Анализ
воспитательной работы во 2 В классе
за 2014– 2015 учебный год
В 2014 – 2015 учебном году основной целью воспитательной работы было создание условий для интеллектуального, нравственного развития личности каждого ребенка.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:
-
Продолжить работу по формированию учебной мотивации.
-
Способствовать сплочению классного коллектива, воспитание чувства отзывчивости и товарищества.
-
Обучить культуре поведения на основе наблюдений за собой (умение слушать и слышать, умение общаться, дисциплина);
-
Формировать потребность в здоровом и безопасном образе жизни.
-
Активизация ученического самоуправления.
-
Воспитать нравственные чувства (любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям, гордость за Отечество, чуткость к природе)
Для реализации поставленных задач были определены направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа:
- выработка совместной политики и тактики помощи ребенку со стороны семьи;
- развитие коммуникативных навыков младших школьников;
- организация консультативной помощи отдельной группе учащихся по предметам;
- проведение внеклассных мероприятий, расширяющих кругозор детей;
- развивать творческие способности;
- помочь детям включиться в учебный процесс, добиваться активного участия детей в общественной жизни класса и школы;
- проводить работу по усвоению правил для учащихся, укреплять детский коллектив;
- работать над созданием коллектива через индивидуальный подход к каждому ребенку и через общие дела;
- формирование сознательного отношения к семейным ценностям;
- продолжить работу по привитию гигиенических навыков и умений, культуры поведения в школе, общественных местах, учить заботиться об охране и укреплении своего здоровья.
Анализ развития коллектива класса.
Количество учащихся во 2 классе на начало и конец года – 30 человек (хотя количественный состав менялся в течении всего учебного года – 6 детей прибыло и 6 убыло, пять из них из соцприюта): 17 мальчиков и 13 девочек. В возрастном отношении почти все дети одинаковы: 8 – 9 лет. Обучается Мальцев Денис – инвалид (сахарный диабет). Большое внимание в течение учебного года уделялось анализу поступков и поведения учащихся, особенно по отношению к вновь прибывшим обучающимся.
В коллективе выделилось организующее ядро класса Жихарева Диана, Ланкин Дима, Шиков Аркадий, Мальцев Денис, Багрянский Миша, Кисель Карина – это группа активистов, т.е. ребята, которые наиболее ярко проявляют свои знания, умения и навыки. Эти ученики самостоятельны и настойчивы, требовательны к себе и другим, имеют авторитет внутри коллектива, т.к. выражают организаторские способности и проявляют заботу об отдельных товарищах. В течение года необходимо было корректировать поступки Пестрецова Максима, который часто конфликтует с одноклассниками. За это его дети сторонятся, не хотят с ним играть.
В коллективе большую роль играет общественное мнение, дети требовательны и имеют самокритику, также прислушиваются к критике учителя.
Обучающиеся активно принимают участие в разнообразных дистанционных олимпиадах, викторинах и конкурсах. По сравнению с предыдущим учебным годом количество участников выросло втрое. Присутствует здоровый дух соревнования.
Все дети имеют сменные поручения, в классе развита взаимопомощь, дружелюбие, чуткость и взаимопонимание, но имеют место отдельные случаи недоброжелательности. В коллективе возникли свои традиции:
- «День именинника» - поздравление с днём рождения каждого учащегося;
- награждение друг друга аплодисментами за успехи, достижения и т.д.
В классе есть на кого опереться – актив. Группа отличается своей индивидуальностью. Но иногда и она не может проявить настойчивость в преодолении трудностей, тогда на помощь приходит школьный психолог и «Служба медиации», также оказывает помощь администрация школы, в лице замдиректора по УВР Горловой О. А., замдиректора по ВР Красиной Л. А. Соцпедагог, Постникова В. В., незаменимый помощник классного руководителя при посещении на дому обучающихся.
Анализ развития учащихся класса.
В течение года наблюдалась позитивная динамика развития уровня воспитанности учащихся. Взаимоотношения учащихся в классе хорошие, отношения между мальчиками и девочками доброжелательные, хотя иногда возникают разногласия.
Навыки взаимоотношений между одноклассниками, культуры поведения в общественных местах формировались во время классных часов: «Расскажи о своем друге», «Умей владеть собой», «Как мы общаемся (толерантность)», «Наш класс на перемене», «Театральные правила» и др. В течение всего года велась работа по созданию поддержки учащихся. Для этого проводились классные часы «Как беречь время?», «Что такое хорошо и что такое плохо», беседы: «Кого называем настоящим другом?».
У многих ребят есть увлечения вне школы. Многие ребята из нашего класса с большим удовольствием посещают музыкальную школу, танцы, спортивные секции, студии ЦДОД «Реальная школа».
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся являлись одними из важнейших задач. В течение года проводились физкультминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости. Классные часы «Режим дня школьника», «Полезные и вредные привычки» и др. помогли ребятам быть опрятными, правильно составить свой распорядок дня. Школа обеспечивает 100% охват бесплатным горячим питанием всех обучающихся начальной школы и дополнительным питанием спортсменов-разрядников, у нас таких - 4!
Воспитание младших школьников в духе уважения к людям всех национальностей - одна из задач воспитания подрастающего
поколения. Прежде всего, это воспитание у детей дружелюбного отношения к людям других национальностей. Учащиеся знакомятся с трудом, бытом, искусством народа того края, в котором мы живём. С этой целью в классе реализовывается курс «Краеведение», как внеурочная деятельность.
Очень много бесед, часов общения было проведено мной о правилах поведения в общественных местах. Регулярно проводились инструктажи по ТБ, ПДД, ППБ.
В новом 2015 – 2016 учебном году для изучения учащихся планируется продолжить использовать следующие методики:
- «Мотивы учебной деятельности».
Цель – выявить преобладающие мотивы учения отдельного ученика и класса в целом.
- «Социометрия».
Цель – изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений, состав группировок.
- «Самооценка личности».
Цель – изучить особенности самооценки личности школьников.
Анализ участия учащихся в жизнедеятельности школы.
В течение года дети принимали активное участие в жизни класса и школы.
1. Ярмарка милосердия.
2. Мероприятия по патриотическому воспитанию – 25 января. 9 мая.
3. Спортивные соревнования.
4. Масленица.
5. 23 февраля и 8 марта, день Матери..
6. Во всех классных часах.
Все учащиеся охвачены внеурочной деятельностью: школьные и внешкольные кружки и секции посещают 100 % обучающихся 2 В классе. Многие дети посещают сразу несколько секций.
Анализ организации и эффективности воспитательного процесса в классе
Для реализации воспитательной работы использованы следующие формы работы: беседы, классные часы, праздники, игры, КТД (коллективные творческие дела), спортивные соревнования, экскурсии, конкурсы, участие в общественных акциях, публичные презентации проектов.
Внутри каждого вида деятельности планировалось достаточное разнообразие дел, сочетание общих, групповых и индивидуальных форм работы. Многообразие форм работы способствовало развитию познавательных интересов учащихся, раскрытию их творческого потенциала.
Все формы работы соответствовали интересам, запросам и потребностям личности обучающихся. Все дети активно участвуют в классных делах. Детей, не проявляющих интереса, – нет.
Проведённые мероприятия и КТД, способствовавшие сплочению детского коллектива.
Помимо удач в организации воспитательной работы в классе, следует обратить внимание на следующие проблемные моменты:
- не все дети понимают значение физической культуры, небрежно относятся к своему здоровью;
- не все уч-ся могут преодолевать трудности в учёбе, рационально использовать учебное время;
- во время проведения классных дел бросается в глаза невысокий уровень культуры отдельных учеников.
Над решением этих проблем будем работать в третьем классе.
Анализ взаимодействия с педагогическим коллективом.
В 2014 – 2015 учебном году в классе проведено 2 открытых мероприятия: в октябре – «День пожилых людей», в мае – мероприятие «Они тоже сражались за Родину», на которых присутствовали родители, учителя начальных классов, зам. директора по ВР.
Мной было сделано два выступления на МО классных руководителей и педсовете школы.
Анализ педагогического взаимодействия с семьёй.
В классе 3 многодетных семьи, 10 неполных семей, 2 девочки из соцприюта. Родительский комитет состоит из 5 человек. Родители являются активными участниками и помощниками всех классных дел.
Они оказали такую помощь, как благоустройство школьного двора, подготовка класса к новому учебному году, ежемесячные генеральные уборки кабинета, поздравления именинников, организация поездок, экскурсий.
В течение года велась работа с родителями, цель которой – дать психолого-педагогические знания через родительские собрания, консультации по социальным вопросам, вопросам педагогической коррекции складывающихся отношений между детьми и взрослыми в отдельных семьях. Проводились индивидуальные беседы об особенностях обучения, методах подхода в воспитании ребёнка, например, такие как «Как помочь ребенку учиться», «Первые оценки», сохранению и укреплению здоровья.
Проведено 4 родительских собрания. Приняли участие в общешкольной родительской конференции, на которой выступила представитель от нашего класса, Хамхоева Марина Александровна.
Уровень посещаемости родительских собраний высокий – 90 %, но по сравнению с прошлым учебным годом наблюдается тенденция понижения % посещаемости. Это могу объяснить тем, что некоторые вышли на работу после отпусков по уходу за детьми, одна семья пополнилась на 1 человека, еще одна готовится встретить четвертого ребенка.
Проведены индивидуальные беседы с родителями: Козлова Артема, Горланова Саши, Дмитриева Максима по поводу трудностей в обучении, Пестрецова Максима – по поводу ненадлежащего поведения на переменах, в столовой.
В течение учебного года регулярно (1 раз в четверть) посещаются на дому многодетные семьи: Шикова А., Козлова Артема, кстати Артем выбыл из класса 25.02.2015 в связи с переездом семьи, Куницы Варвары, семьи Мальцева Дениса – инвалид (сахарный диабет), семьи опекаемой, Певцовой Алены. Всех учащихся посетила на дому с целью обследования ЖБУ.
С привлечением родителей были организованы и проведены следующие внеклассные мероприятия:
- День пожилых людей
-День Матери
- Новогодний праздник;
- 8 Марта;
- Масленица;
- 23 февраля;
- ряд мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (акции «Бессмертный полк», «Синий платочек», «Письмо ветерану», проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи»).
4 обучащихся будут посещать летний пришкольный лагерь.
Главное достижение классного коллектива за прошедший год:
Исходя из целей и задач прошедшего учебного года, следует отметить:
Удачи в работе:
- многообразие форм работы;
- развитие познавательных интересов уч-ся,
- творческие открытия уч-ся;
- большую совместную работу детей и родителей.
- повышение уровня культуры поведения на основе наблюдений за собой (умение слушать и слышать, умение общаться);
- развитие на более высоком уровне нравственного потенциала (любовь к Родине, бережное отношение к ее истории, традициям, культурным ценностям);
- участие в школьных и во всероссийских акциях, конкурсах, смотрах, олимпиадах;
- воспитание сознательного отношения к учению.
Перспективные цели, ведущие задачи и приоритетные направления воспитательной работы в новом учебном году:
- активизация участия детей в интеллектуальной, исследовательской, проектной деятельности;
- продолжить приучать детей соблюдать правила учебного труда, выполнять поручения;
- продолжить коррекцию форм общения, культуры поведения, с опорой на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую, общественно-полезную;
- продолжить работу по формирование здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья учащихся;
- вовлечение большего количества родителей в учебно-воспитательную работу класса и школы.
Классный руководитель – Потамошнева Наталья Алексеевна