Комплексный анализ художественного текста
как ключ к пониманию функциональных возможностей языковых единиц
Текст – основная информативная единица компетентностно-деятельностной парадигмы образования
- Текст – одновременно результат деятельности (автора) и материал, стимул для деятельности (читателя-интерпретатора)
- Текст – цель, средство и результат обучения, прежде всего, языкам, а через них и всем другим дисциплинам школьного цикла
- Текстовая компетенция сводит воедино предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, объединяет и мотивирует изучение теоретического материала и развитие речи на каждом уроке
Текст – основная информативная единица компетентностно-деятельностной парадигмы образования
В школе текст изучается как языковая и как речевая единица (художественное произведение)
На уроке русского языка текст используется как материал для изучения языковых компонентов, «живущих» в тексте.
На уроке литературного чтения текст выступает как речевое произведение, включающее комплекс сложных синтаксических целых, которые выступают в нем в качестве смысловых частей. Текст предстает как результат, художественное произведение.
На уроках русского языка и литературы идет постоянная перекличка от изучения текста как языковой единицы, включающей изучаемые языковые явления, к постижению текста как художественной формы, «сотканной» из языка.
Виды анализа текста в современной школе
- Предварительный
- Информативный
- Комплексный
- Лингвистический
- Стилистический
- Литературоведческий
- филологический
Эти виды взаимно дополняют друг друга, но первые пять видов анализа текста формируют универсальные учебные действия на уроке русского языка
Предварительный (системный) анализ текста
- Приложим к любой ступени анализа текста
- Предшествует более конкретному анализу любого текста и на уроке литературы
- Включает три составляющих:
тема, тип, стиль
Информативный анализ текста
- Имеет целью выбор нужной информации для составления собственного высказывания в устной или письменной форме (пересказ, рассуждение, сочинение и др.)
- Этот вид анализа имеет метапредметный потенциал
- Это самый распространенный вид анализа текста при изучении содержания других предметов школьного цикла. Начинается с составления плана в начальной школе. Конечный этап – изложения разной формы и объема.
Комплексный анализ текста
Помогает развитию языковой компетенции
Систематизирует и обобщает знания о единицах языка, об их взаимосвязях и взаимоотношениях, которые проявляются в тексте
Применяется на разных этапах современного урока русского языка:
- На мотивационном этапе перед изучением новой темы, чтобы показать ее структуру и объем, место в изучаемой системе;
- В процессе первичного предъявления нового материала;
- На этапе повторения и обобщения;
- В процессе тренинга.
Предваряет творческую работу, предъявляя образец с определенным языковым содержанием
Лингвистический, стилистический и литературоведческий анализ текста
- Лингвистический и стилистический анализ текста объединяет уроки русского языка и литературы. В центре – анализ функций художественно-изобразительных языковых средств, особенности употребления лексических, словообразовательных и синтаксических средств языка.
- Стилистический анализ текста усложняется по мере изучения грамматики.
- Литературоведческий анализ текста применим на уроках литературы
Филологический анализ текста
«Слушающий может гораздо лучше говорящего понимать, что скрыто за словом, и читатель может лучше самого поэта постигать идею его произведения. Сущность, сила такого произведения не в том, что разумел под ним автор, а в том, как оно действует на читателя или зрителя, следовательно, в неисчерпаемом возможном его содержании» (А.А.Потебня)
Проникая в потаенные смыслы художественного произведения, постепенно воспитываем культурного внимательного читателя, тонкого и проницательного ценителя прекрасного.
Смысловая структура текста
- 1. Основная мысль текста.
- 2. Элементы общего содержания:
1) развивающие тезисы;
2) система констатирующих тезисов;
3) аналитическая оценка ситуации.
- 3. Второстепенные элементы:
1) иллюстрации к развивающим и констатирующим тезисам;
2) фон к цели сообщения.
А. С. Пушкин «НЯНЕ»
Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня. Ты под окном своей светлицы Горюешь, будто на часах, И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках. Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь; Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь. Как Пушкин относится к своей няне? Какие слова помогают нам понять её чувства к поэту?
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
А. В. Долганова
Содержание пособия 3-й класс
- М. Пришвин «Глоток молока»
- Б. Шергин «Плотник думает топором»
- М. Пришвин «Хромка»
- Е. Чарушин «Про зайчат»
- И. Соколов-Микитов «Звуки весны»
- Л. Андреев «Кусака»
- Н. Сладков «Хитрый одуванчик»
- С. Аксаков «Гнездо»
Задания по тексту Е. Чарушина «Глоток молока»
Анализ второстепенных элементов содержания текста
Грамматическая работа
Задания по тексту Л. Андреева «Кусака»
Анализ языковых единиц
Грамматическая работа
Содержание пособия 4-й класс
- А. Куприн «Скворцы»
- В. Сухомлинский «Именинный обед»
- Ю. Коваль «Снежура»
- В. Астафьев «Хрустальный звон»
- К. Паустовский «Заячьи лапы»
- В. Бианки «Подкидыш»
- А. Чехов «Каштанка»
- К. Паустовский «Прощание с летом»
Задания по тексту В. Бианки «Подкидыш»
Задания по тексту К. Паустовского «Заячьи лапы»
Лексико-семантический анализ
Ответы к заданиям
Контакты:
АО «Издательство «Учебная литература»
Сайт: www.uchlit.com
Тел: 8(495)744 32 04
Вартанян Вера Васильевна
E-mail: [email protected]
Тел: 8(926)292 80 14