СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ансамблевое музицирование"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс работы ансамбля над произведением можно условно распределить на три этапа, которые в практике очень тесно между собой связаны: 

 Знакомство ансамбля с произведением в целом.

Техническое освоение выразительных средств.

  Работа над воплощением художественного образа произведения.

Просмотр содержимого документа
«"Ансамблевое музицирование"»

Ансамблевое музицирование в классе «Общее фортепиано».

I.Основы ансамблевой техники

Слово "ансамбль" в переводе с французского языка означает "единство". Занятия ансамблем начинаются с составления дуэта. Конечно, партнёры не должны быть случайными. Поэтому каждый ансамбль комплектуется по возможности из учащихся, равных по природным и музыкальным данным, по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно, по степени овладения инструментом. Если в ансамбле объединяются дети разные по темпераменту, то один другого может уравновешивать. Или там, где уровень подготовки разный, менее умелый будет подтягиваться до партнёра. Поэтому, организуя ансамбль, надо руководствоваться индивидуальными качествами каждого ученика, которые дополняли бы друг друга. Такое взаимодополнение расширит исполнительские способности будущего ансамбля.

При подборе членов ансамбля педагог должен тщательно продумать распределение по партиям. Для безупречного совместного музицирования партнёры по ансамблю должны овладеть навыками ансамблевой техники.

Хорошая игра в ансамбле опирается на ансамблевую технику. Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает:

 - синхронное звучание всех партий;

 - единство темпо - ритма;

 - равновесие в силе звучания партий;

 - единство динамики;

 - согласованность штрихов;

 - единство приёмов звукоизвлечения и фразировки;

 - согласованность эмоционально - образного содержания.

Особое значение имеет умение органично общаться с партнёром во время игры, что невозможно без постоянного слухового контроля. Важнейшими требованиями совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения, одновременное взятие и снятие звука, общее дыхание, цезуры, соответствие приемов звукоизвлечения. Освоение первоначальных навыков происходит с первых шагов обучения. Сначала педагог аккомпанирует ученику, исполняющему мелодию. Затем простейший аккомпанемент поручается самому ученику, чтобы научить его сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. Процесс работы ансамбля над произведением можно условно распределить на три этапа, которые в практике очень тесно между собой связаны:

 Знакомство ансамбля с произведением в целом.

 Техническое освоение выразительных средств.

 Работа над воплощением художественного образа произведения.

Задачей первого этапа является создание у участников ансамбля общего интеллектуального и эмоционального впечатления от произведения в целом. Здесь педагог должен познакомить учащихся с создателем произведения, эпохой, в которой оно возникло, стилистическими особенностями и требуемой манерой исполнения, характером произведения, его формой, основными темами. Эту беседу следует построить очень живо, интересно, приводя в качестве иллюстрации фрагменты произведения в собственном исполнении. Необходимо предупредить участников о трудностях, с которыми им предстоит встретиться, и рассказать, как их преодолеть. Следующий этап - преодоление ансамблем технических трудностей, что подразумевает в первую очередь:

- синхронность при взятии и снятии звука;

- равновесие звучания в удвоениях и аккордах, разделенных между партнерами;

- передача голоса от партнера к партнеру;

- согласование приемов звукоизвлечения;

- соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнерами;

- соблюдение общности ритмического пульса;

- единство динамики, фразировки.

Партнеры должны уметь "поделить" клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или пересекающемся голосоведении. Педализирует исполнитель партии Secondo, т.к. она служит фундаментом (бас, гармония). Важно в ансамбле уметь слушать не только себя, а одновременно и то, что играет партнер, то есть общее звучание обеих партий, которые сливаются в единое целое. К этому приучать участников ансамбля с первых совместных занятий. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса.

Здесь нужно познакомить учащихся с техническим приемом - ауфтактом, и как он может быть применен пианистами. При исполнении за одним или параллельными инструментами, когда руки каждого видны другому, ауфтакт даётся легким движением кисти, либо кивком головы, или с помощью знака глазами, если рука не видна. Полезно одновременно с этим жестом обоим пианистам взять дыхание (сделать вздох). Это делает начало естественным, органичным, снимает сковывающее напряжение. Правильного равновесия нужно достичь не в отдельном аккорде, а в параллельно проходящих голосах. Слаженность совместной игры в отдельном приеме и в общем замысле – особая сфера работы. Возникает специфическая трудность: то, что может быть сыграно без затруднений одним пианистом, становится технически сложным, если играется двумя руками двух исполнителей. В работе над произведением важно говорить с учащимися о характере, музыкальном содержании, определить значение каждой партии. Проучить с каждым учащимся его партию, что позволит более тщательно заняться фразировкой, ритмом, штрихами, затем осуществлять совместные репетиции.

Конечная цель - создание продуманной интерпретации художественного образа произведения и яркое убедительное его исполнение.

II. РАЗВИВАЮЩАЯ РОЛЬ АНСАМБЛЯ В ФОРТЕПИАННОМ КЛАССЕ

Ансамблевое музицирование обладает огромными развивающими возможностями. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, чем сольное исполнение. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Основными направлениями в комплексном обучении учащегося ДМШ являются:

 - музыкальный слух;

 - чувство ритма;

 - двигательно-моторные способности;

 - память

 - музыкальное мышление;

  1. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ



Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического).

Донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте: педагог – ученик. За счёт насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения, исполнение становится более красочным и живым. Обучение игре на фортепиано начинается с формирования звуковысотных представлений. Подбор мелодий по слуху, поиск нужной интонации проходят интересно и увлекательно, если оживляются красочным сопровождением педагога. Гармонический слух нередко отстаёт от мелодического. Учащийся может свободно общаться с одноголосием, но в то же время испытывать затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Воспроизводить многоголосие, аккордовую вертикаль – особо выгодные условия для развития гармонического слуха. Но, как правило, длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Здесь ансамблевая форма игры оказывается целесообразной и необходимой, гармоническое сопровождение в данном случае будет исполнять преподаватель. Это позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, т.е. ребёнок будет воспринимать полностью вертикаль. Ансамблевая игра дает возможность вслушаться во все ее составные элементы, ярче оттенить, высветлить отдельные звуковые конструкции.

Ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии тембро-динамического слуха, благодаря обогащению фактуры, имитирующей оркестровое звучание. Совместно с педагогом учащиеся ведут поиск различных тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов. Наличие четырех рук дает возможность передать на фортепиано и полнозвучное tutti, и разнообразие отдельных оркестровых групп. Введение в музыкальную ткань программно-изобразительных элементов, нередко наличие словесного текста - положительно сказываются на воспитании образного мышления ученика. Таким образом, мы видим, что ансамблевое музицирование с первых шагов юного музыканта способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха.



  1. ЧУВСТВО РИТМА



Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию метроритма. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоциональновыразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Если при неточности исполнения других компонентов снижается только общий художественный результат, то при нарушении метроритма рушится весь ансамбль. Отсутствие ритмической устойчивости часто связано со свойственной начинающим пианистам тенденцией к ускорению. Обычно это происходит либо при нарастании силы звучности (эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс), либо в стремительных пассажах (исполнителю кажется, что он будто бы скользит по наклонной плоскости), либо, когда хочется поскорее «проскочить» опасные такты. Если же тенденция к ускорению присуща только одному из участников ансамбля, то второй, более ритмически устойчивый, становится верным союзником и помощником педагога, а в условиях совместных занятий возникают благоприятные возможности для исправления не только общих, но и индивидуальных погрешностей исполнения. Необходимость "держать" свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченнымАнсамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Необходимо найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Очень важен в совместном музицировании умелый подбор материала. Партия ученика должна быть предельно простой, располагаться в удобной позиции, а партия педагога должна представлять ровную пульсацию, заменять ученику счет. В этом случае ученик будет находиться в определенных метрических рамках, а усвоение различных ритмических фигур станет более органичным. Одной из серьезных проблем музыкально-ритмического воспитания в ансамблевой игре является отсчет длительных пауз. Самый простой и эффективный способ преодолеть возникающее в паузах ненужное напряжение и боязнь пропустить момент вступления – проиграть звучащую у партнера музыку, тогда пауза перестанет быть томительным ожиданием и заполнится живым музыкальным чувством.



  1. ДВИГАТЕЛЬНО – МОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ



Благодаря привлекательности ансамблевой игры на начальном этапе обучения более легко и безболезненно происходит организация игрового аппарата ребенка. Всем известна склонность детей к подражанию. Эта особенность может принести большую пользу в налаживании удобных игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом, в освоении основных приемов звукоизвлечения, в овладении различными типами фактур. В ансамблевом музицировании юный пианист овладевает различными типами фактур, разнообразными приемами артикуляции. В партии сопровождения часто одна и та же формула повторяется долго в разных тональностях, что способствует формированию прочного пианистического навыка. Особенности дуэтного исполнительства начинаются уже с самой посадки за инструментом, когда каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатурыТехнические затруднения возникают не только в материале каждой партии, но и при элементарной координации исполнения участников дуэта. Казалось бы самая простая вещь – начать играть вместе. Однако точно и одновременно взять два звука не так легко. Это требует большой тренировки и взаимопонимания, отработки специальных приемов (дирижерский взмах, легкое движение кисти, кивок головы, совместный вдох, знак глазами. Очень важно не только одновременное начало, но и одновременное снятие звука. Аккорды, в которых одни звуки длятся дольше других, производят очень неприятное впечатление. В дуэте необходимо добиваться равновесия звучания. Для этого с первых же тактов между участниками ансамбля должно быть взаимопонимание и договоренность о приемах извлечения звука. Партнеры по ансамблю должны передавать друг другу «из рук в руки» пассажи, мелодию, аккомпанемент. Необходимо учиться подхватывать незаконченную фразу, не разрывая при этом музыкальной ткани. Еще одним распространенным недостатком ученического исполнения является динамическое однообразие. Работа над звуком – это область огромного труда. Надо объяснять учащимся, что динамический диапазон 4-х ручного исполнения должен быть никак не уже, а шире, чем при сольной игре, так как наличие двух пианистов позволяет полнее использовать клавиатуру. Необходимо заранее определить общий динамический план произведения, выявить кульминацию. Полезно проиллюстрировать нюансы, чтобы ученики почувствовали градацию между f и p, поняли, скольких выразительных средств они себя лишают.



  1. ПАМЯТЬ



Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть. В качестве приемов запоминания выступают процессы понимания. Если в сольном музицировании часто преобладает механическое выучивание наизусть, то игра в ансамбле этого не допускает. Ансамблевое исполнение открывает пути для развития аналитической, логической, рациональной памяти. Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть, партнеры должны понять музыкальную форму в целом, разобраться в ее частях, во фразировке, в динамическом плане произведения. Эти знания особенно необходимы исполнителю второй партии, который также должен заняться гармоническим анализом. Опираясь на гармонию, нужно учиться слышать всю музыкальную ткань произведения. Не имея представления о первой партии, исполнителю второй партии очень трудно запоминать аккорды и арпеджио из которых чаще всего эта партия состоит. Следовательно, мы можем сделать вывод, что память ансамблиста формируется и развивается более активно, чем память солиста.



  1. МУЗЫКАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Игра в ансамбле обладает еще одним очень важным и полезным свойством. Оно расширяет круг музыкальных знаний, а следовательно оказывает положительный эффект на формирование музыкального мышления. Благодаря разнообразию ансамблевого репертуара учащиеся знакомятся с различными жанрам и их особенностями. Они имеют возможность исполнять четырехручные переложения масштабных оркестровых произведений. Это расширяет их кругозор в области камерной, оперносимфонической литературы, знакомит с шедеврами музыкальной классики. Это, в свою очередь, предполагает усвоение знаний в области формообразования. Анализируя строение произведения, учащиеся более вдумчиво, осмысленно подходят к его исполнению.

Ансамблевое музицирование является активным помощником в овладении навыком чтения нот с листа. Партнерами при игре в четыре руки выбираются, по возможности, дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. Каждому из партнеров не хочется скомпрометировать себя перед товарищем. Возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более внимательной игре. Длительная концентрация внимания, непрерывность мышления прекрасно тренируются при совместном чтении с листа. При этом процесс разучивания нового произведения сокращается во времени, проходит с интересом, наполняется смыслом, что очень важно для педагогического процесса.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков. Оно способствует расширению музыкального кругозора, воспитывает и формирует художественный вкус, понимание стиля, формы произведения. Занятия ансамблем развивают у учащихся профессионально - психологические качества: наблюдательность, критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания, слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений. Ансамблевое музицирование в классе фортепиано – это не только одна из форм сотрудничества между учеником и педагогом, приносящая радость совместного творчества, но это также наилучшая форма деятельности, способствующая реализации принципов развивающего обучения. Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся в фортепианном классе. Это импровизация, чтение с листа, подбор по слуху. Это благоприятная возможность для широкого и многостороннего ознакомления с музыкальной литературой, разными стилями, клавирными аранжировками оперных, симфонических, камерноинструментальных и вокальных опусов. Заинтересованность детей в этом виде деятельности возникает потому, что это их совместная работа в достижении результата, а также реализация потребности в общении.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев М. Методика обучения игре на фортепиано. М.: «Музыка», 1982.

2. Баренбойм Л. Пути к музицированию. Ленинград. «Советский композитор», 1979. 3. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: «Музыка», 1971.

4. Коган Г. Работа пианиста.- М.: «Музыка», 1979.

5. Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика. Челябинск, MPI, 2006.

6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.- М.: «Музыка», 1982.

7. Тимакин Е. « Воспитание пианиста». М.: «советский композитор», 1989.

8. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра.- М.: «Музыка»,1988.

9. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: «Просвещение». 1984