистический и литературоведческий анализ текста

  • Лингвистический и стилистический анализ текста объединяет уроки русского языка и литературы. В центре – анализ функций художественно-изобразительных языковых средств, особенности употребления лексических, словообразовательных и синтаксических средств языка.
  • Стилистический анализ текста усложняется по мере изучения грамматики.
  • Литературоведческий анализ текста применим на уроках литературы
Филологический анализ текста «Слушающий может гораздо лучше говорящего понимать, что скрыто за словом, и читатель может лучше самого поэта постигать идею его произведения. Сущность, сила такого произведения не в том, что разумел под ним автор, а в том, как оно действует на читателя или зрителя, следовательно, в неисчерпаемом возможном его содержании» (А.А.Потебня)  Проникая в потаенные смыслы художественного произведения, постепенно воспитываем культурного внимательного читателя, тонкого и проницательного ценителя прекрасного.

Филологический анализ текста

«Слушающий может гораздо лучше говорящего понимать, что скрыто за словом, и читатель может лучше самого поэта постигать идею его произведения. Сущность, сила такого произведения не в том, что разумел под ним автор, а в том, как оно действует на читателя или зрителя, следовательно, в неисчерпаемом возможном его содержании» (А.А.Потебня)

Проникая в потаенные смыслы художественного произведения, постепенно воспитываем культурного внимательного читателя, тонкого и проницательного ценителя прекрасного.

Смысловая структура текста 1. Основная мысль текста. 2. Элементы общего содержания:     1) развивающие тезисы;   2) система констатирующих тезисов;   3) аналитическая оценка ситуации. 3. Второстепенные элементы:  1) иллюстрации к развивающим и констатирующим тезисам;  2) фон к цели сообщения.

Смысловая структура текста

  • 1. Основная мысль текста.
  • 2. Элементы общего содержания:

1) развивающие тезисы;

2) система констатирующих тезисов;

3) аналитическая оценка ситуации.

  • 3. Второстепенные элементы:

1) иллюстрации к развивающим и констатирующим тезисам;

2) фон к цели сообщения.

А. С. Пушкин «НЯНЕ»    Подруга дней моих суровых,    Голубка дряхлая моя!    Одна в глуши лесов сосновых    Давно, давно ты ждешь меня.    Ты под окном своей светлицы    Горюешь, будто на часах,    И медлят поминутно спицы    В твоих наморщенных руках.    Глядишь в забытые вороты    На черный отдаленный путь;    Тоска, предчувствия, заботы    Теснят твою всечасно грудь.  Как Пушкин относится к своей няне? Какие слова помогают нам понять её чувства к поэту?

А. С. Пушкин «НЯНЕ»

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. Как Пушкин относится к своей няне? Какие слова помогают нам понять её чувства к поэту?

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ   А. В. Долганова

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

А. В. Долганова

Содержание пособия  3-й класс М. Пришвин «Глоток молока» Б. Шергин «Плотник думает топором» М. Пришвин «Хромка» Е. Чарушин «Про зайчат» И. Соколов-Микитов «Звуки весны» Л. Андреев «Кусака» Н. Сладков «Хитрый одуванчик» С. Аксаков «Гнездо»

Содержание пособия 3-й класс

  • М. Пришвин «Глоток молока»
  • Б. Шергин «Плотник думает топором»
  • М. Пришвин «Хромка»
  • Е. Чарушин «Про зайчат»
  • И. Соколов-Микитов «Звуки весны»
  • Л. Андреев «Кусака»
  • Н. Сладков «Хитрый одуванчик»
  • С. Аксаков «Гнездо»
Задания по тексту  Е. Чарушина «Глоток молока»

Задания по тексту Е. Чарушина «Глоток молока»

Анализ второстепенных элементов содержания текста

Анализ второстепенных элементов содержания текста

Грамматическая работа

Грамматическая работа

Задания по тексту  Л. Андреева «Кусака»

Задания по тексту Л. Андреева «Кусака»

Анализ языковых единиц

Анализ языковых единиц

Грамматическая работа

Грамматическая работа

Содержание пособия  4-й класс А. Куприн «Скворцы» В. Сухомлинский «Именинный обед» Ю. Коваль «Снежура» В. Астафьев «Хрустальный звон» К. Паустовский «Заячьи лапы» В. Бианки «Подкидыш» А. Чехов «Каштанка» К. Паустовский «Прощание с летом»

Содержание пособия 4-й класс

  • А. Куприн «Скворцы»
  • В. Сухомлинский «Именинный обед»
  • Ю. Коваль «Снежура»
  • В. Астафьев «Хрустальный звон»
  • К. Паустовский «Заячьи лапы»
  • В. Бианки «Подкидыш»
  • А. Чехов «Каштанка»
  • К. Паустовский «Прощание с летом»
Задания по тексту  В. Бианки «Подкидыш»

Задания по тексту В. Бианки «Подкидыш»

Задания по тексту  К. Паустовского «Заячьи лапы»

Задания по тексту К. Паустовского «Заячьи лапы»

Лексико-семантический анализ

Лексико-семантический анализ

Ответы к заданиям

Ответы к заданиям

Контакты: АО «Издательство «Учебная литература» Сайт: www.uchlit.com Тел: 8(495)744 32 04 Вартанян Вера Васильевна E-mail: vvv@uchlit.com Тел: 8(926)292 80 14

Контакты:

АО «Издательство «Учебная литература»

Сайт: www.uchlit.com

Тел: 8(495)744 32 04

Вартанян Вера Васильевна

E-mail: [email protected]

Тел: 8(926)292 80 14