СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Античная цивилизация

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый период в истории мировой культуры по-своему ценен. Но особую роль ученые отводят античной культуре, т. е. культура Древней Греции и Древнего Рима. Ибо литература, искусство и философия Древней Греции и Древнего Рима стали отправной точкой в развитии всей последующей европейской цивилизации.

Просмотр содержимого документа
«Античная цивилизация»


Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»






Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК _________________________________

(наименование ЦМК)

Протокол № ___

от «______»_________________ 20___

Председатель ЦМК ___________________________________

(подпись, Ф.И.О.)







Методическая разработка


теоретического занятия для преподавателя


Тема: «Античная цивилизация»



Предмет – история



Специальность – 34.02.01 «Сестринское дело»










Курск – 2018

Тема занятия: «Античная цивилизация»

Тип занятия: комбинированное занятие

Место проведения: аудитория учебного заведения

Продолжительность занятия - 90 минут

Методы обучения: наглядный, интерактивный.

Приёмы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, анализ учебных материалов, самостоятельная работа обучающихся по изучению нового материала и проведению его анализа, тестирование, взаимоконтроль и проверка письменных работ студентов.

Цели и задачи занятия:

учебная: Ознакомить с особенностями первых европейских цивилизаций (Греция, Рим). Охарактеризовать материальную и духовную культуру, экономику, социальный строй, политическую и военную организацию античных цивилизаций.

развивающая:

Формировать понятийный аппарат, логическое мышление студентов, прививать навыки анализа и сопоставления исторических событий, их взаимосвязи.

воспитательная:

Формировать интерес к изучению истории.

Воспитывать любовь к Отечеству; формировать понимание значимости изучения истории и интерес к данной науке.

Планируемые результаты:

Личностные – понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять уважение к ее истории.

Предметные – уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам.

Метапредметные – владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Использованная литература:

1. Артемов В.В. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Академия, 2009. - 448с.

Дополнительная литература:

  1. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории России. ХХ - начало ХХI вв.– М.: ВАКО, 2005

  2. Гринин Л. Е. История России XX века. - Волгоград: Учитель, 1994

  3. 3аrладин Н.В., Симония Н.А. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. - М.: ООО ТИД Pycское слово, 2008.

  4. Милов Л.В. История России ХХ – ХХI века. – М.: Эксмо, 2007.

  5. Сахаров А.Н. История России ХХ век. – М.: АСТ, 2001

  6. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005.


I. Организационный момент – 2 мин.

II. Мотивация – 1 мин.

III. Проверка домашнего задания. Актуализация базовых данных. Целеполагание – 18 мин.

IV. Организация и управление учебно-познавательной деятельностью студентов – 58 мин.

V. Контроль усвоения знаний – 7 мин.

VI. Рефлексия. Подведение итогов- 3 мин.

VII. Домашнее задание – 1 мин.

Ход занятия

эле-

мента

Элементы занятия, учебные вопросы

Время

Формы, методы

обучения и контроля

Примечания

I

Организационный момент

  1. Приветствие студентов.

  1. Проверка посещаемости и внешнего вида студентов.

  1. Знакомство с темой занятия: «Античная цивилизация»

  2. Знакомство целями и задачами занятия

Занятие покажет особенности развития Греции и Рима, Позволит увидеть их отличительные черты, материальное и духовное наследие античных Цивилизаций, особенности быта.

2

мин.

Традиционное приветствие обуч-ся

Отметить отсутствующих в журнале

Запись темы в тетрадях


II

Мотивация

Проблемность изучения нового материала:

Каждый период в истории мировой культуры по-своему ценен. Но особую роль ученые отводят античной культуре, т. е. культура Древней Греции и Древнего Рима. Ибо литература, искусство и философия Древней Греции и Древнего Рима стали отправной точкой в развитии всей последующей европейской цивилизации. Искусство античного мира впервые воспело человека как прекрасное и совершенное явление природы. Античное искусство надолго сохранило значение образца и во многом осталось непревзойденным и недосягаемым.

«...Без того фундамента, — писал Энгельс, — который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы».

1

мин.

Слова преподавателя

III

Актуализация базовых знаний учащихся

План

  1. Проверка домашнего задания

Рассказ об одной из древних восточных цивилизации

  1. Вопросы, направленные на актуализацию личного опыта обуч-ся и повторение ранее изученного материала:

(?) – Дайте определение, что такое цивилизация?

цивилизация - это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой. 

(?) – Чем одна цивилизация отличается от другой?

(образцы как материальной, так и духовной культуры общества: орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; жилища, в которых они живут; быт и знания, которыми они пользуются; искусство, который они украшают свою жизнь; социальные ценности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь).

(?) - Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными» цивилизациями?

(?) - Каковы причины возникновения первых государств?

(?) - Что такое деспотия? Каковы ее основные черты? Как складывались на Древнем Востоке отношения между государством и человеком?

(?) – Что вам известно о возникновении первых европейских государств?

18

мин

Рассказы студентов

Беседа

IY

Организация и управление

учебно-познавательной деятельностью студентов

План

I. Древняя Греция

1. Первые европейские государства

2. Города-гocударства Гpeции

II. Города-гoсударства Италии. Основание Рима.

III. Влияние античности на политическую жизнь и право  в эпоху Средневековья

IV. Влияние античности на культуру Средневековья

V. Христианство

58

мин.

Рассказ преподавателя, сопровождающийся беседой и конспектированием основного материала

(Приложение 1)

Y

Контроль усвоения знаний

1. Вопросы:

(?) - Сравните взаимоотношения государства и человека в древневосточных обществах и полисах греко-римского мира.

(?) - Римскую империю называли мировой державой. Почему ее так называли. Земли каких древних цивилизаций вошли в состав империи? Какие современные государства расположены на ее территории?

(?) - Каковы социально-экономические и внутриполитические причины кризиса Римской империи?

(?) - В чем состояли причины Великого переселения народов? Почему римлянам не удалось удержать варваров на границах своей империи?

(?) - В какой сфере жизни средневекового общества наследие Античности сказалось в наибольшей степени? Почему?

(?) – Как вы можете объяснить понятия:

«церковь» - (греч.- божий дом): 1) объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа; включает в себя профессиональных служителей и рядовых верующих, имеет различные организационные структуры – от строго иерархических (православие и католицизм) до демократических (протестантизм); 2) христианское культовое здание, имеющее алтарь и помещения для богослужений. -  «монотеизм» (система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге).

«христианство» - (от греч. — "помазанник", "мессия") — это учение, основанное на вере в воскресение Иисуса Христа. Иисус это Сын Божий, Мессия, Бог и Спаситель человека (греческое слово Христос означает то же, что и еврейское Мессия).

(?) – Как вы думаете, почему христианская церковь не допускала богослужения на других языках, кроме латыни? Каким образом это способствовало распространению христианства и росту авторитета церкви?

7

мин.

Фронтальная беседа

YI

Рефлексия

Ответьте на вопросы:

  1. «Сегодня я узнал (а) …»

  2. «Теперь мне понятно …»

  3. «Я не знал (а) … - теперь я знаю

Подведение итогов

Оценивание  работы группы  на занятии, при необходимости отдельным обучащимся выставление оценок.

3

мин.

Выставление оценок

YII

Домашнее задание

Подготовиться к небольшой проверочной работе по Древнему миру:

1. Лекция

2. Артемов В.В. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Академия, 2009. - 448с.

1

 мин.

Устное  задание



(Приложение 1)


План

I. Древняя Греция

1. Первые европейские государства

2. Города-гocударства Гpeции

II. Города-гoсударства Италии. Основание Рима.

III. Влияние античности на политическую жизнь и право  в эпоху Средневековья

IV. Влияние античности на культуру Средневековья

V. Христианство

Содержание занятия

I. Древняя Греция

1. Первые европейские государства

Древняя Греция и Древний Рим создали свои цивилизации, которые как составные части входят в единую великую античную цивилизацию. Античная цивилизация является фундаментом современной европейской цивилизации.

Понятие «античность» происходит от латинского слова, означающего «древность». 

Но античность - это только греко-римская древность. Колыбель античности - северная часть Средиземноморья. Постепенно античная цивилизация распространилась по всему Средиземноморью, охватила Северную Африку, часть Западной Азии, обширные пространства Европы.

Как и у других народов, у греков существовал миф о Всемирном потопе, когда весь мир оказался покрытым водой. Спаслись только два человека - Девкалион и его жена Пирра. У них родился сын Эллин, которого греки считали своим предком. По его имени они и назвали себя эллинами, а свою страну - Элладой.

Первые государства в Греции возникли на острове Крит. При раскопках на Крите археологи нашли глиняные таблички с надписями. Следовательно, у его жителей была письменность. Но на Крите тогда жили еще не греки, и ученые не знают, на каком языке написаны эти таблички. Поэтому до сих пор никто не смог их прочитать.

Сначала на Крите существовало четыре государства, центром каждого из которых был большой дворец. Но потом весь Крит был объединен под властью царей, живших в Кноссе, и стал единым государством. Его расцвет приходится на 16 - первую половину 15 века до н. э.

Предполагают, что Крит объединил царь Кносса Минос. Греческие историки называют его первым властителем моря. Жителей острова ученые условно называют минойцами.

На своих быстроходных кораблях, ходивших под парусами и на веслах, минойцы проникают в самые отдаленные уголки Средиземного моря. Устанавливаются оживленные торговые и дипломатические связи с Египтом и финикийскими государствами.

В Кноссе находился самый большой дворец. Этот дворец почти 40 лет раскапывал знаменитый английский археолог Эванс. Дворец совсем не был похож на тяжелые постройки Древнего Востока. Жить в нем было удобно. Во дворце существовала система снабжения водой и канализация. Археологи обнаружили также комнаты с терракотовыми ваннами. Все здание сверху донизу прорезывали специальные световые колодцы. Через них свет и воздух поступали в нижние этажи.

В середине 15 века до н. э. происходит ужасная катастрофа - мощное извержение вулкана на одном из островов. Прибрежные города были разрушены.

Воспользовавшись этой катастрофой, около 1400 года до н. э. на Крит вторглись с Балканского полуострова греки-ахейцы. Ахейцы давно с завистью смотрели на богатый остров. Критяне не смогли оказать сопротивления врагам. Ахейцы захватили остров и разграбили его.

Произошедшие события нашли отражение в эпосе. В частности, существует гипотеза, что Платон под погибшей Атлантидой имел ввиду цивилизацию Крита. Не исключено, что Гомер, описывая Троянскую войну, обратился к эпосу времен войн ахейцев с «народами моря».  

С исчезновением микенской цивилизации искусство письма было забыто, и историки не располагают письменными источниками периода 1100-800 гг. до н.э., поэтому его называют Темными веками. В этот период у греков выдались неурожайные годы и было мало контактов с другими народами, и поэтому в иностранных источниках мало встречается упоминаний о греках. Но с распространением железа в 8 веке до н. э. началось ее очень быстрое развитие Греции. В результате Греция обогнала в своем развитии страны Древнего Востока.

(?) - Рассмотрите карту.  Как вы думаете, чем занимались  древние греки? Почему вы сделали такой вывод ?

Берега Греции имеют множество больших заливов и маленьких бухт. В Греции не было такого места, которое бы далеко находилось от моря. Греки были прекрасными мореплавателями. Море не разделяло их, а соединяло. Оно кормило, снабжая рыбой, устрицами, креветками, осьминогами. Но плавали по морю только летом и ранней осенью. В октябре начинались бури, и до весны выходить в море опасались.

Почти треть территории Греции покрыта горами. Они делят ее на множество небольших областей. Из одной области в другую по суше можно было попасть только по узким долинам или через перевалы. Рек в Греции много, но они больше похожи на ручьи. Летом реки пересыхают.

Главным занятием греков было земледелие, хотя земель, пригодных для него, было недостаточно. В основном выращивали ячмень, оливки и виноград, немного пшеницы. Своего хлеба не хватало, и зерно ввозили из других стран.

Оливки, которые хорошо росли на склонах гор, употребляли в пищу во всех видах: свежими, солеными, маринованными. Из них делали масло, которое шло в пищу (сливочного масла греки не знали), а также использовали для освещения.

Свежий и особенно сушеный виноград заменял, наряду с медом, сахар. Но основная часть винограда шла на производство вина. Некоторые сорта вин славились на весь тогдашний мир.

Во всей Греции выращивали яблоки, груши, инжир, гранаты, айву, орехи, различные овощи: капусту, горох, бобы. Очень любили греки лук и чеснок. Сеяли лен, из которого делали ткани. Ни апельсинов, ни лимонов, которые сейчас к нам привозят из Греции, древние греки не знали.

На горных склонах разводили коз и овец, держали также свиней. Коров было мало. Пахали землю с помощью быков. Лошадей для этого не использовали - они стоили очень дорого.

В Греции добывали жизненно важные полезные ископаемые: железные, медные, серебряные руды. Однако своего металла, так же как и хлеба, в Греции не хватало. Часть его привозили из других стран.

Повсюду в Греции находили хорошую глину. Из нее изготовляли посуду, сосуды для хранения и перевозки жидких и сыпучих продуктов (вина, масла, зерна). Очень красивую посуду делали афинские мастера. Они наносили на сосуды рисунки и покрывали их черным лаком.

Во время раскопок археологи нашли огромное количество таких ваз. Сейчас они хранятся во многих музеях мира. Глядя на них, мы видим, какую одежду носили мужчины и женщины, какие у них были прически, какой мебелью они пользовались, какое у них было вооружение, как они работали, занимались спортом, какими представляли богов.

В Греции было много строительного камня: грубого и более ценного - мрамора.Благодаря мрамору греки смогли создать прекрасные храмы и скульптуры. При всей своей бедности природа Эллады была очень красивой, греки ее любили и гордились, что они живут в этой стране.

Древние греки выделяли семь чудес света, одним из которых был храм богини охоты, супружества и природы Артемиды в ионийском городе Эфес.

Артемида - покровительница детства и материнства. «Спонсором» постройки храма был лидийский царь Крез известный далеко за пределами своего царства как человек очень богатый, но вместе с тем склонный покровительствовать религии и искусству. Подчёркивая роль Креза в постройки храма, греки нанесли две благодарственные надписи на колонны святилища.

Строительство храма заняло несколько десятилетий. Проект будущего чуда света разрабатывал специально для этого приглашённый архитектор из критского Кносса, а после его смерти в разгар строительства дело продолжил его сын. Но и он не дождался окончания «стройки века» - храм завершали уже совсем другие люди. 

Храм Артемиды был очень велик – в длину он насчитывал 105 метров, в ширину - 51, а высота поддерживающих крышу колонн составляла 18 м. Всего колонн было 127, каждая была даром храму от царя отдельного города и местности.

Здание украшено скульптурными композициями, выполненными лучшими мастерами Эллады. В центре храма находилась величественная статуя богини Артемиды из золота декорированная слоновой костью.

Некий безумец Герострат, мечтавший хоть чем-то остаться в памяти потомков, поджёг храм. И хотя городской совет принял решение стереть его имя из памяти людской, ещё долго по всей Элладе ходили глашатаи громко возвещавшие: «Не смейте помнить безумного Герострата, спалившего храм Артемиды в Эфесе!»

Вскоре эфесцы занялись реконструкцией храма. Новый архитектор сохранил изначальную планировку, только решил поднять здание на небольшую высоту. И на этот раз «спонсором» строительства выступил царь – на этот раз Александр Македонский, который по преданию родился в ночь поджога храма Геростратом.

Дальнейшая судьба самого величественного храма Древней Греции была трагична: в 263 г. н.э. его разграбили готы, в спустя полтора столетия все языческие храмы были закрыты и храм Артемиды Эфесской был переделан под церковь, которое тоже со временем пришла в упадок и была закрыта.

Развитие торговли привело к появлению монет. Монету изобрели в Лидии в 7 веке до н. э. Греки очень быстро переняли это полезное новшество. Каждый полис чеканил свою монету с каким-нибудь изображением, часто помешал на ней название полиса.

Греки заимствовали у финикийцев алфавит и переделали его таким образом, что научиться читать и писать стало довольно легко. В Греции грамотных людей было много больше, чем в странах Древнего Востока.

2. Города-гocударства Гpeции

В античной Греции не сложилось крупного, единого государства. Здесь было нескольких сот небольших самостоятельных гocyдарств - полисов, включающих поселение (город) и прилегающие земельные угодья.

В античном полисе более богатые и знатные граждане должны были нести и большие затраты. Они уплачивали в казну крупные суммы, снаряжали за свой счет боевые корабли, являлись на войну в более дорогом и тяжелом вооружении.   Большие   обязанности   давали гражданину и большие возможности в управлении государством. Знатных людей избирали военачальниками, судьями, они назначались на другие важнейшие должности.

Важную роль в экономической жизни античного полиса играли ремесленники и торговцы. Здесь, в отличие от стран Востока, власть не была сконцентрирована только в руках землевладельческой знати. А значит, не было условий для возникновения деспотии.

Каждый полис имел свои законы, особую систему управления. 

Верховная власть в полисе принадлежала народному собранию, в котором могли участвовать все полноправные граждане. Собрание принимало законы, избирало правителей, заключало мир или объявляло войну. Хотя решающее слово в большинстве полисов принадлежало родовой знати, простые граждане также могли влиять на принятие важнейших государственных решений. Иноземцы, даже зажиточные, и рабы не имели права участвовать в общественной жизни. 

Земля полиса делилась на общественную и частную, принадлежавшую отдельным гражданам. Ими являлись мужчины — полноправные собственники: крестьяне, владевшие землей; ремесленники, имевшие мастерскую; мореходы, располагавшие кораблями и товарами.

Полис защищал интересы своих граждан, но и за ними были закреплены определенные обязанности. Первейшей из них было участие в войнах, которые вел полис. Для граждан государство не было стоящей над обществом силой, защищавшей интересы лишь небольшой группы людей — царя и его вельмож. Поэтому главной ценностью для жителя полиса являлось благополучие не только семьи, но и родного города.

Афины

Античную Гецию принято считать родиной демократии. 

Вся власть первоначально находилась в руках знати, которая считала себя лучше всех. Поэтому власть называлась аристократией (по-гречески слово «аристократия» означает «власть лучших»). 

Знать заседала в совете. Когда происходило собрание всего народа - демоса (по-гречески «демос» означает «народ»), то мнение аристократов имело большее значение, чем мнение рядовых жителей. Обычно знатные люди считали своими предками богов и древних царей и думали, что это оправдывает их господствующее положение. К простому народу они относились с презрением и называли его толпой.

Но благодаря деятельности Солона, Перикла и других политиков, защищавших интересы демоса, строй постепенно изменялся в сторону демократии (V в. до н. э.). Для нового строя были характерны такие черты, каквласть граждан, осуществляемая через народное собрание, выборность должностных лиц, оплата их деятельности.

Важную роль в становлении афинской демократии сыграл успех греков в борьбе с Персидской державой. Победы в греко-персидских войнах (500—449 гг. до н. э.) не только свидетельствовали о превосходстве свободных граждан греческих городов-государств над мощной восточной деспотией, они также укрепляли демократические элементы полиса.

Раньше знать имела право на власть, так как только аристократы были настоящими воинами защищавшими свой полис. Теперь крестьяне стали сражаться в одном строю с аристократами. Если они в равной степени проливают кровь в борьбе за родной полис, то они должны иметь и равные права в управлении им. Так рассуждали крестьяне. С развитием ремесла и торговли в полисе усиливается влияние купцов и ремесленников. Они считали, что их богатство тоже дает им право участвовать в управлении полисом.

Но знать не хотела делиться ни с кем своими правами. Во многих полисах в то время шла борьба между аристократами и демосом.

Первые уступки, которые демос смог вырвать у знати, - это так называемые писаные законы. Сначала судили по обычаю, то есть так, как было принято, как судили раньше. А судьями были аристократы, поэтому они защищали аристократов. Демос требовал, чтобы законы были одинаковыми для всех. А чтобы их применяли правильно, законы следовало записать. Так, благодаря записи законов начали ограничивать произвол аристократов. Запись законов была первым шагом на пути установления демократии, то есть власти народа («демократия» по-гречески означает«власть народа»). Первые из них, устанавливающие общие нормы поведения для всех гpаждан и наказание за их нарушение, были приняты в 621 г, до н.э.

Постепенно и чужеземцы, успешно ведущие дeла в Афинах, получили права гpаждан.

Согласно утвердившейся в Афинах традиции, активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обязанностью гpаждан. На собраниях решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица. Собрание могло приговорить к изгнанию из полиса лиц, представлявших угpозу народовластию и склонных к тирании.

На общем собрании граждан oкpyгa ставился вопрос: «Есть ли в гocудapcтвe человек, угрожающий существующим порядкам?». Присутствующие писали на черепках битой глиняной посуды (остраках) имя тогo политика, который представлялся им врагом демократии. Тот, кто получал больше половины голосов, приговаривался к остракизму (изгнанию).

Спарта

путь развития полиса продемонстрировала Спарта. Это государство было основано дорийским племенем, которое, поселившись на юге Пелопоннесского полуострова, превратило местное нaселение в бесправных рабов (илотов). 

Спартанцы считали недостойным для себя возделывать землю, заниматься торговлей, ремеслом. Это был удел рабов и пришлых из окрестных поселений. Единственным заслуживающим уважения занятием для мужчин считалась война. 

Система воспитания была подчинена одной цели - подготовке выносливых, немногословных, дисциплинированных воинов. В историю вошла традиция спартанцев убивать детей, рождавшихся слабыми, из которых, как они считали, не получилось бы хороших солдат.

В Спарте неизменными остались порядки родоплеменногo строя. Ею управляли совет старейшин и сходка воинов, роль вождей (царей) была огpаничена. Сохранялось уравнительное распределение. Все спартанцы носили простую одежду, питались сообща, дeньги ими не признавались. 

Спартанское государство вело постоянные войны против coceдних полисов, захватывая рабов, собирая дань и постепенно расширяя свою территорию. Если в Афинах труд рабов использовался огpаниченно, лишь на рудниках и в мастерских, то в Спарте он был основой экономики. 

Постоянная борьба за первенство между двумя важнейшими полисами — демократическими Афинами и аристократической Спартой - ослабила Грецию и сделала возможным ее подчинение северному соседу — Македонии.

Объединение экономических ресурсов и воинских сил полисов Греции и Македонии позволило великому завоевателю Александру Македонскому присоединить к своему царству обширные владения.

Александр Македонский (Александр III Великий, царь Македонии с 336 года) - полководец, создатель крупнейшего государства древнего мира.

Сын македонского царя Филиппа II и царицы Олимпиады, Александр получил прекрасное для своего времени образование, его воспитателем с 13 лет был Аристотель. Любимым чтением Александра были героические поэмы Гомера. Военную подготовку он прошел под руководством отца. Уже в юные годы он продемонстрировал исключительные способности к полководческому искусству.

Юность наследника македонского престола была омрачена разводом родителей. Вторичная женитьба Филиппа на другой женщине (Клеопатре) стала причиной ссоры Александра с отцом. После загадочного убийства царя Филиппа (336 до н. э.) 20-летний Александр был возведен на престол.

В наследство от Филиппа от получил сильнейшую армию Древней Греции, но Александр понимал, что для победы над огромной державой понадобятся усилия всей Эллады. Ему удалось создать общегреческий союз и сформировать объединенное греко-македонское войско. Общая численность пехоты составляла 30 тыс. человек, конницы — 5 тыс. Несмотря на сравнительно небольшую численность, греко-македонское войско было хорошо обучено и вооружено.

Главной задачей молодого царя стала подготовка к военному походу в Персию. Однако это государство обладало огромными людскими и материальными ресурсами. Но в решающем сражении 100-тысячное войско было разбито.

Александр решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход в Египет. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей. Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял неординарный шаг — провозгласив себя сыном египетского бога Аммона, отождествлявшегося греками с Зевсом, он становился в глазах египтян законным правителем (фараоном).

Другим способом укрепления власти в покоренных странах явилось переселение в них греков и македонян, что способствовало распространению греческого языка и культуры на огромных территориях. Для переселенцев Александр специально основывал новые города, обычно носившие его имя. Наиболее известный из них — Александрия (Египетская).

После проведения финансовой реформы в Египте Александр продолжил поход на Восток. Греко-македонское войско вторглось в Месопотамию. Победители заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану.

Александр был провозглашен «царем Азии». В своем государстве он замыслил создать новый правящий класс из македонян и персов, стремился привлечь на свою сторону местную знать, что вызывало недовольство его соратников. Были казнены старейший военачальник Парменион и его сын, обвиненные в причастности к заговору против Александра.

Затем войско Александра вторглось в Среднюю Азию (Бактрию и Согдиану), местное население которой оказало ожесточенное сопротивление, но и его удалось подавить. Александр старался соблюдать местные обычаи, носил персидскую царскую одежду, женился на бактрийке Роксане. Однако его попытка ввести персидский придворный церемониал (в частности, падание ниц перед царем) натолкнулась на неприятие греков. Александр безжалостно расправлялся с недовольными. Его молочный брат Клит, посмевший его ослушаться, был немедленно убит.

Долина Инда тоже была присоединена к державе Александра. Истощение войск и вспыхивающие в них мятежи вынудили Александра повернуть на запад.

Возвратившись в Вавилон, который стал его постоянной резиденцией,Александр готовился к покорению Аравии и Северной Африки, но этому помешала его внезапная смерть от малярии. Его тело, доставленное в Александрию Египетскую Птолемеем (одним из сподвижников великого полководца), было помещено в золотой гроб.

Новыми царями огромной державы были провозглашены новорожденный сын Александра и его сводный брат Арридей. Фактически империей стали управлять военачальники Александра — диадохи, вскоре начавшие войну за раздел государства между собой.

Политическое и экономическое единство, которое стремился создать Александр Македонский на захваченных землях, было непрочным, но греческое влияние на Востоке оказалось весьма плодотворным и привело к формированию культуры эллинизма. Города эллинистического Востока превращались в центры греческой культуры. Местное население постепенно заимствовало язык, обычаи и культуру греков. Греки же, оказавшиеся на Востоке, перенимали его достижения. Возник синтез культур и цивилизаций Древнего Востока и Древней Греции.

Личность Александра Македонского была чрезвычайно популярна как среди европейских народов, так и на Востоке, где он известен под именем Искандер Зулькарнейн (Александр Двурогий).

II. Города - государства Италии. Основание Рима

В развитии городов Италии и Греции проявилось мнoгo сходных черт. 

Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы высокими Альпийскими горами.

Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы.

В полисах Италии безраздельно господствовала землевладельческая аристократия. Одному из полисов — Риму, возникшему, по преданию, в 753 г. до н. э., — суждено было стать господином Средиземноморья. 

Это интересно 

Древняя легенда связывает начало римской истории с потомками троянского героя Энея. Эней был сыном богини Афродиты-Венеры и смертного героя Анхиза. Трою сожгли греки-ахейцы. Эней покинул родной город вместе со стариком-отцом и юным сыном. Пройдя многие земли и страны, преодолев все невзгоды и препятствия, Эней, согласно предназначению богов, оказался в Италии. Здесь он женился на дочери царя местного племени латинов. Сын Энея Асканий-Юл основал в Италии город Альба Лонга (Длинная Альба) и стал царем.

Потомок Аскания-Юла, которого звали Нумитор, мудро правил городом. У него была дочь Рея Сильвия. Злой брат Амулий сверг его, а Рею Сильвию заставил стать весталкой - жрицей Весты - богини домашнего очага и очага римской общины. Весталки давали обет в течение 30 лет не вступать в брак. За нарушение этого обета жрицу казнили, заживо закапывая в землю.

Амулий надеялся, что у Нумитора не будет наследников. Но бог войны Марс полюбил прекрасную весталку Рею Сильвию. От их любви родились близнецы Ромул и Рем. По приказу Амулия близнецов в корзинке бросили в реку Тибр, а их мать Рею Сильвию заточили в темницу. Воды реки вынесли корзинку с близнецами на берег, где их вскормила своим молоком волчица. Потом их нашел пастух и воспитал в своей семье. Ромул и Рем выросли мужественными, красивыми юношами. Вокруг них собралась ватага дерзких и задиристых молодцов. Братья вступили в борьбу с Амулием, победили его и вернули власть над Альбой Лонгой своему деду Нумитору. Они освободили и свою мать Рею Сильвию.

Следуя божественному повелению, братья решили основать новый город. Поссорившись с братом, Ромул убил его. Ромул стал первым римским царем.

Первые два с половиной века своей истории Рим управлялся царями. Верховная власть называлась «империи». Царь являлся военачальником, верховным судьей и высшим жрецом. Его власть не была наследственной. Царя избирал римский народ.

Римский народ делился на патрициев и плебеев.

Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Из них он составил совет старейшин - сенат. Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Иногда сенаторов также называли отцами - по-латыни «патрес», отсюда произошло название «патриции», то есть «потомки отцов». Им принадлежали земли, примыкающие к Риму. Поскольку Рим часто вел завоевательные войны против соседних племен и городов-государств, количество земель, которые находились в распоряжении патрицианских родов, постоянно возрастало. Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.

Пришлое население, члены других племен, поселившиеся в Риме, назывались плебеями. Они не имели права участвовать в жизни гopoда, хотя и привлекались к военной службе во вспомогательных отрядах. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.

В 509 г, до н.э. в Риме установилась республика. Слово «республика» по-латыни означает «общее дело».Республиканское правление соединило в себе черты монархической (единоначалие консулов), аристократической (власть сената) и демократической (народное собрание) форм правления.

В 494 г. до н.э. плебеи, недовольные своим положением, отказались участвовать в очередном военном походе и в полном вооружении покинули Рим. Патриции вынуждены были уступить. Плебеи получили право выбирать народных трибунов, отстаивающих их интересы перед сенатом. В частности, трибуны могли приостанавливать выполнение принятых им решений.

В 450г. до н. э. специальная комиссия из 10 патрициев разработала первый в истории свод политических прав. Он назывался Законом XII таблиц, поскольку его записали на 12 медных досках. Так в Риме впервые были приняты единые для всех законы (до этого споры решались на основе племенных обычаев и традиций). С 445 г, до н.э. разрешались браки между патрициями и плебеями. Еще через столетие плебеям предоставили доступ к выборным должностям, в том числе и консульским. В то же время в Риме должностные лица не получали жалованья, все расходы, связанные с несением службы, они покрывали за свой счет. Это обеспечивало доступ к власти только состоятельным гражданам.

Происшедшие перемены означали, что в V веке до н.э. в Риме, как ранее и в Афинах, сложилась новая политическая система общественной организации, в которой гpажданство имело большее значение, чем родоплеменные связи.

Эти перемены содействовали превращению городов-государств в крупные центры торговли и ремесла. Они принялись наращивать военную мощь и начали борьбу за господство над Средиземноморьем.

В будущем именно римлянам удалось создать великую державу, превзошедшую дерзкие замыслы Александра Македонского.

В В постоянных войнах закалялась и совершенствовалась римская армия. В царский период все римское войско называлось легион. На вооружении у римских воинов были короткие мечи (гладиусы), длинные копья (гасты), короткие копья (дротики), мощные луки. Голову римского воина защищал шлем из кожи или металла. На тело надевалась кожаная рубаха, укрепленная металлическими пластинами. У римских воинов позже появились металлические доспехи и иногда использовались кольчуги, плетенные из металлических колец. На ногах воины носили высокие с ремнями башмаки на прочной подошве. Они назывались калиги.

С 4 века до н. э. римским воинам стали платить жалованье. Постепенно армия превращалась в профессиональную. Срок службы в армии вырос до 25 лет. Закончив службу, ветераны получали земельные наделы и хорошую пенсию.

В Римские воины умели не только прекрасно воевать. Они строили дороги и укрепленные военные лагеря.

В 312 году началась прокладка дороги, связывавшей Рим с Капуей. Это было сделано по приказу цензора Аппия Клавдия Слепого, поэтому дорога получила название Аппиевой.

Римляне строили дороги  основательно, на века. Римские дороги сохранились до наших дней. Сначала землемеры точно намечали маршрут дороги. Затем выкапывалась глубокая канава необходимой ширины. Ее заполняли слоями камней. Верхняя часть дороги мостилась огромными, хорошо подогнанными друг к другу булыжниками или каменными плитами. Чтобы дорогу не размывали дожди, ее середина делалась выше обочин, а вдоль дороги выкапывались канавы. Качество строительства Аппиевой дороги было таковым, что и через 900 лет она прекрасно служила без ремонта. И сегодня сохранились отдельные участки Аппиевой дороги, поражающие своей незыблемостью.

Аппиева дорога стала «родоначальницей» знаменитых римских дорог, пролагавшихся везде, где проходили римские войска.

Там, где дорога подходила к реке, римляне строили мосты. Иногда над мостами надстраивались акведуки - водопроводы. Такие мосты до сих пор сохранились в Южной Франции, Испании и в других местах. Римские дороги давали возможность быстро достигать отдаленных окраин государства, развивать торговлю. Немало современных автострад в Европе проложено по дорогам, намеченным еще римлянами.

Там Постепенно все земли вокруг Средиземного моря стали римскими. Окончательно это произошло в конце 1 века до н. э., когда и Египет был подчинен Риму.

Для управления завоеванными странами была необходима сильная централизованная власть. С многочисленными проблемами гигантской державы мог справиться только единоличный правитель. С конца I в. до н. э. мир Средиземноморья управлялся императорами — пожизненными военными диктаторами, обладавшими всей полнотой административной и судебной власти.

Покорив многие народы, римляне познакомили их со своим образом жизни. Жители подчиненных Римом стран, прежде всего горожане, были романизированы. Вне зависимости от того, к какому народу они принадлежали, они одевались как римляне, говорили на латинском языке. Римские законы защищали права и собственность гражданина независимо от того, где он родился и какое положение в обществе занимал.

Средиземное море превратилось во внутреннее море римского круга земель. Римляне называли его «наше» море.  Рим превратился в огромную державу. Властелином и центром ее стал Рим. Рим богател за счет провинций. Это, однако, способствовало падению нравов внутри самого Рима. Процветали взяточничество, подкуп, присвоение казенных денег. Честность и верность ушли в прошлое. Главным мерилом успеха становилось количество денег и рабов.

Военные победы привели к невиданному распространению рабства. В Италию хлынуло огромное количество рабов, захваченных в плен на войне. На море и на суше также орудовали шайки, похищавшие людей и продававшие их в рабство. Жители римских провинций, не уплатившие налоги, также обращались в рабство.

Рынки рабов существовали повсюду. Главный же из них находился в самом Риме на Бычьем форуме. Здесь чередовались дни продажи скота и рабов. На рынках продавались не только крепкие мужчины, но и старики, женщины и дети. Продавцы расхваливали свой товар, но на груди каждого продаваемого должна была висеть табличка с перечнем телесных изъянов. Цены на рабов из-за роста их количества были невысокими. Даже небогатые семьи могли купить одного-двух рабов. Десятки рабов трудились на виллах богачей и в их домах. Особенно выгодно было покупать детей. Их обучали какому-либо ремеслу, а затем перепродавали гораздо дороже.

С III в. хозяйство Римской империи вступило в полосу кризиса. Применение новых, усовершенствованных орудий труда позволяло земледельцам собирать большие урожаи. Однако рабам, не заинтересованным в результатах своего труда, нельзя было доверить эти орудия. Рабство постепенно превращалось в тормоз, мешавший развитию техники и хозяйства.

Крупные землевладельцы пытались найти выход из создавшегося положения путем наделения рабов небольшими участками земли с домами. Их называли «рабами с хижинами». Другие крупные землевладельцы, разделив свои земли на небольшие наделы, сдавали их для обработки разорившимся земледельцам и городским беднякам, которых стали называть колонами.

Разрушительная череда гражданских войн усугубила экономический кризис. Следствием военных действий стало разорение хозяйства, свертывание внутренней торговли. Это привело к тому, что налоги перестали платить деньгами. Спасаясь от произвола императорских чиновников и разорительных податей, горожане бежали в сельскую местность, где пополняли ряды колонов и ремесленников в поместьях крупных землевладельцев. Города, бывшие когда-то центрами ремесла и торговли, приходили в упадок. Поместья, прежде тесно связанные с рынком, теперь стали производить продукцию в основном для внутреннего потребления.

Междоусобицы постепенно ослабляли Римское государство. Этим поспешиливоспользоваться варварские племена, усилившие натиск на империю. Большую часть варварских племен составляли германцы и славяне. Их мир был совсем не похож на мир античной цивилизации. Жили варвары родовыми общинами, объединявшимися в племена. Во главе племен стояли вожди, проявившие себя в битвах. Превыше всего язычники-варвары ценили свободу и достоинство, символом которых было обладание оружием.

В течение почти трех столетий римляне успешно обороняли границы империи от вторжений германских племен. Однако в конце IV в. десятки варварских племен — отряды воинов вместе с женами, детьми, скотом и скарбом — неудержимой лавиной двинулись в глубь империи. Массовое передвижение племен, охватившее огромные пространства Европы и Азии, получило название Великого переселения народов.

Императоры испытывали большие затруднения при пополнении легионов, так как в связи с упадком землевладения наделение земельными участками — обычная в то время плата за военную службу — стало затруднительным. В этих условиях ускорился процесс набора в армию отрядов из тех варварских племен, которые становились союзниками Рима. Поступавшие на римскую военную службу варвары приобретали римское гражданство и доступ к высшим военным должностям. Это приводило к отчуждению армии от интересов гражданского римского населения.

Начало Великому переселению народов положили племена гуннов. Двигаясь от северных границ Китая, они дошли до Урала и Волги. Ворвавшись в Северное Причерноморье, гунны нанесли поражение жившим здесь племенам. Спасаясь от свирепых кочевников, германские племена начали массовое переселение в пределы империи. Первыми это сделали готы.

Император согласился поселить их в пограничных провинциях. За предоставление убежища готы обещалиповиноваться римским законам и выставлять вспомогательные войска. При этом власти империи потребовали от них уплаты налогов. Голод, кабала и произвол чиновников довели готов до отчаяния, и они подняливосстание. Против них выступил император с лучшей частью армии. В сражении при Адрианополе в 378 г. римляне были наголову разбиты. После этого Риму уже не удалось восстановить свою былую военную мощь. С огромным трудом римлянам удалось привести готов к повиновению и заключить с ними мирный договор.

В 395 г., после смерти императора Феодосия Великого, сдержавшего напор готов, империя разделилась на Восточную со столицей в Константинополе и Западную, столицей которой стала Равенна. Силы империи были подорваны; провинции ускользали из-под ее власти. В 455 г. Рим был взят и разграблен воинами германского племени вандалов. За 21 год, после разгрома вандалами «вечного города», на престоле в Равенне сменилось девять императоров — ставленников римской знати и германских военных вождей.

В последние годы существования Западной Римской империи ее территория представляла собой лоскутное одеяло. Под прямым контролем Равенны оставались лишь Италия и незначительные владения за ее пределами. На остальной территории хозяйничали германцы, отнимавшие земли у местных землевладельцев. Вскоре пришел черед Италии: вождь наемных германских отрядов Одоакр в 476 г. сместил последнего императора Ромула Августула и объявил себя правителем Италии. Знаки императорского достоинства — диадему, плащ и скипетр — Одоакр отослал в Константинополь.

Гибель Римского государства сопровождалась упадком городской цивилизации. Уцелевшие города и крепости являли собой жалкий вид: разрушенные здания, утонувшие в грязи улицы, стада овец и коз на многолюдных прежде площадях. Были забыты и утрачены некоторые навыки культурного земледелия, утеряны многие ремесла, пришли в запустение римские дороги. На развалинах Западной Римской империи возникли варварские королевства.

III. Влияние античности на политическую жизнь и право  в эпоху Средневековья

Гибель античной цивилизации не означала полной утраты того исторического наследия, которое древние греки и римляне оставили своим преемникам. Благодаря романизации различных стран и земель, входивших в состав империи, римский образ жизни получил широкое распространение и не мог просто исчезнуть после варварских завоеваний.

Некоторые элементы римской цивилизации сохранились и оказали мощное влияние на ход событий в последующую — средневековую эпоху. Примерно два столетия просуществовали социальные структуры, унаследованные Средневековьем от античности - система налогообложения, отдельные элементы государственного аппарата. Средневековые правители — с целью эффективного управления своими государствами — стремились, подобно римлянам, поддерживать в надлежащем порядке дороги и государственную почтовую службу с системой постоялых дворов-гостиниц, располагавших сменными лошадьми. При этом многие дороги, проложенные римлянами, столетиями служили людям.

Созданная римлянами эффективная система управления империей как территорией, объединенной общим законодательством и централизованной властью, была воспринята многими средневековыми правителями. Живучей оказалась и идея империи как мирового государства, границы которого должны включать все христианские страны.

На территории варварских королевств в течение длительного времени по отношению к негерманскому населению продолжали применяться нормы римского права.

Попытки же варварских вождей ввести римские законы для соплеменников долгое время терпели неудачу. Однако по мере формирования централизованных монархий римские правовые нормы становились все более и более востребованными и оказали огромное влияние на развитие средневекового права.

IV. Влияние античности на культуру Средневековья

Значительное влияние на градостроительство и архитектуру Средневековья оказало  строительное искусство греков и римлян.

Многие средневековые города располагались на месте старых построек и прямо продолжали их историю: Лондон (римский Лондиниум), Париж (Лютеция), Кельн (колония Агриппина), Вена (Виндабон). Вот почему европейские города — как сохранившиеся со времен античности, так и возникшие позднее, — имеют схожую планировку. Центром их является большая площадь (соответствующая римскому форуму); улицы расходятся в разные стороны, образуя геометрически правильные кварталы.

Многие римские постройки служили образцом для подражания десяткам поколений средневековых строителей. Средневековые архитекторы использовали методы и приемы строительства своих античных предшественников: колонны, которые поддерживают несущие перекрытия, арку и купол; каменную кладку и цемент, применявшиеся при возведении построек.

Римляне изобрели бетон — смесь гашеной извести, песка и щебня. Жидкую бетонную массу заливали в оболочку из дерева или оклады из кирпича. Бетон, застывая, превращался в твердую монолитную массу.

Таким способом можно было строить огромные здания, простирать над широкими пространствами купола и своды. И если скромные сооружения римлян II — I вв. до н. э. дошли до нас сильно пострадавшими от времени, то перед грандиозными сооружениями первых веков нашей эры время оказалось бессильным.

Один из наиболее совершенных образцов римской архитектуры — Пантеон, храм всех богов, построенный в Риме ок. 125 г. н. э. Круглое в плане здание перекрыто грандиозным куполом диаметром более 43 м.

Только в XIX в., с изобретением железобетонных конструкций, люди научились сооружать купола такого размера, а римляне построили купол Пантеона с помощью бетона и кирпичного каркаса. Здание чрезвычайно продумано. Высота его равняется диаметру, купол представляет собой полусферу. В центре купола находится отверстие, через которое проникает поток света, освещающий все внутреннее пространство огромного зала.

Пантеон поражал великолепием своего убранства. Квадратные углубления, необходимые для облегчения массы купола, так называемые кессоны, были заполнены бронзовыми золочеными розетками, стены внутри были выложены цветным мрамором, а колонны наружного портика были выточены из цельных гранитных монолитов.

Колизей (75-80 н. э.), или, как его называли сами римляне, Колоссей (громадный) - гигантский амфитеатр в форме овальной чаши. Некогда на трибунах Колизея располагалось около 50 тыс. зрителей, приходивших сюда смотреть бои гладиаторов. Этот предок наших стадионов имел арену, которую можно было заливать водой и превращать в бассейн.

Служебные помещения располагались под зданием и занимали пять этажей. В жаркие дни над трибунами натягивали огромный, тент, для чего вдоль верхнего края здания были поставлены деревянные мачты. 240 арок тремя ярусами окружали арену Колизея, имеющую форму эллипса, и поднимающиеся уступами в 4 яруса места для зрителей. Каждую арку обрамляли полуколонны. Если в Греции колонны всегда служили опорой, в Колизее полуколонны, прилепленные к стене, маскировали толщину стены и были лишь декорацией. Такое чисто декоративное использование колонн и полуколонн характерно для римской архитектуры и отличает ее от греческой.

Обязательной принадлежностью римских городов были общественные бани (римляне называли их термы). Обширные здания включали бассейн с проточной водой, своего рода искусственные озера. В одних помещениях были устроены ванны с теплой или горячей водой, в других — раздевальни, парильни. Большие залы предназначались для занятий гимнастикой. Но в римских термах были созданы условия не только для физических упражнений; в них имелись библиотеки с произведениями греческих и латинских писателей, кулуары и галереи для дружеских бесед и философских споров. Термы, построенные императором Каракаллой в начале III в. н. э. (термы Каракаллы), самые роскошные из многих сотен римских бань, вмещали до 2 тыс. человек одновременно.

Внутри термы были богато украшены. Стены их отделывали цветным мрамором, пол — мозаикой, сводчатые потолки покрывали росписями. Через широкие окна с переплетами из золоченой бронзы, в которые вставляли иногда вместо стекла пластины полупрозрачного камня, лился мягкий рассеянный свет. В залах терм стояли многочисленные мраморные и бронзовые статуи.

Римляне украшали свои дворцы, общественные здания и городские площади статуями, вывезенными из завоеванных ими городов Греции и Малой Азии, или копиями с прославленных греческих оригиналов.

Благодаря этим копиям, сохранившимся в огромном числе, мы можем судить о недошедших до нас греческих скульптурах. Но относились римляне к статуям не так, как греки. Они ценили их не как произведения, воспевающие красоту и совершенство свободного человека, а лишь как красивые вещи, украшавшие их быт.

«Цезарь Август». Изображение Октавиана Августа, как и его предшественника Юлия Цезаря, вряд ли можно причислить к мировым шедеврам, однако они известны нам всем еще со школы. Оригинальная статуя Октавиана Августа была сделана из мрамора и покрыта листовой бронзой. Скульптуру, как и много других изображений первого римского императора, создали уже после смерти Августа.

Это интересно 

Различие в содержании и идейной направленности искусства древних греков и римлян заключалось в социально-экономическом и политическом различии их стран. В отличие от маленькой Греции Рим был столицей колоссального государства, покорителем многих стран и народов. Афины в период расцвета были рабовладельческой республикой, Рим во времена своего наивысшего могущества — империей. В Греции человек считался мерой всех вещей, в Риме — песчинкой перед силой и властью государства.

Если греческий скульптор в своих рельефах чаще стремился выразить радость, ликование, веселье, передавал ритм праздничной процессии, то римский ваятель подчеркивал торжество победителей, несущих богатые трофеи, захваченные у противника. Греки изображали свободных граждан, римляне — солдат, вымуштрованных, дисциплинированных, приученных к строю. В этих рельефах с особой тщательностью и достоверностью переданы детали различных предметов, вооружение воинов, их одежды и прически.

К высшим достижениям искусства Древнего Рима относится скульптурный портрет. Его возникновение связано с религией римлян, у которых был развит культ предков. В каждом доме существовали домашние святилища, в которых рядом с изображением богов-покровителей стояли скульптурные портреты предков. Начав с изображения умерших, римляне затем перешли к созданию портретов живых людей.

Римский портрет всегда был удивительно правдивым. Скульпторы прежде всего стремились добиться сходства с оригиналом. Они не приукрашали изображаемых людей, не представляли их более красивыми, чем они были в жизни. Напротив, они смело и выразительно передавали в мраморе или бронзе худые, впалые щеки и морщины стариков, отвислые жировые складки лица, или мешки под глазами, или какую-нибудь бородавку на носу. С удивительной беспристрастностью, словно безжалостным лучом, высвечивали они солдатскую грубость полководца, лисью хитрость банкира, душевную пустоту аристократа, чванливую спесь наместника провинции.

Древнеримские художники знали секрет восковых красок, не тускнеющих от времени и не боящихся воды. Ими они создавали живописные портреты, по совершенству и выразительности не уступающие портретам скульптурным. Но особенно любили римляне технику фрески. Стены домов и общественных зданий Рима нередко сплошь покрывались внутри фресками. Иногда это были великолепные орнаменты, составленные из стеблей, цветов, фигурок людей и животных. Иногда орнаменты сочетались с целыми картинами на темы греческих и римских мифов или произведений античных поэтов. Встречаются и живые сценки из жизни римских улиц.

Не менее важную роль, чем фреска, играла в древнеримском искусстве мозаика. Без преувеличения можно сказать, что именно в Древнем Риме мозаичное искусство достигло расцвета и заняло важное место среди других художественных искусств. Римские мастера не открывали мозаику, она была известна в Древней Греции, в Древнем Египте и даже в шумерских городских поселениях. Но именно в Римской империи мозаика стала неким стандартом оформления жилища и общественного здания, именно римляне создали основные техники выкладывания мозаик. Из мелких кубиков, вырезанных из разноцветных камней или отлитых из стеклянной массы, римские мозаичисты выкладывали не только сложные узоры, пестрыми коврами покрывавшие полы богатых домов, но и целые картины, не уступавшие живописным по красочности и совершенству.

Высоко развито было в Древнем Риме и прикладное искусство. Тончайшие украшения и покрытые рельефами сосуды изготовляли из золота и серебра римские чеканщики — торевты.

У египтян и сирийцев римляне переняли искусство изготовления стекла — прозрачного и цветного, из которого они делали прекрасные сосуды, переливавшиеся всеми цветами радуги, и нарядные бусы.

Жители покоренных Римом земель были вынуждены изучать язык своих завоевателей, так как все дела, связанные с управлением и судопроизводством, велись на латыни. Конечно, это был не тот язык, на котором выступали римские ораторы и создавались литературные произведения. Это была народная латынь — разговорный язык горожан, крестьян, торговцев и воинов. Диалекты народной латыни, обогащенные словами других наречий, легли в основу ряда современных европейских языков (итальянского, французского, испанского, португальского, румынского и др.). Они относятся к так называемой романской группе и имеют одного общего прародителя — латинский язык, который долгое время служил основным средством общения между образованными людьми разных национальностей. Латинский язык был важнейшим средством межгосударственных отношений: на нем на протяжении почти всей эпохи Средних веков составлялись государственные документы, международные договоры. Благодаря этому народы Европы, говорившие на разных языках, могли общаться друг с другом.

Все церковные службы в католических странах средневековой Европы велись только на латыни. Она была языком книжной мудрости. В монастырях переписывались сочинения античных и христианских писателей. Все записи — от хозяйственных документов до исторических хроник — велись только на латыни; до XIV в. она оставалась единственным письменным языком Западной Европы. На латыни велось обучение в монастырских школах и университетах. Это позволяло студентам из разных стран слушать лекции в любом университете.Превращение латыни в язык ученых и учащихся приводило к тому, что в Европе существовал постоянный обмен знаниями и идеями.

V. Христианство

Христианская церковь была создана учениками и последователями Иисуса Христа в период расцвета Римской империи. В середине IV в., когда в эпоху всеобщего кризиса пошатнулись идеологические основы римской государственности, христианство стало господствующей религией в империи. Христианская церковь, бывшая ранее лишь структурой, объединявшей общины верующих, постепенно превратилась в значимую политическую и экономическую силу, союза с которой искали императоры.

Крушение Западной Римской империи не только не разрушило христианскую церковь, но и сделало ее единственной организованной силой в масштабах всей Европы. В эпоху постоянных войн, упадка морали церковь выступала в качестве хранительницы культуры, защитницы ценностей порядка и милосердия. Ее служители словом Божьим и силой смиряли самых непокорных, самых необузданных варварских вождей. Об этом свидетельствуют сохранившиеся на страницах средневековых рукописей легенды, повествующие о тревогах и бедах той эпохи. Христианство внушало всем верующим людям единые правила поведения, представления о добрых и дурных поступках.

Грамотные деятели церкви зачастую были единственными помощниками варварских королей, которые могли вести учет расходов и доходов, государственную переписку и хроники., прославлявшие деяния своих патронов. Принадлежность к христианской церкви объединяла варварские государства, часто враждовавшие друг с другом. Наконец, христианство было тем общим, что объединяло прямую наследницу Римской империи — Византию и королевства, основанные в Западной Европе варварами.