РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей естественных наук (протокол №1 от 27.08.2021) | |
ПРИНЯТО Педагогическим Советом МОУ «Лицей №31» (протокол №1 от 30.08.2021) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физике
для 7-9 классов
на 2021-2022 учебный год
(в соответствии с ФГОС
основного общего образования)
Составители: Макарова О.А.,
учитель физики МОУ «Лицей №31»
САРАНСК 2021
Данная программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в действующей редакции);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»;
Приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Приказом Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию 6 образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254»;
Примерной основной образовательной программой основного общего образования, внесенной в реестр основных образовательных программ, одобренные федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/5);
Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Лицей №31».
Учебно-методический комплекс.
Автор программы «Физика 7-9 классы. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин» - М.: Дрофа, 2016;
Учебник для общеобразовательных организаций:
Перышкин А.В. Физика.7 класс. М.: Дрофа, 2016;
Перышкин А.В. Физика.8 класс. М.: Дрофа, 2016;
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. М.: Дрофа, 2019.
Основная цель программы: усвоение содержания предмета «Физика» и достижение планируемых результатов обучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование системных научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для создания разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
формирование убежденности в возможности познания окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.
Учебный предмет «Физика» является частью основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Лицей №31». Данный учебный предмет относится к предметной области «ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» (ФГОС основного общего образования). Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС основного общего образования - базовый.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Физика» является обязательным для изучения. В учебном плане МОУ «Лицей №31» на изучение курса «Физика» в 7 и 8 классах отведено по 2 часа в неделю (70 часов в год), в 9 классе отведено 3 часа в неделю (102 часа в год)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физика» в 7-9 классах.
Личностными результатами освоения предмета «Физика» являются следующие умения:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
7 класс
1.1 Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; в описании исследования выделять проверяемое предположение; находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам
1.2 Проводить опыты по наблюдению физических явлений илифизических свойств тел: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования и формулировать выводы
1.3 Проводить прямые измерения физических величин (расстояние, время, масса тела, объём, сила, температура):записывать показания приборов с учётом заданной абсолютной погрешности измерений
1.4 Проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: планироватьисследование, собирать установку, следуя предложенномуплану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и графиков,делать выводы по результатам исследования
1.5 Проводить косвенные измерения физических величин, следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку и вычислять значение величины
1.6 Соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием
2 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии)
2.1 Различать изученные физические явления (равномерное и неравномерное движение, инерция, взаимодействие тел,равновесие твёрдых тел, имеющих закреплённую ось вращения, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел) по описанию их
характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление
2.2 Распознавать проявление изученных физических явлений (см.п. 2.1) в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки
2.3 Описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (путь, скорость, масса и объём тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, давление); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие даннуюфизическую величину с другими величинами
2.4 Характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические законы: закон Гука, закон Архимеда, закон сохранения энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение
2.5 Объяснять физические процессы и свойства тел: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1–2логических шагов с опорой на 1–2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности
2.6 Приводить примеры вклада российских (Д.И. Менделеев,М.В. Ломоносов, Н.П. Петров и др.) и зарубежных (Г. Галилей,Р. Гук, Е. Торричелли, Б. Паскаль, Архимед и др.) учёных физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий
3 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
3.1 Решать расчётные задачи в 1–2 действия по одной из тем курса физики, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические
величины в формулы и проводить расчёты
3.2 Обосновывать выбор изученных физических моделей(материальная точка)
3.3 Указывать принципы действия приборов и технических устройств
3.4 Распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам
4 Смысловое чтение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
4.1 Использовать при выполнении учебных заданий научно популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую
4.2 Создавать собственные письменные и устные краткие сообщения на основе 2–3 источников информации, грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики,сопровождать выступление презентацией
5 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
5.1 При работе в группе сверстников распределять обязанности в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы
5.2 При работе в группе сверстников выстраивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих
6 Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами
6.1 Отбирать источники информации в сети Интернет в соответствии с заданным поисковым запросом; на основе имеющихся знаний выделять информацию, которая являетсяпротиворечивой или может быть недостоверной
7 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
7.1 Приводить примеры практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде
8 класс
1Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
1.1Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы
1.2Проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел; формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы
1.3Проводить прямые измерения физических величин (атмосферное давление, температура, влажность воздуха, сила тока, напряжение); сравнивать результаты измерений с учётом заданной абсолютной погрешности
1.4Проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: планировать исследование, собирать установку, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования
1.5Проводить косвенные измерения физических величин: планировать измерения, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины
1.6Соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием
2Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы
2.1Различать изученные физические явления (диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел, тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление,кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи, электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление
2.2Распознавать проявление изученных физических явлений (см. п. 2.1) в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки
2.3Описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление при последовательном и параллельном соединении проводников, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами
2.4Характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические законы: закон Ома для участка цепи, закон Джоуля – Ленца; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение
2.5Объяснять физические процессы и свойства тел: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на 1–2 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности
2.6Приводить примеры вклада российских (М.В. Ломоносов, И.И. Ползунов, В.В. Петров, Э.Х. Ленц, Г.В. Рихман, П.Л. Шиллинг, Б.С. Якоби и др.) и зарубежных (Р. Броун, Дж. Джоуль, Дж. Уатт, В. Гилберт, Г. Ом, Х.-К. Эрстед, А.-М. Ампер, М. Фарадей и др.) ученых-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий
3Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
3.1Решать расчётные задачи в 2–3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить
расчёты и сравнивать полученное значение физической величины с известными данными
3.2Различать основные признаки изученных физических моделей (модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел, планетарная модель атома)
3.3Характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств, опираясь на знания о свойствах физических явлений
3.4Распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным рисункам; составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр)
4 Смысловое чтение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
4.1Использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую
4.2Создавать собственные краткие письменные и устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников; грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией
5 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
5.1При работе в группе сверстников распределять обязанности в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы
5.2При работе в группе сверстников выстраивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих
6Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами
6.1Осуществлять поиск информации физического содержания
в сети Интернет, на основе имеющихся знаний и дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной
7Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
7.1Приводить примеры практического использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде
9 класс
1 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
1.1 Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы, интерпретировать результаты наблюдений и опытов
1.2 Проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел: самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы
1.3 Проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение измеряемой величины; обосновывать выбор способа измерения / измерительного прибора
1.4 Проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования
1.5 Проводить косвенные измерения физических величин: планировать измерения; собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции; вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учётом заданной погрешности измерений
1.6 Соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным
и лабораторным оборудованием
2 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы
2.1 Различать изученные физические явления (равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, реактивное движение, невесомость, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук), дисперсия света, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление
2.2 Распознавать проявление изученных физических явлений (см. п. 2.1) в окружающем мире, выделяя их существенные свойства/признаки
2.3 Описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (ускорение, импульс тела, импульс силы, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения, скорость света); при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами
2.4 Характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных реакциях; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение
2.5 Объяснять физические процессы и свойства тел: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из 2–3 логических шагов с опорой на 2–3 изученных свойства физических явлений, физических закона или закономерности
2.6 Приводить примеры вклада российских (К.Э. Циолковский,И.В. Мещерский, Н.Е. Жуковский, С.П. Королёв,Д.Д. Иваненко, Д.В. Скобельцын, И.В. Курчатов и др.)и зарубежных (И. Ньютон, Г. Кавендиш, Д. Бернулли,
Дж. Максвелл, Г. Герц, В. Рентген, А. Беккерель,М. Склодовская-Кюри, Э. Резерфорд и др.) учёных-физиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего мира, в развитие техники и технологий
3 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
3.1 Решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2–3 уравнений), используя законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выбирать законы и формулы,необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины
3.2 Различать основные признаки изученных физических моделей (материальная точка, нуклонная модель ядра)
3.3 Описывать принципы действия изученных приборов и технических устройств, используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности
3.4 Использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств, измерительных приборов и технологических процессов при решении учебнопрактических задач; оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе
4 Смысловое чтение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
4.1 Использовать при выполнении учебных заданий научнопопулярную литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую
4.2 Создавать собственные письменные и устные сообщения, обобщая информацию из нескольких источников; грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики; сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников
5 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
5.1 При работе в группе сверстников самостоятельно планировать совместную деятельность, следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы
5.2 При работе в группе сверстников выстраивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих
6 Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами
6.1 Искать информацию физического содержания в сети Интернет, самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить пути определения достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников
7 Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
7.1 Использовать физические знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде.
Достижение предметных результатов предполагает овладение следующими элементами содержания:
7 класс
1.1 | Что изучает физика. Физические явления природы |
1.2 | Физические величины, единицы физических величин |
1.3 | Наблюдение и эксперимент. Проведение наблюдений на примере нагревания и кипения воды |
1.4 | Прямые измерения физических величин. Физические приборы |
1.5 | Точность измерений. Запись результата прямого измерения с учётом абсолютной погрешности. Измерение расстояний |
1.6 | Среднее значение по результатам нескольких случайных измерений. Измерение малых величин методом рядов |
1.7 | Выбор способа измерения физической величины на примере измерения массы тела: весы рычажные, пружинные и электронные. Измерение объёма жидкости, температуры, времени |
1.8 | Связи между физическими величинами. Плотность вещества. Косвенные измерения на примере измерения плотности жидкости и твёрдых тел |
1.9 | Исследование зависимости одной физической величины от другой на примере зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела. Представление данных исследования в таблице и на графике с учётом заданной абсолютной погрешности измерений |
1.10 | Гипотеза. Превращение гипотезы в научную теорию на примере становления молекулярно-кинетической теории строения вещества |
1.11 | Физические законы, границы их применимости. Предсказание результатов опыта до его проведения на основе теоретической модели |
1.12 | Физика и окружающий нас мир: мегамир, макромир, микромир. Физика и техника |
1.13 | Практические работы: – определение цены деления шкалы измерительного прибора; – измерение линейных размеров твёрдого тела правильной формы, размеров классной комнаты при помощи ультразвукового датчика расстояний, дальности полета тела, брошенного горизонтально, размеров малых тел; массы тел различными способами, объёма жидкости и твёрдого тела; времени; температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры; плотности вещества жидкости и твёрдого тела; – исследование зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела |
1.14 | Технические устройства: весы, термометр, мерный цилиндр, секундомер |
2.1.1 | Виды механического движения. Относительность механического движения. Тело отсчёта. Траектория. Путь |
2.1.2 | Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость |
2.1.3 | Явление инерции. Сила как мера взаимодействия |
2.1.4 | Деформация твёрдых тел. Виды деформации. Сила упругости. Закон упругой деформации (закон Гука) |
2.1.5 | Измерение силы. Сложение сил |
2.1.6 | Сила тяжести. Формула для вычисления силы тяжести вблизи поверхности Земли. Вес тела |
2.1.7 | Виды трения. Трение покоя и трение скольжения |
2.1.8 | Практические работы: – исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления, качества обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел; – измерение силы трения скольжения; – исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины |
2.1.9 | Физические явления в природе: скорости движения в природе, сила трения в природе и технике |
2.1.10 | Технические устройства: динамометр, подшипники |
2.1.11 | История науки: закон упругой деформации Р. Гука, опыты Г. Галилея по изучению явления инерции, опыты Ш. Кулона по изучению трения |
2.2.1 | Давление твёрдого тела |
2.2.2 | Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля |
2.2.3 | Давление в жидкости и газе. Гидростатическое давление внутри жидкости. Парадокс Паскаля |
2.2.4 | Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления |
2.2.5 | Закон Архимеда. Формула для определения выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость или газ |
2.2.6 | Условие плавания тела. Плавание судов и воздухоплавание |
2.2.7 | Практические работы: – измерение давления воздуха в баллоне шприца; – исследования зависимости выталкивающей силы от объёма погруженной части и от плотности жидкости, независимости выталкивающей силы от плотности тела и от глубины, на которую погружено тело; – изучение условий плавания тел |
2.2.8 | Физические явления в природе: влияние атмосферного давления на живой организм, водяные ключи и устройство артезианских скважин, плавание рыб |
2.2.9 | Технические устройства: сообщающиеся сосуды, устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр, барометр, высотомер, поршневой насос, ареометр |
2.2.10 | История науки: закон Паскаля о передаче давления в жидкостях и газах, исследования условия равновесия рычага и закона плавания тел, проведённые Архимедом, опыты Ш. Кулона по изучению трения, опыты Е. Торричелли, Б. Паскаля, О. фон Герике по изучению атмосферного давления; опыты Монгольфье по воздухоплаванию |
2.3.1 | Механическая работа |
2.3.2 | Механическая мощность |
2.3.3 | Простые механизмы. Правило равновесия рычага |
2.3.4 | Применение правила равновесия рычага к блоку |
2.3.5 | «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия механизмов |
2.3.6 | Потенциальная энергии тела, поднятого над Землёй |
2.3.7 | Кинетическая энергия |
2.3.8 | Полная механическая энергия. Закон изменения и сохранения механической энергии |
2.3.9 | Практические работы: – измерение работы силы трения на заданном пути, |
8 класс
1.1.1 | Основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества. Масса и размеры молекул |
1.1.2 | Тепловое движение атомов и молекул. Связь температуры вещества со средней скоростью хаотического движения частиц. Диффузия |
1.1.3 | Взаимодействие молекул. Смачивание. Капиллярные явления |
1.1.4 | Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетической теории строения вещества |
1.1.5 | Строение твёрдых тел. Кристаллическое и аморфное состояния вещества |
1.1.6 | Практические работы: – наблюдение капиллярных явлений |
1.1.7 | Физические явления в природе: поверхностные и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе |
1.1.8 | Технические устройства: мембранные фильтры, капилляры, примеры использования кристаллов |
1.2.1 | Тепловое расширение. Особенности теплового расширения воды |
1.2.2 | Тепловое равновесие. Температура. Температурная шкала Цельсия |
1.2.3 | Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии |
1.2.4 | Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение |
1.2.5 | Количество теплоты. Удельная теплоёмкость |
1.2.6 | Плавление и кристаллизация. Изменение внутренней энергии при плавлении и кристаллизации. Удельная теплота плавления |
1.2.7 | Испарение и конденсация. Изменение внутренней энергии в процессе испарения и конденсации |
1.2.8 | Влажность воздуха |
1.2.9 | Кипение жидкости. Зависимость температуры кипения от атмосферного давления. Удельная теплота парообразования |
1.2.10 | Количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива. Удельная теплота сгорания топлива |
1.2.11 | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Уравнение теплового баланса |
1.2.12 | Удельная теплота сгорания. Принципы работы тепловых двигателей. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды |
1.2.13 | Практические работы: – наблюдение теплового расширения жидкостей и твёрдых тел, способов теплопередачи; зависимости давления воздуха от его объёма и температуры; зависимости скорости процесса остывания/нагревания при излучении от цвета излучающей/поглощающей поверхности; зависимости скорости испарения воды от площади поверхности жидкости; – измерения температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры; количества теплоты, удельной теплоёмкости твёрдого вещества; относительной влажности воздуха |
1.2.14 | Физические явления в природе: излучение Солнца, замерзание водоёмов, примеры проявления конвекции в атмосфере – морские бризы; образование росы, тумана, инея, снега |
1.2.15 | Технические устройства: жидкостный термометр, датчик температуры, термос, система отопления домов, волосяной и электронный гигрометры, психрометр, паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания |
1.2.16 | История науки: опыты Б. Румфорда, Г. Дэви, Дж. Джоуля; история тепловых двигателей (Дж. Уатт, Н. Отто, Р. Дизель, И.И. Ползунов) |
2.1.1 | Опыты Э. Резерфорда по изучению строения атома. Планетарная модель атома |
2.1.2 | Электризация тел |
2.1.3 | Два вида электрических зарядов. |
2.1.4 | Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда |
2.1.5 | Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники и диэлектрики |
2.1.6 | Постоянный электрический ток. Действия электрического тока |
2.1.7 | Сила тока. Напряжение |
2.1.8 | Закон Ома для участка электрической цепи |
2.1.9 | Электрическое сопротивление. Удельное электрическое сопротивление |
2.1.10 | Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников равного сопротивления. Смешанные соединения проводников |
2.1.11 | Работа и мощность электрического тока |
2.1.12 | Закон Джоуля – Ленца |
2.1.13 | Практические работы: – наблюдение явлений электризации тел, взаимодействия заряженных тел; – измерения силы тока, электрического напряжения, электрического сопротивления резистора, работы и мощности электрического тока; – исследования зависимости силы тока, протекающего в проводнике, от напряжения на концах проводника; зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала; – проверка правил для последовательного и параллельного соединения проводников |
2.1.14 | Физические явления в природе: электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов |
2.1.15 | Технические устройства: электроскоп, источники постоянного тока, амперметр, вольтметр, реостат, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы (примеры), предохранители (короткое замыкание); учёт и использование электростатических явлений в быту и технике; электропроводка и потребители электрической энергии в быту |
2.1.16 | История науки: создание гальванических элементов (Л. Гальвани, А. Вольта, В.В. Петров), изучение атмосферного электричества (Б. Франклин, Г. Рихман), открытие законов (Г. Ом, Д. Джуоль, Э.Х. Ленц) |
2.2.1 | Магнитное поле. Вектор магнитной индукции |
2.2.2 | Взаимодействие постоянных магнитов |
2.2.3 | Магнитное поле прямого проводника с током |
2.2.4 | Действие магнитного поля на проводник с током |
2.2.5 | Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца |
2.2.6 | Практические работы: – наблюдения взаимодействия магнитов, магнитных полей постоянных магнитов; – исследование действия магнитного поля на проводник с током, явления электромагнитной индукции; – изучение свойств электромагнита и работы электродвигателя |
2.2.6 | Физические явления в природе: магнитное поле Земли (дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле), полярное сияние |
2.2.7 | Технические устройства: применение постоянных магнитов, электромагнитов, электродвигатель постоянного тока, генератор постоянного тока |
2.2.8 | История науки: опыты В. Гильберта по намагничиванию железа, опыт Х. Эрстеда по наблюдению магнитного поля проводника с током, опыты М. Фарадея по изучению явления электромагнитной индукции |
9 класс
1.1.1 | Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта. Относительность механического движения |
1.1.2 | Равномерное и неравномерное движение. Средняя скорость. Формула для вычисления средней скорости |
1.1.3 | Равномерное прямолинейное движение. Уравнение равномерного прямолинейного движения |
1.1.4 | Мгновенная скорость, ускорение, равноускоренное прямолинейное движение |
1.1.5 | Уравнение равноускоренного прямолинейного движения. Формулы для проекции скорости и проекции ускорения при равноускоренном прямолинейном движении |
1.1.6 | Свободное падение |
1.1.7 | Перемещение, пройденный путь и скорость при криволинейном движении |
1.1.8 | Графическое представление движения |
1.1.9 | Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Период и частота обращения |
1.1.10 | Линейная скорость равномерного движения по окружности. Угловая скорость |
1.1.11 | Центростремительное ускорение. Направление центростремительного ускорения |
1.1.12 | Практические работы: – измерение средней скорости движения тела по наклонной плоскости, ускорения тела при равноускоренном движении по наклонной плоскости, ускорения свободного падения; – исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости |
1.1.13 | Физические явления в природе: скорости движения в природе |
1.1.14 | Технические устройства: спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения |
1.1.15 | История науки: опыты Г. Галилея по изучению свободного падения |
1.2.1 | Первый закон Ньютона |
1.2.2 | Второй закон Ньютона. Сонаправленность вектора ускорения тела и вектора равнодействующей всех сил, действующих на тело |
1.2.3 | Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона |
1.2.4 | Движение тела под действием нескольких сил. Принцип относительности Галилея |
1.2.5 | Трение покоя и трение скольжения |
1.2.6 | Закон упругой деформации (закон Гука) |
1.2.7 | Всемирное тяготение. Закон всемирного тяготения. Зависимость ускорения свободного падения от широты местности |
1.2.8 | Сила тяжести. Ускорение свободного падения |
1.2.9 | Невесомость и перегрузки |
1.2.10 | Равновесие материальной точки. Абсолютно твёрдое тело. Равновесие твёрдого тела с закреплённой осью вращения. Момент силы. Центр тяжести |
1.2.11 | Идеальная жидкость. Течение жидкости. Закон Бернулли. Подъёмная сила крыла самолета |
1.2.12 | Практические работы: – измерение коэффициента трения скольжения, жёсткости пружины |
1.2.13 | Физические явления в природе: примеры скоростей в живой и неживой природе, сила трения в природе и технике, влияние атмосферного давления на живой организм, водяные ключи и устройство артезианских скважин, плавание рыб, рычаги в теле человека, приливы и отливы, движение планет Солнечной системы, течение воды в реках и каналах |
1.2.14 | Технические устройства: динамометр, подшипники, сообщающиеся сосуды, устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр, барометр, высотомер, поршневой насос, ареометр, подвижный и неподвижный блок, спортивные тренажёры, простые механизмы в быту (примеры), космические аппараты |
1.2.15 | История науки: законы механики Ньютона и закон всемирного тяготения, закон упругой деформации Р. Гука, опыты Г. Галилея по изучению явления инерции и свободного падения, Г. Кавендиша по определению гравитационной постоянной |
1.3.1 | Импульс тела – векторная физическая величина. Импульс силы |
1.3.2 | Закон сохранения полного импульса для замкнутой системы тел |
1.3.3 | Реактивное движение |
1.3.4 | Механическая работа |
1.3.5 | Механическая мощность |
1.3.6 | Потенциальная энергии тела, поднятого над Землёй |
1.3.7 | Потенциальная энергия сжатой пружины |
1.3.8 | Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии |
1.3.9 | Полная механическая энергия. Законы изменения и сохранения механической энергии |
1.3.10 | Практические работы: – измерение работы силы тяжести при поднятии (опускании) груза, работы силы упругости при поднятии груза с помощью подвижного или неподвижного блока, работы силы трения при скольжении тела по горизонтальной плоскости; – изучение закона сохранения энергии |
1.3.11 | Физические явления в природе: реактивное движение живых организмов, энергия рек и ветра и её использование в технике; мощности «живых двигателей» |
1.3.12 | Технические устройства: ракеты |
1.3.13 | История науки: вклад К.Э. Циолковского и С.П. Королёва в развитие реактивного движения космических ракет, работы И.В. Мещёрского |
1.4.1 | Механические колебания. Период и частота колебаний |
1.4.2 | Математический и пружинный маятники. Период колебаний математического и пружинного маятников |
1.4.3 | Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс |
1.4.4 | Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны и скорость её распространения |
1.4.5 | Звук. Громкость и высота звука. Скорость распространения звука. Отражение и преломление звуковой волны на границе раздела двух сред |
1.4.6 | Инфразвук и ультразвук |
1.4.7 | Практические работы: – измерения периода и частоты колебаний математического и пружинного маятников; – исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от длины нити, периода и частоты колебаний пружинного маятника от массы груза и независимости от амплитуды колебаний |
1.4.8 | Физические явления в природе: восприятие звуков животными, ветровые волны, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо |
1.4.9 | Технические устройства: эхолот, использование ультразвука в быту и технике |
1.4.10 | История науки: Опыты Г. Галилея и Х. Гюйгенса по изучению колебаний, опыты Ж.-Д. Колладона по измерению скорости звука в воде |
2.1.1 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость света. Электромагнитная природа света |
2.1.2 | Источники света. Закон прямолинейного распространения света |
2.1.3 | Закон отражения света. Плоское зеркало |
2.1.4 | Закон преломления света. Полное внутреннее отражение света |
2.1.5 | Линза. Фокусное расстояние линзы |
2.1.6 | Глаз как оптическая система. Близорукость и дальнозоркость |
2.1.7 | Дисперсия света. Сложение спектральных цветов |
2.1.8 | Инфракрасные волны. Ультрафиолетовые волны. Рентгеновское излучение. Шкала электромагнитных волн |
2.1.9 | Практические работы: – наблюдение прямолинейного распространения света, дисперсии света; – измерение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы; – исследование явления отражения и преломления света на границе раздела двух сред; свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы |
2.1.10 | Физические явления в природе: цвета тел, оптические явления в атмосфере (цвет неба, рефракция, радуга, мираж), биологическое действие видимого, ультрафиолетового и рентгеновского излучений |
2.1.11 | Технические устройства: очки, лупа, перископ, фотоаппарат, проекционный аппарат, волоконная оптика |
2.1.12 | История науки: опыты Ньютона по исследованию дисперсии света; открытие инфракрасных волн (У. Гершель), ультрафиолетовых волн (В. Риттер), рентгеновского излучения (В. Рентген) |
3.1 | Излучение света атомом. Спектры испускания и поглощения |
3.2 | Естественная радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Реакции альфа- и бета-распада |
3.3 | Планетарная модель атома |
3.4 | Состав атомного ядра. Изотопы |
3.5 | Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел |
3.6 | Действия радиоактивных излучений |
3.7 | Практические работы: наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения; измерение радиоактивного фона |
3.8 | Физические явления в природе: естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных минералов |
3.9 | Технические устройства: спектроскоп, индивидуальный дозиметр, камера Вильсона |
3.10 | История науки: открытия линий поглощения в спектре Солнца (Й. Фраунгофер); естественной радиоактивности (А. Беккерель); открытие новых радиоактивных элементов (П. Кюри и М. Кюри); открытие сложного строения атома, открытие протона, исследования радиоактивного излучения (Э. Резерфорд) |
Содержание программы представлено следующими разделами:
7 класс
1. Введение (5ч)
2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)
3. Взаимодействие тел (23 ч)
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч)
5. Работа и мощность. Энергия (12 ч)
6. Повторение и систематизация учебного материала (2 ч)
Также в программе представлено календарно- тематическое планирование.
8 класс
1. Тепловые явления (23 ч)
2. Электрические явления (25 ч)
3. Электромагнитные явления (7 ч)
4. Световые явления (10 ч)
5. Повторение и систематизация учебного материала (5 ч)
Также в программе представлено календарно- тематическое планирование.
9 класс
1. Механика (68ч)
2. Электродинамика (18ч)
3.Атомная физика (16ч)
Также в программе представлено календарно- тематическое планирование.