СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архитектурный облик Древней Руси

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В культуре Великого Новгорода, отделившегося от Киева, проявились черты самобытности. На его искусстве лежал отпечаток строгости и простоты. Лучшие новгородские мастера умели создавать подлинные шедевры архитектуры и  изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Архитектурный облик Древней Руси»

Искусство Великого Новгорода  Искусство Владимиро-Суздальского княжества  Искусство Московского княжества  Вывод
  • Искусство Великого Новгорода
  • Искусство Владимиро-Суздальского княжества
  • Искусство Московского княжества
  • Вывод
В культуре Великого Новгорода, отделившегося от Киева, проявились черты самобытности. На его искусстве лежал отпечаток строгости и простоты. Лучшие новгородские мастера умели создавать подлинные шедевры архитектуры и изобразительного искусства.

В культуре Великого Новгорода, отделившегося от Киева, проявились черты самобытности. На его искусстве лежал отпечаток строгости и простоты. Лучшие новгородские мастера умели создавать подлинные шедевры архитектуры и изобразительного искусства.

С середины 12 в. в Новгороде почти прекращается княжеское строительство и возникает множество небольших приходских храмов. Ярким образцом памятников новгородского зодчества последней трети XII века считается церковь Спаса Преображения на Нередице.

С середины 12 в. в Новгороде почти прекращается княжеское строительство и возникает множество небольших приходских храмов. Ярким образцом памятников новгородского зодчества последней трети XII века считается церковь Спаса Преображения на Нередице.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. Великий Новгород Облик церкви сдержан и строг. Один купол, три нефа, с востока три алтарные апсиды, две апсиды резко пониженные. Единственное украшение – аркатурный (в виде арки) пояс под куполом с восемью прорезанными узкими окнами.

Церковь Спаса Преображения на Нередице. Великий Новгород

Облик церкви сдержан и строг. Один купол, три нефа, с востока три алтарные апсиды, две апсиды резко пониженные. Единственное украшение – аркатурный (в виде арки) пояс под куполом с восемью прорезанными узкими окнами.

Архангел Михаил, фреска центральной апсиды Святитель Фока Мировую известность церкви принесли фрески, выполненные в необычном светлом колорите: сочетание жёлто-красной охры, нежно-зелёного и синего цветов. Белый цвет положен на лики святых крупными, рельефными мазками.

Архангел Михаил,

фреска центральной апсиды

Святитель Фока

Мировую известность церкви принесли фрески, выполненные в необычном светлом колорите: сочетание жёлто-красной охры, нежно-зелёного и синего цветов. Белый цвет положен на лики святых крупными, рельефными мазками.

В годы Великой Отечественной войны в результате фашистских обстрелов церковь была разрушена и многие фрески не сохранились. Сохранились лишь росписи алтарной части и нижних участков стен.

В годы Великой Отечественной войны в результате фашистских обстрелов церковь была разрушена и многие фрески не сохранились. Сохранились лишь росписи алтарной части и нижних участков стен.

Церковь Рождества Богородицы в Перыни Церковь Рождества Богородицы построена на месте языческого святилища в Перыне в XIII в. Создается новый тип церкви, ставший определяющим для новгородской архитектуры XIV-XVвв.

Церковь Рождества Богородицы в Перыни

Церковь Рождества Богородицы построена на месте языческого святилища в Перыне в XIII в. Создается новый тип церкви, ставший определяющим для новгородской архитектуры XIV-XVвв.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках 1406  Церковь Федора Стратилата на Ручью 1361  В последующих постройках менялись пропорции, форма покрытия, декор, но сам тип новгородских сооружений на протяжении 200 лет оставался неизменным.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках 1406

Церковь Федора Стратилата на Ручью 1361

В последующих постройках менялись пропорции, форма покрытия, декор, но сам тип новгородских сооружений на протяжении 200 лет оставался неизменным.

К высшим достижениям зодчих  можно отнести: Церковь Спаса Преображения на Ковалеве, 1345  Церковь Спаса Преображения на Ильине улице 1374  Церковь Симеона Богоприимца 1467

К высшим достижениям зодчих

можно отнести:

Церковь Спаса Преображения на Ковалеве, 1345 

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице 1374

Церковь Симеона Богоприимца 1467

Новгородская школа иконописии Новгородский мастер предпочитал цвета яркие, насыщенные, чистые - на излюбленном красном фоне (киноварь)  Воскрешение Лазаря Битва новгородцев с суздальцами В конце 13 века формируется новгородская школа иконописи. Её расцвет пришёлся на вторую половину 14в – начало 15 века. Множество икон погибло в огне средневековых пожаров и во время ВОВ.    Воскрешение Лазаря Икона «Битва новгородцев с суздальцами.

Новгородская школа иконописии

Новгородский мастер предпочитал цвета яркие, насыщенные, чистые - на излюбленном красном фоне (киноварь)

Воскрешение Лазаря

Битва новгородцев с суздальцами

В конце 13 века формируется новгородская школа иконописи. Её расцвет пришёлся на вторую половину 14в – начало 15 века. Множество икон погибло в огне средневековых пожаров и во время ВОВ.

 

Воскрешение Лазаря

Икона «Битва новгородцев с суздальцами.

Тесное творческое содружество связывало новгородских мастеров с византийскими художниками, среди которых особенно выделялся Феофан Грек . Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Краски изобилуют оттенками тонов. Формы моделирует при помощи света используя белила и блики, что более точно передаёт объём.

Тесное творческое содружество связывало новгородских мастеров с византийскими художниками, среди которых особенно выделялся Феофан Грек . Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Краски изобилуют оттенками тонов. Формы моделирует при помощи света используя белила и блики, что более точно передаёт объём.

Первой известной русской работой Феофана была роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, построенной в 1374 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1374 Согласно Третьей Новгородской летописи мастер расписал храм в 1378 г. по заказу боярина Василия Даниловича и горожан Ильиной улицы. Главное содержание росписи – явление божественного света в мир и преображение творения божественными энергиями.

Первой известной русской работой Феофана была роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, построенной в 1374 г.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1374

Согласно Третьей Новгородской летописи мастер расписал храм в 1378 г. по заказу боярина Василия Даниловича и горожан Ильиной улицы. Главное содержание росписи – явление божественного света в мир и преображение творения божественными энергиями.

Старец Макарий Египетский Донская икона Божией Матери Живопись Феофана отличается свободой композиции, индивидуальными чертами изображаемых персонажей, необычайной выразительностью. Фрески Феофана выглядят суровыми и грозными. Феофан оказал большое влияние на новгородскую живопись.

Старец Макарий Египетский

Донская икона Божией Матери

Живопись Феофана отличается свободой композиции, индивидуальными чертами изображаемых персонажей, необычайной выразительностью. Фрески Феофана выглядят суровыми и грозными. Феофан оказал большое влияние на новгородскую живопись.

С середины XII крупнейшим центром Руси становится Владимиро – Суздальское княжество.

С середины XII крупнейшим центром Руси становится Владимиро – Суздальское княжество.

Андрей Боголюбский   (1157-1174) В основе архитектурного творчества этого периода лежала идея объединении Руси под властью Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского. Разворачивается широкомасштабное строительство новых городов. Помимо древних городов - Ростова, Суздаля, Ярославля, выдвигаются новые: Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва и особенно Владимир. Здесь создаются выдающиеся памятники искусства. Многие из которых сохранились до наших дней.

Андрей Боголюбский  (1157-1174)

В основе архитектурного творчества этого периода лежала идея объединении Руси под властью Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского. Разворачивается широкомасштабное строительство новых городов. Помимо древних городов - Ростова, Суздаля, Ярославля, выдвигаются новые: Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва и особенно Владимир. Здесь создаются выдающиеся памятники искусства. Многие из которых сохранились до наших дней.

Ведется строительство новой столицы княжества – г.Владимира. Боголюбский возвёл укрепления и определил градостроительную структуру, в которой главное место отвёл возведению Успенского собора. Успенский собор во Владимире. 1158-1160гг. При Андрее Боголюбском , владимиро-суздальская архитектура достигла наибольшего расцвета. Храмы строили из белого тесаного камня на известковом растворе, увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.

Ведется строительство новой столицы княжества – г.Владимира. Боголюбский возвёл укрепления и определил градостроительную структуру, в которой главное место отвёл возведению Успенского собора.

Успенский собор во Владимире. 1158-1160гг.

При Андрее Боголюбском , владимиро-суздальская архитектура достигла наибольшего расцвета. Храмы строили из белого тесаного камня на известковом растворе, увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.

Успенский собор стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Расположенный на высоком берегу Клязьмы, он господствовал над городом и его окрестностями, а золотой купол собора было видно на многие версты вокруг.

Успенский собор стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Расположенный на высоком берегу Клязьмы, он господствовал над городом и его окрестностями, а золотой купол собора было видно на многие версты вокруг.

 По высоте Успенский собор во Владимире превосходил Софийские соборы Киева и Великого Новгорода. Сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта «червонным золотом», за что он получил наименование «Златоверхого». Вначале был одноглавым, а в последствии 5-и-главым. Высота храма в 2 раза превышает его ширину.

По высоте Успенский собор во Владимире превосходил Софийские соборы Киева и Великого Новгорода. Сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта «червонным золотом», за что он получил наименование «Златоверхого». Вначале был одноглавым, а в последствии 5-и-главым. Высота храма в 2 раза превышает его ширину.

 Центральное место в Успенском соборе занимала византийская икона Владимирской Богоматери. От первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты орнаментальной живописи, в которой угадывается высокий профессионализм выполнявших ее художников.

Центральное место в Успенском соборе занимала византийская икона Владимирской Богоматери. От первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты орнаментальной живописи, в которой угадывается высокий профессионализм выполнявших ее художников.

 Одновременно с храмом началось строительство резиденции владимирских князей в Боголюбово, неподалёку от которой был возведён белокаменный Храм Покрова Пресвятой Богородицы на реке Нерли, 1165г .

Одновременно с храмом началось строительство резиденции владимирских князей в Боголюбово, неподалёку от которой был возведён белокаменный Храм Покрова Пресвятой Богородицы на реке Нерли, 1165г .

 Церковь Покрова на Нерли - шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Её называют

Церковь Покрова на Нерли - шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Её называют "белой лебедью" русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой.

 С помощью удачно выбранных форм, пропорций и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленность в высь. Впервые в оформление фасадов были использованы архитектурные сооружения – рельефы в виде женских и львиных масок, а также три сюжетные композиции, по одной на каждом фасаде.

С помощью удачно выбранных форм, пропорций и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленность в высь. Впервые в оформление фасадов были использованы архитектурные сооружения – рельефы в виде женских и львиных масок, а также три сюжетные композиции, по одной на каждом фасаде.

В центре каждого фасада находится рельефная фигура знаменитого библейского царя Давида-псалмопевца. Зачарованные его музыкой, присмирели львы, птицы и грифоны.

В центре каждого фасада находится рельефная фигура знаменитого библейского царя Давида-псалмопевца. Зачарованные его музыкой, присмирели львы, птицы и грифоны.

Храм внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО  … Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства… И. Э. Грабарь

Храм внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО 

Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства… И. Э. Грабарь

Важнейшую роль в художественном оформлении владимирских храмов играла резьба по камню. Резчики проявляли подлинное мастерство, черпая вдохновение в народных традициях декоративно-прикладного искусства. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и обилием украшений выделяется Дмитриевский собор 1194 – 1197 г.г

Важнейшую роль в художественном оформлении владимирских храмов играла резьба по камню. Резчики проявляли подлинное мастерство, черпая вдохновение в народных традициях декоративно-прикладного искусства. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и обилием украшений выделяется Дмитриевский собор

1194 – 1197 г.г

Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от аркатурно - колончатого пояса до самого купола – главная примечательность собора. Стены украшают около 600 рельефов.

Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от аркатурно - колончатого пояса до самого купола – главная примечательность собора. Стены украшают около 600 рельефов.

Фигуры Христа, пророков и апостолов, мучеников и святых воинов сочетаются с изображениями зверей, львиными масками и цветущими деревьями.

Фигуры Христа, пророков и апостолов, мучеников и святых воинов сочетаются с изображениями зверей, львиными масками и цветущими деревьями.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли Дмитриевский собор

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли

Дмитриевский собор

Золотые ворота  — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.

Золотые ворота  — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.

В XIV веке русские земли начинают объединяться вокруг Москвы. Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда же приглашали и иноземных зодчих. В деревянной Москве началось сооружение первых каменных построек.

В XIV веке русские земли начинают объединяться вокруг Москвы. Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда же приглашали и иноземных зодчих. В деревянной Москве началось сооружение первых каменных построек.

Успенский собор 1326 Архангельский собор 1333 В Москве возводят белокаменные храмы, самыми значительными из которых были Успенский и Архангельский соборы, сооружается новая дубовая крепость.

Успенский собор 1326

Архангельский собор 1333

В Москве возводят белокаменные храмы, самыми значительными из которых были Успенский и Архангельский соборы, сооружается новая дубовая крепость.

Московский кремль 1367 В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, владимирское великое княжение стало наследственной собственностью московских князей, были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, был построен белокаменный  Московский Кремль, который стал важнейшим оборонительным объектом.

Московский кремль 1367

В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, владимирское великое княжение стало наследственной собственностью московских князей, были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, был построен белокаменный  Московский Кремль, который стал важнейшим оборонительным объектом.

Кутафья башня Кремля Благовещенская башня Кремля Белокаменный Кремль – становиться важнейшим оборонительным объектом. Стены имели протяжённость около 2000 м. Крепость насчитывала всего 9 башен, 6 из которых имели проездные ворота. Москва приобрела славу «сильного и славного града».

Кутафья башня Кремля

Благовещенская башня Кремля

Белокаменный Кремль – становиться важнейшим оборонительным объектом. Стены имели протяжённость около 2000 м. Крепость насчитывала всего 9 башен, 6 из которых имели проездные ворота. Москва приобрела славу «сильного и славного града».

Икона звенигородского чина «Спас Вседержитель» от времени и в результате механических повреждений она сильно пострадала, некоторые фрагменты оказались утраченными. Однако сохранилось главное - лик Христа и часть его одежды. У Рублева Спас- именно Спаситель, Утешитель, заступник. Его глубоко человеческий облик овеян добротой и состраданием к людям. Надпись на иконе, взята из Евангелия, гласит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные».

Икона звенигородского чина «Спас Вседержитель» от времени и в результате механических повреждений она сильно пострадала, некоторые фрагменты оказались утраченными. Однако сохранилось главное - лик Христа и часть его одежды. У Рублева Спас- именно Спаситель, Утешитель, заступник. Его глубоко человеческий облик овеян добротой и состраданием к людям. Надпись на иконе, взята из Евангелия, гласит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные».

Андрей Рублев и Даниил Черный Апостолы и ангелы. Фрагмент фрески «Страшный суд» Второй раз в летописи Андрей Рублев упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.

Андрей Рублев

и Даниил Черный

Апостолы и ангелы. Фрагмент фрески «Страшный суд»

Второй раз в летописи Андрей Рублев упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.

На центральной иконе «Спас в Силах» изображен Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на престоле. Обрамляющие Христа красный ромб, голубовато-зеленый овал и красный четырехугольник символизируют его славу и «силы», небесные (в овале) и земные (символы четырех евангелистов по углам ромба). Чистые, мягко звучащие тона иконы, ее торжественный и четкий ритм свидетельствуют о высоком мастерстве художника.

На центральной иконе «Спас в Силах» изображен Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на престоле. Обрамляющие Христа красный ромб, голубовато-зеленый овал и красный четырехугольник символизируют его славу и «силы», небесные (в овале) и земные (символы четырех евангелистов по углам ромба). Чистые, мягко звучащие тона иконы, ее торжественный и четкий ритм свидетельствуют о высоком мастерстве художника.

  Несмотря на феодальную раздробленность, в очертаниях храмов прослеживается единый тип русского храма, лишь в зависимости от политической значимости и экономической развитости княжеств, храмы различаются масштабами, количеством куполов, богатством внутренней и внешней (резной) отделки. 3а века они претерпевали многочисленные перестройки и переделки, которые можно обнаружить зачастую только в результате специального изучения. Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры.

Несмотря на феодальную раздробленность, в очертаниях храмов прослеживается единый тип русского храма, лишь в зависимости от политической значимости и экономической развитости княжеств, храмы различаются масштабами, количеством куполов, богатством внутренней и внешней (резной) отделки.

3а века они претерпевали многочисленные перестройки и переделки, которые можно обнаружить зачастую только в результате специального изучения. Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!