«Анализ учебного занятия»
Анализ учебного занятия – это сравнение конкретного, проведенного учебного занятия с его теоретической моделью, составленной в соответствии с современными дидактическими и методическими требованиями, с продуктивным опытом и здравым смыслом.
В настоящее время многие сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами занятия и анализировать занятие применительно к различным целям. Занятие может анализироваться с позиций деятельности педагога и обучающихся, отдельных дифференцированных групп обучающихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации, с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических и других позиций.
Классификации видов анализа
1. Краткий (оценочный) анализ предполагает общую оценку учебно-воспитательной функции Занятие или занятия, которая характеризует решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и даёт оценку их реализации. Может проводиться сразу после Занятие и не является окончательным. Дает начало другому анализу. Наблюдая Занятие, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели Занятие и сопоставляет полученный результат с прогнозируемым.
2. Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) Занятие, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся. В традиционной организации Занятие имеются определенные этапы. Поэтому возможен его поэтапный анализ. Тогда процедурная сторона анализа заключается в разложении Занятие на составляющие компоненты и в поочередном их разборе. Сторонники поэтапного анализа придерживаются следующей схемы: как опрашиваются ученики (проверка домашних заданий, опрос, учет знаний); объяснение учителя (содержание, методы, активность учащихся); воспитательные моменты на занятие; эффективность и разнообразие форм закрепления и самостоятельной работы учащихся; применение наглядных пособий и технических средств обучения; задание на дом.
Эта модель является наиболее распространенной. Поэтому и обучение педагогическому анализу обычно начинается с нее.
Но поэтапный анализ в ряде случаев оказывается недостаточно эффективным, так как рассматривает структуру, а не внутреннюю логику процесса. С появлением уроков, структура которых была поставлена в зависимость от их внутренней логики, возможности использования поэтапного анализа уменьшились.
3. Поэлементный анализ используется при разборе занятий, этапы которых объединены или частично отсутствуют. Процедурная сторона методики заключается в разложении занятия на его основные элементы (содержание, методика, развитие познавательной самостоятельности учащихся и др.) и поочередном изучении их с позиции различных целевых установок:
- оценка правильности определения целей и задач занятия; рациональности структурного построения занятия и целесообразности распределения времени на его элементы, правильности отбора содержания учебного материала;
- оценка методов проведения занятия, способов активизации познавательной деятельности учащихся, способов осуществления межпредметных связей; объективности способов решения воспитательных задач;
- изучение методов применения наглядных пособий, содержания и организации самостоятельной работы учащихся, руководства ею; формирования у учащихся общеучебных умений и навыков самоконтроля; методики контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Методика поэлементного анализа гораздо глубже и эффективнее поэтапного, так как ее процедурная сторона заключается в осмыслении главных компонентов учебного процесса. Однако и при этой методике урок недостаточно рассматривается как целостное явление.
4. Системный анализ подразумевает рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения. Системный анализ ― это совокупность взаимосвязанных процедур, используемых для изучения сложных проблем и объектов, представляющих собой целостные системы.
Системный подход – это направление педагогической деятельности, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем в целостности выделенных в них многообразных типов связей. В педагогике различают жесткий и гибкий типы системного подхода, определяющие соответственные типы целей, принципов, содержания и средств образования.
Методика системного подхода дает возможность оценить эффективность занятий независимо от их типа, вида, структуры, наличия тех или иных дидактических средств и методов, а это, в свою очередь, позволяет оценивать как в вербальных, так и в математических показателях эффективность образовательного процесса.
5. Аспектный анализ предполагает рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценку под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели занятия во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
Анализироваться могут следующие аспекты занятия:
- реализация учителем триединой задачи занятия;
- использование развивающих методов на занятие;
- изучение способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
- пути развития познавательного интереса;
- формирование общеучебных умений и навыков обучающихся;
- проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;
- организация проблемного обучения на уроке и т.п.
6. Полный анализ ― это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности занятия. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам занятия. Проводится при аттестации педагога, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем.
Сам по себе анализ учебного занятия как процесс осознания и самопознания формирует у педагога аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.