СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ ВПР по географии 7 класс 2020/2021

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анализ ВПР по географии 7 класс 2020/2021»

Анализ ВПР по географии в 7 классе.


В 2021 году Всероссийские проверочные работы проводились в период с 15 марта по 21 мая 2021 года для обучающихся 7 класса.

Назначение ВПР по учебному предмету «География» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 7 классов в соответствии с требованиями ФГОС.

Количество заданий - 8, время выполнения – 90 мин.

Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале осуществлялся в соответствии с рекомендациями ФИОКО:

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0-10

11-25

26-32

33-37


В работе участвовало 28 обучающихся 7 класса МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска»

Максимальный первичный балл: 37.

Проверочная работа направлена на проверку сформированности у обучающихся:

– предметных географических умений по работе с картографическими и иллюстративными источниками информации;

– видов деятельности по получению нового географического знания, преобразованию и применению знания в учебных и учебно-проектных ситуациях;

– географического типа мышления, научных представлений, владения научной географической терминологией, ключевыми географическими понятиями, методами и приемами.

Дата: 15.03.2021

Предмет: География

Выполнение заданий.


Группы участников

Кол-

во

ОО

Кол-во участн

1,1

1,2

1,3

1,4

2,1

2,2

2,3

3,1

3,2

3,3

3,4

4,1

4,2

4,3

5,1

5,2

6,1

6,2

6,3

7,1

7,2

8,1

8,2

8,3

2

2

1

1

2

2

2

1

1

2

2

1

2

1

2

3

1

1

1

1

1

2

1

2

Вся выборка

35503

1269380

66,5

50,1

61,6

65,0

41,0

37,0

76,8

49,3

49,6

48,1

38,7

72,4

52,5

48,2

66,1

48,3

54,5

52,7

61,1

60,7

74,0

71,1

68,9

29,4

Сахалинская обл.

133

4786

66,8

53,5

59,4

66,1

41,4

38,6

77,3

49,1

47,9

46,4

37,2

70,9

52,9

50,7

63,8

49,8

56,9

54,9

62,6

61,4

72,9

71,3

69,5

32,9

Северо-

Курильский

1

28

76,8

53,6

75,0

64,3

69,6

50,0

48,2

67,9

60,7

37,5

32,1

78,6

64,3

71,4

64,3

46,4

64,3

60,7

53,6

57,1

50,0

85,7

78,6

56,0


Из представленной таблицы видно, что процент выполнения заданий участниками ВПР в МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска» близок к общероссийскому (показатели выполнения обучающимися 62,5 % заданий немного выше общероссийских и региональных). Средний процент выполнения заданий в школе 61,3 % (в регионе 56,4%, общероссийский – 47%).



Данные о выполнении заданий проверочной работы по географии по проверяемым элементам содержания и умениям приведены в таблице «Достижение планируемых результатов».

Достижение планируемых результатов

ВПР 2021. 7 класс




Предмет: География




Максимальный первичный балл: 37




Дата: 15.03.2021




Блоки ПООП обучающийся научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС (ФК ГОС)





Макс балл

Школа

28 уч.

Сахалинская обл. 4786 уч.

РФ 1269380 уч.

1.

1.1

1.1. Освоение Земли человеком. Мировой океан и его части.

Географическое положение и природа материков Земли

Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Смысловое чтение.

Представления об основных этапах географического освоения Земли, открытиях великих путешественников и землепроходцев, исследованиях материков Земли. Первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления, владение понятийным аппаратом географии.

Умения ориентироваться в источниках географической информации, выявлять взаимодополняющую географическую информацию.

Умения различать изученные географические объекты, описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов

2

76,8

66,83

66,51

1.2

2

53,6

53,52

50,1

1.3

1

75,0

59,36

61,6

1.4

1

64,3

66,07

65,0

2.

2.1

Литосфера и рельеф Земли. Географическое положение и природа материков Земли

Умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач. Умения: ориентироваться в источниках географической информации;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве.

2

69,6

41,43

41,0

2.2

2

50,0

38,56

37,0


2,3

Умения использовать источники географической информации для решения различных задач: выявление географических зависимостей и

закономерностей; расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты; сопоставление географической информации.

Умения различать изученные географические объекты, сравнивать географические объекты на основе известных характерных свойств.

Способность использовать знания о географических законах и закономерностях

2

48,2

77,25

76,8

3.


3.1. Атмосфера и климаты Земли. Географическая оболочка.

Географическое положение и природа материков Земли

Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

1

67,9

49,14

49,33

3.2. Атмосфера и климаты Земли. Географическая оболочка.

1

60,7

47,87

49,56

3.3. Умения ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве; выявлять взаимодополняющую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках.

Умение использовать источники географической информации для решения различных задач.

2

37,5

46,43

48,12

3.4. Умения: различать изученные географические объекты, процессы и явления; сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств. Способность использовать знания о географических законах и закономерностях

2

32,1

37,18

38,72

4.

4.1

Главные закономерности природы Земли

Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Умения создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач.

Умения ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве.

Умение использовать источники географической информации для решения различных задач.

1

78,6

70,92

72,38

4.2

2

64,3

52,85

52,54

4.3

Умение различать изученные географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств. Способность использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими

объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий.

1

71,4

50,73

48,21




Умение различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов





5.

5.1

Географическое положение и природа материков Земли

Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Умения: различать изученные географические объекты, процессы и явления; сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию.

Умение различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов

2

64,3

63,78

66,11

5.2

3

46,4

49,81

48,31

6.

6.1

Главные закономерности природы Земли. Население материков Земли Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Умение применять географическое мышление в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления; умения находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных географических процессов или закономерностей.

1

64,3

56,94

54,5

6.2

1

60,7

54,85

52,72

6.3

Умение использовать источники географической информации для решения различных задач.

Способность использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий

1

53,6

62,56

61,1

7.

7.1

Население материков Земли

Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Умения ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления.

Способность использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач

1

57,1

61,41

60,68

7.2

1

50,0

72,92

73,96

8.

8.1

Географическое положение и природа материков Земли.

Население материков Земли

Умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владение письменной речью.

Умение применять географическое мышление в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Первичные компетенции использования территориального

1

85,7

71,33

71,09

8.2

1

78,6

69,45

68,88



подхода как основы географического мышления, владение понятийным аппаратом географии.





8.3

Умения: различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков, отдельных регионов и стран; устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной

культуры регионов и отдельных стран

3

56,0

32,85

29,38



Результаты выполнения проверочной работы также показали, какие задания у учащихся 7-х классов не вызывают затруднений, а именно: 1.1, 1.3, 4.1, 4.3,8.2, 8.1(средний процент выполнения заданий – от 71% до 78%).

Решая эти задания, семиклассники продемонстрировали следующие умения:

  • 77% используют источники географической информации для решения различных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей; расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты; сопоставление географической информации; различают изученные географические объекты, сравнивать географические объекты на основе известных характерных свойств; используют знания о географических законах и закономерностях (задание 1.1);

  • 75% семиклассников устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение, умозаключение и делают выводы, умеют ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их

положение в пространстве (задание 1.3);

  • 50% обучающихся используют знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач, а также демонстрируют умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления (задание 7.2);

  • 86% обучающихся демонстрируют умения создавать, применять и

преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владение письменной речью; применяют географическое мышление в познавательной, коммуникативной и социальной практике; первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления, владение понятийным аппаратом географии. (задание 8.1).

Результаты выполнения заданий проверочной работы по географии семиклассниками в 2021 году выявляют недостаточный уровень сформированности предметных умений по разделам: «Главные закономерности природы Земли», «Характеристика материков Земли».

По результатам выполнения заданий проверочной работы по географии в 7 классе в 2021 году, наибольшие затруднения ВПР вызвали задания из раздела «Характеристика материков Земли» по темам: «Географическое положение и природа материков Земли. Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Растительный и животный мир. Эндемики. Природные зоны. Причины природного разнообразия. Характеристика природы отдельных территорий и оценка для жизни людей».



Статистика по отметкам.

В сравнении с общероссийскими и региональными результаты ВПР МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска» по географии в 7 классе в 2021 году % качества знаний выше:

Статистика по отметкам






ВПР 2021. 7 класс






Предмет: География






Максимальный первичный балл: 37






Дата: 15.03.2021






Группы участников

Кол-во

ОО

Кол-во участников

2

3

4

5

Качество

знаний в %

Вся выборка

35503

1269380

10,43

55,2

26,89

7,47

34,36

Сахалинская обл.

133

4786

9,51

57,28

26,37

6,84

33,21

город Южно-Сахалинск

28

2110

11,04

53,84

27,63

7,49

35,12

Северо-Курильский

1

28

7,14

50

28,57

14,29

42,86



Из таблицы видно, что 93% обучающихся справились с работой. По результатам выполнения проверочных работ по географии в 7 классе в 2021 году процент качества знаний составил около 43 %. Семиклассники нашей школынабрали наибольший процент баллов на «5»– 14% (в 2020 году было также наибольшее количество «5» - 31%).


Выводы и рекомендации.

Результаты ВПР по географии обучающихся в 7 классе в 2021 году выше общероссийских.

Однако они показали, что у большинства учащихся 7-х классов сформированы на среднем уровне следующие предметные умения:

  • представления об основных этапах географического освоения Земли, открытиях великих путешественников и землепроходцев,

исследованиях материков Земли;

  • способность использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

и метапредметные умения:

  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

  • смысловое чтение.

Анализ результатов проверочных работ позволяет дать учителям географии рекомендации:

использовать данные анализа и результаты ВПР по географии в 7 классе для устранения выявленных пробелов в усвоении образовательной программы и планирования коррекционной работы по предмету;

включать в учебный процесс решение заданий аналогично заданиям ВПР 2021: 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 5.2, 8.3;

формировать у обучающихся по программе 7 класса следующие предметные умения:

      • первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления; владение понятийным аппаратом географии; умение находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных географических процессов или закономерностей;

      • ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве; выявлять недостающую и/или взаимодополняющую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках; представлять в различных формах географическую

информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;

      • использовать источники географической информации для решения различных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей; объяснение географических явлений и процессов; расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; сопоставление, сравнение и/или оценка географической информации;

      • различать изученные географические объекты, процессы и явления; сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; описывать положение и взаиморасположение

географических объектов;

      • различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран; устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

      • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий.

С целью повышения качества обученности и достижения более высоких результатов в учебном процессе рекомендовать учителям географии:

      • провести тщательный анализ количественных и качественных результатов ВПР, выявить проблемные зоны как класса в целом, так и отдельных обучающихся;

      • при проведении различных форм текущего и промежуточного контроля в учебном процессе более широко использовать задания разных типов, аналогичные заданиям ВПР;

      • формировать метапредметные умения:

      • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

      • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.