Аннотация к рабочей программе по обществознанию для 11-12 классов.
Учебный предмет «Обществознание» входит в предметную область «Обществознание».
Рабочая программа по обществознанию в 11-12 классах составлена на основе Приказа МО России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден Приказом МО и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089) (с действующими изменениями); учебного плана ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на 2018-2019 учебный год; примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень);авторской программы Л.Н.Боголюбова.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Обществознание. 10 кл. : учеб, для общеобразоват. учреждений : базовый уровень/ Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А.И.Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2013.
Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016.
Обществознание. 11 кл. : учеб, для общеобразоват. учреждений : базовый уровень/ Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А.И.Матвеев [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 классы [Текст] : пособие для учителя / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2017.
Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы : пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2011.
Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: базовый уровень. Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2017.
Цели обществоведческой подготовки обучающихся состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию гражданской позиции юношества, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни, уважения к традициям и культуре общества; готовности активно участвовать в процессах модернизации и инновационного развития нашей страны;
• развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственных позиций и приоритетов, правового сознания, политической культуры, экономического образа мышления, способности к предстоящему самоопределению в различных областях жизни; семейной, трудовой, профессиональной;
• освоению системы знаний о различных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладению умениями получать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию из различных, в том числе неадаптированных, источников; преобразовывать ее и использовать для решения учебных задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций; расширения палитры способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• обогащению опыта применения полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере.
Изучение учебного предмета «обществознание» в 11-12 классе рассчитано на 136 часов, 2 час/неделя.
Содержание тем учебного курса «Обществознание» 11 класс
Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика | Формы контроля |
Раздел I. Общество и человек | 14 | Что такое общество. Общество как сложная динамичная система. Природа человека. Человек как духовное существо. Деятельность – способ существования людей. Познание и знание. Человек в системе социальных связей. | работа со схемой, таблицей, документом; выделение главного в изучаемом материале, проведение сравнений, установление связей, анализ, обобщение и выводы; ответы на поставленные вопросы; построение логической цепи рассуждений; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; участие в дискуссии; выступление с устными сообщениями; решение познавательных и практических задач; поиск информации по заданной теме в источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую; структурирование учебного материала в виде таблицы, тезисного плана; выполнение творческих заданий (презентаций, рефераты и т.д.); оценивание поведения людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; применение полученных теоретических знаний для оценки фактов и процессов современной жизни; осуществлять рефлексию своей учебной деятельности. | Устный и письменный опрос; тестирование; самостоятельная работа; обобщающие уроки; творческие задания; работа с документами; решение познавательных и практических задач. |
Раздел II. Основные сферы общественной жизни | 39 | Культура и духовная жизнь общества. Наука. Образование. Мораль. Религия. Искусство и духовная жизнь. Роль экономики в жизни общества. Экономическая культура. Социальная структура общества. Социальные взаимодействия. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Нации и межнациональные отношения. Семья и быт. Социальное развитие и молодежь. Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие гражданина в политической жизни. |
Раздел III. Право | 11 | Право в системе социальных норм. Источники право. Правоотношения и правонарушения. Современное российское законодательство. Предпосылки правомерного поведения. |
Итоговое повторение Итого: | 4 68 | Материал курса «Обществознание. 11 класс», основные понятия, термины. |
Содержание тем учебного курса «Обществознание» 12 класс
Раздел учебного курса | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика основных видов деятельности ученика | Формы контроля |
Введение | 1 | Общество как сложная динамическая система | работа со схемой, таблицей, документом; выделение главного в изучаемом материале, проведение сравнений, установление связей, анализ, обобщение и выводы; ответы на поставленные вопросы; построение логической цепи рассуждений; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; участие в дискуссии; выступление с устными сообщениями; решение познавательных и практических задач; поиск информации по заданной теме в источниках различного типа; перевод информации из одной знаковой системы в другую; структурирование учебного материала в виде таблицы, тезисного плана; выполнение творческих заданий (презентаций, рефераты и т.д.); оценивание поведения людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; применение полученных теоретических знаний для оценки фактов и процессов современной жизни; осуществлять рефлексию своей учебной деятельности. | Устный и письменный опрос; Тестиро-вание; Самостоя-тельная работа; Обобщаю-щие уроки; творческие задания; работа с документами; решение познавательных и практических задач. |
Раздел I. Человек и экономика | 25 | Экономика как наука. Экономика как хозяйство. Экономический рост. Экономическое развитие. Рыночные отношения в экономике. Конкуренция и монополия. Становление рыночной экономики в России. Фирмы в экономике. Факторы производства. Правовые основы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Слагаемые успеха в бизнесе. Основы менеджмента и маркетинга. Экономика и государство. Экономические функции государства. Финансы в экономике. Инфляция: виды, причины, следствия. Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости. Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики. Человек в системе экономических отношений. Производительность труда. Человек и экономика. |
Раздел II. Основные сферы общественной жизни | 15 | Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность. Общественное сознание. Общественная психология и идеология. Политическое сознание. Средства массовой информации и политическое сознание. Политическое поведение. Политический терроризм. Политическая элита. Политическое лидерство. Демографическая ситуация в современной России. Семья как социальный институт. Религиозные объединения и организации. Проблема поддержания межрелигиозного мира. Проблемы социально-политической и духовной жизни. |
Раздел III. Право | 23 | Современные подходы к пониманию права. Законотворческий процесс в РФ. Гражданин Российской Федерации. Права и обязанности граждан РФ. Экологическое право. Способы защиты экологических прав. Семейное право. Права и обязанности детей и родителей. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Социальная защита населения. Процессуальное право: уголовный процесс. Судебное производство. Процессуальное право: административная юрисдикция. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Проблемы отмены смертной казни. Взгляд в будущее. Постиндустриальное (информационное) общество. Человек и закон. |
Итоговое повторение | 4 | Экономика и социальные отношения. Проблемы социально-политической и духовной жизни. Правовое регулирование общественных отношений. Итоговое повторение. |
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестирования, проверкой качества выполнения заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирования, самооценка.
Формы контроля: тестирование; задания на выявление операционных жизненных ситуаций; моделирование жизненных ситуаций.
Предполагаемыми результатами освоения на базовом уровне обучающимися в
11-12 классах полной средней школы содержания программы по обществознанию являются в сферах:
Познавательной:
понимание общества как целостной развивающейся системы в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов, осознание основных проблем, тенденций и возможных перспектив общественного развития, умение выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение основными обществоведческими понятиями и терминами как познавательными средствами осмысления окружающей социальной действительности;
опыт использования получаемых знаний и умений для принятия обоснованных и социально одобряемых решений в условиях реально складывающихся жизненных альтернатив, связанных с выполнением типичных социальных ролей (гражданин, член семьи, работник, собственник, потребитель);
умение извлекать социальную информацию из различных неадаптированных источников, анализировать ее, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс.
мотивация к самостоятельному изучению общественных дисциплин, развитие интереса к их проблематике;
умение ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей: различать факты, суждения и оценки, их связь с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
уважение ценностей иных культур, конфессий и мировоззрений, осознание глобальных проблем современности, своей роли в их решении, основанные на изучении в курсе вопросов культуры и глобальных проблем современности;
ориентация на раскрываемые в курсе ценности безопасного и здорового образа жизни.
Трудовой:
знания о роли труда в развитии общества и личности, о технологиях и технологической стороне трудовой деятельности (включая учебную); представления о методах научного управления процессами труда;
знание моральных и правовых норм, относящихся к трудовой деятельности, и готовность следовать им;
умение планировать свой труд (включая учебный);
культура труда на уровне формируемых в курсе универсальных умений и навыков взаимодействия человека с различными сторонами окружающей действительности; умения выполнять преобразовательную деятельность.
Эстетической:
понимание места и роли искусства в духовной жизни общества и личности, умение видеть взаимосвязь искусства с другими областями культуры наукой, религией, образованием.
Коммуникативной:
знания о современных средствах массовой коммуникации и их роли в жизни общества, критическое отношение к материалам СМИ и Интернета;
умение использовать современные средства связи и коммуникации для по иска и получения необходимой социальной информации.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:
знать/понимать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей
(материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной
информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Основные образовательные технологии: проектная, проблемное и развивающее обучение, ИКТ, здоровьесберегающие, игровая, групповая.