Позиционные системы счисления
Арифметические операции
в позиционных системах счисления.
Ответьте на вопросы :
- Что называют системой счисления(СС)?
- Какие виды систем счисления вы знаете?
- Какая система называется непозиционной?
- Приведите примеры непозиционной системы счисления
- Какая система называется позиционной?
- Приведите примеры позиционной системы счисления
- Что называется основанием в позиционной системе счисления?
Ответ:
1. СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
2. ПОЗИЦИОННЫЕ и НЕПОЗИЦИОННЫЕ
3. СС в которой значение цифры не зависит от ее положения в числе.
4. РИМСКАЯ I(1), II (2), III(3), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000).
5. В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.
6. АРАБСКАЯ десятичная система –используются
цифры от 0 до 9 , двоичная – цифры 0 1
7. В позиционных СС количество цифр (знаков в алфавите) называется ОСНОВАНИЕМ СС
Человек использует десятичную систему счисления, а компьютер – двоичную. Поэтому часто возникает необходимость перевода чисел из десятичной системы в двоичную.
Вспомните правила перевода чисел из десятичной СС в двоичную:
- Делим число на основание системы счисления (на 2) до тех пор пока неполное частное будет меньше 2 (равно 1).
- Для записи числа запишем последнее неполное частное и затем остатки от последнего к первому.
Вспомните правила перевода чисел из двоичной СС в десятичную
Необходимо записать число в развернутой форме как сумму произведений цифр на основание системы счисления(2) в соответствующей номеру позиции степени и вычислить его значение .
Перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно
15 10 х 2
100110 2 х 10
Заполните пустые ячейки таблицы :
Система счисления
Основа ние
Десятичная
Алфавит цифр
10
2
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9
Восьмеричная
8
Шестнадцатеричная
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9, А(10), В(11), C(12), D(13), E(14), F(15)
Арифметические операции во всех позиционных системах счисления выполняются по одним и тем же хорошо известным Вам правилам.
Эти правила были изложены средневековым ученым Ал-Хорезми в книге «Об индийском счёте». Ал-Хорезми жил и творил IX веке. Арабский оригинал его арифметического труда утерян, но имеется латинский перевод XII века.
Эта книга сыграла очень большую роль в развитии европейской арифметики и внедрении индо-арабских цифр. Имя автора, в латинизированной форме ( Algorismus , Algorithmus ), стало обозначать в средневековой Европе всю систему десятичной арифметики, а правила стали называть алгоритмами . Отсюда и берёт начало современный термин алгоритм , который является одним из важнейших понятий науки информатики.
Рассмотрим основные арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Правила выполнения этих операций в десятичной системе хорошо известны — это сложение, вычитание, умножение столбиком и деление углом.
+ - х :
Сложение.
Сложение чисел в десятичной системе счисления.
Пример:
Двоичная система счисления.
В основе сложения двоичных чисел лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел:
0 +0=0
0 + 1=1
1 + 0=1
1 + 1=10
Важно обратить внимание на то, что при сложении двух единиц происходит переполнение разряда и производится перенос в старший разряд.
Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания.
Пример:
Проверка:
110 2 =1*2 2 +1*2 1+ 0*2 0 =6 10
11 2 =1*2 1 +1*2 0 =3 10
6 10 +3 10 =9 10
1001 2 =1*2 3 +0*2 2 +0*2 1 +1*2 0 =9 10
Вычитание.
Вычитание чисел в десятичной системе счисления.
Пример:
Двоичная система счисления.
В основе вычитания двоичных чисел лежит таблица вычитания одноразрядных двоичных чисел.
При вычитании из меньшего числа (0) большего(1) производится заём из старшего разряда. В таблице заём обозначен 1 с чертой:
0 -0=0
0 - 1=1 1
1 - 0=1
1 - 1=0
Пример:
Проверка:
110 2 =1*2 2 +1*2 1+ 0*2 0 =6 10
11 2 =1*2 1 +1*2 0 =3 10
6 10 -3 10 =3 10
Умножение .
Операции умножения выполняются по алгоритму, подобному алгоритму выполнения этих операций в десятичной системе счисления с последовательным умножением множимого на цифры множителя. (столбиком).
150
х
15
Пример:
750
+
150
2250
Двоичная система счисления.
В основе умножения двоичных чисел лежит таблица умножения одноразрядных двоичных чисел:
0 х 0=0
0 х 1=0
1 х 0=0
1 х 1 = 1
Пример:
Проверка:
110 2 =1*2 2 +1*2 1+ 0*2 0 =6 10
11 2 =1*2 1 +1*2 0 =3 10
6 10 *3 10 =18 10
10010 2 =1*2 4 +0*2 3 +0*2 2 +1*2 1 +0*2 0 =18 10
Деление.
Деление чисел в десятичной системе счисления.
Пример:
56
7
-
56
8
0
Операция деления выполняется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения операции деления в десятичной системе счисления. (углом)
Проверка:
110 2 =1*2 2 +1*2 1+ 0*2 0 =6 10
11 2 =1*2 1 +1*2 0 =3 10
6 10 :3 10 =2 10
Пример:
Закрепление нового материала
Задание :
Провести сложение, вычитание, умножение и деление двоичных чисел 1010 2 и 10 2 и проверить правильность выполнения арифметических действий.
РАБОТА по КАРТОЧКАМ
в группах
Задание1. Русская поговорка.
(Задание оценивается 3-мя баллами.)
Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности .
то
ип
ож
110
111
1000
ее
не
шь
чт
100
101
1
1001
шь
оп
ос
10
1010
11
Задание 2. Загадка поэта. (Задание оценивается 2-мя баллами.)
Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.
Ей было 1100 лет,
Она в 101 -й класс ходила,
В портфеле по 100 книг носила -
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато 100 -ногий.
Она ловила каждый звук
Своими 10 -ю ушами,
И 10 загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И 10 темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Задание 3.
(Задание оценивается 5-мя баллами.)
В таблице приведены номер точки и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления. Координаты некоторых точек нужно найти, выполнив арифметические действия в двоичной системе счисления. Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок.
№ точки
Координаты точки
X
1
Y
2
110 2
10 2
110 2
3
11 2
10 2
4
5
11 2
11 2 +11 2
11 2
6
101 2
7
101 2
110 2
8
100 2
101 2 +11 2
9
1001 2 - 10 2
111 2
1001 2
10
101 2 +110 2
111 2
1001 2
11
111 2
100 2 * 11 2
12
101 2
1001 2
13
10 2 +11 2
110 2
14
101 2
101 2 +100 2
15
10 2
1001 2
10 2
Подведение итогов урока
Прочтите начало фраз, выберите наиболее близкое вам высказывание и продолжите его
- Сегодня на уроке самым познавательным для меня было …
- Полученные сегодня на уроке знания я могу применить …
Выразите свое отношение к уроку смайликом
Домашнее задание:
Параграф 3.1.2. стр.80 по учебнику
Н. Угринович «Информатика и ИКТ»9 кл.,
задание 3.6., стр.82,