Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Тереньгульская детская школа искусств»
Ульяновской области
Методическая разработка на тему:
«Аппликатура - как средство художественной выразительности».
Преподаватель высшей категории
по классу домры Галеева Е.В.
р.п. Тереньга
«Три суть причины, употребления аппликатуры оправдывающие: необходимость, удобство и воплощение». Л. Моцарт
Аппликатура является одним из индивидуальных выразительных средств исполнительского искусства домриста. Выбор аппликатуры является выжным для художественного мастерства. Выбор аппликатуры может облегчить домристу овладению технической сложностью.
Аппликатурой называется способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте.
Трудность разрешения проблемы струнной аппликатуры заключается в необходимости сочетания общих рациональных принципов выбора аппликатуры с индивидуальным применением их в практике струнной игры. Каждой последовательности звуков присуща одна наиболее рациональная для нее аппликатура. Однако домристы практически в большинстве случаев играют разной аппликатурой. Следует указать причины, влияющие на выбор аппликатуры у домристов:
а) Принципы исполнительства и технических приемов игры, присущих данной школе;
б) Индивидуальное истолкование того или иного музыкального произведения артистом - домристом;
с) Типовые особенности анатомического строения рук и пальцев исполнителя.
У домристов бывают широкие и узкие ладони, различные по длине, толщине и степени растяжки пальцы. Эти различия оказывают влияние на выбор ими аппликатуры. Основой для выбора рациональной аппликатуры служит взаимодействие следующих элементов:
а) Природы, конструкции инструмента;
б) Требуемого этой природой расположения пальцев на грифе;
в) Фактура музыкального произведения.
В некоторых случаях различные виды расположения пальцев на грифе, обусловливаемые, с одной стороны – природой инструмента, с другой – фактурой музыкального произведения, находящихся между собой в противоречии, создают для исполнителя большие неудобства в виде так называемых «технически неудобных мест». Подобные случаи встречаются довольно часто, т.к. композиторы, пишущие сольные произведения для того или иного инструмента, не всегда полностью учитывают его технические возможности. Отсюда распространенность различных исполнительских редакций одного и того же произведения, иногда отличающихся от первоначального авторского текста и представляющих часто приспособление фактуры уже написанного произведения к техническим возможностям инструмента или индивидуальным возможностям игры редактора – исполнителя.
Часто композиторы пишут произведения в сотрудничестве с выдающимися исполнителями. Некоторые произведения писались в расчете на исполнительские возможности того или иного крупного артиста. Так, например, «Интродукция и Рондо каприччио» Сен-Санса было написано композитором специально для П. Сарасате. Он обладал маленькими руками, с трудом брал октаву, почти не применял игру двойными нотами. Отсюда, в этом произведении преобладает мелкая «жемчужная» пассажная техника, которой славился П. Сарасате.
Под природой струнного инструмента, определяющей границы его технических и аппликатурных возможностей, следует понимать:
- способ извлечения звука;
- количество струн и их строй;
- диапазон инструмента.
Игра на домре требует четко дифференцированных движений пальцев левой руки, точной координации их в процессе исполнения со слуховыми импульсами и движениями правой руки, управляющей медиатором. Особая сложность техники игры на домре заключается в совершенно различных двигательных функций левой и правой рук. Анализ приемов струнной аппликатуры показывает, что та или иная аппликатура обуславливает не только различные движения пальцев, их расположение и чередование на грифе, но так же и движения кисти и локтя, в зависимости от высоты и сочетания исполняемых звуков. Игра в пределах нескольких позиций вызывает необходимость применения в большой степени комбинированных движений пальцев, кисти и локтя левой руки. В технике двойных нот заключается в одновременном движении двух рядов пальцев на двух смежных струнах.
Игра плохой и неудобной аппликатурой означает наличие неестественных движений левой руки. Отсюда следует, что лучшая аппликатура обеспечивает наиболее целесообразное расположение пальцев на грифе для данной звуковой последовательности при правильном положении руки в данной позиции.
Существует 3 вида расположения пальцев на грифе: естественное, суженное и расширенное.
Естественное расположение пальцев: если правильно держать домру и предоставить пальцам свободно падать на струны, то первый и второй пальцы наклонятся несколько наискось к грифу, в то время, как третий и четвертый будут держаться в направлении, пересекающем воображаемое продолжение направления первых двух пальцев. При этом расположение свободно падающих пальцев на струну даст следующие интервалы: между первым и вторым – тон; между третьим и четвертым – тон. Это расположение, образующее на одной струне интервал чистой кварты между первым и четвертым пальцами, является естественным расположением пальцев, которое и служит основой струнной аппликатуры.
Суженное расположение пальцев: в процессе игры часто приходится уплотнять естественное расположения пальцев на грифе, суживая квартовое расположение первого и четвертого пальцев на одной струне до уменьшенной кварты и малой терции.
Расширенное расположенияе пальцев: естественное квартовое расстояние между первым и четвертым пальцами на одной струне может быть расширенно до интервала ув.4 и ч.5 (в низком регистре), сексты и септимы – в высоком.
Суженное и расширенное расположения пальцев на грифе является одним из важных ресурсов аппликатурных сочетаний и вспомогательным приемом для незаметной смены позиций.
Позицией называется положение левой руки на грифе, определяемое соотношением и взаимодействием первого и большого пальцев и позволяющее исполнить, не сдвигая руки с места, заданную последовательность звуков. Место положения позиции определяется расстоянием первого пальца (поставленного на струну) от порожка. В зависимости от изменения этого расстояния и соответствующего ему изменения положения большого пальца, осуществляемого последовательным сдвиганием руки вверх, вдоль грифа по тонам и полутонам, принято делить гриф домры на позиции. Первой позицией называется такое положение первого пальца по отношению порожка, при котором с учетом заданной тональности, берется интервал большой, малой, а иногда и ув.2. Деление грифа домры на позиции является рациональным вспомогательным средством, при начальном обучении облегчающим овладением учащихся грифом. Порядковое представление позиции дает возможность уточнить деятельность пальцев по мысленно распределенным участкам грифа и способствует развитию ощущения расстояний. В современной практике игры на домре широко используются различные виды расположения пальцев на грифе, одновременная игра в смежных позициях. В таких случаях невозможно определить в какой позиции находится рука. Позицию следует рассматривать как временную точку опоры для деятельности пальцев, меняющихся каждый раз в соответственности с требованиями, предъявляемыми конкретным заданием.
Техника левой руки является в основном техникой переходов из позиции в позицию. Выбор рациональной аппликатуры приобретает первостепенное значение, т.к. плавная смена позиций зависит не только от мастерства домриста, но и от применения при переходах рациональной аппликатуры. Плохая, нерациональная аппликатура ухудшает качество переходов из позиции в позицию, делает их более заметными и шероховатыми.
Существуют следующие способы смен позиций при помощи:
- Скольжение одним и тем же пальцем;
- Скольжение одного пальца с последующим падением на струну другого;
- Сужение пальцев;
- Растяжки пальцев;
- Кроме того, в некоторых случаях, возможно осуществлять смены позиций простым перемещением руки, без скольжения, используя звучание открытой струны.
В практике струнной игры чаще применяется второй способ. Правильная смена позиции заключается при данном способе в легком скольжении пальцев по струне, которое является вспомогательным приемом, позволяющим плавно перенести руку в нужное новое положение. Скольжение пальца должно быть незаметным, для чего нажим пальца на струну во время скольжения должен ослабевать по мере приближения к требуемой позиции. Переходы можно осуществлять:
а) Смежными пальцами: с нижележащего на вышележащий – с 1 на 2, со 2 на 3, с 3 на 4;
б) Несмежными пальцами: с нижележащего на вышележащий – с 1 на 3, со 2 на 4, с 1 на 4;
в) Смежными пальцами: с вышележащего на нижележащий – со 2 на 1, с 3 на 2, с 4 на 3;
г) Несмежными пальцами: с вышележащего на нижележащий – с 3 на 1, с 4 на 2, с 4 на 1.
Кантилена – певучая, напевная мелодия – является главным ресурсом выразительной игры на домре. Качество домры – ее певучесть – зависит не только от техники правой руки (непрерывность медиатора, ровность, плавность звука), но и от техники левой руки (способ перехода в левой руке от отдельного звука к другому, связывание их). Вопрос, в какой мере аппликатурные приемы могут быть использованы как средство к достижению выразительной игры на домре, тесно связан с одним из наиболее сложных вопросов струнной педагогики – о художественном значении приема глиссандо и о способах его исполнения. Под глиссандо понимается скольжение от одного звука к другому. В практике струнной игры применяются 2 вида скольжений.
В первом случае скольжение является необходимым вспомогательным приемом для перехода из позиции в позицию; во втором – оно служит средством усиления выразительности. Отсюда существенное различие в самом характере этих скольжений и в способе их исполнения.
Усиливая различия в своей работе, предполагает установит следующую терминологию: быстрое скольжение (в технических пассажах) называть глиссандо; выразительное, более замедленное скольжение ( в кантилене) – портаменто. Вопрос о выразительном скольжении – портаменто – значительно сложнее, чем вопрос о вспомогательном приеме быстрого скольжения глиссандо.
Портаменто – это замедленный переход, беззвучное скольжение. Использование его как выразительного средства и певучего соединения двух звуков индивидуально, но тем не менее не может быть применяемо везде и всюду. Оно должно всегда находиться в неразрывной связи с музыкальным содержанием исполняемой пьесы или данного ее отрывка. Оно должно усиливать выразительность и подчеркивать значение тех звуков, которые в данной музыкальной фразе являются наиболее важными. Аппликатура в кантилене как средство художественной выразительности неразрывно связана с фразировкой. Цельность фразы, тембр и характер звучания, требуемые содержанием мелодии, должны в первую очередь руководить выбором аппликатуры в кантилене. Каждая художественная музыкальная фраза обязывает к совершенному ее исполнению. Неправильная аппликатура, как и неверный штрих, нарушает цельность художественной фразировки и приводит к искажению музыкального смысла исполняемого произведения. Если в технических местах нужно принимать во внимание удобство, приносимое той или иной аппликатурой, помогающей преодолеть быструю смену переходов, скачков и растяжек, то в кантилене (более медленный темп) возможна аппликатура, допускающая большее число переходов в целях выразительности звучания. Таким образом, аппликатура, целесообразная для кантилены в медленном движении, может оказаться непригодной при исполнении этого же отрывка в быстром темпе.
Аппликатуру часто устанавливать нельзя, т.к. при игре в настоящем темпе, она может оказаться слишком трудной и непригодной, поэтому не следует ждать когда отрывок будут готов, а сыграть его в настоящем темпе, проверить оптимально - намеченную аппликатуру.
Выбор аппликатуры должен определяться тембровой окраской, необходимой для исполнения той или иной фразы. Аппликатура имеет не только техническое значение и поэтому нельзя руководствоваться при выборе ее лишь и исполнительскими удобствами. В исполнительской практике часто приходится отступать от аппликатурных удобств и мириться с более трудной аппликатурой, если она направлена на исполнение художественных задач.
Аппликатура как элемент художественного исполнения неотделима от звучания, поэтому различная аппликатура означает различное звучание. Раскрытие идейно-эмоционального содержания музыкального произведения, выявление всего богатства звучания домры является одной из главных задач, стоящих перед домристом-исполнителем. Наиболее трудным моментом является исполнение скачков, встречающихся часто в пассажах или в мелодическом построении. В таких случаях, аппликатура должна быть по возможности удобной и легкой в пассажах, но самое главное, не делает аппликатуру чрезмерно трудной, чтобы не исказить характер исполнения.
«Наилучшей является та аппликатура, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом. Она же будет и самой красивой аппликатурой» Г.Нейгауз.
Литература
- Нейгауз Г.Г «Об искусстве фортепианной игры» - М.,1967
- Чунин В.С. «Аппликатура начального этапа обучения домриста» - М., 1988