Этапы урока | Оценка деятельности преподавателя (элементы «фотографии» урока) |
Организационно-подготовительный этап (подготовительная часть урока) | |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к решению образовательных задач. СОДЕРЖАНИЕ – вводная часть: постановка задач урока УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – полнота цели и комплексность заявленных задач; личностная значимость и ясность для обучающихся; -возрастная адекватность содержания; соответствие программному материалу; доброжелательность, демократичность, корректность, культура речи; приветствие, контроль посещения и спортивной формы; организация психоэмоциональной (мотивационный) сферы; проявление взаимодействия; адекватная манера поведения, проведение «организационных» физических упражнений. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - кратковременность организационного момента, полная готовность к работе, быстрое включение учеников в деловой ритм, установка внимания всего класса. | Перед началом урока ознакомилась с конспектом урока. Конспект оформлен грамотно и соответствует общеустановленной форме. Изучаемая тема на данном уроке: «Волейбол. Верхняя передача мяча» совпадает с программным материалом по занятиям на текущую четверть. Учитель правильно и обоснованно определил цели урока с учетом программных требований и содержания учебного материала. Структура данного урока соответствует его цели и типу. Умело организует начало урока. Следует отметить правильную речь учителя, хорошую дикцию, знание терминалогии. Были проведены организационные строевые упражнения на месте, что позволило установить внимание всего класса. Формы взаимодействия: фронтальная. Создана хорошая рабочая атмосфера на уроке, что позволило обучающимся быстро включиться в работу. |
СОДЕРЖАНИЕ – выбор способа организации обучающихся УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – соответствие способов организации обучающихся задачам урока, содержанию подготовительной части, возрастным (групповым, индивидуальным) особенностям обучающихся ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - соответствие способов организации обучающихся задачам урока, содержанию подготовительной части, возрастным (групповым, индивидуальным) особенностям обучающихся | Построение и перестроение с заданием. Ходьба с выполнением упражнений на осанку с переходом на медленный бег, включающий специально беговые упражнения для волейболиста. Способы организации обучающихся соответствовали задачам урока, содержанию подготовительной части, возрастным (групповым, индивидуальным) особенностям обучающихся Формы взаимодействия: индивидуальная, фронтальная. |
СОДЕРЖАНИЕ – определение содержания двигательной деятельности УСЛОВИЯ достижения положительных результатов – подбор физических упражнений общей разминки; подбор упражнений специальной разминки; оптимизация последовательности упражнений подготовительной части урока; способы управления обучающимися. ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - направленность на функциональную и общую двигательную подготовленность к уроку (подбор общеподготовительных упражнений); направленность на специальную двигательную подготовленность к уроку (подводящие и подготовительные упражнения); объяснение направленности упражнений специальной разминки для успешности решения задач основной части урока (психическая подготовленность к уроку, оптимальная психофизическая нагрузка); последовательность и преемственность упражнений в соответствии с задачами урока; реализация оперативного контроля функционального состояния обучающихся (по данным анализа физиологической кривой нагрузки); адекватное использования команд, распоряжений, зрительной и «звуковой» наглядности; точность, четкость и требовательность в подаче команд и распоряжений; контроль за их выполнением; соответствующая демонстрация преподавателем двигательных действий | Разминка с применением общеразвивающих и специально - беговых упражнений для волейболиста.. Упражнения подобранны тематически верно и последовательно. Учащиеся выполнили различные варианты бросков, ловли, ударов мяча на месте и в движении. Выполняют работу у стены. в парах. Формы взаимодействия: индивидуальная, фронтальная. Дидактические задачи, направленные на функциональную и общую двигательную подготовленность к уроку были решены по средствам, подобранных общеподготовительных упражнений; упражнения направленные на специальную двигательную подготовленность были грамотно и обоснованно применены. В ходе урока даны пояснения направленности упражнений специальной разминки для успешности решения задач основной части урока (психическая подготовленность к уроку, оптимальная психофизическая нагрузка); последовательность и преемственность упражнений соответствовала задачам урока; реализация оперативного контроля функционального состояния обучающихся (по данным анализа физиологической кривой нагрузки) осуществлялась способом пульсометрии выборочных учеников; необходимо отметить, адекватное использования команд, распоряжений, зрительной и «звуковой» наглядности; точность, четкость и требовательность в подаче команд и распоряжений; контроль за их выполнением; соответствующая демонстрация преподавателем двигательных действий |
СОДЕРЖАНИЕ – организация условий проведения урока УСЛОВИЯ достижения положительных результатов –- подготовка инвентаря и оборудования; оптимальное размещение инвентаря и оборудования; санитарно-гигиеническое состояние места занятий и пребывания ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - своевременность; соответствие задачам урока; соблюдение качественно-количественных характеристик; удобное расположение обучающихся; адекватный способ получения инвентаря; соответствует установленным нормам (спортивный зал, раздевалки, туалеты, освещение, воздух) | Спортзал и спортивное оборудование подготовлены для проведения данного урока (волейбольные мячи, конусы, гимнастические обручи, теннисные мячи). Одежда и обувь учащихся соответствует требованиям техники безопасности и гигиеническим требованиям. Соблюдены качественно-количественные характеристики; рационально расположены обучающиеся, четкое получение, расстановка и использование инвентаря. Соответствие гигиеническим и санитарным нормам (спортивный зал, раздевалки, туалеты, освещение, воздух) |
СОДЕРЖАНИЕ – определение способов (порядка) выполнения задания УСЛОВИЯ достижения положительных результатов –- способ выполнения заданий соответствует содержанию подготовительной части урока и его задачам (индивидуальный, поочередный, поточный, индивидуальный, групповой, фронтальный) | Применены следующие способы выполнения заданий соответствующие содержанию подготовительной части урока и его задачам (индивидуальный, поочередный, поточный, групповой, фронтальный) |
Основной этап обучения, воспитания и развития (основная часть урока) | |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – достижение поставленных задач урока. СОДЕРЖАНИЕ – эффективное состояние рабочей площадки для реализации задач урока УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - состояние инвентаря и оборудования, его соответствие установленным нормам; оптимальная расположенность вспомогательного оборудования и мест отдыха; полнота инвентаря и оборудования для решения задач урока; соблюдение техники безопасности-состояние инвентаря и оборудования, его соответствие установленным нормам; оптимальная расположенность вспомогательного оборудования и мест отдыха; полнота инвентаря и оборудования для решения задач урока; соблюдение техники безопасности | Добиться положительных результатов на уроке помогло – хорошее состояние инвентаря и оборудования, которое соответствовало установленным нормам; оптимальная расположенность вспомогательного оборудования и мест отдыха; полнота инвентаря и оборудования для решения задач урока; соблюдение техники безопасности. |
СОДЕРЖАНИЕ – целесообразность размещения обучающихся УСЛОВИЯ достижения положительных результатов -способ размещения соответствуют задачам урока; благоприятное для взаимодействия преподавателя и обучающихся; предусмотренность места для индивидуальных дополнительных заданий | Достигнуть положительных результатов помог правильный способ размещения учеников соответствуя задачам урока; предусмотрено место для индивидуальных дополнительных заданий. |
СОДЕРЖАНИЕ – оптимальное использование инвентаря и оборудования УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - адекватная цели и задачам урока загруженность оборудования, инвентаря; достаточность основного и вспомогательного инвентаря и оборудования; адекватная цели и задачам урока загруженность оборудования, инвентаря; достаточность основного и вспомогательного инвентаря и оборудования | На уроке было достаточно основного и вспомогательного инвентаря и оборудования, что помогало в процессе урока реализовывать поставленные цели и задачи урока. |
СОДЕРЖАНИЕ – дидактическое обеспечение образовательного процесса УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - грамотное использование средств и методов физической культуры; выбранные принципы освоения физической культуры соответствуют возрастным особенностям уровню подготовки учащихся ПОКАЗАТЕЛИ выполнения дидактической задачи - направленное использование специально-подготовительных физических упражнений (подводящих, развивающих) в обучении и воспитании двигательных качеств; соответствие используемых упражнений для обучения (совершенствования) и воспитания задачам урока; непосредственная демонстрация техники двигательного действия (качество-количество); целесообразное использование методов зрительной наглядности; целесообразность и качество подбора методов строгой регламентации; качество использования методов вербального воздействия в соответствии с задачами урока; культура речи преподавателя (эмоциональность, образность, терминология); качество сочетания (соотношения) используемых методов; направленное использование сопряженного метода; обеспечение здоровьесберегающей направленности используемых средств и методов; оптимальная последовательность в обучении (совершенствовании) двигательных действий; преемственность в обучении (совершенствовании); качество реализации дифференцированного подхода; постепенность обучения и психофизической нагрузки | Направленное использование специально-подготовительных физических упражнений (подводящих, развивающих) в обучении и воспитании двигательных качеств прослеживалось в течении всего урока; используемые упражнения для обучения (совершенствования) и воспитания соответствовали задачам урока; была проведена непосредственная демонстрация техники двигательного действия учителем; целесообразно использовались методы зрительной наглядности; качественно и целесообразно подобранны методы строгой регламентации; методы вербального воздействия так же использовались в соответствии с задачами урока; культура речи преподавателя (эмоциональность, образность, терминология) была на высоком уровне; соотношение сочетания используемых методов было на высоком уровне; направленное использование сопряженного метода позволило сохранить высокую плотность урока; эффективно реализовывалась здоровьесберегающая направленность используемых средств и методов; оптимальная последовательность в обучении (совершенствовании) двигательных действий позволила ученикам повысить свои умения и навыки; отмечалась довольно высокая преемственность в обучении (совершенствовании); максимально учитывалось возможности и запросы каждого ученика при реализации психолого-педагогических и организационно –управленческих мероприятий, что позволило качественно реализовать дифференцированный подход; наличие постепенности обучения и психофизической нагрузки позволила добиться высоких результатов для реализации целей и задач урока. |
СОДЕРЖАНИЕ - развивающая направленность содержания урока УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - использование приемов взаимообучения; включение обучающихся в процессы помощи и страховки (инструкторские умения и навыки); поддержание оптимального психоэмоционального фона образовательной деятельности; привлечение обучающихся к оценке и самооценке деятельности; реабилитационная направленность деятельности (при необходимости) | широко использовались приемы взаимообучения; не применялось включение обучающихся в процессы помощи и страховки, так как учащиеся 5х классов пока не имеют должных умений и навыков (инструкторские умения и навыки); использовались игровые и словесные методы для поддержания оптимального психоэмоционального фона образовательной деятельности; в конце урока обучающиеся были привлечены к оценке и самооценке своей деятельности на уроке; |
СОДЕРЖАНИЕ – воспитательная направленность содержания урока УСЛОВИЯ достижения положительных результатов -акцентированное воспитание двигательных качеств; оптимальная последовательность в воспитании двигательных качеств; коррекция и контроль поведения обучающихся; стимулирование активности и творческих действий; использование ролевого участия обучающихся в уроке; корректность в поддержании дисциплины | для воспитания необходимых двигательных качеств соответствующих теме урока, учитель акцентировал внимание обучающихся на качественное выполнении специальных упражнении; последовательность в воспитании двигательных качеств была оптимальная; наблюдалась ярко выраженная коррекция и контроль поведения обучающихся; проводилась стимулирование активности и творческих действий; применялось использование ролевого участия обучающихся в уроке; корректность в поддержании дисциплины была на высоком уровне. |
СОДЕРЖАНИЕ – Обучающая направленность содержания урока УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - объяснение ошибок в деятельности и поведении, путей их исправления; реализация в ходе урока процессов освоения новых двигательных действий; проявление действий для теоретической подготовки обучающихся; реализация в ходе урока процессов совершенствования двигательных действий; реализация оперативного контроля и оценки результатов процессов обучения; оптимальное соотношение теоретической и двигательной подготовки; качество-количество новизны в обучении | корректировались, объяснялись ошибки в деятельности и поведении, предлагались пути их исправления; динамично реализовывались в ходе урока процессы освоения новых двигательных действий; для теоретической подготовки обучающихся учитель задавал теоретические вопросы по теме урока и если обучающиеся испытывали затруднения искал ответы в месте с ними; совершенствовались изученные ранее двигательные действия ходе урока; проводился оперативный контроль и оценка результатов процесса обучения; наблюдалось оптимальное соотношение теоретической и двигательной подготовки и качественно-количественная новизна в обучении. |
СОДЕРЖАНИЕ – постоянство и качество обеспечения контроля и оценки образовательной деятельности УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - контроль психофизической нагрузки в течение основной части урока (по данным анализа физиологической кривой нагрузки); контроль и оценка качества освоенности материала; контроль и оценка норм и правил поведения; реализация коррекционных действий поведения и деятельности | контроль психофизической нагрузки в течение основной части урока (по данным анализа физиологической кривой нагрузки); контроль и оценка качества освоенности материала; контроль и оценка норм и правил поведения; реализация коррекционных действий поведения и деятельности |
Заключительный этап (заключительная часть урока) | |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подведение итогов урока, формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности СОДЕРЖАНИЕ – оптимизация психоэмоциональной нагрузки в ходе завершения урока УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - адекватность подобранных упражнений по снижению психофизической нагрузки и методов их реализации (по данным анализа физиологической кривой нагрузки); адекватность подобранных упражнений снижения психоэмоциональной нагрузки | анализ физиологической кривой нагрузки показал адекватность подобранных упражнений по снижению психофизической нагрузки и методов их реализации; подобранные упражнения по снижению психоэмоциональной нагрузки показали адекватность их применения. |
СОДЕРЖАНИЕ – подведение итогов урока УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - диагностика и оценка деятельности всего класса; обозначение типичных ошибок и нарушений поведения и деятельности; объяснение о качества решения задач урока | продиагностировав и оценив деятельность всего класса, мы пришли к выводу о достаточном уровне выполнения целей и задач урока; обучающимся обозначили их типичные ошибки, нарушения поведения и деятельности, объяснили о качестве решения задач урока. |
СОДЕРЖАНИЕ – информирование о домашнем задании УСЛОВИЯ достижения положительных результатов -объяснение содержания домашнего задания; определение способов (методов) его выполнения; определение психофизической нагрузки домашнего задания; использование домашнего задания теоретической направленности; индивидуализация содержания домашнего задания | было объяснено содержания домашнего задания; определены способы (методы) его выполнения; определена психофизическая нагрузка домашнего задания; методические рекомендации по выполнению домашнего задания теоретической направленности; слабоуспевающим обучающимся было дано индивидуальное домашнее задание |
СОДЕРЖАНИЕ – осуществление рефлексии учебной деятельности УСЛОВИЯ достижения положительных результатов - -привлечение обучающихся к оценке собственной деятельности на уроке; объяснение и оценка полученных результатов собственной деятельности | обучающиеся были привлечены к оценке собственной деятельности на уроке; учащиеся объясняли и оценивали результаты собственной деятельности на уроке, что получилось, с чем возникли затруднения, и как решать возникшую проблему. |
ВЫВОДЫ |
Достижение цели урока: РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ УРОКА: 1) достигнут запланированный результат урока (сдвиг в способах работы детей, уровне знаний и др.); 2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем (дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель, ушли с урока, желая продолжить это занятие). | 1) Проанализировав урок, можно сказать, что запланированный результат достигнут. Очевидны улучшения в технике выполнения верхней передачи, сократились потери мяча, ошибки при приеме мяча в игре. 2) Результат был достигнут через интерес к теме урока, обучающиеся работали с интересом, задавали много вопросов, говорили на уроке больше, чем учитель, ушли с урока с желанием продолжить это занятие изучением правил игры, техники выполнения верхней и нижней передачи, играть в волейбол. |
Достоинства урока | Проблемы, замечания | Методические рекомендации |
При заполнении данной части анализа урока эксперту важно обратить внимание на следующие аспекты: 1. Соответствие темы урока календарно-тематическому планированию в рабочей программе учителя. 2. Структура урока и его педагогическая целесообразность (соответствие этапов урока типу, форме проведения, выбранной педагогической технологии; соответствие урока месту в теме, разделе учебного предмета (курса), связь урока с предыдущими и последующими уроками). 3. Научно-теоретический уровень урока (место урока в формировании мировоззрения учащихся; правильный отбор содержания учебного материала и методов его изучения.). 4. Готовность материально – технического оснащения урока: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д. 5. Готовность преподавателя и учащихся к уроку: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина. 6. Построение урока: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость. 7. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, 8. Соответствие методики проведения урока возрастным особенностям учащихся. 9. Деятельность преподавателя на уроке по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы. 10.Учебная деятельность учащихся на уроке, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения. 11. Система учёта и оценки знаний учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, мотивированность и объективность выставленных оценок. 12. Объем и характер домашнего задания, его индивидуальность. |
содержание урока соответствует программе, возрасту учеников, их физической подготовки. Учитель использует различные методы и приёмы активации (учебная игра, соревнования), это позволяет создать атмосферу интереса к уроку, стремление к достижению лучших результатов. Много внимания уделено коррекционной работе, учитель внимательно следит за выполнением упражнений, показывает ошибка исправляет. Уделяет внимание развитию различных форм совместной деятельности учащихся (учащиеся занимаются парами, группами). Постоянно контролирует не только правильность выполнения задач, но и умение к сотрудничеству, быть внимательными, соблюдать правила игры. Физическое развитие школьников осуществляется с опорой на развитие личностных качеств: стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Большую роль в этом играет личный пример учителя, который обладает педагогической культурой, владеет техникой игры, работает над совершенствованием через самовоспитание собственной личности самовоспитание собственной личности. Постоянно уделяется внимание защите жизни и здоровья детей, соблюдения правил поведения, ТБ. В начале урока проводился инструктаж, а при выставлении оценок учитывалось их выполнение. В ходе всего урока учитель требует соблюдения техники выполнения физических упражнений, что способствует предупреждению травматизма. | | организовывать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний |