Аннотация к рабочей программе по немецкому языку
5 класс
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по немецкому языку (базовый уровень), авторской программы под редакцией И.Л. Бим и УМК под редакцией И.Л. Бим.
Цели обучения немецкому языку в 5 классе
Основной целью в изучении немецкого языка, в том числе и в 5 классе, является развитие у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, включающей в себя речевую компетенцию, языковую, социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции.
Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме):
Аудирование
владение умением воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Говорение
диалогическая речь:
учащиеся должны вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию
объем диалогов – до3-х реплик со стороны каждого учащегося.
монологическая речь:
учащиеся должны кратко высказываться о фактах и событиях, используя коммуникативные типы речи, как описание, повествование и сообщение, эмоциональные и оценочные суждения.
объем монологического высказывания – до 8-10 фраз.
чтение
школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием текста (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое чтение)
содержание текста должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность.
письмо
знание правил чтения и написания новых слов и навыки их употребления в речи
умение писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками (объемом до 30 слов), выражать пожелания.
Языковая компетенция – овладение языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы:
1.порядок слов в повествовательном и вопросительном предложениях;
2.употребление глагола-связки sein;
3.употребление имен собственных и прилагательных в качестве именной формы сказуемого;
4.употребление отрицания nicht;
5.спряжение глагола-связки sein;
6.употребление неопределенного, определенного и нулевого артиклей;
7.притяжательные местоимения mein, dein, unser;
8.спряжение сильных и слабых глаголов в настоящем времени.
Социокультурная компетенция – школьники учатся осуществлять межличностное и межкультурное общение, применяя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). А также учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами.
Компенсаторная компетенция – умения выходить из затруднительных положений при дефиците языковых средств, а именно: развитие умения использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты, а при чтении и аудировании – языковую догадку, тематическое прогнозирование содержания, опускать/ игнорировать информацию, не мешающую понять основное значение текста.
Учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и примами изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.
Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой культуры.
Основное содержание тем учебного курса
Предметное содержание
Сферы общения и тематика (предметы речи, проблемы)
Обучающиеся должны уметь общаться со своими зарубежными сверстниками и взрослыми в наиболее распространенных стандартных ситуациях социально - бытовой, учебно -трудовой и социально - культурной сфер в рамках следующей тематики:
А. Социально - бытовая сфера общения (у нас в стране и в Германии)
Я и мои друзья.
Семья. Семейные традиции. Празднование дня рождения.
Квартира. Дом.
Помощь по дому. Покупки (канцтоваров, сувениров).
Домашние животные в нашей жизни.
Б. Учебно - трудовая сфера общения (у нас в стране и в Германии)
Что мы учимся делать в школе и дома?
Наши увлечения.
Мы изготовляем поделки и комментируем свои действия.
В. Социально - культурная сфера общения (у нас в стране и в Германии)
Старый немецкий город. Что в нем?
Жители города. Их занятия.
Мой город. Что можно показать немецким гостям?
Некоторые экологические проблемы города.
Природа в разное время года.
Праздники: Рождество, Новый год, Пасха и другие.
Самые начальные сведения о Германии: название столицы и столиц федеральных земель, некоторые общие сведения о немецком городе.
Требования к обучению продуктивным видам речевой деятельности
Говорение
Требования к обучению диалогической речи
Ученикам предоставляется возможность научиться:
1. Утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения.
2. Возражать, используя отрицательные предложения.
3. Выражать предположение, сомнение, используя вопросительные предложения без вопросительного слова.
4. Запрашивать информацию, используя вопросительные предложения с вопросительными словами (Wer? Was? Was macht...? Wohin? Wem? Wozu?).
5. Выражать просьбу с помощью побудительных предложений.
6. Положительно (отрицательно) реагировать на просьбу, пожелание, используя речевые клише типа Schön (Nein).
7. Выражать мнение, оценочное суждение, эмоции типа Interessant! Toll! Klasse! Schade!
8. Целенаправленно вести диалог-расспрос типа интервью (с опорой на образец).
9. Вести двусторонний диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего.
10. Вести диалог — обмен мнениями.
Требования к обучению монологической речи
Ученикам предлагается:
1. Описать картину, собственный рисунок.
2. Сделать краткое сообщение о себе, друге, доме, семье, о своем городе, селе, о своих занятиях.
Аудирование
Школьники учатся:
1. Воспринимать на слух и понимать речь учителя, построенную на полностью знакомом материале.
2. Воспринимать на слух и понимать речь своих товарищей, адекватно выбирать речевую реакцию: согласиться или возразить, выразить одобрение/неодобрение.
3. Воспринимать на слух и понимать основное содержание краткого сообщения, содержащего некоторое количество незнакомых слов, с опорой на контекст, иллюстрации.
Чтение
Ученикам обеспечивается возможность:
1. Полностью овладеть техникой чтения вслух: соотносить графический образ слова со звуковым, читать текст, соблюдая ударение в словах, фразах, основные правила чтения букв и буквосочетаний, интонацию.
2. Зрительно воспринимать и узнавать изученный материал (слова, словосочетания, предложения), осознавать их значение и смысл в тексте.
3. Овладеть первичными умениями чтения про себя.
4. Овладеть умением полностью понимать содержание текстов, целиком построенных на изученном материале.
5. Овладеть умением полностью понимать содержание текста, включающего отдельные незнакомые слова, с опорой на контекст, языковую догадку: на основе сходства со словом родного языка (ин-тернационализмы), с опорой на словообразовательные элементы, используя также словарь в учебнике.
6. Овладеть первичными умениями в понимании основного содержания текста, включающего значительное количество незнакомых слов, опираясь на языковую догадку, словарь, опуская незнакомые явления, не мешающие понять основное содержание текста.
Требования к обучению письму
Школьникам предлагается:
1. Письменно фиксировать продуктивно усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания: отвечать на данные вопросы и т. д., в частности списывать текст, выписывать из него слова, словосочетания, предложения.
2. Вести словарь.
3. Составлять письмо по образцу.
Требования к овладению продуктивными языковыми средствами
Произнесение звуков, владение интонацией, графикой
Ученикам предоставляется возможность научиться:
— четко произносить и различать на слух все звуки и основные звукосочетания немецкого языка;
— соблюдать долготу и краткость гласных, твердый приступ;
— оглушать согласные в конце слога, слова;
— не смягчать согласные перед гласными переднего ряда (не палатализировать);
— соблюдать ударение в слове, особенно в сложных словах;
— владеть интонацией утвердительного, вопросительного (с вопросительным словом и без него) и побудительного предложений.
Они должны знать:
— все буквы алфавита, основные буквосочетания и звуко-буквенные соответствия;
— основные правила орфографии (например, функции букв h, e в качестве знаков долготы).
Лексическая сторона речи
Ученикам предлагается:
1. Закрепить словарный запас, приобретенный ранее, и овладеть новым. Его объем — примерно 157 лексических единиц (ЛЕ), включая также устойчивые словосочетания и обороты речи.
Это прежде всего:
— приветствия, обращения к сверстнику, взрослым;
— термины родства, обозначение возраста, профессии;
— названия качеств человека;
— названия разных объектов в городе (в том числе реалий), обитателей города, включая животных;
— оценочная лексика для выражения мнения о городе, его жителях, погоде;
— лексика для описания улиц города, транспорта, внешнего вида домов, для указания адреса, местоположения домов и других городских объектов;
— обозначения занятий жителей города, занятий детей в школе и на досуге;
— выражение желания/нежелания, возможности/невозможности сделать что-либо;
— обозначения экологических проблем города, восприятия жизни города приезжими;
— лексика для описания погоды в разные времена года;
— поздравления с Рождеством, Новым годом, Пасхой;
— названия подарков, поделок, материала для их изготовления, для строительства своего собственного города;
— обозначения того, что мы хотим в нем иметь, каким хотим его видеть;
— названия валюты, выражения для беседы с продавцом (например, в магазине канцтоваров);
— глаголы, обозначающие долженствование;
— глаголы движения;
— названия помещений в доме немецких друзей, обстановки в гостиной, кабинете, спальной, детской;
— выражения, характеризующие заботу о чистоте и порядке в доме;
— предложение помощи;
— приглашение на день рождения, поздравление, пожелания, вручение подарков;
— названия продуктов питания (за праздничным столом), посуды;
— названия некоторых детских игр.
2. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами:
— аффиксацией (суффиксами существительных: -chen, -in — от существительных мужского рода с суффиксом -er);
— конверсией (образование существительных от неопределенной формы глагола: lesen — das Lesen).
3. Использовать интернационализмы: например, das Kino, die Fabrik и др.
Грамматическая сторона речи
Синтаксис
Ученики учатся употреблять:
1. Основные типы немецкого простого предложения, отражающие структурный минимум (так называемые речевые образцы), а именно:
— предложения с именным сказуемым типа: Das ist Uli/ein Junge. Er ist klein;
— предложения с простым глагольным сказуемым: Er malt;
— предложения со сложным глагольным сказуемым: Er kann schon gut malen;
— предложения с обстоятельством места, отвечающие на вопрос „Wo?“;
— предложения с обстоятельством места, отвечающие на вопрос „Wohin?“;
— предложения с дополнением в Dativ;
— предложения с дополнением в Akkusativ;
— предложения с двумя дополнениями в Dativ и Akkusativ;
— предложения с инфинитивным оборотом um ... zu + Infinitiv;
— безличные предложения.
2. Коммуникативные типы предложений:
— утвердительные;
— вопросительные (с вопросительным словом и без него);
— отрицательные;
— побудительные.
3. Предложения с прямым и обратным порядком слов.
Морфология
Ученики должны владеть:
— основными случаями употребления существительных с определенным, неопределенным и нулевым артиклем;
— спряжением слабых и некоторых сильных глаголов в Präsens;
— спряжением модальных глаголов wollen, können, müssen, sollen в Präsens;
— местоимениями личными и указательными: dieser, jener;
— количественными числительными от 1 до 100;
— порядковыми числительными;
— отрицанием nicht, kein;
— предлогами, требующими Dativ на вопрос „Wo?“ и Akkusativ на вопрос „Wohin?“;
— употреблением слабых глаголов в Perfekt.
Ученики должны иметь представление об основных типах образования множественного числа существительных.
Социокультурные знания и умения
Осуществление межличностного и межкультурного общения с применением знаний о национально-культурных особенностях родного города/ села. Знание иноязычных соответствий реалий окружающего мира. Умение представлять родную культуру на иностранном языке, находить сходство и различия в традициях стран изучаемого языка, оказывать помощь зарубежным гостям региона в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные знания и умения
Умение выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при передаче информации о социокультурных особенностях жизни.
Учебно-познавательные умения
Умение осуществлять информационную переработку текстов, отражающих особенности быта, жизни, культуры городов/сел; пользоваться справочными материалами; участвовать в проектной деятельности.
По окончании 5 класса учащиеся должны:
1. знать правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их употребления в речи;
2. уметь адекватно произносить и различить на слух все звуки немецкого языка, соблюдать правильное ударение в словах и фразах, соблюдать интонации в различных типах предложений;
3. понимать содержание несложных текстов;
4. читать несложные тексты различных жанров.
Составила: Наумова Надежда Александровна учитель немецкого языка