МКОУ «Майская СОШ»
Анализ воспитательной работы классного руководителя
1 класса за 2023-2024 учебный год.
Классный руководитель Ладыгина Л.В.
Период работы с классом_1.09.2023-25.05 2024
Анализ эффективности целеполагания:
В 2023-2024 учебном году началась работа, направленная на формирование «модели» выпускника начальной школы, а также создания и сплочения детского коллектива; большое внимание уделялось патриотическому воспитанию обучающихся.
Целями воспитательной работы в учебном году были:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи;
- воспитание у учащихся чувства патриотизма: развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края; гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности совсем окружающим и желание сохранять, приумножать богатства своей страны.
Приоритетными воспитательными задачами прошедшего учебного года стали:
- развитие первичного ученического коллектива, выбор ответственных по поручениям обучающихся, развивать умение нести ответственность за свои поступки, приходить на помощь оказавшимся в беде, создание условий для оптимального развития учащихся, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств, воспитание патриотов своей Родины;
- создать условия для развития духовно-нравственной, интеллектуальной, самостоятельной, физически здоровой личности, способной к творческому самоопределению;
- формирование уверенности в своих силах, коммуникативных навыков, позитивной моральной позиции.
Считаю, что поставленные задачи соответствуют актуальным направлениям формирования личности.
Для достижения целей и решения воспитательных задач была организована работа в сотрудничестве классного руководителя, учащихся и родителей.
Для реализации поставленных задач были определены приоритетные направления, через которые и осуществлялась воспитательная работа.
Как классный руководитель, планировала свою деятельность по направлениям воспитательной работы в школе: гражданско–патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое, трудовое, познавательное воспитание; информационное направление, работа с родителями.
Таким образом, можно сделать вывод, что перспективные задачи частично были решены. Дети стали дружнее, научились некоторым приемам работы в коллективе, получили опыт публичного выступления всем классом, учились выходить из конфликтных ситуаций мирным путем, частично освоили общественную работу (поручения).
Анализ развития коллектива класса
В классе обучалось на начало года 15человек, на конец года 15 обучающихся.
Из них:- мальчиков 7, девочек 8;
2015 г.р. – 3 учащихся, 2016 г.р. – 9 учащихся, 2017г – 3 учащихся.
По социальному составу семьи:
Физическое развитие детей соответствует возрасту.
В возрастном отношении почти все дети одинаковы. Большое внимание в течение учебного года уделялось анализу поступков и поведения учащихся.
Интеллектуальный уровень средний, работоспособность хорошая. Дисциплина на уроках к концу учебного года, в основном, хорошая. Дети усвоили правила поведения в школе: на переменах, уроках, в столовой, библиотеке, но не всегда соблюдают.
Интересы учащихся в классе различны. Ведущими видами деятельности в классе являются: познавательный, художественный, спортивный.
В коллективе выделилось организующее ядро класса: Рознина Катя, Шитов Степан, Рогозин Антон,Суханова Даша, Ширяева Олеся– это группа активистов, т.е. ребята, которые наиболее сильно проявляют организаторские способности, свои знания, умения и навыки. Эти ученики самостоятельны и настойчивы, требовательны к себе и другим, имеют авторитет внутри коллектива, т.к. выражают организаторские способности и проявляют заботу об отдельных товарищах, которые в силу возраста, слабой адаптации к школьной жизни, несформированности навыков самостоятельности, самообслуживания нуждаются в помощи.
В коллективе большую роль играет общественное мнение, дети требовательны и имеют самокритику, также прислушиваются к критике учителя. Все дети имеют сменные поручения, в классе развита взаимопомощь, дружелюбие, чуткость и взаимопонимание, но имеют место отдельные случаи недоброжелательности.
В течение всего учебного года велась работа по формированию и сплоченности коллектива класса. По мнению учащихся, учителей и родителей в классе сложился удовлетворительный психологический микроклимат. Большинство ребят стараются быть доброжелательными, самостоятельными, активными.
Учащиеся класса обладают разным интеллектуальным потенциалом. В 2023-2024 учебном году главной задачей было то, чтобы нацелить детей на успешность и уверенность в своих силах, формирование мотивов обучения, создание чувства комфортности и защищённости. Большинство учащихся проявляли активность в прохождении онлайн – олимпиад на образовательных платформах таких как Учи.ру, Я Класс.
В классе зародилась замечательная традиция:
- поздравление именинников в виде добрых пожеланий;
- награждение друг друга аплодисментами за успехи, достижения и т.д.
Так дети учатся делать комплименты, видеть положительные качества именинника и быть раскрепощенными в своих высказываниях.
Ученики относятся с уважением друг к другу и к учителям школы. Я постоянно обращаю внимание на необходимость здороваться со взрослыми, замечать не только своего учителя, но и других учителей школы, родителей учащихся и т.д. Это дает свои положительные результаты.
В классе доминирует доброжелательное, внимательное отношение между учителем и одноклассниками.
Степень вовлечения учащихся в жизнедеятельность класса, уровень их включенности в процесс планирования, организации и анализ совместной деятельности соответствует их возрасту. Большинство ребят проявляют активность в проведении мероприятий разного уровня.
Использование различных форм и методов в воспитательной работе дают свои определенные результаты. Тематика мероприятий была разнообразна, направлена на всестороннее развитие и воспитание личности. Каждый ребенок мог найти ту тему, в которой смог бы проявить свои лучшие качества, применить свои знания по силам. Это создавало доброжелательную обстановку в классе, ситуацию успеха для участников.
Все ребята класса старались участвовать в различных конкурсах, играх, выставках, соревнованиях.
Воспитательная работа в классе осуществлялась путем реализации программы воспитания школы и модельного плана мероприятий.
Анализ работы по модулю «Классное руководство»
Основными формами работы с детьми стали классные часы, праздники, викторины, конкурсы, соревнования, беседы, экскурсии.
За 2023-2024 учебный год были проведены тематические классные часы ( темы отражены в электронном журнале классных часов).
Классные часы имели разные направления в воспитательной работе и носили различную тематику: безопасность, дружба и взаимоотношения между мальчиками и девочками, профилактика ПАВ, патриотизм, нравственность, экология, классные часы, посвященные юбилейным датам поэтов и писателей и другие. Они были направлены на обобщение знаний и представлений учащихся об окружающем их мире и своём месте в нём. Проводились мероприятия, в которых дети получали знания и практический опыт: беседы о соблюдении правил и норм поведения в школе и классе, развитие представлений о России и народах, проживающих на её территории, о добре и зле.
В течении года проводились мероприятия и классные часы по сплочению коллектива: совместная поездка в р.п.Каргаполье в «ДЮЦ Радуга» на новогоднее представление, участие в мероприятиях районной библиотеки «Рождественский подарок», конкурс чтецов « У каждого из нас свой Пушкин …», «Сердце помнить велит».
В классе прошли мероприятия: «Масленица», «Тепло семейного очага», «Читаем о блокаде Ленинграда», «Я живу в Зауралье») , просмотр кинофильмов о войне (« Солдатик», «Сестрёнка»).
Беседы эстетической, экологической, творческой направленности и беседы по формированию здорового образа жизни: «В мире животных», «Здоровая пища для всей семьи», «Урок вежливости» и др.
Классные праздники – «День именинника», «Прощание с первым классом», экскурсии в школьный музей.
В течении года были проведены инструктажи по ТБ, соблюдению ПДД.
Любят дети участвовать в школьных и классных мероприятиях. В течение года они принимали активное участие в жизни класса и школы.
Индивидуальная воспитательная работа
В воспитательной работе нельзя не учитывать разноуровневую подготовку детей во всех областях. Так в работе с одаренными детьми были использованы занятия по подготовке к конкурсам, олимпиадам, работа на образовательном сайте Учи.ру, ЯКласс При подготовке к любому мероприятию предшествовала индивидуальная или групповая работа.
Наряду с одаренными детьми есть в классе слабоуспевающие, которые нуждались в поддержке учителя. Эти ребята часто оставались после уроков и выполняли дифференцированные задания, каждому из них создавалась ситуация успеха. Много индивидуальных бесед было проведено на тему взаимоотношений с одноклассниками, что также дает положительные результаты.
Для индивидуальной работы с детьми я использовала следующие формы:
- проведение индивидуальных бесед, консультаций с детьми.
- встречи с родителями и детьми.
- оказание методической помощи детям и их родителям.
- привлечение детей к проведению классных и общественных мероприятий.
Анализ работы по модулю «Внеурочная деятельность»
Внеурочной деятельностью охвачено100% учащихся. Кружки охват 100%
| | |
№ | ФИ | Курсы внеуроч. деятельности | Кружки |
| | Разговоры о важном | Функциональная грамотность | Творцы |
1 | Вахнин Евгений | + | + | + |
2 | Закревская Анна | + | + | + |
3 | Ленских Вячеслав | + | + | + |
4 | Мельников Николай | + | + | + |
5 | Неволина Алина | + | + | + |
6 | Попов Артём | + | + | + |
7 | Рогозин Антон | + | + | + |
8 | Рознина Екатерина | + | + | + |
9 | Скачкова София | + | + | + |
10 | Суханова Дарья | + | + | + |
11 12 13 14 | Устинова Варвара Худякова Карина Ширяева Олеся Шиитов Степан | + + + + | + + + + | + + + + |
Анализ работы по модулю "Основные школьные дела".
- Гражданско-патриотическое воспитание:
В 2023-2024 гражданско-патриотическое воспитание реализуется через: воспитание в процессе обучения, в процессе внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности особое место занимает курс «Разговоры о важном». Ряд мероприятий способствовал получению и расширению знаний учащихся о России и родном крае, развивал чувство патриотизма; знакомил с моральными качествами личности
Воспитание патриотических чувств, любовь к Отечеству, гордость за свою страну проходит тонкой нитью через каждое воспитательное мероприятие, классный час, урок и т.д. Это направление в воспитательной работе класса имеет огромное значение, т.к. развитие нравственных начал в ребёнке играет важную роль в становлении личности. В своей работе уделяю большое внимание формированию уважительного отношения к старшим и пожилым людям.
Учебный год начался общешкольным первым уроком «Здравствуй школа! Мы теперь не просто дети ». Целью урока было создание условий для развития познавательно интереса к учебе в школе и благоприятного психологического климата в классном коллективе; знакомство первоклассников с учителем; формирование чувства патриотизма и любви к России как единой Родине через связь патриотических, трудовых и культурных традиций.
В рамках месячника патриотического воспитания дети изготовили поздравительные открытки. Были проведены классные часы на тему: «Символы России – гимн, флаг, герб», «Урок мужества». Также был проведен конкурс рисунков на тему: «Моя Родина – Россия!». А в мае месяце к празднованию Дня Победы дети участвовали в акциях: «Георгиевская ленточка», Окна Победы». Проводились беседы о культуре внешнего вида и общения с использованием "вежливых слов" в повседневной речи.
Провели классные часы: «Если добрый ты», «Дружбой нужно дорожить!», единый классный час «Конфликт и пути его решения».
Из анализа результатов работы наблюдается, что у учащихся формируется любовь к Родине, родному краю и интерес к историческому прошлому своего народа, своей семьи. Этому способствовали мероприятия, проводимые ко Дню Победы, а также уроки мужества.
- Духовно-нравственное воспитание:
В классе ведётся систематическая работа с учащимися по духовно-нравственному воспитанию.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в 1 классе являлись в этом учебном году проведение сезонных праздников: осенью — «День матери» ,; зимой — «Новый год», «Защитники Отечества»; весной— «Международный женский день – 8 марта» , «День Победы»
- Эстетическое воспитание:
В течении года были проведены следующие мероприятия:
Беседы об искусстве
Выставки рисунков «Природа родного края», «пасхальная радость»;.
Тематическая программа ко дню рождения А.С.Пушкина «У лукоморья» -11 чел.
Библиосумерки. Квест «В поисках семейных ценностей» ( родители + дети) – 3 семьи
Виртуальные экскурсии в музеи.
- Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
Одной из задач воспитательного процесса является здоровье-сберегающее образование. С этой целью проводились регулярные физминутки на уроках, подвижные игры на свежем воздухе, классные часы. В рамках безопасности жизнедеятельности были проведены инструктажи, закреплялись знания детей о безопасности на дорогах.
Таким образом, на протяжении всего учебного года велась работа по формированию здорового образа жизни.
Беседы:«Индивидуальный питьевой режим в школе», классный час по профилактике гриппа и ОРВИ, «Режим дня школьника», проведены кл.часы на темы: «Сам себе я помогу и здоровье сберегу», «Скажем нет вредным привычкам
Систематически проводились уроки здоровья: «Что такое здоровье?», «Дружи с водой», «Как сделать сон полезным?» «Как следует питаться?» Прошла неделя бесконфликтного общения.
- Трудовое воспитание:
Трудовое воспитание непосредственно связано с профориентацией детей. В рамках модуля были проведены следующие формы работы :
Внеклассное занятие «Без труда мы никуда»
Викторина «Профессии»
Беседа «Маленькое дело лучше большого безделья»
Участие в субботниках
Организация ежедневного дежурства в классе
- Экологическое воспитание:
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность учащихся.
Формы ее многообразны:
Классный час «Жемчужины природы –Заповедники».
Акция «Покормите птиц зимой» (изготовление кормушек).
Внеклассное занятие «Берегите лес».
Анализ работы по модулю "Внешкольные мероприятия".
Формы работы:
В течение учебного года учащиеся класса принимали активное участие в различных конкурсах.
№ | ФИ | Олимпиада ПДД (учи.ру) | ГТО | «Сердце помнить велит» | Междун. конкурс «Лига эрудитов -5» | Областной конкурс чтецов «У каждого из нас свой Пушкин» | Муницип. конкурс творческих работ «Пасхальная радость» | Районный конкурс «Рождественский подарок» |
1 | Вахнин Женя | | + | | | | | |
2 | Закревская Аня | | | | 2м(рус.яз) 3м (окр.м) | | | |
3 | Ленских Слава | | + | | 3м (мат) 3м (окр.м) | | победитель | |
4 | Мельников Коля | | + | | | | | |
5 | Неволина Алина | | + | | 2м (окр.м) 3м (мат) | | + | |
6 | Попов Артём | | | | 2м (окр.м) | | | |
7 | Рогозин Антон | + | + | + | 2м (мат) 3м(лит.чт) | + | победитель | + |
8 | Скачкова София | | | | | | | |
9 | Суханова Даша | | + | | | + | + | |
10 | Устинова Варя | | + | | 1м (лит.чт) | | | |
11 | Худякова Карина | | + | | | | | |
12 | Ширяева Олеся | | + | | | + | + | победитель |
13 | Шитов Степан | + | + | + | 2м(лит.чт) 1м (окр.м) 1м(мат) | + | + | + |
14 | Рознина Катя | + | + | + (2 место) | 1м (мат) 1м (окр.м) | + | + | + |
| | | | | | | | |
Анализ работы по модулю"Организация предметно-пространственной среды".
Работа по реализации данного модуля осуществлялась через формирование наглядными средствами положительных установок обучающихся, размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций для расширения представлений о разнообразии эстетического осмысления мира, через проявление фантазии и творческих способностей, оформление пространства проведения конкретных государственных, школьных и классных событий
Организация выставки: Рисунки по ПДД
Выставка Новогодних открыток
Изготовление поздравительных открыток к Дню Отечества в коридорах школы.
Изготовление поздравительных открыток к Международному женскому дню
Изготовление кормушек/скворечников для птиц . Акция «Покормите птиц зимой»
Анализ работы по модулю"Взаимодействие с родителями (законными представителями)".
Работа с родителями проводилась с целью: привлечь родителей стать активными участниками учебно-воспитательного процесса. Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся на основе дифференцированного подхода к семье.
В основу работы были положены принципы:
сотрудничество родителей и классного руководителя;
ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей;
взаимного доверия.
Следует отметить, что активность проявляют большинство родителей учащихся. Хорошо, когда в школе с детьми рядом не только классный руководитель, но и родители.
В течение года было проведено 5 родительских собраний, консультации для родителей,
проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы.
Формы работы
родительские собрания
беседы
консультации
тренинги
совместные мероприятия
На регулярной основе с родителями учащихся проводились беседы о соблюдении санитарно – гигиенических норм, беседы с родителями по телефону (по мере необходимости). Проводилась индивидуальная работа по повышению успеваемости учащихся. В течение учебного года были проведены необходимые инструктажи с учащимися и родителями.
В течение года были проведены родительские собрания:
№ | Тема собрания | Кол-во присутствующих | Кол-во отсутствующих |
1 | Переход на обучение по ФГОС НОО третьего поколения. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Детский травматизм. | 15 | 0 |
2 | Трудности адаптации обучающихся в школе. Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность. Родителям о здоровом питании ребёнка. Польза и вред мобильного телефона. Итоги 1 четверти. | 14 | 1 |
3 | Как помочь ребёнку стать внимательным. Беседы: « Чтобы уроки были не в тягость», «Безопасный Интернет», «Пожарная безопасность при печном отоплении». Итоги 2 четверти. | 14 | 1 |
4 | Беседы: «Воспитание трудолюбия в семье», «Выполнение домашнего задания – залог успешной учёбы», «Профилактика простудных заболеваний», «Мобильный телефон в жизни школьника». Итоги 3 четверти. | 12 | 3 |
5 | Итоги совместной деятельности учителя, учащихся и родителей за учебный год. Отношения в семье как основа взаимопонимания. Инструктаж для родителей по безопасности детей в летний период. Итоги года. | 14 | 1 |
Анализ работы по модулю "Профилактика и безопасность".
Месячник «Внимание! Дети!»
Еженедельные 5-ти минутки «БДД»
Пешие прогулки обучающихся с целью изучения ПДД, час общения «Безопасная дорога в школу».
Рассылка памяток, методических инструкций по обеспечению безопасности жизни .
Видеолекторий «Пожарная безопасность», «Безопасность на железной дороге».
Противопожарный инструктаж перед осенними, весенними, зимними, летними каникулами.
Беседы:
«Беда по имени СПИД» (ко Всемирному дню борьбы со СПИДом)
«Режим дня – основа жизни человека. Овощи и фрукты – главные друзья здоровья.»
Профилактика простудных заболеваний. Беседа «Советы доктора Айболита»
«Правила пожарной безопасности и обращение с пиротехникой»
Правила безопасного поведения при угрозе и возникновении пожара в школе, дома
«Тонкий лед»
По профилактике употребления ПАВ, по профилактике вредных привычек : «Наше будущее без ПАВ», « Я выбираю жизнь».
Лектории с детьми и родителями:
«Безопасный Интернет»
«Изучаем законы всей семьёй.»
Родительский лекторий «Знаю ли я своего ребенка?»
Инструктажи по сохранности жизни и здоровья обучающихся:
по правилам поведения в общественных местах,
по предупреждению преступлений и правонарушений,
по правилам дорожного движения,
правила поведения на воде в осенний зимний период,
правила обращения с пиротехникой.
Мероприятия:
Урок памяти «Эхо Бесланской печали»
Тренинг«Профилактика и разрешение конфликтов»
Учебные эвакуации при пожаре и ЧС
Практические учения при угрозе теракта и захвата заложников.
Анализ работы по модулю "Профориентация".
Формы работы:
Проводились виртуальные экскурсии по предприятиям Курганской области, классные часы «Мир профессий глазами детей», «Профессии мамы и папы», рисунки на тему «Кем я хочу стать».
Анализ работы по модулю "Социальное партнерство".
В течение 2023-2024 учебного года обучающиеся участвовали в мероприятиях Зауральцевского и Майского СДК.
Выводы:
В целом, воспитательная работа в 1 классе была многоплановой и разносторонней. Анализ внеклассной и внешкольной воспитательной работы в классе показал, что в течение учебного года был накоплен положительный опыт в организации внеклассных мероприятий с учащимися, работе с родителями. Педагогическими удачами и находками можно считать воспитание толерантности, интереса к учебе и любознательности. Считаю, что участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало сплочению и формированию классного коллектива.
Главное достижение классного коллектива за прошедший год:
- участие в школьных конкурсах и олимпиадах;
- воспитание сознательной дисциплины и сознательного отношения к учению,
- воспитание коллективизма;
Перспективные цели, ведущие задачи и приоритетные направления воспитательной работы в новом учебном году:
- патриотическое воспитание обучающихся – одно из основных направлений воспитательной деятельности;
- развитие личностных структур сознания – ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
- работа с коллективом учащихся – направление коллективного воздействия на детей, опора на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую, общественно-полезную, коррекция форм общения, поведения, формирование культуры поведения, культуры чувств;
- активизация участия детей в конкурсах, исследовательских работах, презентациях и т.д.
- оказание педагогической помощи родителям; их детям – учебной помощи;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса и школы.
Помнить и способствовать тому, что «Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность».
Классный руководить Ладыгина Л.В.