СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Анализ учебного занятия»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время многие сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами занятия и анали­зировать занятие применительно к различным целям. Занятие может анализироваться с позиций деятельности педагога и обучающихся, отдельных диф­ференцированных групп обучающихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адапта­ции, с педагогических, психологических, методических, физиоло­го-гигиенических, культурологических и других позиций.

Просмотр содержимого документа
««Анализ учебного занятия»»


«Анализ учебного занятия»

Анализ учебного занятия – это сравнение конкретного, проведенного учебного занятия с его теоретической моделью, составленной в соответствии с современными дидактическими и методическими требованиями, с продуктивным опытом и здравым смыслом.

В настоящее время многие сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами занятия и анали­зировать занятие применительно к различным целям. Занятие может анализироваться с позиций деятельности педагога и обучающихся, отдельных диф­ференцированных групп обучающихся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адапта­ции, с педагогических, психологических, методических, физиоло­го-гигиенических, культурологических и других позиций.

Классификации видов анализа

1. Краткий (оценочный) анализ предполагает общую оценку учебно-воспитательной функции Занятие или занятия, которая характеризует решение образова­тельной, воспитательной и развивающей задач и даёт оценку их реализации. Может проводиться сразу после Занятие и не является окончательным. Дает начало другому анализу. Наблюдая Занятие, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели Занятие и сопоставляет полученный результат с прогнозируемым.

2. Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка домини­рующих структур (элементов) Занятие, их целесообразность, обеспе­чивающая развитие познавательных способностей учащихся. В традиционной организации Занятие имеются определенные этапы. Поэтому возможен его поэтапный анализ. Тогда процедурная сто­рона анализа заключается в разложении Занятие на составляющие компоненты и в поочередном их разборе. Сторонники поэтапного анализа придерживаются следующей схемы: как опрашиваются ученики (проверка домашних зада­ний, опрос, учет знаний); объяснение учителя (содержание, мето­ды, активность учащихся); воспитательные моменты на занятие; эффективность и разнообразие форм закрепления и самостоятель­ной работы учащихся; применение наглядных пособий и техниче­ских средств обучения; задание на дом.

Эта модель является наиболее распространенной. Поэтому и обучение педагогическому анализу обычно начинается с нее.

Но поэтапный анализ в ряде случаев оказывается недостаточно эффективным, так как рассматривает структуру, а не внутреннюю логику процесса. С появлением уроков, структура которых была поставлена в зависимость от их внутренней логики, возможности использования поэтапного анализа уменьшились.

3. Поэлементный анализ используется при разборе занятий, этапы которых объединены или частично отсутствуют. Процедурная сто­рона методики заключается в разложении занятия на его основные элементы (содержание, методика, развитие познавательной само­стоятельности учащихся и др.) и поочередном изучении их с позиции различных целевых установок:

- оценка правильности определения целей и задач занятия; ра­циональности структурного построения занятия и целесообразности распределения времени на его элементы, правильности отбора со­держания учебного материала;

- оценка методов проведения занятия, способов активизации по­знавательной деятельности учащихся, способов осуществления межпредметных связей; объективности способов решения воспита­тельных задач;

- изучение методов применения наглядных пособий, содержа­ния и организации самостоятельной работы учащихся, руководства ею; формирования у учащихся общеучебных умений и навыков самоконтроля; методики контроля и оценки знаний, умений и на­выков учащихся.

Методика поэлементного анализа гораздо глубже и эффектив­нее поэтапного, так как ее процедурная сторона заключается в ос­мыслении главных компонентов учебного процесса. Однако и при этой методике урок недостаточно рассматривается как целостное явление.

4. Системный анализ подразумевает рассмотрение занятия как единой системы с точ­ки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов уче­ния. Системный анализ ― это совокупность взаимосвязанных про­цедур, используемых для изучения сложных проблем и объектов, представляющих собой целостные системы.

Системный подход – это направление педагогической деятельно­сти, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем в целостности выделенных в них многообразных типов связей. В пе­дагогике различают жесткий и гибкий типы системного подхода, определяющие соответственные типы целей, принципов, содержа­ния и средств образования.

Методика системного подхода дает возможность оценить эф­фективность занятий независимо от их типа, вида, структуры, на­личия тех или иных дидактических средств и методов, а это, в свою очередь, позволяет оценивать как в вербальных, так и в математиче­ских показателях эффективность образовательного процесса.

5. Аспектный анализ предполагает рассмотрение, детальное и всестороннее изуче­ние и оценку под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели занятия во взаимосвязи с результатами деятель­ности учащихся.

Анализироваться могут следующие аспекты занятия:

- реализация учителем триединой задачи занятия;

- использование развивающих методов на занятие;

- изучение способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

- пути развития познавательного интереса;

- формирование общеучебных умений и навыков обучающихся;

- проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся;

- организация проблемного обучения на уроке и т.п.

6. Полный анализ ― это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной дея­тельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвое­ния учащимися знаний и способов умственной деятельности, раз­витие учащихся, реализация дидактических принципов и результа­тивности занятия. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам занятия. Проводится при ат­тестации педагога, при обобщении педагогического опыта, кон­фликтной ситуации с учителем.

Сам по себе анализ учебного занятия как процесс осознания и самопозна­ния формирует у педагога аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.