СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АОП по физической культуре

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптивная образовательная программа по физической культуре. Выполнена под ученика 8-го класса. Если у вас будут какие замечания по программе, напишите мне в лс пожалуйста, т.к. я еще учусь все это выполнять сам, потому что у нас на работе принцип "помоги себе сам" процветает. 

Просмотр содержимого документа
«АОП по физической культуре»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ А. К. СТЕРЕЛЮХИНА


«Рассмотрено»

На заседании ШМО учителей

Протокол №_____

от «___» _________ 2019 года

Руководитель методического объединения:______________ Г.С. Стариков


«Согласовано»:

Заместитель директора

по УВР____________ С.А. Долгих


от «___» _________ 2019 года


«Утверждаю»

Директор МАОУ Тоцкая СОШ

_____________В.К. Рыжков


от «___» __________ 2019 года



Адаптированная образовательная программа

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) по физической культуре



Класс: 8

Учитель: Стариков Герман Сергеевич

Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год.

Количество часов по учебному плану: 2 часа в неделю; 68 часов в год.


Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы», допущенной Министерством образования и науки РФ, Москва «ВЛАДОС» 2014, под редакцией В. В. Воронковой.



Рабочую программу составил учитель физической культуры Стариков Г.С.





1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» составлена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 №1599, зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 года №35850, программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида основная школа 5-9 классы, (допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией В.В. Воронковой.

Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество. Это обусловлено характерологическими особенностями развития детей с задержкой психического развития, у которых наблюдается наличие нарушений психического и физического развития. У многих детей с задержкой психического развития наряду с основным диагнозом имеются много различных сопутствующих заболеваний, таких, как нарушение сердечно-сосудистой, дыхательной, вегетативной, эндокринной систем, отмечаются нарушения зрения и слуха, ожирение, ограниченность речевого развития. В двигательной сфере детей отмечается нарушение координации, точности и темпа движений, сенсомоторики, наблюдаются  различные нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопия), мышечная слабость, отставание в росте. Задержка психического развития нередко сочетается с нарушением развития конечностей, кистей, пальцев, головы, внутренних органов, память характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, особенно затруднено осмысленное запоминание. Внимание характеризуется малой устойчивостью, замедленностью переключения. Существенно страдают волевые процессы: дети не умеют руководить своей деятельностью. Нередко у детей с задержкой психического развития встречаются «стёртые» двигательные нарушения, которые компенсировались к школьному возрасту и стали практически незаметны в бытовых условиях, однако проявляются при физической нагрузке и при выполнении сложных двигательных действий. Выше перечисленные отклонения в состоянии здоровья у детей рассматриваемой категории обуславливает различного рода трудности при овладении учебным материалом по физическому воспитанию. Зачастую самые простые по технике выполнения физические упражнения становятся для ребёнка трудновыполнимыми из-за нарушения аналитико-синтетической деятельности, ослабленного мышечного развития конечностей, наличие статики, нарушения согласованности движений и пр. Влияние различного уровня двигательной активности на растущий организм является чрезвычайно актуальной. Как известно, под влиянием систематических занятий физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем. Разнонаправленные физические упражнения, способствуют физическому, умственному и морально- волевому развитию личности школьника. Наблюдая за динамикой развития каждого школьника в течение всего времени обучения в школе, и, исходя из возрастно-половых особенностей развития учащихся, степени освоенности ими физических упражнений, коррекционно-развивающих условий проведения адаптивного физического воспитания, наличия спортивного инвентаря можно определить его «зону ближайшего развития» и составить индивидуальные коррекционно-развивающие перспективное планирование.

Основная цель изучения данного предмета - всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекция недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.

Основные задачи изучения предмета:

Образовательные задачи.

1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и навыков.

2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.

4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела в пространстве.

Развивающие задачи.

1. Оптимальное развитие основных двигательных качеств.

2. Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.

3. Развитие пространственно-временной дифференцировки.

4. Обогащение словарного запаса.

5. Стимулирование способностей учащегося к самооценке.

Оздоровительные и коррекционные задачи.

1. Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки.

2. Раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности.

3. Повышение физиологической активности органов и систем организма.

4. Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

5. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата.

6. Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха замкнутого пространства, высоты, завышение или занижение самооценки, нарушение координации движений, гиподинамии и пр.).

7. Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.

8. Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии здоровья учащихся.

9. Создание благоприятных коррекционно-развивающих условий для оздоровления организма учащихся средствами адаптивного физического воспитания.

Воспитательные задачи.

1. Воспитание у учащихся чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.

2. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.

3. Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

4. Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому образу жизни.




2. Общая характеристика учебного предмета

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжная подготовка» и «Коррекционные игры».

В раздел физического совершенствования «Гимнастика» помимо акробатических упражнений входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, что позволяет корректировать имеющиеся физические отклонения у детей. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве.

Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока.

Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя - стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища.

С учетом физического развития детей и специальных задач обучения, в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.

Обучение правильному дыханию в покое, и при выполнении физических упражнений помогает также более эффективной работе логопеда при постановке звуков, а на уроках труда - правильному сочетанию дыхания с выполнением трудовых приемов.

В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений учащихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки.

На уроках с элементами гимнастики умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазанья и перелезания.

Упражнения в лазаньи и перелезании - эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.

Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др.

Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции. Известно, что упражнения в ходьбе и беге широко используются на уроках физкультуры не только в коррекционных, но и в оздоровительно-лечебных целях.

Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены спортивные и коррекционные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, выдержка, память, последовательность движений, инициативность к коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей, пространственных и временных ориентиров.

Раздел «Лыжная подготовка» преследует цели не только овладение умениями и навыками лыжной подготовки, но и цели прикладного характера. Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации и моторики.

Обязательным в программе является примерный перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся на уроках физической культуры: о значении самоконтроля, о влиянии физических упражнений на организм человека, об основах спортивной техники изучаемых упражнений.

В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане

На изучение физической культуры в основной школе выделяется 340 часов в год. В 8 классе 68 часов (2 часа в неделю, 34 рабочие недели).





















3. Планируемые результаты освоения (АОП) учебного предмета физическая культура

Результаты освоения программы образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для физической культуры. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Минимальный уровень:

  • представление о физической культуре как части общей культуры современного общества;

  • осознание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека; понимание связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью;

  • знание правил профилактики травматизма, подготовки мест для занятий физической культурой;

  • выбор спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;

  • знание правил оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;

  • использование занятий физической культурой, спортивных игр (под руководством учителя) для организации индивидуального отдыха, укрепления здоровья, повышения уровня физических качеств;

  • планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня;

  • составление комплексов физических упражнений (под руководством учителя), направленных на развитие основных физических качеств человека;

  • определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений);

  • представление о закаливании организма;

  • знание основных правил закаливания, правил безопасности и гигиенических требований;

  • выполнение строевых действий в шеренге и колонне;

  • выполнение общеразвивающих упражнений, воздействующих на развитие основных физических качеств человека (силы, ловкости, быстроты, гибкости и координации);

  • объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя);

  • выполнение усвоенных акробатических и гимнастических комбинаций из числа хорошо усвоенных (под руководством учителя);

  • выполнение легкоатлетических упражнений в беге и прыжках в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями;

  • выполнение основных технических действий и приемов игры в футбол, баскетбол, волейбол (под руководством учителя) в условиях учебной и игровой деятельности;

  • участие в подвижных и спортивных играх, осуществление их судейства;

  • знание некоторых особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа, понимать связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью;

  • объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя);

  • использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений;

  • правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;

  • размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр правильное применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры и во время самостоятельных занятий.

Достаточный уровень:

  • знание об основных направлениях развития и формах организации физической культуры и спорта в современном обществе;

  • самостоятельное применение правил профилактики травматизма в процессе занятий физическими упражнениями;

  • определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений) их сравнение их с возрастной нормой;

  • составление (под руководством учителя) комплексов физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности;

  • планирование и использование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;

  • выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов, целенаправленно воздействующих на развитие основных физических качеств человека;

  • самостоятельное выполнение упражнений по коррекции осанки и телосложения;

  • организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, отбор физических упражнений и их самостоятельное выполнение в группах (под контролем учителя) с заданной дозировкой нагрузки;

  • применение способов регулирования нагрузки за счет пауз, чередования нагрузки и отдыха, дыхательных упражнений;

  • подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений;

  • выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне;

  • выполнение основных технических действий и приемов игры в футбол, баскетбол, волейбол в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

  • выполнение передвижений на лыжах усвоенными способами;

  • знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;

  • адекватное взаимодействие с товарищами при выполнении заданий по физической культуре;

  • самостоятельное объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок.

Требования к уровню подготовки выпускников по учебному предмету физическая культура (уметь, знать)

В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся должны достигнуть следующего:

Знать:

  • педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитание физических качеств, современные формы построения занятий и систем, занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;

  • содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности;

  • физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

  • возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств;

  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

  • технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спорта;

  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим;

  • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;

  • управлять своими эмоциями;

  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

  • пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием.


















4. Содержание учебного курса

Знания по адаптивной физической культуре.

Физическая культура. 

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Правила личной гигиены.

Физические упражнения.

Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств, основы спортивной техники изучаемых упражнений. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Способы физкультурной деятельности. 

Самостоятельные занятия. 

Выполнение комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные игры и развлечения. 

Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах). Соблюдение правил игр.

Физическое совершенствование.

 Физкультурно-оздоровительная деятельность. 

Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

  Спортивно-оздоровительная деятельность. 

Гимнастика.

Организующие команды и приёмы. Простейшие виды построений. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение простейших строевых команд с одновременным показом учителя.

Упражнения без предметов (для различных групп мышц) и с предметами (гимнастические палки, флажки, обручи, малые и большие мячи). Опорный прыжок: имитационные упражнения, подводящие упражнения к прыжкам с разбега через гимнастического козла (с повышенной организацией техники безопасности).

Гимнастические упражнения прикладного характера. Ходьба, бег, метания. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Упражнения в поднимании и переноске грузов: подход к предмету с нужной стороны, правильный захват его для переноски, умение нести, точно и мягко опускать предмет (предметы: мячи, гимнастические палки, обручи, скакалки).

Лёгкая атлетика. 

Ходьба: парами, по кругу парами; в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом.

Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, с изменением направления движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную и горизонтальную цель и на дальность.

Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.

Подвижные игры и элементы спортивных игр.

На материале гимнастики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр:

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол: стойка баскетболиста; специальные передвижения без мяча; хват мяча; ведение мяча на месте; броски мяча с места двумя руками снизу из-под кольца; передача и ловля мяча на месте двумя руками от груди в паре с учителем; подвижные игры на материале баскетбола.

Пионербол: броски и ловля мяча в парах через сетку двумя руками снизу и сверху; нижняя подача мяча (одной рукой снизу).

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Подвижные игры разных народов

«Игры народов России», «Сохрани равновесие», «Собери кегли».

Коррекционно-развивающие игры. 

«Порядок и беспорядок», «Узнай, где звонили», «Собери урожай». Игры с бегом и прыжками: «Сорви шишку», «У медведя во бору», «Подбеги к своему предмету», «День и ночь», «Кот и мыши», «Пятнашки»; «Прыжки по кочкам». Игры с мячом: «Метание мячей и мешочков»; «Кого назвали - тот и ловит», «Мяч по кругу», «Не урони мяч».

Адаптивная физическая реабилитация.

Общеразвивающие упражнения.

На материале гимнастики:

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба широким шагом, выпадами, в приседе, с махом ногой; наклоны; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; махи правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: преодоление простых препятствий; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя); перебрасывание малого мяча из одной руки в другую; упражнения на переключение внимания; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп, передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

Развитие силовых способностей: динамические упражнения без отягощений (преодоление веса собственного тела), с отягощениями (набивные мячи 1 кг, гантели или мешочки с песком до 100 г, гимнастические палки и булавы), преодоление сопротивления партнера (парные упражнения); отжимания от повышенной опоры (гимнастическая скамейка).

На материале лёгкой атлетики:

Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; броски в стенку и ловля теннисного мяча, стоя у стены, из разных исходных положений, с поворотами.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе.

На материале лыжной подготовки:

Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух трёх шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.

Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.

Коррекционно-развивающие упражнения.

Основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте: сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук; комплексы упражнений без предметов на месте и с предметами (г/палка, малый мяч, средний мяч, набивной мяч, средний обруч, большой обруч).  

Упражнения на дыхание:

правильное дыхание в различных и.п. сидя, стоя, лежа;

глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов;

дыхание по подражанию («понюхать цветок», «подуть на кашу», «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.

Упражнения на коррекцию и формирование правильной осанки:

упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы);

сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками;

упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»);

упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук);

ходьба с мешочком на голове;

поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове;

Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса:

«Змея», «Колечко», «Лодочка»;

упражнения для укрепления мышц спины путем складывания: «Птица»,  «Книжка» «Кошечка»;

упражнения для укрепления позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны: «Ежик», «Звезда», «Месяц»;

упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Бабочка», «Ножницы».

Упражнения на коррекцию и профилактику плоскостопия:

сидя («каток», «маляр», «мельница», «кораблик»,  «ходьба», «лошадка», «медвежонок»);

сидя: вращение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой;

ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы; ходьба по массажной дорожке для стоп.

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики:

с набивными мячами (прокатывание, перекатывание партнеру, ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево);

со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой и ловля, броски мяча в стену);

с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя).

Упражнения на развитие точности и координации движений: 

построение в шеренгу и в колонну с изменением места построения;

ходьба между различными ориентирами;

бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем);  

несколько поворотов подряд по показу, ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью.

Упражнения на развитие двигательных умений и навыков:

Построения и перестроения: выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте стой!» с помощью; размыкание в шеренге и в колонне; размыкание в шеренге на вытянутые руки; повороты направо, налево с указанием направления; повороты на месте кругом с показом направления.

Ходьба и бег: ходьба на пятках, на носках; ходьба в различном темпе: медленно, быстро; бег в чередовании с ходьбой; ходьба и бег в медленном темпе с сохранением дистанции; бег в колонне по одному в равномерном темпе; челночный бег 3х10 метров; высокий старт; бег на 30 метров с высокого старта на скорость.

Прыжки: прыжки на двух ногах на месте с поворотами на 180° и 360°; прыжки на одной ноге с продвижением вперед; прыжки в длину с места толчком двух ног; прыжки в глубину с высоты 50 см; в длину с двух-трех шагов, толчком одной с приземлением на две через ров; прыжки боком через г/скамейку с опорой на руки; прыжки, наступая на г/скамейку; прыжки в высоту с шага.

Броски, ловля, метание мяча и передача предметов: метание малого мяча правой (левой) рукой на дальность способом «из-за головы через плечо»; метание малого мяча в горизонтальную цель; метание малого мяча в вертикальную цель; подбрасывание волейбольного мяча перед собой и ловля его; высокое подбрасывание большого мяча и ловля его после отскока от пола; броски большого мяча друг другу в парах двумя руками снизу; броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя руками снизу и от груди, из-за головы; переноска одновременно 2-3 предметов различной формы (флажки, кегли, палки, мячи и т.д.); передача и переноска предметов на расстояние до 20 метров (набивных мячей, г/палок и т.д.).

Равновесие: ходьба по г/скамейке с предметом (флажок, г/мяч, г/палка); ходьба по г/скамейке с различными положениями рук; ходьба по г/скамейке с опусканием на одно колено; ходьба по г/скамейке с перешагиванием через предметы высотой 15-20 см; поворот кругом переступанием на г/скамейке; расхождение вдвоем при встрече на г/скамейке.

Лазание, перелезание, подлезание: ползанье на четвереньках по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку; лазанье по г/стенке одновременным способом, не пропуская реек, с поддержкой; передвижение по г/стенки в сторону; подлезание и перелезание под препятствия разной высоты; подлезание под препятствием с предметом в руках; пролезание через тоннель; перешагивание через предметы: кубики, кегли, набивные мячи, большие мячи; вис на руках на г/стенке 1-2 секунды; полоса препятствий из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии.


































5. Календарно-тематическое планирование


урока

Тема


Кол-во

часов

Индивид-ая

работа

Самост-ая

работа

Работа в группах, классе (соц. адаптация)

Дистанционно

Дата проведения

План

Факт

1

Основы знаний по ФК.

Правила поведения и техники безопасности на уроках адаптивной физической культуры.

1





04.09


2

Соблюдение правил подвижных игр с элементами спортивных игр. Формы повышения двигательной активности.

1





06.09


3

Соблюдение правил подвижных игр с элементами спортивных игр. Формы повышения двигательной активности.

1





11.09


4

Построение в шеренгу по одному.

1





13.09


5

Перестроение из шеренги в колонну по одному и в круг.

1





18.09


6

Значение и выполнение команд: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».

1





20.09


7

Значение и выполнение команд: «Стой!», «Шагом марш!», «Бегом марш!».

1





25.09


8

Основные положения и движения головы, рук, туловища, ног (с предметами и без предметов). Упражнения на коррекцию дыхания из различных исходных положений.

1





27.09


9

Основные положения и движения головы, рук, туловища, ног (с предметами и без предметов). Упражнения на коррекцию дыхания из различных исходных положений.

1





02.10


10

Дыхание во время ходьбы и бега с произношением звуков на выдохе.

1





04.10


11

Дыхательная гимнастика во время ходьбы и бега.

1





09.10


12

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики с малыми и большими мячами.

1





11.09


13

Упражнения на развитие общей и мелкой моторики с гимнастическими палками.

1





16.10


14

Упражнения, направленные на коррекцию и развитие точности движений.

1





18.10


15

Упражнения в лазании, в перелезании, способствующие развитию силы, ловкости, совершенствованию координационных способностей.

1





23.10


16

Упражнения, направленные на совершенствование координационных способностей.

1





25.10


17

Упражнения, направленные на коррекцию психической деятельности (страх, завышенная самооценка, боязнь высоты).

1





06.11


18

Коррекция согласованности движений. Развитие зрительно-моторной координации, вестибулярного аппарата.

1





08.11


19

Коррекция согласованности движений. Развитие зрительно-моторной координации, вестибулярного аппарата.

1





13.11


20

Упражнения на формирование и коррекцию правильной осанки.

1





15.11


21

Упражнения на коррекцию плоскостопия.

1





20.11


22

Упражнения на профилактику зрения.

1





22.11


23

Ходьба с различными положениями рук.

1





27.11


24

Ходьба с различными положениями рук.

1





29.11


25

Ходьба, свободный бег, бег на носках.

1





04.12


26

Ходьба с заданиями.

1





06.12


27

Техника бега с высокого старта.

1





11.12


28

Совершенствование прыжков на одной и двух ногах на месте и с продвижением вперед.

1





13.12


29

Совершенствование прыжков на одной и двух ногах на месте и с продвижением вперед.

1





18.12


30

Значение и выполнение команд « На старт!», «Внимание!», «Марш!».

1





20.12


31

Прыжки в длину с места.

1





25.12


32

Совершенствование техники метания теннисного мяча в цель и на дальность.

1





27.12


33

Совершенствование техники метания теннисного мяча в цель и на дальность.

1





15.01


34

Комплексы упражнений на формирование правильной осанки (без предметов и с предметами).

1





17.01


35

Комплексы упражнений на формирование правильной осанки (без предметов и с предметами).

1





22.01


36

Упражнения, направленные на профилактику и коррекцию осанки (упражнения на развитие силы мышц спины).

1





24.01


37

Упражнения, направленные на профилактику и коррекцию осанки.

1





29.01


38

Упражнения, направленные на профилактику и коррекцию осанки.

1





31.01


39

Упражнения, направленные на профилактику и коррекцию осанки.

1





05.02


40

Упражнения, направленные на профилактику и коррекцию осанки.

1





07.02


41

Закрепление правильного положения головы, плеч, туловища при естественной стойке и сидя за столом.

1





12.02


42

Выполнение простейших упражнений для формирования правильной осанки у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, приседания).

1





14.02


43

Выполнение простейших упражнений для формирования правильной осанки у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, приседания).

1





19.02


44

Упражнения для профилактики плоскостопия: передвижение на внешних сторонах стоп, упражнение на развитие и укрепление мышц стопы.

1





21.02


45

Упражнения с предметами для развития общей и мелкой моторики (круговые вращения кистями, работа с гимнастическим обручем, с малыми и большими мячами).

1





26.02


46

Упражнения с предметами для развития общей и мелкой моторики (круговые вращения кистями, работа с гимнастическим обручем, с малыми и большими мячами).

1





28.02


47

Упражнения с предметами для развития общей и мелкой моторики (круговые вращения кистями, руками с предметами и без них).

1





04.03


48

Упражнения с предметами для развития общей и мелкой моторики (работа с гимнастическим обручем).

1





06.03


49

Упражнения с предметами для развития общей и мелкой моторики (работа с гимнастическими палками).

1





11.03


50

Упражнения с предметами для развития общей и мелкой моторики (работа с малыми и большими мячами).

1





13.03


51

Лазание, перелазание: лазание вверх и спуск вниз по гимнастической стенке.

1





18.03


52

Подлезание под препятствия и перелазание через него с опорой на руки.

1





20.03


53

Лазание и перелазание через гимнастическую скамейку с опорой на руки.

1





01.04


54

Пролезание через гимнастический обруч, подлезание под натянутый шнур высотой 50-60 см.

1





03.04


55

Упражнения на формирование и коррекцию  правильной осанки.

1





08.04


56

Упражнения для профилактики плоскостопия.

1





10.04


57

Упражнения для профилактики органов зрения.

1





15.04


58

Упражнения с предметами для развития общей и мелкой моторики (круговые вращения кистями, руками с предметами и без них).

1





17.04


59

Игры, направленные на развитие точности и дифференцировки усилий, умения ориентироваться в пространстве.

1





22.04


60

Игры, воздействующие на разные группы мышц (игры с прыжками, бегом, с перебежками, с метанием, с остановками по сигналу учителя).

1





24.04


61

Эстафеты с передвижением без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком.

1





29.04


62

Ведение мяча правой, левой рукой и поочередно на месте и в движении.

1





06.05


63

Простейшие элементы игры в баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди, ловля мяча двумя руками, бросок одной рукой от плеча по кольцу.

1





13.05


64

Набивание волейбольного мяча двумя руками снизу у стены или двумя руками над собой.

1





15.05


65

Игры, направленные на развитие внимания, памяти, быстроты реакции.

1





20.05


66

Игры: « Мы веселые ребята», «Аист ходит по болоту».

1





22.05


67

Эстафеты, с передачей предметов сидя, стоя, в движении, «Круговое вышибало», «Пятнашки-повторяшки».

1





27.05


68

Зачёт по нормативам, по теории.

1





29.05



 

6. Учебно-методическое сопровождение

1. В.И.Лях. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура 1-11 классы / В.И.Лях. – М: «Просвещение» 2009

2. Матвеев А.П. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. Физическая культура 1-11 классы. Организационно- методические основы преподавания /А.П.Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. – М.: «Дрофа», 2006.

3. Ю.А.Афанасьев. Методическое пособие. Теория: «Возрастные особенности детского организма». Практика: «Корригирующая гимнастика для детей школьного и дошкольного возраста». / Ю.А.Афанасьев. – М., 1999

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  5-9 классы 2 издание. /Под редакцией И.М. Бгажноковой. Раздел «Физическая культура 5-9 классы» /А.А.Дмитриев, И Ю. Жуковин, С. И. Веневцев. - М: «Просвещение», 2005. – с. 232-277.

5. А.С Галанов. Игры, которые лечат / А. С.Галанов. – М., 2001.

6. Г.И. Гербова. Азбука здоровья. Программа специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с нарушением интеллекта 1-4 классы. / Г.И. Гербова. - Санкт - Петербург, «Образование», 1994.

7. А.А.Дмитриев. Физическая культура в специальном образовании. Учебное пособие / А.А.Дмитриев. - М: Издательский центр «Академия», 2002.

8. Коррекционные и подвижные игры для детей с нарушением в развитии /под. Ред. Проф. Л.В. Шапковой (Коллектив авторов) - М.: «Советский спорт», 2002.

9. М.Н.Малова, Программа по физической культуре для детей с нарушением интеллекта 4-9 классы / М.Н.Малова. - Санкт - Петербург, «Образование», 1994.

10. Л.В. Шапкова, Средства адаптивной физической культуры (методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии) / Л.В. Шапкова - М.: «Советский спорт», 2001.

11. Частные методики адаптивной физической культуры (Текст): учебник /под общей редакцией профессора Л.В. Шапковой. - М.: «Советский спорт», 2007. С.19-34; 159-228.

12.  Н.А.Потапова. Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры / Н.А.Потапова, Л.М.Кротова, Р.Р. Гатиатулин. – ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС», 2005.

13. Г.А. Халемский. Коррекция нарушений осанки у школьников (методические рекомендации) / Г.А. Халемский. - Санкт - Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

14. Г.А. Халемский. Программа «Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки» / Г.А. Халемский – Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2004.

15. Л.Н. Ростомошвили, М.М. Креминская  Адаптивное физическое воспитание (Программы по физическому воспитанию детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии) / Л.Н. Ростомошвили, М.М. Креминская  - Санкт - Петербург: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии» 2008.





7. Контрольно-оценочные материалы

1. Контрольные упражнения и уровень развития физических качеств

№ п/п 

Контрольные упражнения

Уровень

мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

1

Прыжок в длину с места (см)

100-110

95-100

85-90

95-100

85-90

80-85

2

Бег 30 м (сек)

8,5-8,2

9,3-9,6

9,8-10,4

10,5-10,7

11,3-11,5

12,5-11,8

3

Бросок мяча в цель 5 раз (количество попаданий)

5

4

3

5

4

3

4

Метание малого мяча (м)

20

18

15

18

15

13

Критерии оценивания контрольных упражнений:

- высокий уровень соответствует оценке 5 «отлично»;

- средний уровень соответствует оценке 4 «хорошо»;

- низкий уровень соответствует оценке 3 «удовлетворительно».

В случае если обучающийся показал результат хуже низкого уровня, то результат является неудовлетворительным и соответствует оценке «2».

2. Тестирование

За верное выполнение каждого задания работы обучающийся получает определенное количество баллов. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Отметка «5» - если ученик набрал от 80 % до 100 % правильных ответов.

Отметка «4» - если ученик набрал от 61 % до 79 % правильных ответов.

Отметка «3» - если ученик набрал от 45 % до 60 % правильных ответов.

Отметка «2» ставится, если учащийся набрал менее 44 % правильных ответов.

1. Какие предметы нельзя приносить с собой в школу?

а) предметы, представляющие опасность для жизни и здоровья окружающих;

б) учебники.

2. Что такое здоровый образ жизни?

а) здоровый образ жизни - это форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья;

б) здоровый образ жизни - это хорошо питаться и чем хочешь, тем заниматься;

в) здоровый образ жизни - это выполнение всех желаний, которые организм требует.

3. Правила выполнения утренней гимнастики.

а) выполнять в душном помещении, когда захочешь;

б) выполняется ежедневно при открытой форточке или на свежем воздухе;

в) выполнять в ванной.

4. Требования безопасности при проведении занятий физкультурой. (Выбрать три правильных ответа).

а) иметь спортивную форму, которая соответствует погоде.

б) выполнять упражнения, мешая друг другу.

в) при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

г) соблюдать правила в беге, прыжках и работе с мячом.

д) не сообщать учителю о своём плохом самочувствии, терпеть до конца урока.

5. Какая обувь не является спортивной?

а) кеды;

б) кроссовки;

в) чешки;

г) туфли;

д) сапоги.

6. Лучший отдых - это:

а) движение;

б) просмотр телевизора;

в) рисование.

7. Выбери физические качества человека:

а) доброта, терпение, жадность;

б) сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость;

в) скромность, аккуратность, верность.

8. Для чего нужны физкультминутки?

а) снять утомление;

б) чтобы проснуться;

в) чтобы быть здоровым.

9. Подвижные игры помогут тебе стать:

а) умным;

б) сильным;

в) ловким, метким, быстрым, выносливым.

10. Какие высказывания не относятся к гигиене? 
а) чистить зубы;
б) не мыть руки перед едой;
в) мыться перед сном.

11. Виды построений на уроке физической культуры?

а) линейка;

б) квадрат;

в) шеренга, круг, колонна.

12. На любом уроке должна быть…?

а) шум и гам;

б) дисциплина;

в) ссора;

г) крики.

13. Что обязательно при выполнении кувырков? 
а) группировка;
б) страховка.
14. Можно носить портфель на одном плече или в одной руке или нет?

а) можно, потому что я сильный;

б) нет, нарушается осанка.

15. Назовите команды во время бега:

а) На старт! Внимание! Марш!;

б) Встань! Наклонись! Беги!.

16. Зачем нужно заниматься физкультурой?

а) чтобы не болеть;

б) чтобы стать сильным и здоровым;

в) чтобы быстро бегать.

17. Гимнастическая палка, обруч, мяч, гантели, скакалка - это:

а) предметы для игры;

б) школьные принадлежности;

в) спортивный инвентарь.

18. Что поможет тебе правильно распределять время:

а) часы;

б) режим дня.