ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Сильным, опытным становится
педагог, который умеет анализировать
свой труд.
В.А. Сухомлинский
Занятие – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок образовательного процесса, основная форма организации обучения в системе дополнительного образования. Для того чтобы педагог овладел педагогическим мастерством, следует взять за правило тщательное продумывание каждого проведенного вами занятия.
Анализ – необходимая часть работы педагога для отслеживания конкретных результатов на пути продвижения к цели, стоящей перед объединением по интересам. Анализ занятия должен опираться на знание задач, содержание и методику преподаваемого направления, знания по теории воспитания, психологии.
Правильная постановка целей занятия и вытекающих из нее конкретных задач – одно из важнейших условий эффективности занятия.
Цель анализа занятия – соотнести запланированный педагогом результат с реальным результатом проведения занятия и определить причины успеха или неудачи.
Основные виды анализа проведенного занятия:
Краткий анализ проводится сразу после окончания занятия и не является окончательным. В общем виде оценивается прогнозируемый результат и полученный.
Структурный анализ проводится вслед за кратким и является основой для всех анализов. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов занятия и выделяет доминирующие этапы прошедшего занятия.
Аспектный анализ осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов занятия: цели, структуре и организации занятия, его содержанию, психологическому климату.
Полный анализ – это система аспектных анализов. Он, как правило, проводится при аттестации педагога на присвоение квалификационной категории, при обобщении педагогом своего педагогического опыта, обучении педагога определенным образовательным методикам и технологиям.
Самоанализ проведенного занятия является один из инструментов самосовершенствования педагога, формирования и развития его профессиональных качеств, а также дает возможность формировать его творческую сознательность.
ПЛАН САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ ПРОВЕДЕННОГО ПЕДАГОГОМ
Каково место данного занятия в теме? Как это занятие связано с предыдущим? Дать краткую психолого-педагогическую характеристику учебной группы. Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного занятия?
Какова ТДЦ (триединая дидактическая цель) занятия: ее обучающий, развивающий и воспитательный аспекты? Дать оценку успешности достижения ТРЦ. Как производился отбор содержания, форм и методов обучения? Выделить главный этап занятия и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения.
Рационально ли было распределено время, отведенное на проведение занятия? Логичны ли использованные «связки» между этапами проведения занятия?
На основании чего был осуществлен отбор дидактических материалов, наглядных пособий, ТСО? Как был организован контроль усвоения полученных знаний, умений и навыков обучающихся? В какой форме и какими методами он осуществлялся?
Как создавалась и поддерживалась психологическая атмосфера на занятии? Удалось ли реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то почему?
Каковы перспективы дальнейшей деятельности педагога?
2