Анализ результатов ВПР
по истории (за 5 класс) в 6 классе
Дата проведения: 30.09.2022
Цель ВПР по истории – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 6 класса в соответствии с требованиями ФГОС ООО за 5 класс. Диагностика достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Диагностическая работа для 6 класса (за 5 класс) посвящена истории Древнего мира (история зарубежных стран с древнейших времён до 476 г. н.э.) с учётом объёма изученного материала к моменту написания работы и истории родного края.
Диагностическая работа нацелена на выявление овладения школьниками базовыми историческими знаниями, опытом применения историко-культурного подхода к оценке социальных явлений, умением применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. Диагностическая работа также проверяет знание обучающимися истории, культуры родного края.
Структура варианта проверочной работы
Работа состоит из 7 заданий. Ответом к каждому из заданий 1 и 2 является цифра, буква или последовательность цифр. Задания 3–4 и 6–7 предполагают развёрнутый ответ. Задание 5 предполагает работу с контурной картой.
Максимальный первичный балл – 15. На выполнение работы отводилось 45 минут.
1. Индивидуальные результаты учащихся
Код ученика | Вар | Номер заданий | Макс-ный балл | Первич-ный балл | Отметка по ВПР | Отметка по журналу |
1 2б | 2 1б | 3 3б | 4 3б | 5 1б | 6 2б | 7 3б |
60001 | отсут | - | - | - | - | - | - | - | 15 | - | - | - |
60002 | 2 | 0 | 0 | 3 | 1 | 1 | 0 | 1 | 6 | 3 | 3 |
60003 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 4 | 3 | 4 |
60004 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 10 | 4 | 4 |
60005 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 9 | 4 | 4 |
60006 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 5 | 3 | 3 |
60007 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 6 | 3 | 3 |
60008 | отсут | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
60009 | 1 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 1 | 7 | 3 | 3 |
60010 | 2 | 0 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 10 | 4 | 4 |
60011 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 9 | 4 | 4 |
60012 | отсут | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
60013 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 8 | 4 | 4 |
Средний балл | 3,5 | 3,6 |
кол-во выполнивших | 6 | 7 | 9 2 полн. 7 част. 1 неспр | 9 част. 0 полн. 1 неспр | 7 | 6 част 0 полн. 4 не справ. | 9 част 0 полн. 1 не справ. | Сдали все 100% | «2» - 0 «3» - 5 «4» - 5 «5» - 0 | «2» - 0 «3» - 4 «4» - 6 «5» - 0 |
% выполнения | 60% справил 40% не справ | 70% справил 30 не справ | 20% справ.пол. 70% частич 10% не справ | 0% справ.пол. 90% частично 10% не справ | 70% справ 30% не справ | 0% справ.пол. 60% частично 40% не справ | 0% справ.пол. 90% частично 10% не справ |
Итоги ВПР по истории:
Класс | кол детей в классе | кол-во детей, писавших ВПР | % писавших | ср. бал за год | ср. бал за ВПР | кол-во подтвердивших годовую оценку | % подтвердивших годовую оценку | кол-во понизивших годовую оценку | % понизивших годовую оценку | кол-во повысивших годовую оценку |
2020г. 6кл. | 9 | 8 | 89 | 3,4 | 2,8 | 3 | 38 | 5 | 62 | 0 |
2022г. 6кл. | 13 | 10 | 77 | 3,6 | 3,5 | 9 | 90 | 1 | 10 | 0 |
Сравнительная таблица
Год | Итоги года по журналу | Итоги ВПР |
Успев-ть % | Кач-во знаний % | Общий СОУ в % | Успев-ть % | Кач-во знаний % | Общий СОУ в % |
2020 | 100 | 75 | 62 | 75 | 38 | 42 |
2022 | 100 | 60 | 53 | 100 | 50 | 50 |
Причинами несоответствия оценок, считаю:
1. Пропуски уроков по состоянию здоровья обучающимся в течение года и четверти и, как следствие, недостаточное усвоение материала необходимого для успешного выполнения ВПР
2. Индивидуальные особенности обучающегося (в том числе эмоциональное состояние во время выполнения работы, невнимательность и нехватка времени на сосредоточенное выполнение заданий).
2. Качественная оценка результатов ВПР по истории в 6 классе
Год | Всего обуча-ющихся в классе | Участ- вовало в ВПР | Количество отметок по пятибалльной шкале по итогам ВПР | Успеваемость, в % | Качество знаний, в % | Степень обучен-ности | Средний балл по ВПР |
«5» | «4» | «3» | «2» |
2020 | 9 | 8 | 0 | 3 | 3 | 2 | 75 | 38 | 42 | 2,8 |
2022 | 13 | 10 | 0 | 5 | 5 | 0 | 100 | 50 | 50 | 3,5 |
3. Задания ВПР направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными умениями, а также УУД.
№ задания | Цель | % об-ся справившихся с заданием |
Задание 1 | Проверка умений работать с иллюстративным материалом: обучающийся должен соотнести изображения памятников культуры с теми странами, где эти памятники были созданы. | 60% |
Задание 2 | Проверяет умения работать с текстовыми историческими источниками. В задании необходимо определить, с какой из представленных в задании стран непосредственно связан данный исторический источник. | 70% |
Задания 3–6 являются альтернативными: обучающийся должен выбрать одну из предложенных тем и выполнить задания только применительно к этой теме. |
Задание 3 является альтернативным. | Проверка знаний исторической терминологии и состоит из двух частей. В первой части от обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с термином (понятием), который с ней непосредственно связан. Во второй части задания нужно объяснить значение этого термина (понятия). | 90% 20% полн. 70% частич |
Задание 4 является альтернативным. | Проверка знаний исторических фактов и умения излагать исторический материал в виде последовательного связного текста. Оно состоит из двух частей. От обучающегося требуется соотнести выбранную тему (страну) с одним из событий (процессов, явлений), данных в списке. Во второй части задания обучающийся должен привести краткий письменный рассказ об этом событии (явлении, процессе). | 90% частично |
Задание 5 является альтернативным. | Проверка умений работать с исторической картой. Оно состоит из двух частей. В задании требуется заштриховать на контурной карте один четырёхугольник, образованный градусной сеткой, в котором полностью или частично располагалась выбранная обучающимся страна. | 70% |
Задание 6 являлось альтернативным. | Проверяет знание причин и следствий и умение формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи. В задании требуется объяснить, как природно-климатические условия повлияли на занятия жителей страны, указанной в выбранной обучающимся теме. | 60% частично |
Задание 7 | Проверяют знание истории родного края. | 90% частично |
Диаграмма 1
4. Анализ результатов ВПР показал, что обучающиеся 6 класса в достаточной степени владеют базовыми историческими знаниями.
Трудности у ребят вызывали такие вопросы как:
- объяснение смысла слов (исторические термины) и свяжите данное слово с одной из четырёх представленных стран. (Задание 3)
- работа с картой (заштриховать границы определённого государства) и рассказать природно- климатические условия, которые влияют на занятия жителей данной страны. (Задание 5 и 6)
- Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. (Задание 7)
Рекомендации:
1. Включать в работу с обучающимися в течение всего периода обучения задания не только базового, но и повышенного уровня сложности для отработки умений составления последовательного связного текста на основе знания исторических фактов, а также на развитие умений формулировать положения, содержащие причинно-следственные связи.
2. На уроках организовать на достаточном уровне работу с текстовой информацией, что должно обеспечить формирование коммуникативной компетентности школьника: «погружаясь в текст», грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и использовать её в своей работе.
3.Вести в контрольные и другие проверочные работы задания по формулировке исторических терминов и понятий, по определению причинно-следственных связей и формированию умений письменной речи при характеристике исторического явлений.
4. Совершенствовать навыки работы учащихся со справочной литературой