Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 22 г. Химки
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 22 г. Химки
Н.В. Суворкина О.Ф. Маршалко Е. В. Кузьминский
протокол № 1 от 30.08.2021 г. 31.08.2021 г.
приказ от 01.09.2021 г. № 100-о
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
(базовый уровень)
2 «Д» класс
Составитель: Бережная Светлана Александровна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Химки
2021 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся второго класса и реализуется на основе следующих документов:
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29. 12 2012 года «Закон об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 (с изменениями на 31 декабря 2015 г. N 1576);
Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373»;
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Учебным планом МБОУ СОШ №22 на изучение изобразительного искусства во 2 классе предусмотрены 34 учебные недели из расчёта 1 час в неделю, что предполагает 34 часа в учебном году.
Рабочая программа учебного предмета содержит:
планируемые результаты освоения учебного предмета,
содержание учебного предмета;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Основными целями начального обучения изобразительному искусству являются:
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной (культуры мироотношений, выработанных поколениями);
развитие эмоционально-нравственного потенциала ребёнка средствами приобщения к художественной культуре.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей:
ознакомление со способами художественного освоения действительности: изображение, украшение, постройка;
обеспечение прозрачных эмоциональных контактов с искусством на каждом этапе обучения; – освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов;
обеспечение практической художественно-творческой деятельности учащегося и деятельности по восприятию искусства;
обеспечение постоянной смены художественных материалов, овладение их выразительными возможностями;
развитие специальных навыков, чувств для восприятия произведений искусства, а также овладение образным языком искусства;
работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности;
развитие художественно-образного мышления (наблюдательности, фантазии).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведения искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего района, региона.
В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных способностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Обучающиеся научатся:
понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник и с помощью каких предметов);
узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
называть известные центры народных художественных ремесел России (хохлома, Городец, Дымково);
различать основные (красный, желтый, синий) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
различат теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, бумага);
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала
применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре ( с натуры и по памяти и воображению), в декоративных работах- иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиции.
Содержание учебного предмета
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.
Содержание курса «Ты и искусство»
Чем и как работают художники. Три основные краски, строящие многоцветие мира. Пять красок – все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия. Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство. Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Выражение характера человека в изображении; женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшения. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства мысли, настроение, свое отношение к миру.
Как говорит искусство. Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Обобщающий урок года.
Тематическое планирование учебного материала
№п/п | Тема раздела (урока) | Кол-во часов | Элементы минимального содержания | Планируемые предметные результаты |
1 | Как и чем работает художник? | 8 | Знакомство с учебником, содержанием курса художественно-творческого развития. Знакомство с разнообразными художественными материалами, их выразительными возможностями. Три основных цвета в окружающем мире. Приёмы смешения цвета, составные цвета, тёплые и холодные оттенки, цветовое пятно. Выразительные возможности аппликации, графических материалов, бумаги, неожиданных материалов. | Дети узнают, что такое живопись, о единстве трёх сфер художественной деятельности, основные и составные цвета. Уметь делать осмысленный выбор материала и приёмов работы, иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок. Проявлять эстетические чувства в процессе рассматривания картин природы. Знать особенности аппликации, создавать разноцветный ковёр. Научатся изображать зимний лес с помощью графических материалов. Узнают о скульптуре, научатся лепить животных из 1 куска пластилина. Освоят различные приёмы работы с бумагой, с «неожиданными» материалами. |
2 | Реальность и фантазия. | 7 | Формирование художественных представлений через изображение реальности и фантазии. Украшение реальности и фантазии. Постройка реальности и фантазии. | Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства. Закреплять умения в области живописи, графики, конструирования. |
3 | О чём говорит искусство? | 11 | Выражение характера в изображении животных, мужского образа, женского образа. Образ человека и его характера, выраженный в объёме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера и намерений человека через украшение. | Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждение чувств печали, сострадания, героизма, ужаса и т.п. Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений разных народов. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. |
4 | Как говорит искусство? | 8 | Цвет как средство выражения. Линия как средство выражения. Ритм как средство выражения. Пропорции. | Различать основные тёплые и холодные цвета. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. Создавать элементарные композиции на заданную тему. |
| Итого: | 34 | | |
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение
Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Учебник для общеобразоват. организаций /Е.И. Коротеева; под редакцией Б. Н. Неменского - М.: Просвещение, 2019
Методические пособия для учителя:
Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы. Под редакцией Б. Н. Неменского – М.: Просвещение, 2016
Сайт интернет поддержки - https :// nsportal.ru/ nachalnaya -shkola
Технические средства обучения:
«СОГЛАСОВАНО»
протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
от 26.08.2021г. № 01
руководитель ШМО
_______________/Н.В.Суворкина /
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
________________/О.Ф. Маршалко/
31.08.2021
6