Анализ ВПР по географии в 7 классе.
В 2021 году Всероссийские проверочные работы проводились в период с 15 марта по 21 мая 2021 года для обучающихся 7 класса.
Назначение ВПР по учебному предмету «География» – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 7 классов в соответствии с требованиями ФГОС.
Количество заданий - 8, время выполнения – 90 мин.
Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале осуществлялся в соответствии с рекомендациями ФИОКО:
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-10 | 11-25 | 26-32 | 33-37 |
В работе участвовало 28 обучающихся 7 класса МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска»
Максимальный первичный балл: 37.
Проверочная работа направлена на проверку сформированности у обучающихся:
– предметных географических умений по работе с картографическими и иллюстративными источниками информации;
– видов деятельности по получению нового географического знания, преобразованию и применению знания в учебных и учебно-проектных ситуациях;
– географического типа мышления, научных представлений, владения научной географической терминологией, ключевыми географическими понятиями, методами и приемами.
Дата: 15.03.2021
Предмет: География
Выполнение заданий.
Группы участников | Кол- во ОО | Кол-во участн | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 2,1 | 2,2 | 2,3 | 3,1 | 3,2 | 3,3 | 3,4 | 4,1 | 4,2 | 4,3 | 5,1 | 5,2 | 6,1 | 6,2 | 6,3 | 7,1 | 7,2 | 8,1 | 8,2 | 8,3 |
2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Вся выборка | 35503 | 1269380 | 66,5 | 50,1 | 61,6 | 65,0 | 41,0 | 37,0 | 76,8 | 49,3 | 49,6 | 48,1 | 38,7 | 72,4 | 52,5 | 48,2 | 66,1 | 48,3 | 54,5 | 52,7 | 61,1 | 60,7 | 74,0 | 71,1 | 68,9 | 29,4 |
Сахалинская обл. | 133 | 4786 | 66,8 | 53,5 | 59,4 | 66,1 | 41,4 | 38,6 | 77,3 | 49,1 | 47,9 | 46,4 | 37,2 | 70,9 | 52,9 | 50,7 | 63,8 | 49,8 | 56,9 | 54,9 | 62,6 | 61,4 | 72,9 | 71,3 | 69,5 | 32,9 |
Северо- Курильский | 1 | 28 | 76,8 | 53,6 | 75,0 | 64,3 | 69,6 | 50,0 | 48,2 | 67,9 | 60,7 | 37,5 | 32,1 | 78,6 | 64,3 | 71,4 | 64,3 | 46,4 | 64,3 | 60,7 | 53,6 | 57,1 | 50,0 | 85,7 | 78,6 | 56,0 |
Из представленной таблицы видно, что процент выполнения заданий участниками ВПР в МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска» близок к общероссийскому (показатели выполнения обучающимися 62,5 % заданий немного выше общероссийских и региональных). Средний процент выполнения заданий в школе 61,3 % (в регионе 56,4%, общероссийский – 47%).
Данные о выполнении заданий проверочной работы по географии по проверяемым элементам содержания и умениям приведены в таблице «Достижение планируемых результатов».
Достижение планируемых результатов
ВПР 2021. 7 класс | | | |
Предмет: География | | | |
Максимальный первичный балл: 37 | | | |
Дата: 15.03.2021 | | | |
Блоки ПООП обучающийся научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС (ФК ГОС) | | | | |
Макс балл | Школа 28 уч. | Сахалинская обл. 4786 уч. | РФ 1269380 уч. |
1. | 1.1 | 1.1. Освоение Земли человеком. Мировой океан и его части. Географическое положение и природа материков Земли Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Смысловое чтение. Представления об основных этапах географического освоения Земли, открытиях великих путешественников и землепроходцев, исследованиях материков Земли. Первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления, владение понятийным аппаратом географии. Умения ориентироваться в источниках географической информации, выявлять взаимодополняющую географическую информацию. Умения различать изученные географические объекты, описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов | 2 | 76,8 | 66,83 | 66,51 |
1.2 | 2 | 53,6 | 53,52 | 50,1 |
1.3 | 1 | 75,0 | 59,36 | 61,6 |
1.4 | 1 | 64,3 | 66,07 | 65,0 |
2. | 2.1 | Литосфера и рельеф Земли. Географическое положение и природа материков Земли Умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач. Умения: ориентироваться в источниках географической информации; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве. | 2 | 69,6 | 41,43 | 41,0 |
2.2 | 2 | 50,0 | 38,56 | 37,0 |
| 2,3 | Умения использовать источники географической информации для решения различных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей; расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты; сопоставление географической информации. Умения различать изученные географические объекты, сравнивать географические объекты на основе известных характерных свойств. Способность использовать знания о географических законах и закономерностях | 2 | 48,2 | 77,25 | 76,8 |
3. | | 3.1. Атмосфера и климаты Земли. Географическая оболочка. Географическое положение и природа материков Земли Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. | 1 | 67,9 | 49,14 | 49,33 |
3.2. Атмосфера и климаты Земли. Географическая оболочка. | 1 | 60,7 | 47,87 | 49,56 |
3.3. Умения ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве; выявлять взаимодополняющую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках. Умение использовать источники географической информации для решения различных задач. | 2 | 37,5 | 46,43 | 48,12 |
3.4. Умения: различать изученные географические объекты, процессы и явления; сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств. Способность использовать знания о географических законах и закономерностях | 2 | 32,1 | 37,18 | 38,72 |
4. | 4.1 | Главные закономерности природы Земли Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Умения создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач. Умения ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве. Умение использовать источники географической информации для решения различных задач. | 1 | 78,6 | 70,92 | 72,38 |
4.2 | 2 | 64,3 | 52,85 | 52,54 |
4.3 | Умение различать изученные географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств. Способность использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий. | 1 | 71,4 | 50,73 | 48,21 |
| | Умение различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов | | | | |
5. | 5.1 | Географическое положение и природа материков Земли Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Умения: различать изученные географические объекты, процессы и явления; сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию. Умение различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов | 2 | 64,3 | 63,78 | 66,11 |
5.2 | 3 | 46,4 | 49,81 | 48,31 |
6. | 6.1 | Главные закономерности природы Земли. Население материков Земли Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. Умение применять географическое мышление в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления; умения находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных географических процессов или закономерностей. | 1 | 64,3 | 56,94 | 54,5 |
6.2 | 1 | 60,7 | 54,85 | 52,72 |
6.3 | Умение использовать источники географической информации для решения различных задач. Способность использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий | 1 | 53,6 | 62,56 | 61,1 |
7. | 7.1 | Население материков Земли Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Умения ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления. Способность использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач | 1 | 57,1 | 61,41 | 60,68 |
7.2 | 1 | 50,0 | 72,92 | 73,96 |
8. | 8.1 | Географическое положение и природа материков Земли. Население материков Земли Умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владение письменной речью. Умение применять географическое мышление в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Первичные компетенции использования территориального | 1 | 85,7 | 71,33 | 71,09 |
8.2 | 1 | 78,6 | 69,45 | 68,88 |
| | подхода как основы географического мышления, владение понятийным аппаратом географии. | | | | |
8.3 | Умения: различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков, отдельных регионов и стран; устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран | 3 | 56,0 | 32,85 | 29,38 |
Результаты выполнения проверочной работы также показали, какие задания у учащихся 7-х классов не вызывают затруднений, а именно: 1.1, 1.3, 4.1, 4.3,8.2, 8.1(средний процент выполнения заданий – от 71% до 78%).
Решая эти задания, семиклассники продемонстрировали следующие умения:
77% используют источники географической информации для решения различных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей; расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты; сопоставление географической информации; различают изученные географические объекты, сравнивать географические объекты на основе известных характерных свойств; используют знания о географических законах и закономерностях (задание 1.1);
75% семиклассников устанавливают причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение, умозаключение и делают выводы, умеют ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их
положение в пространстве (задание 1.3);
50% обучающихся используют знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач, а также демонстрируют умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления (задание 7.2);
86% обучающихся демонстрируют умения создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осознанно используют речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, владение письменной речью; применяют географическое мышление в познавательной, коммуникативной и социальной практике; первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления, владение понятийным аппаратом географии. (задание 8.1).
Результаты выполнения заданий проверочной работы по географии семиклассниками в 2021 году выявляют недостаточный уровень сформированности предметных умений по разделам: «Главные закономерности природы Земли», «Характеристика материков Земли».
По результатам выполнения заданий проверочной работы по географии в 7 классе в 2021 году, наибольшие затруднения ВПР вызвали задания из раздела «Характеристика материков Земли» по темам: «Географическое положение и природа материков Земли. Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды. Растительный и животный мир. Эндемики. Природные зоны. Причины природного разнообразия. Характеристика природы отдельных территорий и оценка для жизни людей».
Статистика по отметкам.
В сравнении с общероссийскими и региональными результаты ВПР МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска» по географии в 7 классе в 2021 году % качества знаний выше:
Статистика по отметкам | | | | | |
ВПР 2021. 7 класс | | | | | |
Предмет: География | | | | | |
Максимальный первичный балл: 37 | | | | | |
Дата: 15.03.2021 | | | | | |
Группы участников | Кол-во ОО | Кол-во участников | 2 | 3 | 4 | 5 | Качество знаний в % |
Вся выборка | 35503 | 1269380 | 10,43 | 55,2 | 26,89 | 7,47 | 34,36 |
Сахалинская обл. | 133 | 4786 | 9,51 | 57,28 | 26,37 | 6,84 | 33,21 |
город Южно-Сахалинск | 28 | 2110 | 11,04 | 53,84 | 27,63 | 7,49 | 35,12 |
Северо-Курильский | 1 | 28 | 7,14 | 50 | 28,57 | 14,29 | 42,86 |
Из таблицы видно, что 93% обучающихся справились с работой. По результатам выполнения проверочных работ по географии в 7 классе в 2021 году процент качества знаний составил около 43 %. Семиклассники нашей школынабрали наибольший процент баллов на «5»– 14% (в 2020 году было также наибольшее количество «5» - 31%).
Выводы и рекомендации. Результаты ВПР по географии обучающихся в 7 классе в 2021 году выше общероссийских.
Однако они показали, что у большинства учащихся 7-х классов сформированы на среднем уровне следующие предметные умения:
представления об основных этапах географического освоения Земли, открытиях великих путешественников и землепроходцев,
исследованиях материков Земли;
способность использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
и метапредметные умения:
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
смысловое чтение.
Анализ результатов проверочных работ позволяет дать учителям географии рекомендации:
использовать данные анализа и результаты ВПР по географии в 7 классе для устранения выявленных пробелов в усвоении образовательной программы и планирования коррекционной работы по предмету;
включать в учебный процесс решение заданий аналогично заданиям ВПР 2021: 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 5.2, 8.3;
формировать у обучающихся по программе 7 класса следующие предметные умения:
первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления; владение понятийным аппаратом географии; умение находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных географических процессов или закономерностей;
ориентироваться в источниках географической информации: находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве; выявлять недостающую и/или взаимодополняющую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках; представлять в различных формах географическую
информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
использовать источники географической информации для решения различных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей; объяснение географических явлений и процессов; расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; сопоставление, сравнение и/или оценка географической информации;
различать изученные географические объекты, процессы и явления; сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; описывать положение и взаиморасположение
географических объектов;
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран; устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий.
С целью повышения качества обученности и достижения более высоких результатов в учебном процессе рекомендовать учителям географии:
провести тщательный анализ количественных и качественных результатов ВПР, выявить проблемные зоны как класса в целом, так и отдельных обучающихся;
при проведении различных форм текущего и промежуточного контроля в учебном процессе более широко использовать задания разных типов, аналогичные заданиям ВПР;
формировать метапредметные умения:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.