Антропогенез, расы.
ОГЭ биология
Факторы эволюции человека
- Факторы эволюции человека
- На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.
- На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.
- Но биологические факторы не утратили свое значение и поныне
Этапы эволюции человека
- Дриопитек 25-15 млн.
- Австралопитек (южная обезьяна (5,5 млн) → человек умелый (2 млн лет назад) 5,5 млн. – 2 млн. Находки: в Южной и Восточной Африке Рост около 130 см. Мозг около 600 мл. Примерно 3 млн. лет назад начали изготавливать примитивные орудия труда из гальки (человек умелый).
- Древнейший человек (питекантроп, человек прямоходящий) 2 млн. – 300 тыс. Находки: питекантроп (о. Ява), синантроп (Китай), Гейдельбергский человек (Германия).
- Рост около 165 см. Мозг 900-1100 мл. Могли использовать огонь, изготавливали примитивные каменные орудия труда.
- Древний человек (неандерталец, человек разумный неандертальский) 250 тыс. – 35 тыс. Первая находка – в Германии, в долине реки Неандер. Затем были найдены в Африки, Азии, Европе. Рост 165 см. Мозг 1400-1600 мл. Могли добывать огонь, изготавливали разнообразные каменные орудия труда.
- Современный человек (кроманьонец, человек разумный разумный) 40 тыс. – настоящее время Впервые найден в Франции в гроте Кромань. Затем были обнаружены в Европе, Азии, Африке, Австралии Рост 180 см. Мозг 1200-1500 мл.
- Орудия труда из камня, кости, дерева. Могли шить одежду и строить жилища. Было развито гончарное дело. Развивались искусство, религия.
1. О биологическом единстве человеческих рас свидетельствует их способность
1) давать плодовитое потомство
2) преобразовывать окружающую среду
3) расселяться по поверхности Земли
4) использовать орудия труда
2. К предшественникам людей большинство антропологов относят
1) австралопитеков
2) шимпанзе
3) орангутанов
4) Горилл
3. К группе древнейших людей учёные относят
1) кроманьонца
2) австралопитека
3) неандертальца
4) Питекантропа
4. К группе древних людей учёные относят
1) австралопитека
2) кроманьонца
3) неандертальца
4) питекантропа
5. Что обеспечило социальную эволюцию человека?
1) трудовая деятельность
2) высокий уровень обмена веществ
3) прямохождение
4) исчезновение волосяного покрова
6. Речь человека отличается от «языка животных» тем, что она
1) обеспечивается центральной нервной системой
2) является врождённой
3) возникает осознанно
4) содержит информацию только о текущих событиях
7. Для какой расы характерно следующее описание: чёрные жёсткие прямые, реже волнистые волосы; тёмные глаза; смуглый, часто желтоватый цвет кожи; слабое развитие волосяного покрова; уплощённое лицо?
1) европеоидной
2) монголоидной
3) негроидной
4) Австралоидной
8. Установите хронологическую последовательность антропогенеза 1) человек умелый 2) человек прямоходящий 3) дриопитек 4) человек разумный
9. Какой признак рас является отличительным?
1) объём головного мозга
2) масса головного мозга
3) общественный образ жизни
4) особенности внешнего строения
10. Чему способствовало появление прямохождения у человека?
1) заселению новых территорий
2) более быстрому передвижению по земле
3) более тесному общению людей
4) освобождению руки и развитию трудовой деятельности
11. Какой признак у человека в процессе эволюции возник раньше других?
1) речь
2) сознание
3) регулярная трудовая деятельность
4) Прямохождение
12. У человека формирование речи идёт параллельно с развитием
1) инстинктов
2) эмоциональной памяти
3) абстрактного мышления
4) безусловных рефлексов
13. В какой части света, из обозначенных
на рисунке, были найдены останки
древнейших людей?
14. Какой признак характерен
для монголоидной расы человека?
1) плоское широкое лицо
2) чёрный цвет кожи
3) чёрные курчавые волосы
4) узкий выступающий нос
15. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?
1) развитие речи
2) наследственная изменчивость
3) борьба за существование
4) естественный отбор
16. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза 1) Человек современного типа 2) Австралопитек 3) Кроманьонец 4) Питекантроп 5) Неандерталец
17. Внешние различия рас человека появились в результате
1) обитания в различных экологических нишах
2) действия социальных факторов
3) влияния наступления ледников на ареал обитания
4) приспособленности к различным климатическим зонам
18. Сплочению членов коллектива первобытных людей, общению при помощи звуков, а затем и слов способствовало(-а)
1) прямохождение
2) постоянная миграция
3) трудовая деятельность
4) употребление мясной пищи
19. Под каким номером изображена
часть света, в которой были
найдены останки
австралопитеков?
20. На каком этапе эволюции человека возникла наскальная живопись?
1) питекантропов
2) австралопитеков
3) кроманьонцев
4) Неандертальцев
21. Становление второй сигнальной системы у человека связано с
1) возникновением объёмного зрения
2) хождением на двух ногах
3) регулярной трудовой деятельностью
4) изменением климата на Земле
22. Что из перечисленного оказало наибольшее влияние на развитие мышления предков человека?
1) прямохождение
2) жизнь в группах
3) регулярная трудовая деятельность
4) переход от древесного к наземному образу жизни
23. Современный человек это прямой потомок
1) неандертальцев
2) синантропов
3) кроманьонцев
4) питекантропов
24. Первыми научились пользоваться огнём
1) австралопитеки
2) питекантропы
3) неандертальцы
4) Кроманьонцы
25. Какой фактор эволюции человека относят к социальным?
1) развитие второй сигнальной системы
2) наследственная изменчивость
3) борьба за существование
4) естественный отбор
26. Какой признак отличает представителей негроидной расы человека от всех остальных?
1) узкий выступающий нос
2) округлое лицо
3) желтовато-смуглый цвет кожи
4) чёрные курчавые волосы
27. В результате каких процессов у человека сформировались расовые признаки?
1) упражнения или неупражнения отдельных органов
2) общественного образа жизни человека
3) действия естественного отбора
4) развития цивилизации
28. Рассмотрите рисунок, на котором
изображены ископаемые предки
рода Человек в хронологической
последовательности их появления
на Земле. Под какой цифрой на нём
изображён кроманьонец, если под
цифрой 1 изображён австралопитек?
неандерталец?
29. Что является доказательством единства представителей разных рас?
1) приспособленность представителей разных рас к определённым условиям жизни
2) способность представителей разных рас вступать в брак и давать потомство
3) высокая численность представителей разных рас
4) наличие расовых признаков
30. Под какой цифрой на рисунке изображён представитель европеоидной расы? Монголоидной? Негроидной?
31. Какому из представителей рода Человек
принадлежат представленные изображения
наскальных рисунков?
1) питекантропу
2) неандертальцу
3) кроманьонцу
4) Австралопитеку
32. Наиболее ранним предком современного человека считают
1) кроманьонца
2) гориллу
3) неандертальца
4) Питекантропа
33. Современные люди, принадлежащие к разным расам, являются представителями
1) одного вида
2) разных видов
3) одной популяции
4) разных родов одного семейства
34. Рассмотрите рисунок, на котором
изображены ископаемые предки рода
Человек в хронологической
последовательности их появления
на Земле. Под какой цифрой на нём
изображён австралопитек?
35. Ископаемый предок человека с объёмом головного мозга 500 600 см3, не владевший речью и не изготовлявший орудий труда, останки которого впервые обнаружены в Африке, это
1) человек разумный
2) неандерталец
3) человек умелый
4) Австралопитек
36. К социальным факторам эволюции человека относят
1) изготовление орудий труда
2) изменения в скелете
3) развитие бинокулярного зрения
4) добывание пищи
37. К каким факторам эволюции человека относят коллективный труд, речь, абстрактное мышление?
1) социальным
2) биотическим
3) биологическим
4) Абиотическим
38. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?
1) строением кисти руки
2) дифференциацией зубов
3) общим планом строения
4) уровнем обмена веществ
39. Определите правильную последовательность основных этапов эволюции человека.
1) древнейшие люди → предшественники людей → неандертальцы → кроманьонцы
2) предшественники людей → древнейшие люди → неандертальцы → кроманьонцы
3) кроманьонцы → неандертальцы → предшественники людей → древние люди
4) неандертальцы → древнейшие люди → предшественники людей → кроманьонцы
40. Социальная природа человека проявляется в
1) речевой деятельности
2) приспособленности к прямохождению
3) наличии гортани с голосовыми связками
4) образовании условных рефлексов
41. Развитие речи у первобытного человека шло параллельно с развитием
1) сердца
2) гортани
3) Позвоночника
4) Зубов
42. Какой процесс обеспечил социальную эволюцию человека?
1) изменение форм конечностей
2) появление заботы о потомстве
3) развитие искусства и науки
4) увеличение объёма головного мозга
43. Переход от обезьяноподобного предка к человеку сопровождался развитием
1) охотничьих навыков
2) способности к труду
3) мышц нижней челюсти
4) грудной клетки
44. Что свидетельствует о том, что представители рода Человек появились примерно 2 - 3 млн. лет назад?
- найденные исторические летописи
2) данные сравнительной анатомии
3) палеонтологические находки
4) мифы древних народов
45. Чему, из перечисленного ниже, способствовала совместная трудовая деятельность предков современного человека?
1) хождению на двух конечностях
2) изменению свода стопы
3) появлению речи
4) изменению скелета лицевого отдела черепа
46. Преобладание у человека мозгового отдела черепа над лицевым привело к
1) возникновению мимических мышц
2) развитию мышления
3) развитию голосовых связок
4) увеличению ушных раковин
47. У человека в связи с прямохождением
1) развился большой палец стопы
2) сформировались ногтевые пластинки
3) срослись две первые фаланги пальцев ног
4) сформировались своды стопы
48. Одновременно с кроманьонцами жили
1) австралопитеки
2) питекантропы
3) синантропы
4) Неандертальцы
49. Какая современная раса до эпохи Великих географических открытий была распространена в Европе, Передней Азии, Средней Азии, Северной Африке, центральной Индии?
1) негроидная
2) монголоидная
3) европеоидная
4) Австралоидная
50. Важнейшим социальным приобретением в эволюции человека было
1) хождение на двух ногах
2) увеличение объёма мозга
3) использование огня
4) стереоскопическое зрение
51. Прародиной современного человечества большинство учёных считают
1) Австралию 2) Африку 3) Европу 4) Азию
52. К творческому труду были способны
1) дриопитеки
2) питекантропы
3) австралопитеки
4) Кроманьонцы
53. Какие особенности в строении тела приобрёл предок современного человека, перейдя к регулярной трудовой деятельности?
1) тазовые кости срослись, по форме напоминают чашу
2) большой палец руки стал противостоять остальным
3) в позвоночном столбе сформировалось несколько изгибов
4) стопа из плоской превратилась в сводчатую
54. Социальная природа человека в первую очередь проявляется в
1) сложном пищевом поведении
2) передаче жизненного опыта
3) приспособленности к двуногому хождению
4) чередовании сна и отдыха
55. Какие кости скелета человека претерпели резкие изменения в процессе эволюции?
1) кости кисти
2) рёбра и грудина
3) лопатки и ключицы
4) шейные позвонки
56. Что обеспечило социальную эволюцию человека?
1) забота о потомстве
2) прямохождение
3) исчезновение шёрстного покрова
4) систематическая трудовая деятельность
57. Искусство возникло у
1) дриопитеков
2) неандертальцев
3) австралопитеков
4) Питекантропов
58. Какую ископаемую форму относят к стадии современного человека?
1) кроманьонцы
2) неандертальцы
3) питекантропы
4) Австралопитеки
59. Развитие речи у первобытного человека шло параллельно с развитием
1) заботы о потомстве
2) гортани
3) охотничьих инстинктов
4) зубов
60. Переход предков человека к прямохождению способствовал
1) высвобождению рук
2) появлению условных рефлексов
3) развитию четырёхкамерного сердца
4) усилению обмена веществ
61. Из предложенных признаков выберите наиболее убедительное доказательство единства человеческих рас.
1) телосложение
2) способность к скрещиванию
3) способность выживать в любом регионе
4) строение органов дыхания
62. Важнейшая функция речи это
1) подача звукового сигнала
2) выражение эмоций
3) обозначение собственных потребностей
4) обобщение и абстрактное мышление
63. Способность анализировать ситуацию с помощью внутренней речи это
1) мышление
2) рассудочное поведение
3) эмоция
4) фантазия
ЧЕЛОВЕК И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ
Ближайшими родственниками человека считают человекообразных обезьян. Как и все млекопитающие животные, они вынашивают детёнышей в матке и вскармливают их молоком. У них интенсивный обмен веществ и постоянная температура тела, то есть они теплокровны. Среди зубов человекообразных обезьян различают резцы, клыки и коренные. У них, как и у человека, есть ушные раковины, а также рудиментарные органы копчиковая кость, складка в уголке глаза (третье веко), ушные мышцы и так далее. Обезьяны способны к обмену информацией, они обучаемы и могут преодолевать некоторые трудности, например, в добывании пищи.
Однако между человеком и человекообразными обезьянами немало различий. Мозговой отдел черепа человека преобладает над лицевым. У обезьян наоборот, лицевой отдел больше. У человека хорошо развит подбородочный выступ, что связано с развитием мышц языка и речи. Объём мозга человека примерно в 3 раза больше, чем у шимпанзе. У него также более развита складчатость коры мозга, что обеспечило развитие мыслительной деятельности. Изменился и скелет человека. Он приспособлен к прямохождению и труду. В связи с трудовой деятельностью развивается кисть, а в связи с прямохождением позвоночник приобретает изгибы, руки становятся короче ног, стопа вместе с позвоночником
выполняет амортизационные функции.
Эволюционная близость человека и человекообразных обезьян не ограничивается
сходством в строении и физиологии, она связана также и с общностью хромосомных
наборов. Например, число хромосом у человека составляет 46, у человекообразных обезьян 48.
Используя содержание текста «Человек и человекообразные обезьяны», ответьте на
следующие вопросы.
1) Каковы особенности скелета человека?
2) Почему человекообразные обезьяны не способны к целенаправленному созданию и
применению орудий труда (дайте два объяснения)?
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ О ТОМ, КАК МЫСЛИТ ЧЕЛОВЕК
Самые первые идеи о том, где гнездятся наши мысли, творческие идеи и мечты, впервые возникли в Древнем Египте и Древней Греции. В то время люди полагали, что источником мысли является сердце. Вспомните собственные ощущения: как от злости колотит в груди. Рассматривая вскрытые тела умерших, древние обратили внимание на центральное положение сердца и его связь с главной жидкостью организма кровью, а оттуда пришли к выводу, что именно этот орган и отвечает за творчество, интеллект, речь и эмоции.
Оспорил этот взгляд древнегреческий врач Гиппократ. Из того, что травмы головы приводят к нарушениям речи и эмоций, он сделал вывод, что вместилищем интеллекта является головной мозг. Ещё одним аргументом в поддержку этой теории послужили для него результаты трепанации черепа просверливание в черепе отверстия, снижающего внутричерепное давление,
операции, которая и по сей день используется хирургами для устранения некоторых повреждений мозга.
Гиппократ также пришёл к выводу, что мы страдаем, когда мозг становится горяч, холоден, влажен или сух. Он полагал, что безумие случается, когда мозг влажен, и лишь когда мозг спокоен, человек способен мыслить разумно и рационально. Все эти рассуждения вовсе не обязательно верны, но именно они вдохновили древнегреческого философа Аристотеля. Он попытался объединить идеи Гиппократа с прежними о роли сердца. Сам он продолжал верить, что обиталищем разума является сердце, но предположил, что мозг охлаждает сердце, когда оно перегрето эмоциями. Рациональные люди, по Аристотелю, это те, у кого больше возможности охлаждать мозгом сердце.
Используя содержание текста «Представление древних о том, как мыслит человек», ответьте на следующие вопросы.
1) Что Гиппократ считал вместилищем разума у человека?
2) Какова роль мозга в мышлении согласно взглядам Аристотеля?
3) Чья точка зрения о механизме мышления с позиции современной науки оказалась более правдоподобной? Почему?
Используя содержание текста «Представление древних о том, как мыслит человек», ответьте на следующие вопросы.
1) Что Аристотель считал вместилищем разума у человека?
2) Какие аргументы использовал Гиппократ для доказательства правоты своей позиции?
3) Почему точка зрения Аристотеля, что сердце занимает центральное положение в мышлении, оказалось заблуждением?
ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
Около 6 - 7 млн лет назад в эволюции приматов произошло очень важное событие. Предок современного человека постепенно перешёл к хождению на двух конечностях. Это случилось вследствие изменения климата в Африке. Сухой климат привёл к тому, что на месте лесов возникли саванны, где вместо лазания по деревьям требовалось быстрое передвижение по ровной поверхности.
Согласно трудовой гипотезе Ф. Энгельса, возникновение прямохождения тесно связано со специализацией руки обезьяны для трудовой деятельности: переноса предметов, детёнышей; манипулирования пищей и изготовления орудий. В вульгарном изложении прямохождение возникло для того, чтобы освободить руки для трудовой деятельности. В дальнейшем труд привёл к возникновению языка и общества. Однако, по современным данным, прямохождение возникло намного раньше изготовления орудий. Так, найденные антропологами самые древние орудия из Гоны в Эфиопии имеют датировку лишь 2,7 млн лет назад.
Согласно так называемой гипотезе водной обезьяны, очень подробно разработанной Я. Линдбландом, предки человека могли вставать на задние ноги, чтобы переправляться через водные преграды. Известно, что большинство австралопитеков обитали недалеко от воды и, вероятно, добывали в воде часть своего пропитания. В строении человека есть ряд признаков, свидетельствующих о значительной адаптации человека к плаванию и нырянию, в отличие от орангутанов, горилл и шимпанзе: положение волос на теле по направлению от макушки к ногам по течению воды при нырянии, ориентация ноздрей вниз для
сохранения воздуха в носовой полости, способность задерживать дыхание, редуцированный волосяной покров на теле, что нетипично для животных саванны. Гипотеза водной обезьяны в своём крайнем варианте многократно подвергалась критике, но некоторые её положения нельзя игнорировать.
Используя содержание текста «Прямохождение», ответьте на следующие вопросы.
1) Кто является автором трудовой гипотезы происхождения человека?
2) Каковы причины перехода ископаемого предка современного человека к прямохождению согласно трудовой гипотезе?
3) Что является аргументом в пользу гипотезы «водной обезьяны»?
Используя содержание текста «Прямохождение», ответьте на следующие вопросы.
1) Кто является автором гипотезы «Водной обезьяны»?
2) Что может служить доказательством «трудовой гипотезы» происхождения человека?
3) Какие преимущества, не указанные в тексте, в связи с прямохождением получил предок
современного человека? Назовите его.