Анализ Всероссийской проверочной работы по географии в 8 а классе.
Всероссийскую проверочную работу выполняли 30 человек, отсутствовал 1 ученик.
Обучающиеся показали следующие результаты:
Всего уч-ся в классе | Выполняли работу | «2» 0-12 баллов | «3» 13-26 баллов | «4» 27-34 баллов | «5» 35-40 баллов | Успеваемость | Качество |
31 | 30 | 13% | 50% | 17% | 20% | 87% | 37% |
По сравнению с оценками за предыдущий период 2020-2021 учебного года обучающиеся класса (за исключением 7 учеников), не подтвердили свои оценки, а понизили их, 1 ученица повысила оценку.
Для проведения ВПР были представлены материалы по географии, содержащие 8 заданий, составленные с учетом всех тем, изучаемых в 8 классе, и требований ФГОС на предметном, метапредметном и личностном уровнях. Формат заданий соответствует формату, принятому в ГИА и ЕГЭ. На выполнение работы по географии дается 90 минут. Ответы на задания записываются в полях ответов в тексте работы.
Все задания комплексные, каждое задание объединяет несколько частей (подпунктов). При этом каждая часть направлена на проверку того или иного из вышеуказанных умений в рамках единого содержания. Задания 1−3, 4.1, 4.2, 5, 6.2, 6.3, 7.2, 8.1, 8.2 требуют краткого ответа в виде записи слова или сочетания слов, последовательности цифр, чисел, знаков, в том числе в форме заполнения таблицы или блок-схемы. Задания 6.3 и 8.3 предполагают развернутый ответ. При этом задания 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 4.2, 6.1, 8.1 предполагают использование географической карты для ответа или фиксирование ответа на карте.
Задания 1 основывается на проверке знания столиц стран-соседей и протяженность их границ с Россией, определение местоположения указанных стран на карте. Правильно указали на карте 43% учащихся.
Причиной невыполнения задания послужила недостаточность знаний по данному вопросу.
Задание 2 включает в себя два подпункта. Задание проверяет умение работать с географической картой и определять расстояния по географическим координатам и проводить расчеты с использованием карты.
Полностью к заданию не приступали 9 человек, 33-40% выполнили задание полностью или частично.
Причиной невыполнения задания явилось незнание географической карты, неумение определять объекты по контурам, неумение определять расстояние по географическим координатам.
Задание 3 проверяет умение работать с географической картой, определить из предложенного списка верные объекты и узнать его на фото, выбрать из списка характеристики этого объекта. 73% учащихся справились с заданием.
Задание 4 проверяет знание гидрографических характеристик реки и умение извлекать информацию из текста, пользуясь формулами вычисления уклона и падения реки. Во второй части задания нужно нанести названия упоминающихся в тексте рек на карту. Таблицу по тексту заполнили 87% учащихся, а с картой поработали лишь 37%.
Ошибки связаны с незнанием географической номенклатуры.
Задание 5 проверяет умение использовать графическую интерпретацию климатических показателей для выявления основных географических закономерностей климатов Земли и устанавливать соответствие климата природной зональности. 63% учащихся справились с первой частью задания, 73% определили тип климата по тексту письма, и 83% учащихся в третьей части задания заполнили таблицу основных климатических показателей, характерных для указанного климатического пояса, на основе выбранной климатограммы.
Ошибки при выполнении данного задания связаны с неумением работать с климотограммой. Большинство обучающихся не справились с заданием на соответствие данных климотограммы с климатическими поясами.
Задание 6 ориентировано на понимание обучающимися планетарных процессов и использования социального опыта. Задание проверяет знание субъектов федерации на карте России. Во второй части задания необходимо определить время в пунктах вылета и пунктах назначения на основе знания о закономерностях изменения времени вследствие движения Земли.
Не справились с заданием 22 человека. 43% справились частично, допустили ошибки при выполнении второго пункта задания, где не смогли правильно определить местное время выбранного региона, ошибки кроются в неправильных подсчетах. В третьей части задания учащимся предложено по туристическим запискам определить природную зону, по которой пролегал маршрут туристов, виды естественной растительности этой зоны и виды хозяйственной деятельности человека в этой зоне с негативными для природы последствиями. Справились 73% учеников.
Задание 7 содержит три подпункта, оно основано на статистической таблице и проверяет умения извлекать информацию о населении регионов России и интерпретировать ее в целях сопоставления с информацией, представленной в графической форме (в виде диаграмм и графиков).
Полностью не справились с заданием 3 обучающихся. По порядковым номерам расставили субъекты Федерации 93% учащихся, извлечь из таблицы и графиков информацию о регионах с самой высокой (низкой) убылью (прибылью) населения сумели 73-77% учащихся.
Ошибки связаны с неумением работать с таблицей и получением из нее информации, большинство обучающихся справились частично, так как выводы из таблицы сделаны неверно.
Задание 8 проверяет знание особенностей природы, населения, культуры и хозяйства своего региона. Задание состоит из трех подпунктов. В первой части задания обучающимся необходимо вписать название своего региона и его административного центра (77% учащихся); во второй – определить географическую специальность по изучаемым вопросам (67% учащихся). Третья часть задания предполагает составление ответов на вопросы, приведенных в задании и поставленные перед экспедицией в графу «Результаты исследований». 9 обучающихся не успели приступить к заданию, 73% полностью или частично дали ответы.
Большинство обучающихся с заданием справились, но из-за нехватки времени дописать задание не удалось.
Вывод: Результаты всероссийской проверочной работы по географии в 8 классе показали баллы ниже среднего. Большинство обучающих понизили свои оценки.
Уменьшение качества обучаемости с 87% до 37%. Плохие результаты связаны с невыполнением практической части заданий всероссийской проверочной работы, не умением работать с таблицей, картой, климатограммой.
Типичные ошибки:
Определение географических координат, название объекта.
Графическая интерпретация климатических показателей для выявления основных географических закономерностей климатов Земли.
Географические особенности материков Земли.
Умение анализировать информацию, представленную в виде рисунков, и проводить простейшие вычисления для сопоставления времени в разных уголках нашей страны.
Особенности природы, населения, культуры и хозяйства своего роегиона.
Рекомендуется:
Провести работу над ошибками.
Продолжать формировать навыки самостоятельной работы обучающихся.
В учебном году внести задания на повторения по темам:
В конце каждого урока ввести разборы заданий Всероссийской проверочной работы, и подготовкой материалов дома.
Обратить особое внимание повторение, закрепление и на выполнение домашних заданий при изучении тем: открытия географических объектов и их открывателей, географические особенности материков и океанов, климатические пояса, страны мира.
Расширять кругозор обучающихся, привлекая их к внеурочной деятельности по географии, к участию в конкурсном и олимпиадном движении, к экскурсиям по родному краю и городу.
Формировать у обучающихся умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран.
Учитель географии: Елистратова Рушания Анисовна.