СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Антропогенез, стадии развития человека.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе дается информация об эволюции человека, стадиях его развития и особенностях разных людей.

Просмотр содержимого документа
«Антропогенез, стадии развития человека.»

Антропогене́з часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного, отделившегося от других гоминид. Это процесс происхождения человека, развития его трудовой деятельности, речи, становление его в процессе развития общества.

Изучением антропогенеза занимается много наук: антропология, палеоантропология, археология, генетика, лингвистика. Антропология – наука о происхождении и развитии человека.


Классификация человека


Движущие силы антропогенеза

Империя Клеточные

Домен Эукариоты (ядерные)

Царство Животные

Подцарство Многоклеточные

Тип Хордовые

Подтип Позвоночные

Класс Млекопитающие

Подкласс Плацентарные

Отряд Приматы

Семейство Гоминиды

Род Человек

Вид Человек Разумный


Человек имеет животное происхождение.

Доказательствами родства человека с животными является наличие одних и тех же костей в скелете, сходство внутреннего строения и развития зародышей, наличие рудиментов.

Различия и особенности человека: развито вертикальное прямохождение, мозговой отдел преобладает над лицевым, нет выраженных надбровных дуг, на нижней челюсти имеется подбородочный выступ, хорошо развита рука, сводчатый тип стопы, имеется изгиб на стопе, грудная клетка сжата с боков, таз широкий массивный, позвоночник имеет изгибы, мускулатура хорошо развита, позвонки в нижней части более массивные. Хорошо развита нервная система, более сложное поведение, общественный образ жизни, сознание, наличие речи, абстрактного мышления, создание и применение орудий труда, трудовая деятельность, способность создавать комфортное жилье.


Этапы развития человека


Предки древнейших людей

Древнейшие люди

(архантропы)

Питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек

Неандертальцы

Современный человек

Дриопитек

Австралопитек

Кроманьонец

Человек Разумный


430 - 650 см 2


750 - 1100 см 2

1400 см 2


1400 -1500 см 2


1600 -1800 см 2

20 млн. лет

назад

10-5 млн. лет назад

1,9 – 0,6 млн. лет назад

300-40 тыс. лет назад

50 тыс. лет назад

10 тыс. лет назад

Размеры небольшие, лазающие и ходящие на задних конечностях в полусогнутом состоянии

Рост 120-150 см, масса тела 20—50 кг, прямохождение, рука – орган хватательный

Невысокий рост, массивные кости, прямой торс

Рос 155-165 см, походка согнутая, коренастые, кости массивные. Широкое лицо, крупные плоские зубы

Рост 180 см. Наличие подбородка. Способны к членораздельной речи. Развит подбородочный выступ.



Зубы по форме сходны с человеческими.

Череп низкий, выраженные надбровные дуги, массивные челюсти

Череп более высокий, лоб низкий, скошенный, сильно развитые надбровные дуги

Череп высокий, лоб прямой, без сплошного надбровного валика, большая черепная коробка.


Орудия труда отсутствуют

Используют естественные предметы, как орудия труда (кости, палки)

Изготавливают примитивные каменные орудия (копья, скребки, рубила)

Изготавливают обработанные каменные орудия труда (острия, скребки, ножи)

Изготавливают сложные орудия труда из камня и кости (иглы, сверла, гарпуны, стрелы)

Изготавливают сложнейшие орудия труда и механизмы

Стадный образ жизни на открытых пространствах

Стадный образ жизни, совместная охота. Человек умелый питался плодами и кореньями, падалью, мясом мелких животных. Для дробления костей использовал гальку

Общественный образ жизни, поддержание огня, изготовление одежды, разделка мяса, запасание пищи, проживание в пещерах

Общественный образ жизни, совместная охота, использование огня. Приготовление пищи. Одевались в шкуры зверей. Строительство очагов и жилищ. Первые захоронения

Родовая община. Охота, ловля рыбы, собирательство плодов, трав. Строительство поселений. Появление обрядов. Шитье одежды. Рисунки на скалах и стенах, скульптуры, возникновение искусства, гончарного дела, земледелия

Семейный уклад. Много отраслей в хозяйстве, коллективный труд. Наивысшие достижения в науке, технике, искусстве, медицине

Человек является единственным биосоциальным видом

Биологическая сущность человека заключается в том, что человек как биологический вид так же, как и другие организмы питается, дышит, выделяет продукты распада, размножается, находится под влиянием движущих эволюции.

Социальная сущность заключается в том, что человек имеет социальное существование (совместная жизнь, общение, труд, коллективная деятельность, трудовые отношения, речь. Человек творчески преобразует мир с помощью своих умственных способностей и общественного производства. Научился создавать совершенные орудия труда, производит продукты питания, создает одежду, комфортное жилье не зависящее от условий среды.

Отличия человека от обезьян

Истинное прямохождение и связанные с этим особенности строения тела:
- S-образная форма позвоночника с отчетливыми шейными и поясничными изгибами;
- низкий расширенный таз;
- уплощенная в переднезаднем направлении грудная клетка;
- удлиненные по сравнению с руками ноги;
- сводчатая стопа с массивным и приведенным большим пальцем;
- многие особенности мускулатуры и расположения внутренних органов;
- кисть способна выполнять самые разнообразные и высокоточные движения;
- череп более высокий и округленный, не имеет сплошных надбровных дуг;
- мозговая часть черепа в большой степени преобладает над лицевой (лоб высокий, челюсти слабые);
- маленькие клыки;
- подбородочный выступ отчетливо выражен;
- мозг человека примерно в 2,5 раза больше мозга человекообразных обезьян по объему и в 3-4 раза - по массе;
- у человека сильно развита кора больших полушарий мозга, в которых расположены важнейшие центры психики и речи;
- только человек обладает членораздельной речью, в связи с этим для него характерно развитие лобной, теменной и височной долей мозга;
- наличие особого головного мускула в гортани.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!