Разработка внеурочного занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Юный эколог»
на тему: «Плоскостная аппликация из природного материала - крашеной соли».
Выполнила
Романова Елена Парамоновна
педагог дополнительного образования.
Содержание работы.
1.Пояснительная записка.
2. Разработка занятия.
3.Используемая литература.
1 Пояснительная записка.
На современном этапе развития общества особое внимание уделяется формированию творческой личности. Воспитать после уроков всесторонне развитую активную личность невозможно, не пробуждая чувство прекрасного, не приобщая к лучшим произведениям искусства, не формируя художественный вкус и художественные способности. Решить эту задачу трудно. Каждый ребёнок – это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе с ним разделить его мысли и чувства, его радости и творческие неудачи.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Мир красок, форм, звуков всегда волнует человека, особенно отзывчив на него ребенок. Увлеченные искусством дети спокойно общаются между собой, помогают друг другу. Они становятся более внимательными, отзывчивыми, чувствительными к красоте, у них появляется желание самим создавать её. Но чтобы научить видеть, наслаждаться этой красотой, необходимо развивать органы чувств ребёнка. Истоки творческих способностей детей, как говорят, находятся на кончиках их пальцев, т. е., чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Приобщение ребёнка к прекрасному – это всегда яркое, запоминающееся явление, которое пробуждает ребёнка к сопереживанию. Искусство помогает ему острее почувствовать прекрасное в жизни, формирует мир его душевных переживаний, способствует зарождению художественных образов в его творчестве. Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов и форм, и расположения в пространстве складывается у ребёнка при помощи тактильно – двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач:
способствует развитию интеллекта у детей;
готовит ребёнка к более быстрому овладению навыком письма.
Аппликация в развитии моторики позволяет ребёнку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребёнка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта, а также для овладения письмом в будущем. Отсюда вытекает необходимость занятий специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией. Эта проблема является важной на сегодняшний день. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с природой – это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивают наблюдательность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности. Младшие школьники с удовольствием занимаются аппликацией из природных материалов - это поможет ввести маленьких почемучек в природную мастерскую, где сохранён необычный запах застывшей природы. И задача учителя, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, а однажды, войдя в неё, больше с ней не расставались.
«Разработка внеурочного занятия».
Тема занятия:
Плоскостная аппликация из природного материала - крашеной соли.
Возраст обучающихся: 8 - 10 лет (2 - 4 класс).
Тип занятия: комбинированное (технология, окружающий мир) Назначение: подарок, работа на выставку.
Продолжительность занятия: 2 занятия по 45 минут, перерыв 10 минут.
Цель занятия: формирование творческих способностей детей через прикладную деятельность, выполнение аппликации из крашеной соли.
Задачи:
способствовать формированию простых приёмов работы в технике плоскостной аппликации;
совершенствовать навыки работы с клеем, красками, солью, применяя различные техники работы;
воспитывать интерес к работе с природным материалом;
развивать такие качества как усидчивость, самостоятельность внимательность, аккуратность;
способствовать развитию мелкой моторики, мышления.
развивать художественный вкус по выбору цветов
прививать любовь к искусству, декоративно-прикладному творчеству.
Планируемые результаты:
Предметные умения: участвовать в диалоге, отвечать на простые вопросы, слушать и понимать речь других; выполнять правила безопасной работы, наносить клей на основу, пользоваться солью, красками.
Метапредметные результаты:
ЛичностныеУУД: формировать интерес к учению, организовывать своё рабочее место, осуществлять саморефлексию.
Регулятивные УУД: осуществлять действия по реализации плана, исправлять свои ошибки, определять степень успешности.
Познавательные УУД: осуществлять осознанное и произвольное высказывание в устной форме, использовать общие приемы решения задачи
Коммуникативные УУД: принимать помощь, умение работать самостоятельно.
Формы обучения на занятии: индивидуальная, фронтальная.
Методы используемые на занятии: метод сравнения, метод целепологания, метод рефлексии, словесно – иллюстративный, игровой метод.
Виды деятельности: решение практических задач.
Материально – техническое оснащение ( дидактические средства)
Ученикам: иллюстрации - раскраски (рыбка, цветок, лошадка, бабочка и др), клей, крашеная соль в баночках, краски, вода, кисточки, скотч, подкладные листы.
Ход занятия.
1 занятие (45 минут)
Предварительная работа
Беседа с детьми:
- Пожалуй, ни один из продуктов питания не связан с таким количеством обычаев, суеверий и не ценится так дорого, как поваренная соль. История потребления ее человечеством уже насчитывает не менее десяти тысяч лет. Еще Гомер называл поваренную соль «божественной». В те времена она ценилась дороже золота. Из-за месторождений каменной соли происходили военные столкновения, а иногда нехватка соли вызывала «соляные бунты». В глубокой древности соль добывалась сжиганием некоторых растений в кострах — образовывавшуюся золу использовали в качестве приправы. Не менее двух тысяч лет назад добыча поваренной соли стала вестись выпариванием морской воды. Вначале испарение воды происходило естественным путём, а затем воду стали подогревать искусственно. В северных районах после замерзания морской воды одновременно получали пресную воду и концентрированный рассол, который затем выпаривали. Соль — не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества. С помощью соли на акварельном рисунке можно создать множество причудливых эффектов, выполнить аппликацию из соли, вырастить красивые кристаллы. Добавленная в большом количестве в тесто соль позволяет создать из него красивые и долговечные поделки.
Практическая работа
Окрашивание соли гуашью, просушивание, распределение в контейнеры по цвету.
2 занятие (45 минут)
1.Организационно – мотивационный этап.
- Ребята, перед началом нашего занятия проверим готовность к работе.
(Дети проверяют принадлежности на парте.)
- А теперь покажите друг другу какое у вас настроение.
(Дети выбирают смайлики на столе (весёлый, безразличный, грустный) и поднимают их)
2. Актуализация знаний.
- Соль есть на каждом столе, в каждом доме, оказывается, с её помощью можно создавать интересные картины! А сейчас внимание на образец. В какой технике выполнена эта работа?
- Это аппликация.
- А кто из вас знает, что такое аппликация?
(Дети высказывают свои мнения)
- Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании или наложении различных форм и закрепление их на другом материале, фоне.
3. Постановка целей и задач.
- Какую работу нам предстоит сегодня выполнить?
- Аппликацию из соли.
4. Применение знаний и умений.
Пошаговое выполнение работы.
Для начала приготовим для работы соль, т. е. покрасим ее.
Высыпаем соль на лист бумаги или в какую-либо плоскую емкость.
Распечатываем картинку с интернета.
Постепенно покрываем клеем изображение.
Кусочек рисунка, на который нанесли клей, посыпаем цветной солью.
Лишнюю соль убираем с помощью сухой широкой кисточки.
Рисуем фон, сушим.
Закрепляем скотчем сверху.
Оформляем работу в рамку.
- Вспомним правила безопасности при работе с солью и клеем.
Дети повторяют правила безопасности.
5 Самостоятельная работа.
- А теперь приступаем к самостоятельной работе.
Физкультминутка
Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
А в лесу растёт черника.
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
Дети работают. Во время работы учитель помогает детям индивидуально при затруднении.
6. Рефлексия.
- Итак, наша работа завершена.
- Молодцы ребята! Я уверена, что все кто увидит ваши работы, тот обязательно порадуется, так как они получились яркие, выразительные, а самое главное - выполненные своими руками, вы вложили в них своё старание, частичку своей души.
- А как вы думаете, мы достигли цели нашего занятия?
- Да.
- Давайте определим степень своей успешности.
Дети выбирают листочки (красный – я очень доволен своей работой, зелёный – я в целом доволен своей работой, коричневый – я не доволен своей работой) и прикрепляют их на дерево успеха на доске.
- Спасибо за работу! Наше занятие окончено.
7. Выставка.
Используемая литература.
1.Гуськова «Работа с разными материалами».
2.Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» М.- 1991г
3. Крупник Е.П. «Психологическое воздействие искусства» М. 2009
4. Неменский Б.М. «Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания» М.1987
5. Ильина Е. «Воспитание искусством» 2009г.
6. Малышева А. Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в школе» М.Воронеж 2006г.
![]()