Анализ Всероссийской проверочной работы по истории в 5а классе
Дата:16.04.2019 год.
Количество учащихся:15
Количество писавших проверочную работу:14
Успеваемость: 100%
Качество знаний: 64,29%
СОУ (степень обученности): 59,14%
Средний балл: 3,79
Цели ВПР по истории в 5 классе: выявление и оценка уровня общеобразовательной подготовки по истории обучающихся 5 класса с требованиями ФГОС; диагностика достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Проверочная работа для 5 класса посвящена истории Древнего мира (история зарубежных стран с древнейших времён до 476 г. н.э.) с учётом объёма изученного материала к моменту написания работы и истории родного края.
Проверочная работа нацелена на выявление уровня
• овладения школьниками базовыми историческими знаниями,
• умения применять историко-культурный подход к оценке социальных явлений,
• умения применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений,
• умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.
Диагностическая работа проверяет знание обучающимися истории, культуры родного края.
Структура варианта проверочной работы
Работа состоит из 8 заданий, из них по уровню сложности:
базовой – 5; повышенной – 5; высокой – 4.
Общее время выполнения работы – 45 мин.
Максимальный первичный балл – 15.
Ответом к каждому из заданий 1 и 2 является цифра или последовательность цифр.
Задания 3–4 и 6–14 предполагают развёрнутый ответ.
Задание 5 предполагает работу с контурной картой
Проверяемые элементы содержания
1. Древний Восток
1.1 Древний Египет
1.2. Шумерские города-государства
1.3. Вавилонское царство
1.4. Финикия
1.5. Ассирийское государство
1.6. Персидская держава
1.7. Древняя Палестина
1.8. Древняя Индия
1.9. Древний Китай
2 Античный мир
2.1. Древняя Греция
2.2. Древний Рим
3 Знание истории родного края
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Задание 1 считается выполненным верно, если правильно указана последовательность цифр.
Задание 2 считается выполненным верно, если правильно указана цифра. За правильный
ответ на задание ставится 1 балл. За полностью правильный ответ ставится 2 балла; за
одну-две ошибки – 1 балл; за большее количество ошибок – 0 баллов.
Задания с развёрнутым ответом и задание на работу с контурной картой оцениваются в
зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Первичные баллы 0–3 4–7 8–11 12–15
На выполнение работы отводится 45 минут.
Общий анализ качества знаний
Класс | Кол-во человек | Кол-во выполнявших работу | «2» | «3» | «4» | «5» | Качество знаний | Уровень обучен-ности |
5а | 15 | 14 | 0 | 5 | 7 | 2 | 64,29% | 100% |
Задание 1 нацелено на проверку умения работать с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения памятников культуры с теми
странами, где эти памятники были созданы
работать с изобразительными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию
Выполнили-14 (100%)
Не выполнили-0 (0%)
Выполнили не полностью
Не приступили к выполнению
Задание 2 проверяет умения работать с текстовыми историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник.
умение проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира
Выполнили-13 (92,8%)
Не выполнили-1 (7,2%)
Выполнили не полностью
Не приступили к выполнению
Задание 3 является альтернативным. Оно нацелено на проверку знания исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия).
умение объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов
Выполнили-11 (78,5%)
Не выполнили-4 (21,5%)
Выполнили не полностью
Не приступили к выполнению
Задание 4 является альтернативным. Задание нацелено на проверку знания исторических
фактов и умения излагать исторический
материал в виде последовательного связного
текста. Оно состоит из двух частей. От
обучающегося требуется соотнести
выбранную тему (страну) с одним из событий
(процессов, явлений), данных в списке. Во
второй части задания обучающийся должен
привести краткий письменный рассказ об
этом событии (явлении, процессе)
умение рассказывать о событиях древней истории
Выполнили-8 (57,14%)
Не выполнили-6(42,86%)
Выполнили не полностью
Не приступили к выполнению
Задание 5 является альтернативным. Задание
нацелено на проверку умения работать с
исторической картой. Оно состоит из двух
частей. В задании требуется заштриховать на
контурной карте один четырёхугольник,
образованный градусной сеткой, в котором
полностью или частично располагалась
выбранная обучающимся страна
умение использовать историческую карту как источник информации о расселении общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий
Выполнили-9 (64,2%)
Не выполнили- 5(35,8)
Выполнили не полностью
Не приступили к выполнению
Задание 6 проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно- следственные связи. В задании требуется объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, указанной в выбранной обучающимся теме
умение описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности
Выполнили-11 (78,5%)
Не выполнили-2 (12%)
Выполнили не полностью-3 (21,5%)
Не приступили к выполнению
В задании 7 от обучающегося требуется назвать одного исторического деятеля, жизнь которого была связана с регионом проживания обучающегося.
реализация историко- культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины
Выполнили-7 (50%)
Не выполнили -7 (50%)
Выполнили не полностью
Не приступили к выполнению
В задании 8 требуется в письменной форме рассказать, чем известен названный в задании 7 исторический деятель, каков его вклад в развитие региона, нашей страны, или мира в целом.
реализация историко- культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию Родины
Выполнили- 6(42,8%)
Не выполнили-8 (57,2%)
Выполнили не полностью
Не приступили к выполнению
Анализ работы показал, что все учащиеся преодолели минимальный порог.
-
учащиеся поняли структуру работы и правила ее выполнения
-
Овладели базовыми историческими знаниями
-
оценки за работу соответствуют уровню знаний в течении года
-
Не справились с заданиями по работе с картами и краеведению
Более успешно выполнены задания обучающимися 5 а класса: №1 (умения работать с иллюстративным материалом)
№ 2 (умение проводить поиск информации в отрывках исторических текстов); №3 (умение объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов); №6 (знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно- следственные связи)
Наибольшее затруднение вызвали задания №4,5,8(реализация историко-культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу, (умение использовать историческую карту как источник информации) , 50% учащихся не выполнили задание №7, (реализация историко-культурологического подхода, формирующего способности к межкультурному диалогу),57,2 % учащихся не выполнили задание №8, а именно рассказ о исторических памятниках в нашем регионе.
Выводы: Сравнивая результаты ВПР по истории, можно сказать, что обучающиеся успешно справились с работой. Все обучающиеся 5 класса достигли базового уровня подготовки. Результаты проведенного анализа указывают на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения. В 2019-20 учебном году при подготовке к ВПР необходимо уделить особое внимание заданиям №4,7-8
Учитель: Дамдинова Б.М