Аналитическая справка
по итогам Всероссийских проверочных работ
в 2023-2024 учебном году в МОАУ «СОШ № 41
В соответствии с приказами федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 21.12.2023 № 2160 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2024 году», министерства образования Оренбургской области от 19.02.2024 № 01-21/198 «О проведении всероссийских проверочных работ в 2024 году», распоряжением управления образования администрации города Оренбурга от 20.02.2024 № 93 «О проведении всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях города Оренбурга в 2024 году», приказом школы от «26» февраля 2024 г. № 01/30-46 «О проведении Всероссийских проверочных работ в 2024 году» в целях совершенствования единой системы оценки качества образования, обеспечения мониторинга качества образования в общеобразовательных организациях Оренбургской области в марте-апреле 2023-2024 учебного года МОАУ «СОШ № 41» проводились ВПР в 4-8 классах.
В 4-м классе по предметам: русский язык, математика, окружающий мир, в 5-м классе по предметам: русский язык, математика, биология, история , в 6-м классе по предметам: русский язык, математика, обществознание, биология, в 7-м классе по предметам: русский язык, математика, физика, обществознание, в 8-м классе по русскому языку, математике, биологии, географии.
Цель проведения ВПР:
- осуществление мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования;
- совершенствование преподавания учебных предметов и повышения качества образования в образовательных организациях;
- корректировка организации образовательного процесса по учебным предметам на 2024/2025 учебный год.
Проведение ВПР осуществлялось в соответствии с методическими рекомендациями и
инструкциями для образовательных организаций. Также был составлен график проведения ВПР.
Содержание проверочных работ соответствует ФГОС. Проверочные работы приближены к традиционным контрольным работам. Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников.
Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся определенного класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями.
Для оценивания работ в целях соблюдения объективности экспертами ВПР назначены учителя-предметники начальной и основной школы. Были приглашены общественные наблюдатели из числа родителей, организовано дежурство ответственных организаторов в аудитории. Все работы были включены в расписание и проведены 3-м уроком на основании рекомендаций РосОбрНадзора.
Таблица 1.
Сводная таблица итогов ВПР -2024
Класс | Предмет | Кол-во уч-ся по списку | Кол-во уч-ся выполнявших ВПР | «5» | «4» | «3» | «2» | Успеваемость % | Качество знаний % |
4 | Русский язык | 19 | 16 | 3 | 9 | 4 | 0 | 100 | 75 |
Математика | 19 | 17 | 4 | 8 | 5 | 0 | 100 | 71 |
Окружающий мир | 19 | 19 | 1 | 10 | 8 | 0 | 100 | 57 |
5 | Русский язык | 27 | 24 | 0 | 11 | 12 | 1 | 96 | 46 |
Математика | 27 | 26 | 1 | 9 | 15 | 1 | 96 | 62 |
История | 27 | 24 | 3 | 11 | 10 | 0 | 100 | 58 |
Биология | 27 | 20 | 5 | 12 | 3 | 0 | 100 | 85 |
6 | Русский язык | 27 | 26 | 1 | 10 | 14 | 1 | 96 | 42 |
Математика | 27 | 24 | 2 | 7 | 15 | 0 | 100 | 38 |
Обществознание | 27 | 24 | 0 | 16 | 8 | 0 | 100 | 67 |
Биология | 27 | 25 | 4 | 14 | 7 | 0 | 100 | 72 |
7 | Русский язык | 23 | 22 | 5 | 5 | 14 | 1 | 95 | 32 |
Математика | 23 | 23 | 0 | 10 | 13 | 0 | 100 | 57 |
Обществознание | 23 | 22 | 0 | 8 | 14 | 0 | 100 | 36 |
Физика | 23 | 22 | 0 | 13 | 9 | 0 | 100 | 59 |
8 | Русский язык | 22 | 19 | 0 | 6 | 11 | 2 | 89 | 32 |
Математика | 22 | 20 | 5 | 4 | 11 | 0 | 100 | 45 |
Биология | 22 | 18 | 4 | 8 | 6 | 0 | 100 | 67 |
География | 22 | 20 | 4 | 8 | 8 | 0 | 100 | 60 |
Анализ результатов ВПР позволил выделить несколько недостатков в подготовке выпускников начальной школы по математике.
• Неумение выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями
• Неумение приводить решение задачи к заданному вопросу
• Недостаточно развиты основы пространственного воображения
• Сложность в установке зависимости между величинами, представленными в задаче, планировании хода решения задачи, выбора и объяснения выбора действий
• Слабо развиты основы логического и алгоритмического мышления
Следует включить в работу некоторые пункты:
• Усилить работу , направленную на формирование умений анализировать текстовые задачи, используя схемы, таблицы
• Взять на особый контроль формирование умений решать задачи, связанные с сравнением величин
• Обратить особое внимание на формирование по решению задач с основами логического и алгоритмического мышления.
• Включить в планирование внеурочной деятельности задачи на развитие логического и алгоритмического мышления, сравнение величин, задачи связанные с бытовыми жизненными ситуациями.
Анализ результатов ВПР по русскому языку в 4 классе показал, что у обучающихся недостаточно высокий уровень выполнения следующих заданий:
В содержательной линии «Система языка» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового и повышенного уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:
• умение давать характеристику (указывать грамматические признаки) имени прилагательного, имени существительного;
• умение проводить морфемный разбора слова;
• умение видеть состав слова
В содержательной линии «Орфография» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:
• умение определять наличие в словах изученных орфограмм;
В содержательной линии «Развитие речи» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового и повышенного уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:
• умение определять основную мысль текста ;
• умение составлять план текста ;
• анализировать текст, использовать информацию для практического применения;
• умение владеть нормами речевого поведения.
Следует включить в работу некоторые пункты:
отбирать тексты разных стилей, родов и жанров
продумать работу с различными источниками информации.
обратить внимание на работу с информационными текстами.
методика работы с текстом должна быть дополнена его маркировкой, работой со структурными частями текста, сопоставлением информации текста с информацией другого текста, иллюстрации, репродукции картины, таблицы, диаграммы и т. п.
Анализ результатов ВПР по окружающему миру в 4 классе показал, что у обучающихся на достаточно хорошем уровне сформировано:
- уважительное отношение к культуре нашей страны, её современной жизни, к родному краю.
-умение использовать знаково-символические средства для решения задач, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.
- умение владеть логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.
- знание элементарных норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде, понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения, использование знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья
Наибольшую сложность вызвали задания на умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач при моделировании экспериментов, освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, опыт), формулировать вывод на основе проведённого опыта; указать достопримечательности ,животный мир региона, Недостаточно развито у учащихся умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме .
Для успешного выполнения такого рода заданий следует чаще учить детей рассуждать логически на уроках, обосновывать свои утверждения, на конкретных примерах. Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, на уроках и во внеурочной деятельности. Планировать больше тем, содержащих региональный компонент. Для умения строить речевые высказывания в письменной форме, больше включать сочинений в тематическое планирование по русскому языку и литературе.
Анализ результатов работ по математике в 5 классе показал, что наиболее успешно учащиеся справились с заданиями: 1, 2, 3, 4.
Выполнены на недостаточном уровне задания: 5, 7,10.
Затруднения у учащихся вызвала умение изображать геометрические фигуры, выполнение построения геометрических фигур с заданными измерениями, вычисление значения числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок), овладение основами логического и алгоритмического мышления, интерпретирование информации, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).Задание на овладение основами логического и алгоритмического мышления. Решение задач в 3–4 действия.
Выводы:
1. Провести тщательный анализ количественных и качественных результатов ВПР, выявить проблемные вопросы как класса в целом, так и отдельных обучающихся.
2. Спланировать индивидуальную, коррекционную работу.
3. Скорректировать содержание текущего тестирования и контрольных работ с целью мониторинга результативности работы по устранению пробелов в знаниях и умениях.
Анализ результатов ВПР по русскому языку в 5 классе показал, что наибольшие затруднение вызвали задания 2, 4, 8, 9, 10. Материал, пройденный за год, усвоен на среднем уровне, это связано с низким уровнем освоения сложных грамматических тем: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический анализы слов; обозначение частей речи в предложении, а, следовательно, и низкая пунктуационная грамотность.
Рекомендации: Составить план корректировки знаний обучающихся. На занятиях необходимо проводить осложненные списывания, а также совершенствовать навыки морфологического анализа слова; находить и правильно писать производные союзы в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи; орфографического умения правильно писать производные союзы. Следует продолжить работу над текстом, лексическим значением слов, представляющих сложность для понимания обучающимися; закреплением пунктуационных навыков.
Анализ результатов ВПР по биологии в 5 классе показал, что обучающиеся наибольшее количество ошибок учащиеся допустили в заданиях 1.3, 7.2, 10.3 на:
- умение делать сравнительное описание двух объектов по заданному плану;
- умение находить у одного из объектов отсутствующий признак
-умение описать какую работу выполняют люди определенной специальности и чем эта работа полезна обществу.
Выводы:
1.Выявить проблемные вопросы и продолжить работу как с классом в целом, так и с отдельными обучающимися.
2.Прорабатывать материал, который вызывает затруднения.
3.Включать в материал урока задания, при выполнении которых обучающиеся испытали трудности.
4.Следует обратить внимание на специальности связанные с предметом, умение их характеризовать и понимать пользу этих профессий.
Анализ результатов ВПР по истории в 5 классе показал, что наибольшие трудности у обучающихся 5 классов вызвало задание 6, связанное с умением устанавливать причинно-следственную связь. 32% пятиклассников не справились с заданием 5, проверяющее знание исторической карты. Только 3 обучающихся пятого класса смогли выполнить на максимальный балл задание 4, в котором требуется указать два исторических факта о событии.
В сравнении с результатами ВПР 2023 года у пятиклассников лучше сформулировано умение давать определение историческим терминам, умение работы с иллюстративным материалом. Большая часть обучающихся справились в этом году с заданием 7, проверяющим базовые знания о Великой Отечественной войне.
Выводы:
- при подготовке к ВПР в пятом классе необходимо уделить больше внимания работе с исторической картой;
- больше уделять внимание описанию природно-климатических условий, которые влияют на занятия жителей древней страны.
Анализ результатов ВПР по русскому языку в 6 классе показал, что в результате выполнения работы наибольшие затруднение вызвали задания 2, 8, 9, 10.
Материал, пройденный за год, усвоен на среднем уровне, это связано с низким уровнем освоения сложных грамматических тем: морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализы слов; распознавание предложения и расстановка знаков препинания; навыки изучающего чтения и информационной переработки прочитанного материала; анализировать текст с точки зрения его основной мысли.
при обосновании выбора предложения и знаков препинания в нем, в том числе с помощью графической схемы, а, следовательно, и низкая пунктуационная грамотность.
Рекомендации: Составить план корректировки знаний обучающихся. На занятиях необходимо проводить осложненные списывания, а также совершенствовать навыки морфологического анализа слова; находить и правильно писать производные союзы в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи; орфографического умения правильно расставлять знаки препинания. Следует продолжить работу над текстом, лексическим значением слов, представляющих сложность для понимания обучающимися; закреплением пунктуационных навыков.
Анализ результатов ВПР по математике в 6 классе показал, что наиболее успешно учащиеся справились с заданиями: 1,3, 4, 5, 6,7. Выполнены на недостаточном уровне задания: 9,12
Не смог ни один учащийся выполнить правильно задание: 13.
Основные ошибки, которые допустили участники ВПР:
1. Вычислительные ошибки;
2. Геометрические представления при решении практических задач, геометрических построений.
3. Использование свойства чисел и правила действий с натуральными числами при выполнении вычислений / выполнять вычисления, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
4. Решение логических задач методом рассуждений;
5. Выполнение простейшие построений и измерений на местности, необходимые в реальной жизни;
7. Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.
Выводы:
Основной список тем, подлежащих контролю:
1. Свойства чисел и правила действий с натуральными числами.
2. Действия с обыкновенными дробями.
3. Решение задач на покупки.
4. Решение логических задачи методом рассуждений.
5.Решать задачи на нахождение части числа и числа по его части.
6. Признаки делимости.
Анализ результатов ВПР по биологии в 6 классе, показал, что наибольшие затруднения вызвали задания, где нужно было выделить существенные признаки биологических объектов, знание клеточных структур или знание устройства оптических приборов, нахождение информации для описания важнейших природных зон.
Рекомендации: необходимо обратить внимание обучающихся на умение раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, работать с изображениями и схемами строения организма, сделать акцент на умение работать с текстом.
Анализ результатов ВПР по обществознанию в 6 классе показал, что обучающиеся справились с работой. Все обучающиеся 6 класса достигли базового уровня подготовки. Результаты проведенного анализа указывают на необходимость больше уделять внимания решению задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся. Вызвали затруднения задания, требующие написания краткого сообщения, используя предложенные понятия. Также задания, требующие развернутого ответа и пояснения.
Анализ результатов ВПР по математике в 7 классе показывает, что у обучающихся имеются пробелы в знаниях, умениях и навыках обучающихся , которые должны формироваться в курсе математики основной школы.
Наиболее проблемными при решении оказались вопросы, связанные с анализом текста:
Умение извлекать из текста необходимую информацию, делать оценки, прикидки при практических расчетах.
Умение оперировать свойствами геометрических фигур, применять геометрические факты для решения задач, в том числе предполагающих несколько шагов в решении.
Основными причинами низкой результативности считаю наличие пробелов в знаниях, недостаточно развитые навыки самостоятельной работы.
Средний уровень сформированности учащиеся продемонстрировали следующих умений и навыков: Владение понятиями «отрицательное число», «обыкновенная дробь» , «десятичная дробь» и вычислительные навыки.
Умение извлекать информацию, представленную в таблице.
Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач их смежных дисциплин.
Рекомендации:
1. По результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных
пробелов: организовать сопутствующее повторение на уроках, ввести в план урока проведение
индивидуальных тренировочных упражнений для отдельных учащихся;
2. Сформировать план индивидуальной работы с учащимися слабо мотивированными на учебную
3. Провести работу над ошибками (фронтальную и индивидуальную), рассматривая два способа
4. Совершенствование умений владения навыками письменных вычислений. Использовать
свойства чисел и правила действий с рациональными числами при выполнении вычислений .
5. Вести работу с одарёнными детьми – решение задач повышенной трудности, где требуется
проводить логические обоснования.
Анализ результатов ВПР по русскому языку в 7 классе показал, что в результате выполнения работы наибольшие затруднение вызвали задания 1(орфография, пунктуация), 2 (морфологический разбор), задания под № 3, 4, 7, 8, , 11, 13.
Вывод:
Необходимо усилить работу в таких направлениях, как «Соблюдение орфографических и пунктуационных норм», «Работа с текстом», «Стили речи», « Основная мысль текста», завершить прохождение тем «Предлог», «Союз», отработать навыки морфологического разбора, распознавание лексического значения слова в контексте. следует продолжить работу над текстом, лексическим значением тех или иных слов, представляющих сложность для понимания обучающимися; закреплением орфографических навыков;
Стабильны показатели по критерию «Правильность списывания» (1К1,3), «Орфоэпический анализ слова» (5), объяснение значения пословицы (14), лексическое значение слова (12).
Рекомендации: Составить план корректировки знаний обучающихся. На занятиях необходимо проводить осложненные списывания, а также совершенствовать навыки морфологического анализа слова; продолжать обучать навыкам изучающего чтения и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; анализировать текст с точки зрения его основной мысли, адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее; понимать целостный смысл текста, находить в тексте требуемую информацию с целью подтверждения выдвинутых тезисов, на основе которых необходимо построить речевое высказывание в письменной форме; распознавать и адекватно формулировать лексическое значение многозначного слова с опорой на контекст; использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании, распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; создавать устные и письменные высказывания.
анализ результатов ВПР по обществознанию в 7 классе показал, что у обучающихся допущены ошибки в заданиях, где необходимо находить, извлекать и осмысливать информацию различного характера, полученную из доступных источников (фотоизображений), систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом; Освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; Развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам. Рекомендации: На основании полученных результатов и проведенного анализа: провести анализ результатов ВПР 2024 года c целью выявления состояния подготовки учащихся и факторов, связанных с особенностями процесса обучения или социальным окружением, оказывающих влияние на образовательные достижения учащихся; скорректировать содержание Программы формирования УУД, при проведении школьного мониторинга включать в содержание КИМ дидактические единицы, освоение которых по результатам мониторинга вызывают затруднения; 1. Повторить теоретические сведения по всем разделам обществознания 2. по результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов 3. организовать сопутствующее повторение на уроках по темам, проблемным для класса в целом 4. организовать индивидуальные тренировочные упражнения для учащихся по разделам учебного курса, вызвавшим наибольшее затруднение; (в рамках урока) 5. на уроках организовать работу с текстовой информацией, что должно обеспечить формирование коммуникативной компетентности школьника: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и использовать её в своей работе 6. совершенствовать навыки работы учащихся со справочной литературой, иллюстративным материалом. Анализ результатов ВПР по физике в 7 классе показал, что наибольшее количество ошибок обучающиеся допустили в заданиях 1,6,9,10,11. • Погрешность измерения. • Взаимодействие тел. Сила тяжести. Вес тела. • Давление твердого тела • Средняя скорость. Определение пути и времени движения. • Рычаг. «Золотое» правило рычага. • Прямые измерения и простейшие методы оценки погрешностей измерения. Выводы: Необходимо было выделить больше времени на повторение ранее изученного материала. В целях повышения качества знаний школьников по физике необходимо: • на уроках подробно раскрывать физический смысл изучаемых законов и величин; • учить описывать и объяснять физические явления и свойства тел в разном формате: текстовом, табличном, графическом; Рекомендации: 1. По результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов: организовать сопутствующее повторение на уроках, ввести в план урока проведение индивидуальных тренировочных упражнений для отдельных учащихся; 2. Провести работу над ошибками (фронтальную и индивидуальную). 3. Совершенствование умений владения навыками письменных вычислений. Анализ результатов ВПР по русскому языку в 8 классе показал, что более успешно выполнены учащимися задания :1(3), 2(1), 8(1), 10, 11(1, 2), 14 (1), 15(1,), 16 (1, 2), 17. Выполнены на недостаточном уровне задания : 1(1),3(2),4(2), 7, 13, 14, 15(2), Выводы: 1. С ВПР по русскому языку учащиеся справились, но качество выполнения удовлетворительное. 2. Количество орфографических и пунктуационных ошибок незначительно. 3. Допускаются ошибки в обозначении главных и второстепенных членов предложения. 4. Учащиеся не в достаточной мере знают морфологию и умеют определять части речи. 5. Работа с текстом является для учащихся трудным материалом. 6. У учащихся недостаточно развиты умения правильно истолковывать слова в тексте, употреблять их в своей речи. Рекомендации: 1. По результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов: организовать сопутствующее повторение на уроках, ввести в план урока проведение индивидуальных тренировочных упражнений для каждого учащегося. 2. Провести работу над ошибками (фронтальную и индивидуальную). 3. Организовать регулярную устную работу на уроках с целью закрепления навыков учащихся. 4. Усилить работу на уроке по обучению алгоритму решения всех видов разбора. 5. Усилить практическую направленность обучения, включая соответствующие задания по теме: «Текст», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация», «Морфемика». 6. Сделать системным повторение разделов курса, по темам и разделам школьной программы по русскому языку; систематически комплексно работать над овладением всех норм русского литературного языка. 7. Разбирать задания по орфографии, пунктуации, видам разбора со всеми учащимися. 8. Выделить «проблемные» темы в каждом конкретном классе и работать над ликвидацией пробелов в знаниях и умениях учащихся по этим темам, после чего можно постепенно подключать другие темы. 9. Продолжить работу по развитию речи учащихся и работай с текстом не только на уроках русского языка, но и литературы. 10. Включить в структуру урока словарные диктанты, различные виды разборов (морфологический, синтаксический, морфемный и словообразовательный), повторение не только в конце темы, но включить в структуру каждого урока. 11. Проводить диагностику учебных достижений только по изданиям ФИПИ и материалам сайта ФИПИ в формате ВПР. Анализ результатов ВПР по математике в 8 классе выявил следующие типичные ошибки: 1. Вычислительные ошибки; 2. Неосмысленное чтение заданий; 3. Неумение извлекать из текста необходимую информацию; 4. Неумение оперировать свойствами геометрических фигур; 5. Неумение решать текстовые задачи на движение; 6. Неумение проводить логические обоснования. Вывод: 1. Проводить консультации по математике для учащихся 8 класса по западающим темам. 2. Наметить дополнительные занятия со слабоуспевающими учащимися. 3. Усилить работу по ликвидации и предупреждению выявленных пробелов: уметь заранее предвидеть трудности учащихся при выполнении типичных заданий, использовать приемы по снятию этих трудностей с целью предотвращения дополнительных ошибок (разъяснение, иллюстрации, рисунки, таблицы, схемы, комментарии к домашним заданиям) 4.Со слабыми учащимися в первую очередь закрепить достигнутые успехи, предоставляя им возможность выполнять 15 – 20 минутную самостоятельную работу, в которую включены задания на отрабатываемую тему; определить индивидуально для каждого ученика перечень тем, по которым у них есть хоть малейшие продвижения, и работать над их развитием; 5.С сильными учащимися, помимо тренировки в решении задач базового уровня сложности (в виде самостоятельных работ), проводить разбор методов решения задач повышенного уровня сложности, проверяя усвоение этих методов на самостоятельных работах и дополнительных занятиях. Анализ результатов ВПР по биологии в 8 классе показал, что у обучающихся вызвали затруднения задания на знание роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека с изображениями биологических объектов; устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем й органов; сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; восстановление текста биологического содержания с помощью избыточного перечня биологических терминов и понятий; классификация животных; оценивать полученные результаты и делать обоснованные выводы. Рекомендации: 1. Провести анализ количественных и качественных результатов ВПР, выявить проблемные зоны как классов в целом, так и отдельных обучающихся. 2. Спланировать коррекционную работу во внеурочное время и содержания урочных занятий с целью мониторинга результативности работы по устранению пробелов в знаниях и умениях. Необходимо обратить внимание на следующее: 1. Формирование представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях. 2. В процессе повторения целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, с рисунками, с таблицами, со статистическими данными. Обучающиеся должны найти в тексте ошибки и аргументировать их. Анализ проверки работ по географии в 8 классе показал следующие результаты: Обучающиеся показали хорошие знания по отдельным темам, знают oбъeкты определяющие географическое положение материков, знают условные знаки полезных ископаемых. Затруднения у обучающихся были в умении распределять природные зоны по их характеристикам и выявлять закономерности их размещения в соответствии с размещением климатических поясов посредством выбора соответствующей климатограммы, в заполнении таблицы основных климатических показателей, характерных для указанной природной зоны, на основе выбранной климатограммы, в письменном объяснении последствий географического явления или территории, для которых наиболее характерно проявление этого процесса, в понимании обучающимися планетарных процессов и использования социального опыта. Недостаточный уровень показали обучающиеся при вьшолнении заданий на владение основами картографической грамотности и использования географической карты для решения разнообразных задач, слабый уровень сформированости представлений о географических объектах, явлениях закономерностях.
Выводы: Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что задания BПP по географии имели компетентностный характер, то есть проверяли применение знаний на практике, в том числе навыки работы с картами, текстами, статистическими источниками географической информации. Каждое из заданий BПP было направлено на определение уровня сформированности у обучающихся конкретных умений и учебных действий. В целом можно констатировать, что в 2022 году участники BПP по географии продемонстрировали освоение на базовом уровне большинства требований примерной образовательной программы по географии, проверяемых на основе контролъно-измерительных материалов BПP.
Выводы: Обучающиеся в целом справились с предложенными работами и продемонстрировали достаточный уровень достижений учебных результатов. Результаты ВПР свидетельствуют о том, что у обучающихся школы сформированы базовые предметные умения на уровне планируемых результатов в соответствии с ФГОС. В основном обучающиеся подтвердили свои текущие отметки. Анализ результатов по отдельным заданиям показал необходимость дополнительной работы. Руководителям ШМО было рекомендовано: спланировать коррекционную работу, чтобы устранить пробелы; организовать повторение по темам, проблемных для каждого класса в целом; провести индивидуальные тренировочные упражнения по разделам учебных курсов, которые вызвали наибольшие затруднения; организовать на уроках работу с текстовой информацией, что должно сформировать коммуникативную компетентность ученика: погружаясь в текст, грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и использовать ее в своей работе; совершенствовать навыки работы обучающихся со справочной литературой. разработать индивидуальные образовательные маршруты
Выявленные недостатки в сформированности умений в разрезе каждого предмета необходимо детально проанализировать на заседаниях школьных методических объединений для корректировки дальнейших действий. Учителям-предметникам организовать сопутствующее повторение на уроках, внести в план урока проведение индивидуальных тренировочных упражнений для отдельных обучающихся, скорректировать образовательный процесс с учетом полученных результатов с целью формирования предметных умений учащихся, проанализировать результаты ВПР при выставлении годовых отметок по предмету с целью совершенствования оценки качества образования. Учителям на уроках стоит больше внимания уделять формированию у обучающихся познавательных и коммуникативных УУД. Для этого необходимо еще раз проанализировать ученические работы. Необходимо поставить на внутришкольный контроль вопрос объективности оценивания.
Рекомендации: Провести учителями-предметниками, школьными методическими объединениями анализ результатов ВПР в 5-9 кл. по учебным предметам, которые проходили в штатном режиме. В результате проведенного анализа определяются проблемные поля, дефициты в виде несформированных планируемых результатов для каждого обучающегося, класса школы по каждому предмету, по которому выполнялась процедура ВПР. Оптимизировать использование в образовательном процессе методов, форм и средств обучения, а также использование современных педагогических технологий по учебным предметам. Обеспечить преемственность обучения и использование межпредметных связей, направленных на эффективное формирование у обучающихся умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых предметных и метапредметных результатов. Разработать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся на основе данных о выполнении отдельных заданий ВПР, что позволит организовать и реализовать индивидуальную и совместную самостоятельную работу обучающихся в урочной и внеурочной деятельности. Провести учебные занятия с учетом соответствующих изменений, внесенных в рабочие программы по учебному предмету/учебному курсу/курсу внеурочной деятельности. Включить в состав учебных занятий для проведения текущего, тематического, промежуточного контроля обучающихся задания для оценки несформированных умений и видов деятельности. Провести анализ результатов текущего, тематического и промежуточного контроля с целью оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Провести анализ эффективности принятых мер, направленных на повышение качества реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Заместитель директора по УВР Шагартаева А.Т.