СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АООП по русскому языку для детей с умственной отсталостью 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АООП по русскому языку для детей с умственной отсталостью 4 класс»


Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствиис:

- ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

-Санитарных правил СП2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

- ФГОС ОВЗ (утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599;

- Примерной АООП НОО для детей с ЗПР (протокол от 22.12.2015 г.№ 4/15)

- АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ Красночикойская СОШ;

- Положением о разработке АОП МОУ Красночикойская СОШ;

- Календарным учебным графиком Школы;

- Учебным планом МОУ Красночикойская СОШ.

Цели обучения предмету:

- формирование элементарных навыков грамотного письма;

- развитие последовательного и правильного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.

Основные задачи: овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности обучающейся.

Адаптированная образовательная программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение, 2016.», «Русский язык», Э.В.Якубовской, Я. В. Коршуновой - Учебник для 4 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2ч., - 2-е изд., - М.: Просвещение, 2019.

Особенности обучающейся

Адаптированная общеобразовательная программа составлена для индивидуального обучения обучающейся с интеллектуальными нарушениями 4-в класса …….

У Кристины память кратковременная, с трудом запоминает, быстро забывает; внимание рассеянное, неустойчивое; высокая утомляемость; сложно переключается с одного вида деятельности на другой; слабо развит навык самостоятельной работы. Сведения об окружающем мире минимальные. Пространственные и временные представления сформированы недостаточно. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому Кристина долго не может освоить мыслительные операции.

Планируемые результаты

  Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

4.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные результаты

1. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

2. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.

3. Формирование умения составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.

4. Формирование умений анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).

5. Овладение умением списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).

Система оценки обучающейся с умственной отсталостью

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающейся. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.

При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

0– не выполняет, помощь не принимает.

1– выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2– выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3– выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4– выполняет самостоятельно по словесной инструкции.

5– выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

Содержание учебного предмета

«Русский язык»

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.

Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.

Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.

Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.

Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.

Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.

Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.

Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.

Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.

Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.




Тематическое планирование по русскому языку

4 класс

2 часа в неделю 68 ч.



п\п

Тема урока


Кол-во часов

Коррекционные цели


I четверть



Коррекция грамматического строя речи


Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия


Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении


Развитие связной

устной и письменной речи.


Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании


Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля


Развитие связной

устной и письменной речи.


Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании


Коррекция зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля


Развитие фонематического слуха и восприятия


Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении


Коррекция фонематического слуха


Развитие самоконтроля; произвольного внимания


Коррекция слухового восприятия и внимания;


Коррекция слухового восприятия и внимания


Коррекция фонематического слуха и восприятия


Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении


Коррекция связной письменной речи;





Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении


Коррекция фонематического слуха


Развитие самоконтроля; произвольного внимания


Коррекция слухового восприятия и внимания;


Коррекция слухового восприятия и внимания


Коррекция фонематического слуха и восприятия


Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении


Коррекция связной письменной речи;

Развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении


Коррекция связной письменной речи;



коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе


Коррекция связной письменной речи;

коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании


Коррекция зрительного внимания и восприятия;


развитие самоконтроля


Коррекция слухового восприятия и внимания


Коррекция фонематического слуха и восприятия


Коррекция грамматического строя речи


Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия


Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении


Развитие связной

устной и письменной речи.



Повторение.


Выделение предложения из текста.

1

Предложение законченное и незаконченное.

1

Завершение начатого предложения.

1

Предложение и его схема. Распространение предложений.

1

Порядок слов в предложении.

1

Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков.

1

Составление предложений по сюжетной картинке.

1

Диктант № 1 по теме: «Повторение».

1


Звуки и буквы.


Алфавит. Расположение слов по алфавиту.

1

Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове.

1

Различение ударных и безударных гласных.

1

Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции.

1

Проверка безударной гласной в слове.

1

Проверка безударной гласной в слове.

1

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

1

Диктант № 2 по теме: «Гласные звуки и буквы».

1

Различение твердых и мягких согласных перед гласными.

1

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ё,Ю,Я.

1

Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

1

Различение твердых и мягких согласных.

1


Гласные после шипящих.


Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.

1

Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.

1


Разделительный мягкий знак.


Знакомство с разделительным мягким знаком.

1

Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него.

1

Правило правописания слов с разделительным мягким знаком.

1

Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него.

1

Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак.

1

Разделительный мягкий знак. Закрепление знаний.

1

Диктант № 3 по теме: «Мягкий знак».

1


Звонкие и глухие согласные.

1

Различение звонких и глухих согласных в словах.

1

Наблюдение за парными согласными на конце слова.

1

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова.

1

Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных.

1

Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных.

1

Правила правописания в слове. Закрепление знаний.

1

Диктант № 4 по теме: «Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова».

1


Слово.


Названия предметов, действий и признаков.

1

Различение названий предметов по вопросам Кто? Что?

1

Различение названий предметов по вопросам Кого? Чего?

1

Различение названий предметов по вопросам Кем? Чем?

1

Различение названий предметов по вопросам Оком? О чем?

1


Имена собственные.


Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных.

1

Большая буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц.

1


Названия признаков.

1

Определение признаков предметов по вопросам Какой? Какая? Какое? Какие?

1

Постановка вопросов к названиям признаков предмета.

1

Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета.

1

Определение предмета по его признакам.

1

Постановка вопросов к словам в предложении.

1

Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета.

1

Диктант № 5 по теме: «Название предметов, действий и признаков».

1


Предлоги.

1

Предлоги ПО, К,ОТ,НАД, ПОД, О, В, НА, со словами.

1

Предлог ИЗ со словами.

1

Предлог ЗА со словами.

1

Предлог БЕЗ со словами.

1

Предлог ДО со словами.

1

Предлог ПРО со словами.

1


Предложение.

1

Деление текста на предложения.

1

Завершение начатого предложения.

1

Порядок слов в предложении.

1

Связь слов в предложении.

1

Вопросительные предложения.

1

Восклицательные предложения.

1

Разные по интонации предложения.

1


Повторение

1

Правописание гласных и согласных в слове.

1

Названия предметов, действий, признаков.

1

Предложение.

1

Контрольный дик­тант за год 6 по теме: «Повторение пройденного».

1



Список литературы


  1. Я. В. Коршунова, Э.В.Якубовская «Русский язык»: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, в 2-х частях, 2-е издание, М.: «Просвещение», 2019

  2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный,1 - -4 классы. Под редакцией В.В. Воронковой. 4-е издание М. «Просвещение»